Моторная имитация - уровень 1
Если по шкале эхо-имитации зачтено 0 баллов, следует немедленно начать работу над обучением ребенка данному навыку. Способность наблюдать за другими людьми и имитировать их является фундаментом для многих навыков (например, игровых, социальных, навыков самопомощи). Ребенка следует обучить имитировать действия других посредством использования физических подсказок, постепенного их удаления и дифференциального усиления. Процедуры и более подробные стратегии вмешательства для ребенка, который не умеет имитировать, можно найти в работах авторов Leaf & McEachin (1998) и Lovaas (2003).
В случае многих детей способность имитировать 2 формы моторного поведения может быть значительным шагом. Если моторная имитация развита значительно слабее по сравнению с другими областями навыков, следует вести более интенсивную работу над обучением ребенка имитировать поведение других людей, в ситуациях, в которых ребенок мог бы получить удовольствие (например, подвижные игры, танцы и т. д. ). Если баллы ребенка в других областях навыков уровня 1 приблизительно одинаковые, в таком случае тренинг имитации должен проводиться на ежедневной основе наряду с обучением другим навыкам. Если ребенку не удается имитировать звуки (баллы от 0 до 1 за оценку эхо-навыков), но он способен имитировать некоторые моторные движения, есть вероятность, что для такого ребенка может оказаться полезным использование языка жестов в качестве способа развития ранних реакций манд и такт (см. обучающие процедуры для тренинга ранних манд-реакций с использованием языка жестов, описанные Сандбергом и Партингтоном, 1998). Перечень дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Моторная имитация».
На начальном этапе работы ребенок может продвинуться в приобретении навыка имитации быстрее, чем в других областях навыков, так как именно в этом навыке доступны физические подсказки и естественные поощрения, свойственное имитации. Например, игра в прятки может быть забавной для ребенка, и ребенок может начать закрывать себе глаза, что является частичной имитацией, а также, может быть, и реакцией манд для продолжения игры. Тренинг имитации с использованием и без использования предметов должен стать основным направлением работы в ежедневной программе вмешательства. Акцент во вмешательстве на данном этапе должен быть сосредоточен на увеличении количества имитативных реакций, обобщении для других людей и условий окружающей среды и т. п., а также на обучении имитации с использованием предметов. Ребенок, получивший 2 балла по шкале «Имитация», и 0 или 1 балл по шкале «Эхо», может быстро продвинуться в приобретении репертуара манд-реакций с использованием языка жестов.
Зачастую основная часть имитативных поведений у ребенка, получившего 3 балла в данном разделе VB-MAPP, представляет собой движения большой моторики (например, хлопки в ладоши, удары по столу, поднятие рук вверх, удары по барабану при помощи барабанной палочки). На этом этапе такие навыки должны и дальше укрепляться, но постепенно следует вводить движения мелкой моторики, например, шевеление пальцами (в качестве знака для щекотки).
Одной из первоначальных целей тренинга имитации является формирование «обобщенного репертуара имитации». То есть, в результате обучения ребенок приобретает способность имитировать новое поведение с первой попытки. Другие первостепенно важные цели включают имитацию без подсказок, спонтанную имитацию и имитацию сверстников. Также важно сформировать навык имитации действий сверстников и спонтанной имитации. Обучение навыкам имитации может способствовать концентрации внимания и развитию зрительного контакта, а также формированию гибкости мышления и адаптации к изменениям.
Способность спонтанно имитировать поведение других людей будет иметь огромное значение для ребенка. Например, если ребенок не знает что делать, он может следовать примеру других (например, через какую дверь зайти в группу, как использовать определенную игрушку и т. д. ). Если за навык имитации засчитано 4 балла, можно сделать вывод о том, что ребенок начинает приобретать основу имитативного репертуара. Когда навык имитации развивается пропорционально другим навыкам уровня 1, акцент в ежедневной работе должен сохраняться. В том случае, когда данный навык развивается медленнее, должно быть реализовано более интенсивное обучение. Если навык имитации опережает остальные (распространенная ситуация), его необходимо использовать как вспомогательный при обучении другим навыкам. К примеру, использовать имитацию для развития навыков манд и такт посредством языка жестов. Также вероятно, что тренинг моторной имитации может содействовать и развитию эхо-навыков, если обучить ребенка специфическим образом контролировать моторные последовательности в поведении.
Если навык имитации оценен в 5 баллов, вероятно, ребенок начинает проявлять ранние признаки «обобщенного имитативного репертуара». В том случае, когда балл по шкале навыков имитации сбалансирован с баллами по другим шкалам, следует переходить к функциональным формам имитации (например, игра с игрушкой, навыки самопомощи, социальные и игровые навыки), двухкомпонентной имитации (хлопки в ладоши и прыжки) и двухступенчатым цепочкам имитативного поведения (взять в руки платок и вытереть нос). Также нужно использовать процедуры дифференциального усиления спонтанной имитации и имитации действий сверстников. Иногда в начале программы балы по шкале имитации высоки (например, 5 баллов), тогда как баллы по шкалам эхо, манд и такт-реакций могут составлять от 0 до 1. В таком случае следует взвесить введение языка жестов, как системы альтернативной коммуникации, для развития манд и такт-реакций.
Предлагаемые цели НПО для навыков моторной имитации уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет имитировать как минимум 8 моторных движений и 6 действий, предполагающих использование предмета, по инструкции. • Ребенок будет имитировать 25 или более моторных движений любого типа по инструкции. • Ребенок будет имитировать 25 двухступенчатых последовательностей моторного поведения. • Ребенок будет имитировать как минимум 25 двухкомпонентных функциональных действий. • Ребенок будет имитировать спонтанно действия взрослых или сверстников 10 раз в течение одного дня.
Субтест «Оценка ранних эхо-навыков» (EESA) -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|