Такт - уровень 2
Если при оценке навыка такт зачтено 6 баллов, можно сделать вывод, что ребенок овладел базовым умением наименовать предметы и явления (именами существительными); основным направлением работы должно стать расширение и укрепление данного репертуара множеством разнообразных способов. Возможно, наиболее важным моментом является постоянное обобщение навыка (для новых людей, предметов, условий окружающей среды) и т. п. Например, для ребенка, который может наименовать карточку «собака» (такт-реакция), необходимо организовать возможность называть множество различных типов собак, таким образом, реакция случайно не попадет под контроль какой-либо нерелевантной характеристики собаки, такой как ее цвет или хвост. Объем такт-репертуара также должен быть одной из целей программы вмешательства. Как правило, наиболее эффективно тренинг наименований происходит в интенсивном обучающем формате. Обучение в естественной среде также важно, однако, на раннем уровне развития навыков обучение за рабочим столом, скорее всего, даст возможность более точного использования подсказок, процедур коррекции ошибки, удаления подсказок, процедур дифференциального усиления, работы смешанными блоками и так далее. Также важно включать блоки обучения навыкам слушателя. В большинстве случаев при обучении существительным лучше всего обучать как навыкам такт, так и навыку различения стимулов одновременно. Кроме того, в ежедневную программу вмешательства необходимо включить тренинг наименования глаголов. Взрослые должны избегать соблазна обучать ребенка такт-реакциям в отношении других частей речи, таких как прилагательные, местоимения, предлоги, наречия и т. п. В основном вербальное поведение типичного ребенка на данном уровне состоит из существительных, глаголов и множества манд-реакций (а также эхо-реакций и имитативного поведения). Дополнительные подходящие цели обучения можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.
Как правило, на данном этапе речевого развития ребенок приобретает новые реакции такт каждые несколько дней, в результате контакта со стимулами в домашней среде или в обществе, в книгах, видеосюжетах, в дошкольной среде или в классе, после взаимодействия с незнакомыми стимулами и другими соответствующими возрасту материалами. Используйте эти возможности для проведения блоков обучения такт-реакциям, однако будьте внимательны, чтобы не переусердствовать с такт-тренингом и не превратить его в зубрежку. Усиленный акцент должен быть сделан на назывании существительных и глаголов, а также других реакций, состоящих из более чем одного слова (например, реакции, которые содержат опорные высказывания, такие как «Там (находится)... »).
Умение наименовать различные виды движений является значительной вехой развития для всех детей. Акцент на данном этапе (как и в случае с существительными) должен быть сосредоточен на расширении и укреплении данного репертуара, добавлении новых глаголов и обобщении навыка. Такой тип тренинга, вероятно, лучше всего проводить в естественной среде, поскольку в ней существует большее количество возможностей для различного рода движений, чем за столом. Дополнительные виды деятельности в контексте такт-реакций могут предполагать: наименование аудиальных стимулов, наименование других сенсорных
стимулов, наименование стимулов из книг, сюжетных картинок и естественной среды, а также называние частей тела, людей и других распространенных в быту стимулов. Спонтанные реакции такт любого рода должны дифференциально усиливаться, как и такт- реакции, состоящие из 2 или более слов. Также приемлемой является интенсивная работа над наименованием, с использованием существительных (например, «собака и кошка») и словосочетаний формата глагол-существительное и существительное-глагол (например, «закручивает крышку», «мама готовит»).
Ребенок, который способен наименовать существительные и глаголы в рамках одной реакции (формировать более длинные предложения), готов приступить к более интенсивному обучению использования в речи прилагательных, местоимений и других модификаторов (это зависит от общей модели обучения и особенностей запоминания, характерных для ребенка). Как и было предложено ранее, лучше всего обучать ребенка поведению слушателя одновременно с обучением такт-реакциям. Таким образом, важно удостовериться, что ребенок умеет различать стимулы, предполагающие сочетания формата существительное-глагол, прилагательные и местоимения (по мере того, как речь становится более комплексной, появляется множество навыков, в которых реакциям различения обучиться легче, чем такт-реакциям, к примеру, в случае местоимений «твой» и «мой»). В соответствующих ситуациях те же реакции должны возникать и в качестве манд-реакций. Спонтанные такт-реакции, а также такт-реакции (в том числе обобщенные), которые возникают без прямого обучения, необходимо дифференциально усиливать.
Как только репертуар такт достигает такого объема, важно убедиться, что развитие этой сферы сбалансировано с развитием других вербальных навыков (на самом деле, это необходимо контролировать постоянно). Нередко можно увидеть ребенка, который может называть сотни предметов, действий и характеристик, но его репертуары манд и интравербальных реакций недостаточно сформированы. Помимо дальнейшего развития репертуара такт необходимо и в будущем делать упор на увеличении словарного запаса, содействии обобщению, беглости реакций и функциональном использовании навыков в естественной среде. Дополнительные виды деятельности по работе над такт-реакциями могут включать начало наименования функций предметов (например, «чем мы рисуем», «что нужно, чтобы кушать», «можно прыгать на»), наименования категорий (к примеру, «животные», «одежда», «игрушки») и наименование специфических характеристик предметов («крылья», «колеса», «хвосты»). Наименование местоположения (предлогов) и такт-реакции, включающие ответы «да» и «нет», также являются приемлемыми на данном этапе.
Предлагаемые цели ИПО для такт-реакций уровня 2(выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет наименовать стимулы, используя как минимум 50 двухкомпонентных комбинаций формата существительное-глагол (или глагол-существительное). • Ребенок будет спонтанно называть объекты в среднем 5 раз в час. • Ребенок в сумме будет наименовать стимулы, используя 150 существительных и/или глаголов (или же других частей речи). • Ребенок будет наименовать хотя бы 5 различных цветов и 5 различных форм. • Ребенок будет наименовать 20 различных прилагательных. • Ребенок будет наименовать 6 различных предлогов. • Ребенок будет наименовать стимулы, используя как минимум 50 трехкомпонентных невербальных комбинаций (например, прилагательное-существительное-глагол, подлежащее-глагол-существительное).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|