уровень 2
Оценка в 6 баллов по шкале эхо-навыков позволяет сделать предположение о том, что ребенок способен контролировать свой артикуляционный аппарат, произнося звуки по инструкции. Акцент в работе должен быть сделан на закреплении этого навыка посредством похвалы и поощрений спонтанных вокализаций, а также тренировке более сложных эхо-реакций. Обучение с большим успехом проходит в игровой форме (парное обусловление звуков с поощрениями), в некоторых случаях полезна визуальная подсказка, дающая основу для эхо-реакции (например, показывать ребенку мяч, работая над произнесением слова «мяч»). Целью работы является улучшение артикуляции и последующий перенос контроля от эхо-реакций на манд, такт и интравербальные реакции.
Если эхо-навык оценен в 7 баллов, тренировка эхо-реакций скорее всего не является одной из ведущих целей программы вмешательства. Скорее всего, работу над развитием навыка эхо следует включить в работу над другими видами вербальных навыков (например, тренинг манд и такт реакций должен предполагать дифференциальное усиление улучшенных вокальных реакций). Однако, высока вероятность того, что для ребенка, находящегося на данном уровне, по- прежнему останется полезной интенсивная логопедическая работа, целью которой может быть развитие артикуляции звукопроизношения.
На данном этапе эхо-репертуар должен был достаточно функциональным для ребенка. То есть, новые реакции такт и манд должны формироваться быстрее, поскольку ребенок способен быстро обучиться повторению нового слова. Затем для нового слова происходит перенос контроля, что меняет форму реакции с эхо на манд- или такт. Логопеду следует продолжать работать над специфическими артикуляционными ошибками.
Данный балл свидетельствует о том, что основной целью для развития эхо-навыков является «обобщенный репертуар», при котором ребенок способен повторять практически каждое слово или короткую фразу. Возраст развития на данном этапе составляет приблизительно 30 месяцев. Большинство детей данного возраста произносят слова и фразы, которые иногда являются трудными для понимания незнакомыми людьми, однако ежедневная практика формирует лучшую артикуляцию. Следует взвесить включение логопедической работы или тренинга эхо-реакций. Предлагаемые цели ИПО для эхо-навыков уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок по инструкции будет повторять как минимум 50 комбинаций гласных и согласных звуков, состоящих из 2 или более слогов, или же фраз, состоящих из 2 слов. • Ребенок по инструкции будет повторять как минимум 100 комбинаций гласных и согласных звуков, состоящих из 3 или более слогов. Различение по функциям, характеристикам и
Навык различения по функциям, характеристикам и категориям дает ребенку два преимущества. Первое — это развитие навыков слушателя, связанное с тренировкой навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, а второе — это содействие развитию интравербального поведения. В том случае, когда навык различения по функциям, характеристикам и категориям оценен в 6 баллов, акцент программы вмешательства в области LRFFC должен быть сосредоточен на навыках слушателя, работа над интравербальными навыками будет вестись позже. Целью тренинга навыка слушателя в области различения по функциям, характеристикам и категориям является обучение ребенка корректно реагировать на все более сложные вербальные стимулы.
Основное отличие данного тренинга от простого различения стимулов заключается в том, что ребенок должен научиться распознавать стимулы не по наименованию, а по их описанию. Именно такой вид стимулов чаще встречается в спонтанной речи других людей. Классификация подобных описаний в соответствии с функциями, характеристиками и категориями является лишь примерным разграничением (естественно, существуют и другие способы описания предметов и событий), однако она позволяет начать последовательную работу над развитием этой сферы. В процессе обучения вербальные стимулы постепенно усложняются и могут содержать несколько вербальных компонентов (например, «Найди животное, которое живет в воде и на суше»). Также, словарный запас ребенка начинает расширяться и включать все более комплексные речевые понятия и темы. Эти возрастающие уровни сложности учитываются при проведении оценки. Еда и напитки определяются в качестве первой вехи развития при оценке навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, поскольку дети обычно заинтересованы в этих объектах и часто слышат их названия или связанные с ними глаголы («кушать» и «пить»). Другие, менее мотивационные категории, ребенок, как правило, начинает различать на более поздних этапах вербального развития. В случае ребенка, который способен выбирать еду и напитки без называния их взрослыми, следующим шагом является переход к утверждениям в формате «дополнить фразу», включающим глаголы или функции, а также распространенные существительные. Для успешного выполнения подобных заданий обязательно, чтобы ребенок уже был способен различать глаголы и существительные (как в реакциях такт, так и в интравербальных реакциях), а также комбинации формата глагол-существительное (или существительное-глагол). Например, если ребенок не знаком с глаголом «закручивать», не различает его как слушатель и не умеет наименовать, его будет сложно обучить (избегая механических реакций) выбирать крышку, когда ему задают вопрос: «Что ты закручиваешь? » (задание на различение по функциям, характеристикам и категориям). Некоторые дети с высоким уровнем развития навыка различения стимулов и слабым репертуаром такт могут успешно выполнять задания такого рода, однако важно не допустить, чтобы репертуар навыков слушателя развивался гораздо быстрее, чем репертуар навыков говорящего. Таким образом, упор в программе вмешательства должен быть сделан на предметах, уже знакомых ребенку, изученных в программах такт и поведения слушателя, но с различными и более сложными вербальными стимулами. Перечень конкретных видов деятельности и структуру программы для более сложных навыков можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP в рубрике «Различение по функциям, характеристикам и категориям».
Если навык различения по функциям, характеристиками категориям оценен в 7 баллов, по всей видимости, навыки слушателя находятся на достаточно высоком уровне. Работа должна проводится в следующих направлениях: (1) посредством введения новых стимулов в заданиях формата «дополнить фразу» (у ребенка должны сформироваться сотни реакций различения по функциям, характеристикам и категориям), (2) постепенный переход к формату вопросительных предложений, (3) работа над обобщением, использованием многочисленных вариантов уже знакомых ребенку предметов, (4) обобщение для различных людей, (5) использование новых вводных фраз, (6) использование различного тона голоса, громкости, интонации и т. п., (7) увеличение количества предметов в наборах. Возможно, наиболее важным является то, что тренинг различения по функциям, характеристикам и категориям может научить ребенка более точно реагировать на сложные вербальные стимулы, то есть обучить навыку, который будет очень важным для дальнейшего развития интравербальных навыков.
Новые объекты по-прежнему можно добавлять в формате «дополнить фразу», однако следует как можно быстрее переходить к формату вопросительных предложений или естественных высказываний, употребляемых в речи (формат «дополнить фразу» не слишком часто встречается в беседе и должен рассматриваться в качестве подсказки, которую необходимо будет постепенно устранить). Например, вместо того, чтобы говорить ребенку «Ты едешь на... », скажите ему дружелюбным и игривым тоном: «Эй, Райан, а на чем мы поедем? » (с возможным акцентом на слове «поедем» как этапе устранения подсказки). Навык различения по функциям, характеристикам и категориям предоставляет идеальную возможность для формирования контроля вербального стимула и может быть веселым занятием, которое легко перенести в естественную среду. Реакции, которые ребенок уже освоил, должны быть включены в игровую и социальную деятельность, обучение в группе, занятия творчеством и другие виды деятельности в классе и дома. Другие предложения с вопросительными словами «где», «какой» и «кто» также могут вводиться на данном этапе. Работу над подобными заданиями можно начинать с нескольких обучающих блоков в формате «дополнить фразу», а затем быстро переходить к вопросительным предложениям.
По мере того, как ребенок овладевает новыми реакциями такт и различения слушателя, они должны незамедлительно переноситься включаться в задания на различение по функциям, характеристикам и категориям. Обобщение остается важным компонентом развития этой сферы, и должно быть частью тренинга ежедневно. На данном этапе важно начать работу над формированием классов вербальных стимулов, когда различные вербальные определенные стимулы SD побуждают выбор одного и того же предмета (например, «На чем ты катаешься? », «У чего есть колеса? » и т. п. ). В качестве стимульного материала следует использовать сюжетные картинки, книги, предметы и события в естественной среде.
Способность выбирать конкретный предмет после различных высказываний о нем является важным навыком, и, начиная с этого этапа, тренинг должен проводиться различными способами. Например, в процессе тренинга используется обучающая процедура, известная как «Обучение на множестве образцов», в ходе которой комбинируются различные объекты, являющиеся и не являющиеся образцами стимула. Она помогает в формировании понятий, более сложных навыков различения и в исключении неправильных или механических реакций. К примеру, когда в наборе предоставляется картинка с изображением пожарной машины, ребенок должен уметь выбрать данную пожарную машину после предоставления самых разнообразных утверждений о ней (например, «Найди красную машину», «На какой машине ездит пожарник? », «Что используют для тушения пожаров? » и т. п. ) и не выбирать пожарную машину после других высказываний («Что летает по воздуху? », «Что плавает? » и др. ). Важно, чтобы данный навык формировался с помощью разнообразных объектов и видов деятельности (животные, люди, игрушки, одежда) для обеспечения обобщения вербальных стимулов и реакций. Кроме того, навыки различения по функциям, характеристикам и категориям закладывают хороший фундамент для интравербального развития, как уже было описано ранее.
Как упоминалось ранее, вторым достоинством навыков различения по функциям, характеристикам и категориям является содействие интравербальному поведению, поскольку вербальный стимул в обучающем блоке может в точности совпадать с вербальным стимулом, предшествующим вербальной реакции. К примеру, если вербальным стимулом в обучающем блоке на навыки различения по функциям, характеристикам и категориям является вопрос: «Чем ты рисуешь? », и ребенок прикасается к цветному карандашу, в точности такой же вербальный стимул может встретиться и в задании на развитие интравербальных навыков, когда вместо того, чтобы прикоснуться к карандашу (невербальная реакция), ребенок произносит слово «карандаш» (вербальная реакция). В ходе блоков обучения навыкам различения по функциям, характеристикам и категориям многие дети начинают спонтанно называть целевые невербальные стимулы из набора. Когда это начинает происходить, следует начать более интенсивный тренинг интравербальным реакциям. По всей видимости, процедура переноса контроля стимулов от реакций различения по функциям, характеристикам и категориям на интравербальные реакции будет эффективной. Специфические навыки различения по функциям, характеристикам и категориям, над которыми необходимо работать на данном этапе, включают обучение с использованием многочисленных вариантов стимула («обучение на множестве образцов»), работу над беглостью реакций (реакции с ограничениями во времени и усилением более быстрых реакций), более интенсивное обобщение в книгах и в естественной среде, а также переход к многокомпонентным вербальным стимулам формата прилагательное-существительное.
Если навык различения по функциям, характеристикам и категориям оценен в 10 баллов, ребенок готов к более интенсивному интравербальному тренингу. Что касается развития навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, набор и вербальные стимулы должны и в дальнейшем становиться более сложными. В наборы следует начать включать стимулы, подобные друг другу в каком-либо отношении, например, схожие по форме, цвету, размеру, функции, категории или текстуре. Задачей является начать усложнять для ребенка поиск целевого объекта (например, игра «кто где спрятался», когда ребенка просят найти мышку, от которой на рисунке видно только ушки или хвостик)[††††††]. Подобные занятия развивают внимание и навык сканирования, что играет значительную роль во многих сферах развития (например, социальное поведение, занятия спортом, навыки самопомощи и профессиональные навыки). В вербальные стимулы должно входить больше составляющих, к примеру, предоставление предметов с двумя или тремя характеристиками или функциями, которые служат в качестве отличительных признаков для осуществления выбора. Например, «Найди большое животное, которое любит воду» в сравнении с заданием «Найди маленькое животное, которое любит воду». Навыки, имеющие отношение к событиям прошлого или будущего, также могут формироваться в рамках различения по функциям, характеристикам и категориям. Например, если ребенок раньше видел пожарную машину в школе, задание может представлять собой визуальный набор, содержащий пожарную машину, и вопрос: «Что ты видел сегодня в школе? ». Навыки построения последовательности могут формироваться аналогичным образом. Например, обучающий блок может заключаться в предоставлении набора, содержащего полотенце, и вербального стимула: «После того, как ты искупался, что тебе нужно? ». И, наконец, дальнейший акцент должен быть сосредоточен на тренинге обобщения в естественной среде, введении новых тем и превращении блоков обучения в веселую, естественную и любимую ребенком деятельность.
Предлагаемые цели ИПО для навыков различения по функциям, характеристикам и категориям уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок будет правильно выбирать предмет в наборе, содержащем как минимум 8 стимулов, для 25 различных заданий в формате «дополнить фразу» в отношении текстов песен, звуков, издаваемых животными или категорий еды и напитков. • Ребенок будет правильно выбирать предмет в наборе, содержащем как минимум 8 стимулов, после обучения 50 различным реакциям на вербальные стимулы формата существительное-существительное, глагол-существительное или вопросительных предложений. • Ребенок будет правильно выбирать предмет в наборе, содержащем как минимум 8 стимулов для 100 различных заданий формата «дополнить фразу» или вопросительных предложений, предполагающих различение по функциям, характеристикам или категориям предметов. • Ребенок будет правильно выбирать предмет в наборе, содержащем как минимум 10 стимулов, в том числе подобных, для 200 различных задач формата «дополнить фразу» или вопросительных предложений, предполагающих различение по функциям, характеристикам или категориям предметов. • Ребенок будет правильно выбирать 10 предметов за 1-минутный промежуток времени из набора, содержащего как минимум 8 стимулов, в том числе подобные стимулы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|