Манд - уровень 2
Когда уровень развития навыка манд достигает этого критерия, это указывает на то, что ребенок владеет ценным умением обращаться с просьбой о предметах, которые отсутствуют в поле зрения. Это значительная веха развития манд-репертуара. Данные навыки должны быть расширены и обобщены для различных людей и материалов во время работы над ними во всех возможных условиях окружающей среды. Кроме того, спонтанные реакции, которые происходят без таких вербальных подсказок, как «Что тебе нужно? », должны дифференциально усиливаться. Следующим шагом должно стать обучение ребенка обращению с просьбой о действиях. Некоторые дети уже могут просить о некоторых действиях в момент, когда мотивационные операции (МО) сильные (например, просьба «качай», когда ребенок сидит на качелях). Тренинг теперь должен включать в себя и действия взрослого, необходимые для завершения конкретной цепочки поведения (аналогично просьбам о предметах). К примеру, если ребенок занимается аппликацией и не может выдавить клей, он должен передать клей взрослому и попросить «нажми» или «помоги». Важно отметить, что манд полностью зависит от наличия мотивационных операций (МО) для получения конкретного предмета или выполнения конкретного действия.
Навык ребенка обращаться с просьбой, используя существительные и глаголы, следует усиливать, стремясь к тому, чтобы ребенок просил часто и спонтанно. Как правило, контроль переходит к естественному поощрению (специфическое усиливающее последствие, заложенное в манд-реакциях), и для поддержания навыка особенных усилий не требуется. На данном этапе внимание должно быть сосредоточено на расширении манд-репертуара, необходимо улавливать и создавать новые возможности для обращения с просьбой. Естественная среда, типичная игровая и социальная деятельность являются идеальными условиями для обучения новым манд-реакциям. На самом деле, обучить ребенка спонтанно обращаться с просьбами и расширить
репертуар просьб в формальной среде, проводя обучения отдельными блоками очень сложно и трудоемко. Кроме того, для обучения манд-реакциям, содержащим как существительные, так и глаголы, другие части речи, необходимо давать подсказки (или инструкции) и обеспечивать усиливающие последствия (например, «покачай меня», «еще сока», «включи свет»).
В возрасте около 2 лет типично развивающиеся дети оперируют просьбами из двух (или более) слов. На данном этапе в программе речевого вмешательства упор должен быть сделан на обобщении, спонтанности и увеличении разнообразия и частоты манд-реакций. Также необходимо проводить обучение первым просьбам о предоставлении информации, таким как «Что это? », «Где мама? ». Так же манд-реакциям, содержащим другие части речи, например, местоимения («мои ботинки» и т. п. ), прилагательные («большое печенье») и наречия («иди быстро»). Включите работу над просьбами об устранении неприятных стимулов (например, «отпусти»), а также манд-реакциями, включающими «да» и «нет». Манд-реакции, содержащие жесты, также необходимо усиливать, к примеру, когда ребенок держит открытые ладони приподнятыми вверх и обращается с просьбой об информации («Где мама? »), или вытягивает вперед руку одновременно со словом «Стой! ». Манд зависит от существующих у ребенка мотивационных операций (МО). Если в настоящий момент времени не существует мотивационных операций (МО) для получения доступа к конкретному предмету, деятельности или информации, тренинг манд-реакций не может быть проведен корректно, а также возрастает вероятность формирования нарушенной реакции манд.
Эффективный репертуар просьб состоит из множества различных компонентов. Оценка навыка манд в 9 баллов предполагает, что ребенок: (1) просит без подсказок, (2) в его репертуаре много разнообразных просьб, (3) просьбы происходят в естественной среде с высокой частотой, (4) репертуар просьб обобщен (происходят все виды обобщения: стимулов, реакций и МО), (5) манд-реакции, состоят из 2 или более слов, (6) происходят просьбы о недостающих предметах, (7) просьбы о получении каких-либо других поощрений, кроме угощений и предметов для манипуляции (просьбы содержат глаголы, прилагательные, дополнительную информацию и т. п. ), (8) ребенок проявляет настойчивость при обращении с просьбами (устойчивость реакций в «процессе гашения») и (9) ребенок обращается с просьбами к сверстникам. Все данные навыки необходимо развивать и в дальнейшем естественным и функциональным образом с акцентом на развитии новых манд-реакций, обеспечивая ребенка множеством новых мотивационных предметов, занятий и возможностей. Также важно начать обучение обращению с просьбой об информации, «вежливой» просьбе устранить неприятные стимулы, а также поощрять манд-реакции, которыми ребенок овладевает без прямого обучения.
У взрослых редко возникает необходимость обучать типично развивающихся детей обращению с просьбой. Иногда вмешательство бывает скорее направлено на уменьшение частоты обращения с просьбой или на обучение более «вежливой» форме просьбы. В случае ребенка с аутизмом или другими расстройствами речевого развития целью является форми-
рование базового манд-репертуара, который будет функциональным и позволит ребенку контролировать поведение других при помощи собственного вербального поведения. На первоначальном этапе обучения необходимо специфическое усиление манд-реакций, впоследствии манд зачастую может развиваться дальше без интенсивного вмешательства. Кроме того, как было указано ранее, естественная окружающая среда становится наилучшими условиями для дальнейшего развития манд-реакций. Преимущественный акцент на данном этапе должен быть сделан на обращении с просьбой о вербальной информации. Такой тип манд-реакций часто представляет собой проблему для детей с аутизмом, поскольку для них вербальная информация не является значимой. В таком случае могут быть необходимыми процедуры по искусственному превращению информации в значимый стимул (например, Endicott & Higbee, 2007; Sundberg, Loeb, Hale, & Eigenheer, 2002). Дополнительные мероприятия по обучению манд-реакциям могут включать дифференциальное усиление новых манд-реакций, манд- реакции, содержащие различные части речи, а также просьбы, состоящие из трех или более слов. Предлагаемые цели ИПО для манд-реакций уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок в естественной среде будет спонтанно обращаться с просьбой как минимум о 25 различных предметах. • Ребенок будет спонтанно обращаться к другим людям с просьбой выполнить как минимум 3 различных специфических действия во время игры или в естественной среде в среднем 5 раз в день. • Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой по крайней мере 50 раз в день, используя предложения, состоящие как минимум из 3 слов.
• Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой об информации как минимум 25 раз в день, используя хотя бы 3 различных вопросительных предложения или вопросительных слова («что», «где», «кто», «когда», «можно»). • Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой по крайней мере 25 раз в день, используя как минимум 8 различных прилагательных или предлогов (хотя бы по 2 для каждой из этих частей речи) в предложениях, состоящих в среднем из 3 слов. • Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой по крайней мере 25 раз в день, используя как минимум 8 различных местоимений или глаголов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|