Навыки визуального восприятия и сопостав- ления с образцом - уровень 2
С опорой на навык сопоставления с образцом можно сформировать множество других важных интеллектуальных и лингвистических навыков. Одним из важных навыков является способность внимательно смотреть на объекты, расположенные в поле зрения. Первоначально поле зрения может содержать лишь несколько картинок или предметов на столе, однако в конечном итоге ребенок должен научиться рассматривать большой набор стимулов, включая стимулы в естественной среде, книгах, на сюжетных картинках и видеозаписях. Наиболее простым способом развития навыков визуального восприятияявляется ситуация, в которой у ребенка есть визуальный образец для сравнения с целевым объектом в наборе, расположенном в естественной среде. В конечном итоге, образец стимула будет удален, и ребенка попросят найти тот же самый целевой предмет в тех же условиях окружающей среды, но уже под контролем вербального, а не визуального стимула (то есть, произойдут реакции слушателя, а не визуального восприятия). Таким образом, посредством сопоставления с образцом можно научить ребенка не только соотносить, сортировать предметы или относить их к какой-то категории, но и тому, как искать и находить предметы, отсутствующие в поле зрения. Если по навыку визуального восприятия зачтено 6 баллов, ребенок научился визуально соотносить физические предметы в окружающей среде. Это важный навык, который по мере развития ребенка приобретет для него большую ценность во многих отношениях. Акцент теперь должен быть сделан на увеличении количества сопоставляемых объектов и на увеличении объема и сложности наборов. Одной из важных целей тренинга навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом является обучение ребенка рассматриванию и концентрации внимания на невербальных стимулах в окружающей среде. Одним из способов приблизиться к этой цели является начало использования наборов, содержащих сходные стимулы (например, сопоставление ложки с ложкой в наборе, в котором также присутствует нож и вилка). Также необходимо начать тренинг, включающий сопоставление неидентичных предметов, к примеру, в набор могут входить носки различные по цвету или по фактуре (шерстяные, махровые, тонкие), различные машинки, различная обувь. Дополнительные упражнения для развития навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом можно найти в соответствующем разделе «Анализа заданий» VB-MAPP
На данном этапе внимание должно быть сосредоточено на расширении и обобщении навыков сопоставления, а также на переносе данных навыков в репертуар слушателя. Существует несколько способов развития навыка визуального восприятия, к примеру, перенос
акцента на неидентичные аспекты стимулов для сравнения, обучение сравнению по нескольким признакам, усложнение набора (увеличение его размера и сходности стимулов в нем). Например, если ребенок может найти молоток на столе после того, как ему показали картинку с изображением молотка, задание можно усложнить, показав ребенку лишь силуэт молотка (вместо его изображения) и поместив настоящий молоток в ящик с инструментами, расположенными в случайном порядке. Такое задание позволяет ребенку иметь стимул-образец при себе, держать картинку в руках в тот момент, когда он подходит к ящику с инструментами. В конечном итоге, картинку можно устранить, и определенный стимул SD преобразуется в вербальный определенный стимул, такой как «Можешь помочь мне найти молоток? » (теперь это уже является заданием на поведение слушателя). Очевидно, что это более сложное задание. Однако если ребенок может рассматривать сложный набор в естественной среде, и все усилия прикладываются к тому, чтобы аккуратно перенести контроль с визуального стимула (картинка-образец) на вербальный стимул (слово «молоток»), вероятность успешного выполнения этого трудного задания возрастает. Предлагаемые цели ИПО для навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет сопоставлять как минимум 200 неидентичных предметов или картинок в наборе хотя бы из 10 стимулов, содержащем как минимум 3 подобных стимула. • Ребенок будет сопоставлять хотя бы 25 различных предметов, ассоциативно связанных между собой. • Ребенок будет сопоставлять как минимум 200 неидентичных предметов с картинками (или наоборот) в наборе хотя бы из 10 стимулов, содержащем как минимум 4 подобных стимула. • Ребенок будет выполнять 50 различных заданий на построение кубиков, складывание мозаики, пазлов-вкладышей и т. п., которые содержат как минимум 6 различных частей. • Ребенок будет продолжать 25 различных моделей или последовательностей, содержащих как минимум 3 различных компонента. • Ребенок будет сопоставлять 100 идентичных или неидентичных предметов с соответствующими объектами, изображенными на сюжетных картинках, в книге или присутствующими в естественной среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|