Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение слушателя - уровень 2




Поведение слушателя 6-М Правильно выбирает нужный предмет из набора 6 расположенных в случайном порядке предметов, для 40 различных предметов и картинок (например, «найди котика», «дотронься до мячика»).

 


 

Если уровень навыка «Поведение слушателя» оценен в 6 баллов, ребенок, скорее всего, приобрел умение различать определенные предметы по инструкции. Усилия на этом этапе должны быть сосредоточены на расширении и закреплении этого репертуара всевозможными способами. В дополнение к увеличению количества предметов, которые ребенок способен идентифицировать, значительное внимание следует уделить обобщению навыков и повышению их функциональности. Реакции слушателя должны происходить во многих контекстах, с различными взрослыми и различными материалами. Важно осуществить переход к естественной среде как можно скорее. Превратите обучение в забавное занятие, включив его в соответствующие возрасту игры и виды деятельности, декоративно-прикладное искусство и другие, повседневно возникающие естественные события в жизни ребенка. Постарайтесь, чтобы обучение не выглядело как структурированные блоки (несмотря на то, что это по-прежнему остается обучающими блоками). Например, занимаясь выпечкой печенья в кухне, взрослому следует попросить ребенка о том, чтобы тот передал ему ложку из набора других столовых предметов на столе. Набор стимулов также должен становится более сложным, посредством включения большего числа стимулов, сюжетных картинок, обучения в естественной среде и стимулов, которые выглядят подобными по цвету, форме, категории и т. п. Дополнительные навыки слушателя можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP, в рубрике «Поведение слушателя».

 


 

Поведение слушателя 7-М Обобщает навыки слушателя, выбирая предмет из набора, содержащего 8 расположенных в случайном порядке предметов. Ребенок может различать 50 предметов, представленных в трех вариантах (например, может найти поезда трех различных видов)

 


 

На данном этапе внимание должно быть сосредоточено на увеличении репертуара слушателя, с использованием более сложных стимулов: основное внимание следует уделить двухкомпонентным стимулам и реакциям, особенно таким, которые включают существительные и глаголы. Целью является как можно более быстрый переход от одиночных SD и одиночных реакций, поскольку в основном вербальное поведение предполагает множественные стимулы и множественные реакции. Однако предоставление одиночного стимула до сих пор может быть необходимым в случае обучения новым реакциям различения. Кроме того, как правило, необходимо продолжать тренировку различения стимулов в естественной среде ребенка, а также в ходе других соответствующих возрасту видов деятельности, например, во время игры, чтения сказок, декоративно-прикладного творчества, музыки или подвижных игр. По мере продвижения ребенка, в программу обучения навыкам слушателя необходимо включать больше глаголов. Наиболее простым способом формирования различения глаголов в качестве слушателя является выполнение ребенком простых моторных действий по инструкции.

Поведение слушателя 8-М Выполняет 10 специфических моторных действий по инструкции (например, «Покажи, как ты хлопаешь в ладоши», «Можешь подпрыгнуть? »).

 


 

Способность ребенка выполнять специфические моторные действия после предоставления ему лишь вербальной инструкции является важной вехой развития. Как только ребенок научится выполнять подобные действия, акцент должен быть сделан на расширении и закреплении данного репертуара посредством обобщения навыков, различения действий, выполняемых другими людьми, увеличения сложности инструкций, а также на перенос навыков к естественно возникающим событиям в повседневной жизни ребенка. Например, в ходе совместной игры попросите ребенка «покачать куклу» в колыбели. Воздержитесь от соблазна обучать ребенка глаголам, используя картинки. Эффективное различение глаголов в качестве слушателя предполагает обучение ребенка различению стимулов движения (глаголы), а не статических стимулов (существительные). Картинки всегда являются статичными, и их можно использовать в дальнейшем в качестве формы обобщения. Если на начальном этапе использовать глагольные картинки для различения, это может привести к затруднениям в формировании глагольного репертуара навыков слушателя. При обучении различению глаголов, находясь на детской площадке, спросите ребенка: «Какая из девочек прыгает? » На данном этапе также важно увеличить интенсивность обучения двухкомпонентным вербальным стимулам и двухкомпонентным вербальным реакциям. Как правило, наиболее простой формой таких заданий является обучение ребенка выбору двух объектов (существительное- существительное) из набора по инструкции (например, «Дай мне ботинок и книгу»). Следующим шагом обычно становится обучение выполнению определенных действий со специфическим предметом (глагол-существительное) по инструкции (например, «Покажи мне, как прыгает обезьянка»).

 


 

Поведение слушателя 9-М Выполняет 50 двухкомпонентных инструкций (формата существительное-глагол и/или глагол-существительное) (например, «Покажи мне, как спит ребенок» или «Покачай качели»)

 


 

На данном этапе в программе вмешательства можно активно работать над изучением других частей речи, например, прилагательных, включая цвета (красный, синий, желтый и др. ) и формы (круглый, квадратный, овальный и т. п. ). Также после того, как глаголы и существительные были прочно закреплены в словаре ребенка в двухкомпонентных инструкциях (в итоге, число таких заданий должно достигать сотен), можно использовать другие части речи в двух- и трехкомпонентных заданиях. Обучение и обобщение в естественной среде являются важнейшим компонентом тренинга навыков слушателя. Обучение в естественной среде может быть более подходящим форматом работы над навыками слушателя, чем формат «Обучение отдельными блоками», содержащий аверсивные (неприятные) компоненты (например, принудительное усаживание за стол, неоднократное повторение инструкций), которые могут стать преградой для обобщения и понизить мотивацию к обучению.

Поведение слушателя 10-М Правильно указывает на названный объект в книжке, на сюжетной картинке или в естественной среде для 250 предметов (согласно результатам тестирования или сводному перечню известных ребенку слов)

 


 

Когда репертуар реакций слушателя достигает такого же объема, как и уровень такг- реакций, важно убедиться в том, что развитие других навыков сбалансированно. Оценки за манд, такт, интравербальные навыки и различение по функциям, характеристикам и категориям также должны быть близки к 10 баллам в соответствующих разделах VB-MAPP. Если этого не происходит, значит, акцент в некоторой степени следует сместить на развитие других навыков. Наряду с дальнейшим развитием репертуара слушателя необходимо приложить усилия к увеличению словарного запаса, обучению другим частям речи (например, прилагательным, местоимениям, предлогам) и на содействии обобщению, беглости и функциональному использованию данных навыков в естественной среде. Дополнительными заданиями, связанными с навыками слушателя, могут быть: различение предметов по функциям (например, «резать при помощи... », «забраться на... »), категорий предметов (например, «животные», «одежда», «игрушки») и специфических характеристик предметов (например, «хвосты», «лапы», «колеса»).

Предлагаемые цели ИПО для поведения слушателя уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка).

• Ребенок будет выполнять как минимум 20 специфических действий по инструкции.

• Ребенок будет различать действия в естественной среде, для 25 различных действий.

• Ребенок будет выполнять как минимум 100 двухкомпонентных реакций формата существительное-глагол (или глагол-существительное) по инструкции.

• Ребенок в 10 различных условиях в естественной среде подаст или укажет на, как минимум, 5 различных объектов в каждой среде (в сумме 50 заданий).

• Ребенок будет выбирать или указывать на 10 различных цветов или форм из обширного набора, содержащего подобные стимулы.

• Ребенок будет выбирать или указывать на 20 различных предметов, обладающих определенными свойствами (различение прилагательных), находя их в наборе, содержащем подобные стимулы.

 

 

• Ребенок будет различать 6 различных пространственных отношений (различение предлогов),

находя соответствующие стимулы в наборе, содержащем множество подобных стимулов.

• Ребенок будет выбирать или указывать на объекты по инструкции, для, как минимум, 50 трехкомпонентных комбинаций (например, прилагательное-существительное-глагол, подлежащее-глагол-существительное и т. п. ).

• Ребенок будет указывать или выбирать, по крайней мере, 250 различных объектов в книге, на сюжетной картинке или в естественной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...