Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное поведение и социальная игра -




Социальное поведение и социальная игра -

уровень 2

Социальные навыки 6-М Вступает по собственной инициативе в физический контакт со сверстником, 2 раза (например, толкает его вагончик, держит за руки, водит хоровод и т. п. )

 


 

Проблематичное поведение может стать одной из форм социального взаимодействия для ребенка, который обращает внимание на сверстников, имитирует действия сверстников и хочет совместной деятельности со сверстниками, но при этом не обладает необходимыми вербальными навыками. На данном этапе социального развития важно сосредоточить внимание на обучении ребенка простому вербальному взаимодействию со сверстниками. Успешное взаимодействие со сверстниками также может снизить вероятность социальной тревожности и отстранения. Наиболее функциональным типом раннего вербального поведения среди детей является манд. Такт и интравербальные реакции тоже важны, однако они сложнее и развиваются позже. Ребенок должен научиться четырем формам поведения, связанного с манд, в двух из которых он выступает как говорящий, и в двух- как слушатель.

 


 

В качестве говорящего ребенку необходимо научиться: (1) обращаться к сверстникам с просьбой о получении поощрения (например, если требуется второй человек того, чтобы качаться на качелях) и (2) обращаться к сверстникам с просьбой устранить неприятный стимул (например, не меняться по очереди для катания на качелях). В качестве слушателя ребенок должен научиться: (3) отвечать на просьбы сверстников о предоставлении поощрения (например, сесть рядом на качели) и (4) реагировать соответствующим образом на просьбы сверстников об устранении неприятного стимула (к примеру, встать с качели). Эти поведения являются сложными, поскольку они, как и манд-реакции, контролируются мотивационными переменными и могут быть слишком сложными для выявления и контроля. Еще более трудной задачей является обучить ребенка вести себя социально-корректно в ситуациях, когда мотивационные операции (МО) сильные (сдержаться и не ударить, если нужно ждать своей очереди качаться на качелях, или уступить сверстнику).

Среди этих четырех различных поведений, связанных с манд, ребенка легче всего обучить обращаться к сверстнику с просьбой о желаемом объекте. Зачастую этому необходимо обучать в искусственно созданной ситуации, однако это легко реализовать в естественной среде. Во время обучения важно постепенно удалять подсказки (например, «Попроси у Джо мармеладного мишку») и сократить предоставление поощрений со стороны взрослого («Молодец, поделился! »), поскольку цель состоит в том, чтобы социальное поведение перешло под контроль предшествующих факторов и последствий со стороны сверстников, а не взрослых. Будет сложно добиться спонтанного обращения с просьбой к сверстникам, если взрослые продолжают контролировать социальное взаимодействие со сверстником. Дополнительные виды деятельности, которые могут в дальнейшем развивать другие аспекты социального поведения, могут быть найдены в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.

Социальные навыки 7-М Спонтанно обращается с просьбой к сверстникам, 5 раз (например, «Моя очередь», «Покачай меня», «Смотри! », «Пойдем» и так далее)

 


 

Как только начинают возникать эпизоды спонтанного обращения к сверстникам с просьбой о поощрениях, могут быть сформированы и остальные три типа манд-реакций. Реагирование на просьбы сверстников может оказаться легкой задачей для некоторых детей, и достаточно сложной для других. Целью является обучить ребенка обращать внимание на просьбы сверстников (например, «Покачай меня») и откликаться на эти просьбы (например, подтолкнуть качели) без подсказок со стороны взрослых. Данный поведенческий репертуар является более сложным, чем кажется. Ребенок может не хотеть качать сверстника, не понимать просьбы сверстника, не знать, как выполнить данное действие, а также быть заинтересованным самостоятельно выполнять этот вид деятельности или быть увлеченным другим занятием. Этот тренинг должен проходить медленнее, чем обучение ребенка обращению с просьбой к сверстникам, поскольку во втором случае ребенок что-то получает, чего, как правило, не происходит при реакции на просьбы других людей (даже взрослым часто не удается усилить поведение тех, кто отвечает на их просьбы). Обучение реагировать на просьбы сверстников об устранении неприятного стимула и о прекращении нежелательного поведения и возвращении предмета также являются более сложными, но необходимыми компонентами эффективного социального взаимодействия. Большинство из того, что является социальными навыками - «соблюдать очередность» и «делиться», предполагает наличие этих трех базовых элементов манд-навыков, а также других навыков, определенных в «Анализе заданий» VB- MAPP, в рубрике «Навыки социального поведения и социальной игры». Игровой контекст предоставляет возможность для обучения данным видам манд-реакций и содействует развитию других аспектов социального поведения. Поощрение и опосредование продолжительной игры со сверстниками обеспечивает возможности для социального развития.

 


 

Социальные навыки 8-М Играет со сверстниками в социальную игру - без перерывов, как минимум 3 минуты без подсказок или поощрений со стороны взрослых (например, вместе с детьми раскладывает набор для игры, играет с водой и др. )

 


 

Если ребенок спонтанно участвует в совместной социальной игре, включающей имитацию и эхо, а также манд и, возможно, некоторые навыки такт, можно сосредоточить внимание на обучении навыкам откликаться на просьбы сверстников, играть по очереди, делиться игрушками и вести разговор (начальное интравербальное поведение). Также могут быть добавлены некоторые аспекты игры с творческим воображением, которые позволяют ребенку выйти за рамки предметных игр. Возросшая способность ребенка принимать участие в социальной игре с меньшим уровнем подсказок со стороны взрослых может свидетельствовать о его готовности к включению в коллектив сверстников на полный день, которое предоставит ему возможность социального взаимодействия со сверстниками в более свободной и естественной окружающей среде. По-прежнему может сохраняться необходимость формирования более сложных вербальных навыков в структурированной среде.

Социальные навыки 9-М Спонтанно реагирует на просьбы со стороны сверстников, 5 раз (например, «Покатай меня в тележке», «Я хочу поезд»)

 


 

Когда ребенок уже умеет обращаться с просьбами к своим сверстникам и отвечать на их просьбы, естественным образом могут формироваться и другие, более сложные вербальные и невербальные формы взаимодействия. В основном «дружба» предполагает предоставление поощрений (в том числе внимания) и устранение неприятных стимулов. С помощью развитых манд-реакций ребенок может справиться с этой задачей. Как только сверстник становится приятным стимулом, имитация его поведения становится веселым занятием для ребенка, и посредством имитации действий сверстника ребенок учится новым видам поведения. Навык находиться рядом с другими детьми бывает очень хрупким, и даже многие типично развивающиеся дети испытывают трудности с успешным социальным взаимодействием, так как в нем переплетаются множество сложных факторов (комплексные вербальные, невербальные навыки и навыки слушателя, формирующие основу эффективного социального взаимодействия). Если ребенок успешно обращается к сверстникам с просьбой о получении поощрений, это увеличивает вероятность того, что ребенок будет «приглашать» сверстников присоединится к нему в каком-либо занятии, общаться с ними или сотрудничать в рамках социальных игр и другой деятельности. Но на начальном этапе развития этих навыков важно применять эффективные процедуры обучения, такие как предоставление подсказок и поощрений, когда ребенок включается в совместную деятельность с другими детьми.

Социальные навыки 10-М Спонтанно приглашает сверстников принять участие в его игре, социальной деятельности и т. п., 2 раза (например, «Пойдемте, ребята», «Давайте выкопаем яму» и др. )

 


 

Эта веха развития является значительным шагом вперед для многих детей с аутизмом или другими расстройствами развития. Формирование этого навыка свидетельствует о том, что необходимые для социального взаимодействия мотивационные переменные достаточно сильны, и эффективно воздействуют на данные виды поведения, способствуя дальнейшему эмоциональному и социальному развитию. Вербальное поведение является необходимым компонентом социального поведения, и следует способствовать общению со сверстниками при любой возможности. Как только дети учатся имитировать действия друг друга и обращаться друг к другу с просьбой, посредством социальной игры могут быть сформированы дополнительные виды вербального взаимодействия. Повествовательная игровая деятельность

 


 

является одним из видов такт-навыков, может содержать элементы манд и интравербального поведения. Участие в данной деятельности является сложной формой поведения, которое на данном этапе только формируется и должно поощряться. Например, ребенок говорит: «Я стреляю из руки паутиной как Человек Паук» (один из видов такт-реакций, но в том числе и манд-реакция, направленная на получение внимания). Второй ребенок может ответить: «Я тоже. Смотри! » (интравербальная реакция и манд). В данном случае происходит первичная форма диалога, которая является важным видом социального поведения. Чем больше времени ребенок проводит общаясь и взаимодействуя со сверстниками, тем выше вероятность того, что социальное поведение станет более развитым, привычным и эффективным для него. На данном этапе важно акцентировать работу на создании условий для деятельности, в которой дети стремятся прийти к совместному результату, у каждого из них есть свои обязанности, они подменяют друг друга и общаются - обращаются с просьбами о получении информации и ведут диалог.

Предлагаемые цели ИПО для навыков социального поведения и социальной игры уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка).

• Ребенок будет спонтанно обращаться к сверстникам с просьбой как минимум 25 раз в день.

• Ребенок будет спонтанно реагировать на просьбы сверстников 25 раз в течение одного дня.

• Ребенок будет принимать участие в совместном конструировании или подвижных играх со сверстниками на протяжении не менее 5 минут.

• Ребенок будет спонтанно обращаться к сверстникам, используя вопросы, указания, инструкции и т. п. (например, «Что это? », «Где твой обед? », «Давай, бери свой велосипед») в среднем, как минимум, 25 манд-реакций в день.

• Ребенок будет соблюдать очередность и делиться игрушками со сверстниками без подсказок хотя бы 5 раз в день.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...