Самостоятельная игра - уровень 2
Когда ребенок начинает искать отсутствующие предметы без подсказок со стороны взрослых, это свидетельствует о том, что мотивационные операции (МО) являются источником контроля для игры, и нахождение желаемых предметов будет усиленно автоматически. Таким образом, данное поведение должно возникать в отсутствие подсказок и поощрений со стороны взрослых (то есть, игра происходит самостоятельно). Тем не менее, по-прежнему важно предоставлять прямые подсказки и осуществлять моделирование игровой деятельности и ее усиление для дальнейшего закрепления этого и другого игрового поведения. На данном этапе новизна и разнообразие игрушек и видов деятельности могут поддерживать мотивационную значимость игрового поведения (при помощи автоматического усиления). В процессе игры ребенок может также разговаривать. Когда ребенок спокоен и весел, вероятность спонтанной вокализации возрастает. Ребенок может научиться причинно-следственным связям, обучаясь играть с выпрыгивающими игрушками, выпускать из шариков воздух, дуть на ветряную мельницу или скатывать под уклон машинки и мячи. Такие виды деятельности предоставляют возможности для совместной обучающей игры. Нередко происходит так, что типичные дети, находящиеся в данном возрастном периоде развития, играют с игрушкой всего несколько секунд или минут, а затем переключаются на другие игрушки. Дополнительные подходящие задания можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP для развития навыков самостоятельной игры.
Акцент на данном этапе должен быть сосредоточен на увеличении частоты и разнообразия игрового поведения посредством использования множества различных предметов и видов деятельности. Можно использовать моделирование для того, чтобы научить ребенка пользоваться игрушкой, затем дать подсказку к самостоятельной игре и похвалить, когда ребенок сделает это. Поощрение может быть очень простым, например, побыть с ребенком, установить зрительный контакт, улыбнуться, посмеяться, иным способом предоставить внимание и поощрение. Поскольку конечной целью является формирование ситуации, когда ребенок играет по своей инициативе, и процесс игры является автоматическим усилением для поведения ребенка, для многих детей может по-прежнему оставаться необходимым осуществление прямого моделирования, предоставление подсказок и поощрений. Также необходимо обеспечить ребенка возможностями пользоваться игрушками и игрушечными наборами, которые состоят из нескольких деталей (например, кубики, пирамидки, наборы солдатиков и других человечков, наборы животных для фермы). «Игра» может включать любые предметы или действия, поэтому будет полезным освободить игру от обязательного присутствия «игрушек» (использовать для игры повседневные предметы, например, превратить одеяло в навес, туфель в телефон, носки одеть вместо перчаток, скатывать с горки апельсины и яблоки).
Зачастую складывается впечатление, что типично развивающиеся дети проводят в играх весь день. Перечень игровой деятельности широк, хотя ребенок может иметь несколько любимых занятий. Как упоминалось прежде, игровая деятельность помогает формированию большого числа важных навыков, таких как имитация, контроль над мелкой и большой моторикой, сбор целого из частей, визуальное различение и логическое мышление. Могут начать появляться многие формы игры, которые предполагают не стандартные игрушки, а скорее предметы обихода, которые ребенок использует множеством способов с целью развлечения. Дети с аутизмом часто испытывают трудности с получением удовольствия от подобного рода творческой игры, таким образом, ее формирование на раннем этапе обучения является особенно важным. Значение разнообразия очень велико, один и тот же предмет может быть использован по-разному (например, ложку можно использовать как барабанную палочку и как шпатель доктора). Или же одно и то же занятие может предполагать использование разных предметов (например, барабанить можно ручкой, ложкой, бревном для крыши из строительного набора и так далее). Целью является научить ребенка тому, как можно весело проводить время, играя с предметами, а также тому, что эти предметы не обязательно должны быть игрушками. Кроме того, акцент на вариативности и игре «с воображением» может стать мерой для предупреждения формирования ритуальной и стереотипной игры.
Подвижные игры важны для ребенка во многих отношениях. В дополнение к пользе для здоровья, значительная часть социального поведения в раннем детстве предполагает подвижные игры на детских площадках, в бассейне или игровых центрах (например, игровые конструкции в ресторанах быстрого питания). Первоначальная способность ребенка заниматься такой деятельностью как игра обладает большим социальным значением для него. Например, если группа сверстников проползает в туннеле, а ребенок не может заползти в туннель или боится туннеля, он потеряет возможность социального взаимодействия с этими детьми, не сможет имитировать их действия и играть с ними. Если же ребенок предварительно овладел навыком проползания через туннель, возрастает вероятность того, что он сможет принимать участие в импровизированных социальных играх, которые происходят в подобной среде. Как и в случае многих игровых навыков, может возникнуть необходимость моделирования или физического направления ребенка, а затем постепенного устранения подсказок и предоставления поощрений со стороны взрослых.
Продолжительность времени, проведенного в занятии одним и тем же видом деятельности, как правило, возрастает по мере взросления ребенка. Интересы ребенка меняются, и такие вещи, как вид собранного игрового набора (к примеру, собрать в домике маленьких человечков) или размещение всех деталей на свои места (колеса, двери, фары, кузов), становятся поощрениями сами по себе. Подобная игровая деятельность формирует множество важных навыков, таких как настойчивость, концентрация внимания, визуальное
восприятие, имитация, навыки мелкой моторики и зрительно-моторная координация. Как и в случае подвижных игр, эти навыки обладают значением для социального взаимодействия. В сущности, ребенок с хорошими игровыми навыками «осуществляет свой вклад в социальную среду». Например, если ребенок знает, как собирать игрушечную железную дорогу, этот навык получает социальную значимость в том случае, если сверстник этого ребенка не может собрать дорогу или делает это плохо и ему нужна помощь. Игры, предполагающие конструирование, первоначально могут требовать подсказок со стороны взрослых, моделирования и предоставления поощрений в большем объеме, чем подвижные игры, но целью остается формирование самостоятельности в игре.
Предлагаемые цели ИПО для навыков самостоятельной игры уровня 2 (выберите только 1 и ли 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет спонтанно участвовать в игре, предполагающей включение творческого воображения (иногда с сопутствующим вербальным поведением), ролевых играх и изображении повседневных бытовых событий, фильмов, телевизионных шоу или любимых занятий как минимум на протяжении 10 минут в неделю. • Ребенок будет заниматься декоративно-прикладным творчеством, изобразительной деятельностью (раскрашиванием, рисованием карандашами и красками, изготовлением аппликации, обвязывании лентами, нанизыванием бисера, лепкой из пластилина и т. п. ), как минимум в течение 5 минут. • Ребенок будет повторять игровые движения крупной моторики, чтобы добиться лучшего результата, для 5 видов деятельности (тренироваться). • Ребенок будет собирать игрушки, состоящие из нескольких частей, для 10 различных наборов материалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|