Моторная имитация - уровень 2
Если при оценке навыка моторной имитации зачтено 6 баллов, можно говорить о том, что ребенок успешно обучается имитировать поведение других людей, однако навык может находиться под множественным контролем вербальных подсказок со стороны взрослых (например, «сделай так»). Формальное обучение навыку имитации может принести весомые результаты. Например, с помощью тренинга имитации ребенок учится обращать внимание на поведение других людей (недостаточный уровень такого навыка распространен среди детей с аутизмом). Также навык имитации является базой для развития навыков игры, самопомощи, обучения в группе, следования правилам и навыкам социального взаимодействия. Имитация может способствовать развитию навыков крупной и мелкой моторики и общему физическому развитию. Целью воздействия на данном этапе является поощрение спонтанной имитации и имитации поведения других людей в естественной среде, в игровом и социальном контексте. На этом этапе можно переходить к увеличению числа различных имитативных поведений, обучению более сложной имитации с использованием предметов (построение дома из кубиков, чистка зубов, надевание обуви и т. п. ), функциональной имитации в повседневной естественной среде ребенка. Моторная имитация в сочетании с вокальной имитацией (эхо) также должна усиливаться (например, ребенок притворяется спящим и «храпит», притворяется, что ведет машину, и говорит «би-бип»). Перечень дополнительных видов деятельности для данного уровня и последующих уровней можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP.
Умение имитировать движения мелкой моторики помогает сформировать фундамент для развития многих навыков: самопомощи, приема пищи, рисования, письма, конструирования и т. п. В ходе работы имитация начинает возникать спонтанно и в этот момент обучение данному навыку должно стать менее формальным. У многих детей имитативное поведение усиливается автоматически. В действительности, формирование автоматического усиления является одной из первоочередных целей в развитии как моторной, так и вокальной имитации. Усиливающие последствия, которые поддерживают эхо и имитативное поведение, должны постепенно переходить от искусственной формы к естественной, становиться автоматическими, как это происходит у детей с нормативным развитием. Первоначально дети могут нуждаться в тренинге имитации, но в конечном итоге дети имитируют поведение других людей потому, что такое поведение сформировалось, и на данный момент усиливается автоматически. Это становится очень очевидным, когда дети спонтанно имитируют взрослых (к примеру, говорят по телефону, расчесывают себе волосы или кладут куклу в колыбель). Вести себя как мама или папа, издавать звуки, как в фильме, или говорить как телевизионный персонаж, следовать примеру сверстников, - все это забавно. Также имитация часто приводит к получению естественных поощрений в игре или социальной деятельности, например, когда жест «класс! » с отогнутым вверх большим пальцем побуждает повторение данного жеста в ответ, и закрепляется с помощью социального поощрения (улыбки и похвалы). Многие из таких имитативных навыков можно в дальнейшем развивать в естественной среде посредством соответствующих возрасту видов деятельности: интерактивных песен и игр, способствующих развитию моторной имитации (к примеру, танец маленьких утят или игра «Море волнуется раз»). Целью работы на данном этапе должно стать постепенное устранение вербальных подсказок, повышение сложности имитативного поведения и имитация в естественной среде.
Как только ребенок научился обращать внимание на поведение других людей и копировать это поведение, многие элементы обучения упрощаются. Например, взрослый говорит ребенку «Я покажу тебе, как кормить птиц» и насыпает зерна в кормушку. Если ребенку удается без специального обучения тоже положить зерна в кормушку для птиц, его способность к имитации открывает новые возможности для обучения. Акцент во вмешательстве должен быть сделан на увеличении разнообразия имитативных действий, формировании более длинных цепочек имитативного поведения, соответствующих уровню развития ребенка, а также на дальнейшем содействии развитию навыков имитации, функциональных для естественной среды (например, аппликации, рисование, чистка зубов, сюжетные игры и физкультура).
Ребенок, который спонтанно имитирует поведение других людей в естественной среде, достиг одной из наиболее значимых вех в развитии навыка имитации. Ребенок может начать приобретать навыки и выполнять различные действия, просто наблюдая за тем, как это делают другие люди («обучение посредством наблюдения»). Такой уровень имитации является показателем готовности ребенка обучаться в менее ограничивающей среде. Удостоверьтесь, что спонтанное поведение имитации соответствующим образом усиливается и у ребенка есть возможность копировать большое количество важных и функциональных действий. Итак, основная цель на этом этапе работы — развитие обобщенного имитативного репертуара.
Моторная имитация, эхо, сопоставление с образцом и копирование написанных слов являются теми навыками, которые в конечном итоге должны стать «обобщенным репертуаром». То есть, в дальнейшем ребенок может копировать любое новое действие, звук, жест или слово без предварительного обучения. Как только ребенок обучился имитировать других людей, новые виды имитативного поведения могут часто возникать с первой попытки, таким образом, можно говорить о формировании обобщенного репертуара. Ребенок обучился тому, как нужно имитировать. Такой репертуар может быть очень функциональным для каждого человека. Ребенок, навык имитации которого достиг такого уровня, намного легче перейдет в менее ограничивающую обучающую среду. Развитые навыки имитации также позволяют ребенку стать полноценным участником различного вида социальной и академической деятельности. В домашних условиях имитация может стать ценным инструментом для построения навыков самопомощи и обучения простым ежедневным действиям (например, сервировке стола, уборке вещей, кормлению собаки, одеванию). На данном этапе работы над вербальным поведением навыки имитации могут уже не включаться в НПО, однако в повседневную деятельность ребенка должны быть включены задания на функциональную имитацию.
Предлагаемые цели ИПО для навыков моторной имитации уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет имитировать 5 новых действий в ходе 15-секундного теста на беглость. • Ребенок будет имитировать как минимум 25 последовательностей из трех действий. • Ребенок будет спонтанно имитировать действия других людей для достижения сходного результата, в игровой, художественной, спортивной и другой деятельности, как минимум, для 5 видов деятельности. • Ребенок будет имитировать любое новое движение с первой попытки, для 25 движений (обобщенный имитативный репертуар). Субтест «Оценка ранних эхо-навыков» (EESA) -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|