Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моторная имитация - уровень 1




Имитация 0-М Нулевой балл

 


 

Если по шкале эхо-имитации зачтено 0 баллов, следует немедленно начать работу над обучением ребенка данному навыку. Способность наблюдать за другими людьми и имитировать их является фундаментом для многих навыков (например, игровых, социальных, навыков самопомощи). Ребенка следует обучить имитировать действия других посредством использования физических подсказок, постепенного их удаления и дифференциального усиления. Процедуры и более подробные стратегии вмешательства для ребенка, который не умеет имитировать, можно найти в работах авторов Leaf & McEachin (1998) и Lovaas (2003).

Имитация 1-М Ребенок имитирует 2 движения большой моторики, когда ему дают вербальную подсказку «Сделай так! » (хлопает в ладоши, поднимает руки и т. д. )

 


 

В случае многих детей способность имитировать 2 формы моторного поведения может быть значительным шагом. Если моторная имитация развита значительно слабее по сравнению с другими областями навыков, следует вести более интенсивную работу над обучением ребенка имитировать поведение других людей, в ситуациях, в которых ребенок мог бы получить удовольствие (например, подвижные игры, танцы и т. д. ). Если баллы ребенка в других областях навыков уровня 1 приблизительно одинаковые, в таком случае тренинг имитации должен проводиться на ежедневной основе наряду с обучением другим навыкам. Если ребенку не удается имитировать звуки (баллы от 0 до 1 за оценку эхо-навыков), но он способен имитировать некоторые моторные движения, есть вероятность, что для такого ребенка может оказаться полезным использование языка жестов в качестве способа развития ранних реакций манд и такт (см. обучающие процедуры для тренинга ранних манд-реакций с использованием языка жестов, описанные Сандбергом и Партингтоном, 1998). Перечень дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Моторная имитация».

Имитация 2-М Имитирует 4 движения большой моторики после подсказки «Сделай так! »

 


 

На начальном этапе работы ребенок может продвинуться в приобретении навыка имитации быстрее, чем в других областях навыков, так как именно в этом навыке доступны физические подсказки и естественные поощрения, свойственное имитации. Например, игра в прятки может быть забавной для ребенка, и ребенок может начать закрывать себе глаза, что является частичной имитацией, а также, может быть, и реакцией манд для продолжения игры. Тренинг имитации с использованием и без использования предметов должен стать основным направлением работы в ежедневной программе вмешательства. Акцент во вмешательстве на данном этапе должен быть сосредоточен на увеличении количества имитативных реакций, обобщении для других людей и условий окружающей среды и т. п., а также на обучении имитации с использованием предметов. Ребенок, получивший 2 балла по шкале «Имитация», и 0 или 1 балл по шкале «Эхо», может быстро продвинуться в приобретении репертуара манд-реакций с использованием языка жестов.

Имитация 3-М Имитирует 8 моторных движений, 2 из которых предполагают использование предметов (например, встряхивание маракасом, удары палочкой о палочку и др. )

 


 

Зачастую основная часть имитативных поведений у ребенка, получившего 3 балла в данном разделе VB-MAPP, представляет собой движения большой моторики (например, хлопки в ладоши, удары по столу, поднятие рук вверх, удары по барабану при помощи барабанной палочки). На этом этапе такие навыки должны и дальше укрепляться, но постепенно следует вводить движения мелкой моторики, например, шевеление пальцами (в качестве знака для щекотки).

Одной из первоначальных целей тренинга имитации является формирование «обобщенного репертуара имитации». То есть, в результате обучения ребенок приобретает способность имитировать новое поведение с первой попытки. Другие первостепенно важные цели включают имитацию без подсказок, спонтанную имитацию и имитацию сверстников. Также важно сформировать навык имитации действий сверстников и спонтанной имитации. Обучение навыкам имитации может способствовать концентрации внимания и развитию зрительного контакта, а также формированию гибкости мышления и адаптации к изменениям.

Имитация 4-М Спонтанно имитирует моторное поведение других людей в пяти различных ситуациях

 


 

Способность спонтанно имитировать поведение других людей будет иметь огромное значение для ребенка. Например, если ребенок не знает что делать, он может следовать примеру других (например, через какую дверь зайти в группу, как использовать определенную игрушку и т. д. ). Если за навык имитации засчитано 4 балла, можно сделать вывод о том, что ребенок начинает приобретать основу имитативного репертуара. Когда навык имитации развивается пропорционально другим навыкам уровня 1, акцент в ежедневной работе должен сохраняться. В том случае, когда данный навык развивается медленнее, должно быть реализовано более интенсивное обучение. Если навык имитации опережает остальные (распространенная ситуация), его необходимо использовать как вспомогательный при обучении другим навыкам. К примеру, использовать имитацию для развития навыков манд и такт посредством языка жестов. Также вероятно, что тренинг моторной имитации может содействовать и развитию эхо-навыков, если обучить ребенка специфическим образом контролировать моторные последовательности в поведении.

Имитация 5-М Имитирует 20 моторных движений любого типа (например, мелкая моторика, крупная моторика, имитация с предметами)

 


 

Если навык имитации оценен в 5 баллов, вероятно, ребенок начинает проявлять ранние признаки «обобщенного имитативного репертуара». В том случае, когда балл по шкале навыков имитации сбалансирован с баллами по другим шкалам, следует переходить к функциональным формам имитации (например, игра с игрушкой, навыки самопомощи, социальные и игровые навыки), двухкомпонентной имитации (хлопки в ладоши и прыжки) и двухступенчатым цепочкам имитативного поведения (взять в руки платок и вытереть нос). Также нужно использовать процедуры дифференциального усиления спонтанной имитации и имитации действий сверстников. Иногда в начале программы балы по шкале имитации высоки (например, 5 баллов), тогда как баллы по шкалам эхо, манд и такт-реакций могут составлять от 0 до 1. В таком случае следует взвесить введение языка жестов, как системы альтернативной коммуникации, для развития манд и такт-реакций.

Предлагаемые цели НПО для навыков моторной имитации уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка).

• Ребенок будет имитировать как минимум 8 моторных движений и 6 действий, предполагающих использование предмета, по инструкции.

• Ребенок будет имитировать 25 или более моторных движений любого типа по инструкции.

• Ребенок будет имитировать 25 двухступенчатых последовательностей моторного поведения.

• Ребенок будет имитировать как минимум 25 двухкомпонентных функциональных действий.

• Ребенок будет имитировать спонтанно действия взрослых или сверстников 10 раз в течение одного дня.

 

Субтест «Оценка ранних эхо-навыков» (EESA) -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...