уровень 1. Спонтанное вокальное поведение - уровень 1. Рисунок 9-1
уровень 1
Если во время тестирования никаких эхо-реакций не происходит, работа по формированию репертуара эхо-реакций должна начаться немедленно. Стратегию вмешательства можно найти в работе Сандберга и Партингтона (Sundberg and Partington, 1998). Основными элементами такой стратегии вмешательства являются процедуры парного обусловления, тренинг манд-реакций, использование средств альтернативной коммуникации и других методов (Drash, High and Tutor, 1999; Sundberg, Michael, Partington & Sunberg, 1996; Yoon & Bennett, 2000 ).
Способность произносить хотя бы 2 звука в качестве эхо-реакции во время тестирования может иметь огромное значение для ребенка, навыки манд и такт которого не сформированы. Данные формы эхо-поведения часто могут быть перенесены под условия манд посредством использования очень привлекательных стимулов, поощрений и процедур переноса контроля стимулов, описанных Сандбергом и Партингтоном (Sundberg and Partington, 1998). Если оценка по субтесту EESA составила 2 балла, обучение эхо должно быть основной частью повседневного вмешательства, и в нем должно использоваться множество различных способов усиления эхо-навыков.
Если по шкале эхо-навыков зачтено 2 балла, можно сказать, что ребенок приобретает контроль над своим артикуляционным аппаратом. Основной акцент программы вмешательства должен быть сделан на увеличении количества различных эхо-реакций, происходящих в течение дня. Как было указано ранее, любые эхо-реакции могут быть использованы для формирования манд-реакций. Подобный переход к мотивации и эхо-контролю может иметь значительный эффект для некоторых детей. В случае ребенка, который обладает всего несколькими эхо-реакциями, рекомендуется первоначально в качестве формы реакции попробовать использовать речь, прежде чем принимать решение об альтернативных средствах коммуникации.
Если по шкале эхо-навыков зачтено 3 балла и этот уровень пропорционален уровню развития других навыков уровня 1 тестирования VB-MAPP, эхо-тренинг должен быть постоянной частью ежедневной программы вмешательства. Если оценка ребенка в 3 балла существенно ниже, чем его остальные баллы, тогда стоит уделить большее внимание работе над формированием навыка эхо. Когда развитие эхо-репертуара опережает развитие навыков манд и такт, следует интенсивно использовать существующие у ребенка эхо-навыки для обучения его навыкам манд и такт, но продолжать работу над формированием эхо. \
Оценка в 4 балла предполагает, что у ребенка есть основа для развития эхо-навыков, а также потенциал для перевода эхо-реакций в реакции манд и такт. Кроме того, эхо может быть использовано для увеличения спонтанных вокализаций и развития артикуляции. Однако, более тщательная оценка речи, проведенная специалистом по патологии речи, даст более конкретное направление для развития эхо-навыков и артикуляционных навыков ребенка на данном этапе.
Оценка в 5 баллов по шкале эхо-реакций свидетельствует о мощном, для начального этапа, эхо-репертуаре. Уровень эхо-навыков должен находиться в приблизительном балансе с уровнем остальных навыков, то есть, ближе к верхним показателям для уровня 1 или нижним показателям уровня 2. Если так и происходит, это означает, что программа обучения сбалансирована, и работа должна продолжаться. Если уровень эхо-навыков выше, чем уровень навыков манд и такт, есть смысл в увеличении интенсивности тренинга манд- и такт-реакций (при сохранении прежней интенсивности эхо-тренинга). Если оценка в 5 баллов окажется ниже, чем другие баллы, тогда будет оправдана более интенсивная работа по развитию эхо- реакций.
Предлагаемые цели ИПО для эхо-навыков уровня I (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие в случае каждого конкретного ребенка). • Ребенок будет произносить по инструкции как минимум 5 гласных, слогов и согласных звуков, как эхо-реакция. • Ребенок будет произносить по инструкции как минимум 10 гласных, слогов и согласных звуков, как эхо-реакция. • Ребенок будет произносить по инструкции как минимум 10 слогов или приближенных слов, как эхо-реакция. • Ребенок будет произносить по инструкции как минимум 50 сочетаний гласных и согласных звуков, состоящих из 2 и более слогов, как эхо-реакция.
Спонтанное вокальное поведение - уровень 1
Типично развивающийся ребенок вокализирует тысячи раз в день без подсказок со стороны взрослых. Такая вокальная игра обладает значительным воздействием на укрепление артикуляционного аппарата и позволяет вокальному поведению окончательно сформироваться. Если ребенок не произносит никаких звуков, похожих на речь, в течение дня или произносит очень незначительное их количество, необходимо немедленно начинать работу над увеличением частоты произнесения звуков. Задачей является укрепить артикуляционный аппарат ребенка и увеличить вероятность достижения эхо-контроля над вокальным поведением. В случае ребенка, не склонного к вокальному поведению, стратегия вмешательства должна включать ряд разнообразных процедур, которые помогут увеличить вокальное поведение. Например: (1) парное обусловление, (2) тренинг манд-реакций с использованием звуков, (3) стандартные блоки обучения эхо-навыкам, (4) незамедлительное предоставление поощрений после любой вокализации, (5) использование средств альтернативной коммуникации, (6) тренинг моторной имитации, (7) блоки обучения эхо-навыкам в контексте ежедневных действий.
Ребенку, произносящему несколько звуков в час, также принесет пользу применение вышеописанных процедур. Кроме частоты вокализаций, взрослые должны сконцентрироваться на разнообразии звуков, произнесении ребенком одних и тех же звуков с различной интонацией, высотой тона, громкостью и другими просодическими компонентами речи. Акцент на данном этапе должен быть сделан на том, чтобы сделать вокализацию развлекательной для ребенка и усиливающейся автоматически. Процедуры парного обусловления и обучения манд-реакциям могут помочь сформировать автоматические последствия для лепета (когда ребенку нравится слышать свой собственный голос). Достижение подобного эффекта для вокальной игры имеет большое значение, поскольку поведение может поддерживаться без опосредованных взрослыми последствий. Данный эффект может самостоятельно укрепить артикуляционный аппарат и повысить шансы формирования эхо-контроля над вокальным поведением, что является важной вехой в речевом развитии.
В этом случае важны дальнейшие усилия по увеличению речевой активности, так как первичным вокальным поведением ребенок уже владеет. Взрослые могут адаптировать режим усиления таким образом, чтобы сделать больший акцент на произнесении новых звуков и звукосочетаний, на разнообразии интонации и т. п.
Если зачтено 3 балла по шкале вокального поведения, произнесение звуков не составляет проблемы для ребенка. Необходимо сделать упор на предоставлении дифференциального усиления нового вокального поведения, попыток произнести звукосочетания и реакции, приближенные к полным словам. Взрослые могут не понимать этих «слов», однако они должны научиться узнавать и поощрять их.
Если ребенок часто лепечет и начинает произносить целые слова, возможно, в формальной программе вмешательства в части этого навыка нет необходимости. Скорее всего, автоматические последствия произнесения звуков обладают желаемым эффектом. Упор в отношении формирования вокальных реакций необходимо сместить на перенос данных звуков под контроль эхо, манд и такт, а также на улучшение артикуляции.
Если ребенок лепечет чаще и начинает произносить фразы или более сложные целые слова с различной интонацией, это, как правило, становится последним шагом на пути «естественного» перехода лепета в реакции манд и такт. Предлагаемые цели НПО для спонтанного вокального поведения уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие в случае каждого конкретного ребенка). • Ребенок спонтанно произносит как минимум 10 различных звуков, а в среднем как минимум 30 звуков каждый час. • Ребенок спонтанно меняет интонацию, громкость, другие просодические компоненты речи при произнесении одних и тех же звуков, по крайней мере, 5 раз в день. • Ребенок спонтанно вокализирует приближенные реакции, включающие многосложные слова, как минимум в 10 случаях в день.
ГЛАВА 9 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА ТОВ Если уровень развития навыков у ребенка соответствует уровню 2 в тестировании VB-MAPP, то он все еще находится на ранней стадии обучения. Но можно сказать, что у ребенка сформированы некоторые устойчивые академические и речевые навыки. Основное направление работы — систематическое расширение репертуара навыков различными способами. В программу речевого вмешательства должны войти следующие цели общего характера: (1) расширение репертуара манд, такт и поведения слушателя (посредством различения большего количества существительных, глаголов, прилагательных и т. п. ), (2) формирование двух- и трехкомпонентных вербальных и невербальных предшествующих факторов и реакций, (3) начало обучения различению по функциям, характеристикам и категориям, (4) начало обучения интравербальным реакциям, (5) формирование социального и вербального взаимодействия со сверстниками, (6) развитие навыков поведения в группе и в классе, (7) обучение в менее ограничивающей среде (естественная среда, формат группы, игры, декоративно-прикладное творчество и т. д. ).
Конечно, существуют также и другие навыки (и области навыков), которые должны входить в программу: крупная и мелкая моторика, развитие навыка самостоятельности и самопомощи, навыки гигиены, а также уменьшение любых преград для обучения и овладения речью. Дальнейшее развитие более сложных и комплексных навыков будет зависеть от основных навыков, определенных на уровне 2 тестирования VB-MAPP. Формат обучения на этом этапе остается интенсивным, предполагает точное использование базовых поведенческих процедур. Тем не менее, постепенно должна увеличиваться доля менее структурированного обучения и обучения в естественной среде. Характеристики ИПО ребенка и программы вмешательства определяются на основании анализа всех баллов, полученных ребенком в разделах «Оценка вех развития» и «Оценка преград для обучения» VB-MAPP. Специалист должен проанализировать результаты тестирования каждого навыка, их влияние на развитие других навыков и общую эффективность обучения. Пропорционально ли развиваются навыки манд, такт и поведение слушателя (находятся ли они в балансе), или же баллы одного из навыков существенно превышают баллы другого? Специалист должен выявить те навыки, развитие которых опережает общий уровень и те, развитие которых отстает от общего уровня. Таким образом, работа будет направлена на укрепление слаборазвитых сфер, с опорой на навыки, которые уже сформированы. Например, ребенок может обладать развитым репертуаром такт, но ограниченным манд-репертуаром. Тогда такт-реакции могут быть использованы для формирования манд-репертуара, что приведет к тому, что уровень навыков сбалансируется. Образец VB-MAPP ребенка, баллы которого преимущественно относятся к уровням 1-2, представлен на рисунке 9-1. Такой уровень развития навыков довольно характерен для детей с аутизмом и другими расстройствами развития в раннем возрасте. Кристи - 4-х летняя девочка, у которой наблюдается начальный уровень реакций манд, такт и поведения слушателя в сочетании с более высокими баллами по шкалам эхо, имитации и сопоставления с образцом. У нее сформированы навыки понимания речи (поведения слушателя), а также навыки различения предметов по функции, характеристиками и категориями, интравербальные навыки. Игровые навыки и навыки социального взаимодействия пока развиты слабее.
В возрасте 4 года речевые навыки Кристи развиты существенно слабее, чем у ее типично развивающихся сверстников. Она нуждается в интенсивной программе вмешательства, которая сосредоточена на семи областях, описанных в первом параграфе этой главы. Кроме того, для разработки специфической программы вмешательства очень пригодится анализ существующих преград для обучения и овладения речью. Таблица 9-1 содержит перечень возможных целей ИПО для ребенка, чей профиль VB-MAPP выглядит подобно профилю Кристи. Также, с помощью «Анализа заданий» VB-MAPP, в ИПО ребенка можно включить дополнительные цели, достижение которых будет полезным для него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|