Таблица 9-1. Специфические факторы, учитываемые при построении программы для ребенка, навыки которого преимущественно относятся к уровню 2
Таблица 9-1 Образец целей ИПО для ребенка, чьи навыки преимущественно относятся к уровню 2. ______________________________________________________________________________________ 1. Кристи будет просить о 50 различных отсутствующих предметах после всего лишь одной вербальной подсказки (например, «Что тебе нужно? »). 2. Кристи будет спонтанно обращаться с просьбой к другим людям выполнить 10 различных конкретных действий в естественной среде в ходе игры или другой деятельности. 3. Кристи будет называть и различать 250 различных объектов. 4. Кристи будет называть и различать 25 различных действий. 5. Кристи будет называть и различать 200 двухкомпонентных комбинаций формата существительное-глагол (или глагол-существительное). 6. Кристи будет выбирать или указывать на 10 различных цветов или форм в наборе, содержащем 5 различных цветов или форм. 7. Кристи будет сопоставлять 200 неидентичных предметов или картинок в наборе, который содержит 10 предметов, в том числе 3 подобных предмета. 8. Кристи будет правильно выбирать предмет из набора, который содержит 10 предметов, расположенных в случайном порядке, в заданиях на различение по функциям, характеристикам или категориям, сформулированных в формате «дополнить фразу», для 200 заданий. 9. Кристи сможет правильно отвечать на 200 различных вопросительных предложений или дополнять фразы, используя существительные и глаголы (интравербальные реакции). 10. Кристи будет реагировать на просьбы сверстников 10 раз в день. 11. Кристи будет самостоятельно конструировать, собирать или укомплектовывать игрушки или другие игровые предметы, которые состоят из нескольких различных частей (даже комбинируя предметы из различных наборов), а также играть с данными предметами в течение 5 минут, без подсказок.
12. Кристи будет принимать участие в подвижной игре, например, кататься на велосипеде, играть в мяч, бегать, прыгать, лазать по игровым конструкциям, скатываться с горки, кататься на качелях и т. п., в течение 10 минут, без подсказок. 13. Кристи будет концентрировать внимание на сверстниках и учителях в процессе групповых занятий 50% времени (время определяется как количество интервалов при интервальном наблюдении), в ходе 10-минутной сессии.
Специфические факторы, учитываемые при построении программы для ребенка, навыки которого преимущественно относятся к уровню 2 Анализ баллов, зачтенных при «Оценке вех развития» VB-MAPP наряду с рекомендациями по построению ИПО, представленными в данной главе, может помочь в выявлении специфических образовательных потребностей конкретного ребенка. Однако, поскольку каждый ребенок уникален, важно также учитывать и некоторые другие переменные: существующие преграды, опыт обучения (например, скорость приобретения новых навыков), условия образовательной среды, поддержку семьи и доступные ресурсы. Также важно обеспечить регулярное наблюдение за программой со стороны квалифицированного специалиста, обладающего знаниями в области поведенческого анализа и анализа вербального поведения Скиннера. По мере того, как речь становится более комплексной, появляется множество потенциальных подводных камней, которых можно избежать, используя концепции и методики поведенческого анализа. Например, многие дети с аутизмом или другими расстройствами развития имеют склонность к механическому обучению. Причиной этой проблемы зачастую является несоответствующим образом построенная учебная программа, например, широко распространенная практика слишком раннего обучения прилагательным, местоимениям, предлогам и интравербальным навыкам. Если ребенок не обладает базовыми вербальными навыками для успешного усвоения более сложных и комплексных навыков, вероятность возникновения механических реакций высока.
Программа вмешательства второго уровня значительно более сложная по сравнению с начальной программой (для уровня 1) в нескольких отношениях. Например, первоначальные баллы на уровне 1 дают непосредственную и четкую информацию: ребенка следует обучить базовым репертуарам навыков манд, такт, поведения слушателя, имитации, эхо и сопоставления с образцом, а также некоторым начальным игровым и социальным навыкам. Обучающие процедуры относительно понятны и обоснованы внушительным количеством базовых и прикладных исследований (например, Brady Brady, Saunders, & Spradlin, 1994; Sautter & LeBlanc, 2006). Многие дети быстро продвигаются по программе первого уровня, а затем останавливаются и не могут пройти через вехи развития уровня 2. Такое учебное плато возникает очень часто, судя по существенному количеству детей, которым не удалось овладеть репертуаром интравербальных навыков, продвинутым навыком сопоставления с образцом или значимым социальным поведением. Переход от существительных и глаголов, а также базовых навыков манд и такт к комплексным реакциям становится сложной задачей (например, комбинации формата существительное- глагол, различение по функциям, характеристикам и категориям, вербальное и невербальное социальное взаимодействие). Педагоги должны использовать более сложные процедуры, например, процедуры переноса контроля стимулов для реакций-такт и поведения слушателя в формат интравербальных навыков или навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, создание и улавливание мотивации с целью вывести реакции манд за пределы съедобных и осязаемых поощрений, а также создание обучающих ситуаций, в которых ребенок должен сосредотачиваться на более чем одном целевом стимуле, и выполнять более чем одну реакцию (к примеру, предложения). Кроме того, обучение должно включать процедуры, способствующие обобщению навыков, спонтанности, переходу между вербальными действиями, социальному и вербальному взаимодействию со сверстниками и использованию новых навыков функциональным и значимым образом. Зачастую существует несколько путей для достижения одной и той же цели, и намного больше потенциальных преград, подводных камней и лингвистических ловушек, которые необходимо устранить, а лучше - избежать. Предложения по построению программы для каждой из вех развития и общих целей ИПО были разработаны, чтобы обеспечить развитие учебной программы («план действий») и помочь составителю программы справиться с трудностями на пути формирования эффективного вербального и социального репертуара навыков ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|