Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное поведение и социальная игра -




Социальное поведение и социальная игра -

уровень 1

Социальные навыки 0-М Нулевой балл

 


 

Если при оценке социальных навыков зачтено 0 баллов, подготовленный поведенческий аналитик должен провести функциональный анализ потенциальных причин подобного поведения ребенка. В целом, дети достаточно общительны, в том числе многие дети с диагнозом «аутизм». Несформированность социального поведения может означать, что в окружающей среде присутствуют переменные, которые делают взаимодействие с другими людьми аверсивным (неприятным) или не поощряющим фактором. Как только определена причина или ряд причин, можно начинать вмешательство. Возможные процедуры могут включать процедуры парного обусловления для повышения значимости общения с другими людьми, более интенсивного предоставления поощрений, тренинга манд-реакций, выявления и создания мотивационных операций, а также сокращения аверсивного контроля (Sundberg & Partington, 1998).

Социальные навыки 1-М Как одну из форм реакции манд ребенок использует зрительный контакт, не менее 5 раз

 


 

Если ребенок устанавливает зрительный контакт в качестве реакции манд, это является хорошим знаком. В данном случае, значимость общения с окружающими является высокой и онообладает усиливающими свойствами. Это очень важный фактор, поскольку основная часть социального поведения предполагает, что ребенок любит находиться рядом с другими людьми. Если люди являются неприятным стимулом, любой связанный с ними стимул также может стать неприятным, например, их голоса. Если ребенок проявляет ограниченный интерес к другим людям, следует увеличить систематическое использование усиления и процедур парного обусловления и сократить все возможные аверсивные (неприятные) переменные, которые могут оказывать воздействие на ребенка (например, голос и тон голоса взрослого могут быть неприятными для ребенка). Перечень дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Социальные навыки».

Социальные навыки 2-М Показывает, что хочет, чтобы его взяли на руки или поиграли с ним, 2 раза (например, забирается к маме на колени)

 


 

Если социальные навыки оценены в 2 балла, в репертуаре ребенка есть некоторые формы социального взаимодействия, хотя он может не взаимодействовать со сверстниками. Цели для такого ребенка на данном этапе должны включать обращение к взрослым с просьбой о социальном и физическом взаимодействии (например, «пощекочи», «на ручки», «прятки», «покрути»), внимание по отношению к сверстникам, позволение сверстникам находиться в непосредственной физической близости, и имитация действий сверстников.

Социальные навыки 3-М Спонтанно устанавливает зрительный контакт с другими детьми, 5 раз

 


 

У некоторых детей наблюдается социальное взаимодействие со взрослыми, тогда как социальное взаимодействие со сверстниками отсутствует (существует целый ряд возможных причин, по которым сверстники могут быть аверсивным (неприятным) стимулом). Если ребенок устанавливает зрительный контакт со сверстниками, но не приближается к ним или не взаимодействует с ними, должны быть реализованы процедуры обусловления и повышения значимости общения со сверстниками. Многие из этих процедур являются аналогичными тем, что были предложены в случае с взрослыми выше (например, парное обусловление,

 


тренинг манд, взаимодействие с предоставлением подсказок и др. ). Целью на данном этапе является не вербальное взаимодействие со сверстниками, а скорее физическая близость к ним (параллельная игра) и имитативное поведение.

Социальные навыки 4-М Спонтанно играет рядом с другими детьми суммарно в течение 2 минут (например, сидит в песочнице рядом с другими детьми)

 


 

Умение играть параллельно с другими детьми, вероятно, является одной из наиболее значительных вех в раннем социальном развитии. Если ребенок спонтанно приближается к другим детям, играя неподалеку от них (например, в песочнице, у поверхности воды, в детской крепости или в игровых конструкциях), или играет рядом с ними в свои собственные игры, следующим шагом является акцент на формировании специфического взаимодействия со сверстниками и установления контроля стимулов. Действия сверстников должны стать предшествующим фактором для реакций ребенка, включая моторную имитацию (например, засыпание песка таким же образом, как это делает сверстник), эхо (повторение слов и звуков за сверстником) и подвижную деятельность (бег за сверстником или следование за ним). Для формирования данного контроля стимулов следует использовать процедуры предоставления подсказок и дифференциального усиления. Как только данные навыки сформируются, важно сконцентрироваться на постепенном удалении подсказок и поощрений со стороны взрослых. Усиление социального поведения должно в итоге стать либо автоматическим, либо опосредованным сверстниками.

Социальные навыки 5-М Спонтанно следует за сверстниками или имитирует их моторное поведение, 2 раза (например, идет за сверстником в игрушечный домик)

 


 

Если по шкале социальных навыков засчитано 5 баллов, акцент в работе должен быть сделан на обучении ребенка проявлять инициативу к взаимодействию со сверстниками. Как правило, детям легче проявить инициативу невербально, чем вступить в вербальное взаимодействие. Игровая, групповая деятельность, активность на улице предоставляют хорошую возможность дать ребенку подсказку к инициативе невербального взаимодействия со сверстником (обмен игрушками, действия с игрушками, передача предметов друг другу, подвижные игры или соревнования). Социальные игры (такие как прятки, хороводы) также являются хорошим поводом для обучения ребенка инициативе в социальном взаимодействии. Первыми видами вербальных инициаций, как правило, являются реакции манд или комбинации реакций манд и такт (например, «Грузовик с мороженым! »). Процедуры обучения таким манд-реакциям включают предоставление поощрений, обладающих высокой ценностью для ребенка или для сверстника, и подсказки ребенку к тому, чтобы он обратился к сверстнику с просьбой.

Предлагаемые цели ИПО для навыков социального поведения и социальной игры уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка).

• Ребенок спонтанно следует за сверстником или имитирует его моторное поведение по крайней мере 10 раз в день.

• Ребенок спонтанно обращается с просьбой к сверстникам как минимум 10 раз в день.

• Ребенок спонтанно просит других обратить внимание на тот же стимул, на который обращает внимание он, хотя бы 5 раз в день.

• Ребенок выступает как слушатель для сверстника, как минимум 10 раз в один день.

• Ребенок спонтанно копирует вокальное поведение сверстников (эхо-реакции) по крайней мере, 10 раз в день.

• Ребенок спонтанно реагирует на просьбы сверстников хотя бы 10 раз в день.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...