Интравербальные навыки - уровень 2
Если интравербальные навыки оценены в 6 баллов, у ребенка сформировано некоторое раннее вербальное поведение, но оно, скорее всего, пока не функционально. Главное достижение этого этапа раннего и простого контроля вербальных стимулов — начало освобождения вербальных реакций от контроля эхо- и такт. Контроль вербальных стимулов является чрезвычайно сложным, и зачастую речевой тренинг начинается со слишком сложных для ребенка вербальных стимулов (например, «Во что ты любишь играть? », «Что ты сегодня делал в школе? »). Обучение в формате «дополнить фразу», как правило, намного проще вопросительных предложений, и такой формат является более эффективным для обучения ребенка различению тысяч вербальных стимулов, с которыми он может сталкиваться каждый день. Итак, актуальной целью работы будет расширение разнообразия вербальных стимулов и интравербальных реакций, выполняемых ребенком. Тренинг должен происходить на ежедневной основе, как в виде формальной обучающей сессии, так и с обучением в естественной среде, организацией частых возможностей для тренировки навыка. Дополнительные виды деятельности, которые могут и в дальнейшем развивать интравербальный репертуар, можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP, в рубрике «Интравербальные навыки».
Интравербальные навыки часто рассматриваются как значительная веха развития для ребенка, и возникают в возрасте примерно 2-х лет. Убедитесь в том, что ребенок не называет всех одним и тем же именем. Как только ребенок научился отвечать на вопрос о своем собственном имени, следует добавить и другие имена, которые первоначально должны быть частично такт-реакцией (например, проведите тренинг в присутствии сестры ребенка и с инструкцией формата «дополнить фразу» («Твою сестру зовут... »), а затем работайте над тем, чтобы исключить присутствие сестры). Тем не менее, основной основная работа над развитием интравербальных навыков должна производиться в формате «дополнить фразу», представляющих собой комбинации глагол-существительное или существительное-существительное, а также в формате вопросительных предложений.
Если ребенок правильно реагирует на различные вербальные определенные стимулы в формате «дополнить фразу», необходимо реализовать процедуры для переноса контроля стимулов в формат вопросительных предложений. Например, если ребенок может ответить: «машина» на вербальный стимул: «Ты катаешься на... », следующим шагом является замена данной формулировки вопросительным предложением: «На чем ты катаешься? ». «Машина» по-прежнему остается правильным ответом, однако теперь реакция происходит под контролем несколько иного, более функционального вербального стимула. То есть, вероятность того, что ребенок будет сталкиваться в естественной среде с вопросительными предложениями, является более высокой, тем не менее, изначально легче овладеть интравербальными реакциями в формате «дополнить фразу». Формат «дополнить фразу» может по-прежнему оставаться ценным инструментом для введения новых интравербальных стимулов и реакций. После формирования навыка реагировать на вопросительные предложения со словом «что» можно перейти к обучению ребенка отвечать на некоторые вопросы со словами «где» и «кто». Также должен происходить тренинг обобщения для различных людей, различного тона голоса, различных условий окружающей среды и т. п. На этом этапе эти и другие виды деятельности, предложенные в разделе «Анализ заданий» для данного уровня, должны становиться более существенной частью ежедневной программы вмешательства.
Если интравербальный навык оценен в 9 баллов, у ребенка сформирован начальный интравербальный репертуар и работа должна проводиться в направлении его расширения и обобщения. Расширение должно включать в себя интенсивную деятельность по обучению интравербальным навыкам, в рамках которой известные ребенку реакции манд и такт приводятся под контроль вербальных стимулов. К примеру, если ребенок может называть и различать в качестве слушателя понятие «лопата», а также действие «копать» и
уметь копать и тогда может быть своевременным обучить его интравербальной реакции в ответ на вопрос: «Чем ты копаешь? » или «Что ты делаешь лопатой? ». Обобщение должно происходить как в форме обобщения стимулов, так и в форме обобщения реакций. Что касается обобщения стимулов, важно, чтобы ребенок был способен к одной и той же вербальной реакции под контролем различных вербальных стимулов. Например, если ребенок может сказать «лопата» в ответ на вопрос: «Чем ты копаешь? », тренинг должен реализовываться с использованием другого вербального стимула, который также может побудить реакцию «лопата». Например, «Что нам нужно, чтобы выкопать здесь яму? » или «Нам нужно ведро и... ». Обобщение вербальных реакций включает обучение ребенка отвечать в разнообразной форме в ответ на один и тот же вербальный стимул. Если ребенок может ответить «лопата» на вопрос: «Чем ты копаешь? », нужно расширить класс реакций на другие предметы, которыми можно копать (ложка, совок, экскаватор и т. п). Существует несколько процедур, которые могут способствовать обобщению, например, обучение на множестве образцов в рамках процедуры переноса контроля стимулов для реакций различения по функциям, характеристикам и категориям на интравербальные реакции, или же игра в естественной среде, к примеру, копание ямы ложкой.
На этом этапе ребенок с легкостью овладевает новыми реакциями манд и такт, и необходимо особое внимание уделить интравербальному тренингу. В некотором отношении, это можно рассматривать как «использование слов», которые уже известны ребенку, но в иных различных контекстах. Случается, так, что многие из таких контекстов являются вербальными, и переход может потребовать формального обучения. Например, ребенок может уметь называть по картинкам корову и хлев, но затрудняется сформулировать высказывание «корова живет в хлеву» или «корова дает молоко», или сообщить, что в хлеву живут и другие животные и т. п. Интравербальный тренинг может сформировать данные навыки, таким образом, ребенок обучается тому, как разговаривать о предметах и событиях, даже если эти предметы и события отсутствуют в поле зрения. На данном этапе программы вмешательства может быть уделено особое внимание двухкомпонентным вопросам, в которых одно слово может изменять значение другого (это называется «вербальное обусловленное различение»). Например, вопрос «Можешь назвать горячую еду? » в сравнении с вопросом «Можешь назвать холодную еду? ». Несмотря на то, что слово «еда» одинаково в случае обоих вопросов, слова «горячая» и «холодная» изменяют правильный ответ и требуют того, чтобы ребенок сильнее сконцентрировал внимание на одном из компонентов предложения. В дополнение к таким видам деятельности, тренинг реагировать на вопросы со словом «что», о функции предметов, также будут уместными на данном этапе (например, «Что ты делаешь со шлангом? »).
Предлагаемые цели НПО для интравербальных навыков уровня 2 (выберите толью 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок будет отвечать на 25 различных заданий в формате «дополнить фразу», для различных фраз из песен, звуков животных или вербальных стимулов из игр. • Ребенок будет отвечать корректно в случае 100 различных заданий формата «дополнить фразу», содержащих существительные и глаголы. • Ребенок будет уметь правильно отвечать на 100 различных вопросов со словом «что», содержащих существительные и глаголы. • Ребенок будет способен правильно определять функцию или категорию 100 различных предметов (существительные), а также подбирать существительное в зависимости от 100 различных функций или классов. • Ребенок научится правильно отвечать на 50 различных вопросов со словом «где». • Ребенок научится правильно отвечать на 25 различных вопросов со словом «кто». • Ребенок научится правильно отвечать как минимум на 3 вопроса о 25 различных предметах. • Ребенок будет различать 25 категорий при перечислении 3 членов из этих категорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|