Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навыки поведения в классе и в группе -




Навыки поведения в классе и в группе -

уровень 2

Поведение в группе 6-М Сидит в группе детей за обеденным столом, без нежелательного поведения, на протяжении 3 минут

 


 

Дети с особыми потребностями, которые впервые попадают в дошкольную среду или среду начальных классов школы, могут чувствовать себя достаточно некомфортно в больших группах незнакомых им детей и взрослых, находящихся в одной комнате. Кроме того, распорядок дня в классе может быть новым для них. Часто дети, впервые попавшие в школьную среду, плачут (что иногда свидетельствует о тревоге, связанной с разлукой с близкими) или выражают горе от нахождения в незнакомой обстановке в какой-либо другой форме (например, стоят у двери, ведут себя агрессивно, разрушая имущество, у них случается истерика или аутоагрессивное поведение). В таких случаях эмоциональное и негативное поведение, как правило, уменьшается, если дифференциально усиливать спокойное поведение, а также использовать процедуры парного обусловления, предоставлять возможности для обращения с просьбой (если это возможно), организовывать занятия любимой деятельностью и изначально снизить уровень требований. В основном, по истечении одной или двух недель, большинство детей адаптируются в новой среде. У некоторых детей совершенно не наблюдается проблем, связанных с разлукой с близкими, и они немедленно приступают к исследованию новой окружающей среды, исследуют интересные игрушки и иногда даже взаимодействуют с другими детьми. Тем не менее, им до сих пор может не удаваться сидеть на протяжении продолжительного промежутка времени (3-5 минут) и реагировать на требования. Каждый ребенок попадает в какую-то из точек описанного континуума, однако целью для всех детей с особыми потребностями является не только чувствовать себя комфортно в классе, но и обучаться в этой среде.

 

Все классы отличаются друг от друга, но большинство из них функционирует на основе некоторой формальной структуры, включающей перерывы на полдник или обед, время работы в группах, в командах, в активных центрах, использование туалета, перемены и сессии формального обучения. Некоторые дети способны немедленно подчиниться правилам поведения в классе, однако другие могут с трудом отказываться от своей свободы. К ним часто относятся такие дети, которые получили высокие баллы при оценке преград, особенно за руководящий контроль и/или проблематичное поведение. Для некоторых детей это может быть значительной проблемой, и, возможно, тогда есть смысл в проведении более подробного описательного и функционального анализа в сочетании с формальной программой поведенческого вмешательства. В случае детей с особыми потребностями нередко происходит так, что они сопротивляются навязываемой им структуре (например, время сна, детские автомобильные кресла, сидение за столом во время приема пищи, занятия за столом или другие типы ограничений свободного передвижения). Однако если ребенок способен просидеть 3 минуты за столом во время полдника, но, к примеру, не способен высидеть дольше, или он не может сидеть во время занятия в кругу детей или во время работы за столом, акцент необходимо сосредоточить на установлении руководящего контроля, в том числе на дифференциальном усилении поведения «спокойно сидеть» на протяжении более длительного промежутка времени. Требования необходимо сохранять на низком уровне, занятия за столом или в группах должны быть веселыми, обусловленное усиление должно предоставляться точно и систематически, одновременно с повышением требования к продолжительности периодов сидения. Целью на данном этапе является первоначальное формирование руководящего контроля и соблюдение правил поведения в классе. Если взрослые не обладают руководящим контролем над ребенком, обучить его новым навыкам будет сложно. Дополнительные виды деятельности, которые могут в дальнейшем развивать данные навыки, можно найти в «Анализе заданий» в рубрике «Поведение в классе и в группе».

Поведение в группе 7-М Откладывает в сторону игрушки, становится в очередь и подходит к столу после одной вербальной подсказки

 


 

Стандартный распорядок дня в классе может помочь в формировании ряда таких важных навыков, как имитация поведения сверстников (например, встать в очередь, когда другие дети строятся в очередь), следование групповым инструкциям (к примеру, «Все постройтесь по очереди»), навыки самопомощи (использование платка и т. п. ), уменьшение зависимости от подсказок и самостоятельность. Как только ребенок начинает подчиняться повседневным правилам поведения в классе с минимальными подсказками, акцент может быть перенесен на другие навыки. Переходы от одной деятельности к другой имеют большое значение, изначально они могут быть сложными для некоторых детей в связи с отсутствием опыта перехода к специфической деятельности по инструкции. Кроме того, переходы могут потребовать от ребенка отказа от привлекательной деятельности (например, перемены) в пользу другой, менее желаемой деятельности (например, выполнение заданий за столом). Ребенок может отвлечься из-за перехода от одного занятия к другому, и подобные непредвиденные обстоятельства препятствуют вербальному обучению или самостоятельным переходам. На данном этапе работа над поведением в группе должна вестись в направлении сокращения прямых подсказок со стороны взрослых (таких, как «Райан, достань свой обед»). Также должна проводиться работа над осуществлением переходов с минимальным уровнем подсказок и без проявлений проблематичного поведения, а также над поведением «спокойно сидеть» во время групповой активности на протяжении более длительных промежутков времени без попыток уйти или другого нежелательного поведения.

 


 

Поведение в группе 8-М В классе переходит от одного занятия к другому без подсказок или с одной вербальной или жестовой подсказкой

 


 

Как только ребенок будет способен следовать основным стандартным процедурам в классе и переходить от одной деятельности к другой без большого количества подсказок со стороны взрослых, акцент в работе может быть смещен на обучение специфическим навыкам работы групповом формате. Основной целью для каждого ребенка является овладение навыками для перехода в менее ограничивающую среду. Несмотря на то, что многие дети получают значительную пользу от обучения «один на один» с учителем, наступает такой момент, когда данный формат обучения на протяжении всего дня может перестать работать во благо ребенка. Возможно, наиболее очевидной проблемой является то, что взрослые приобретают сильный контроль над поведением ребенка ввиду продолжительного опыта взаимодействия, четкого предоставления инструкций и поощрений.

Обучение в условиях, типичных для социальной и образовательной среды, может быть сложным и непривычным для ребенка, который привык заниматься в индивидуальном формате. Менее ограничивающая образовательная среда не предполагает частое использование подсказок для обучения без ошибок и постоянного предоставления поощрений. Также ребенок может затрудняться общаться со сверстниками, из-за отсутствия такого опыта. Существует множество других потенциальных проблем, связанных с форматом обучения 1: 1, например, затруднения в обобщении, сформированная зависимость от подсказок, узкий круг поощрений сложности с адаптацией и принятие изменений, а также трудности с мониторингом приобретения навыков ребенком. Хотя очевидно, что многие дети нуждаются и получают пользу от индивидуального обучения на определенном этапе образовательной и социальной программы, обучение в группе становится все более значимым для дальнейшего развития навыков ребенка.

Таким образом, на данном этапе внимание предлагается сосредоточить на формировании у ребенка способности обучаться в групповом формате. Данный вид деятельности должен быть частью повседневной программы ребенка, и хотя необязательно отказываться от индивидуального обучения или обучения в паре с другим ребенком, необходимо как отдельное упражнение включать в работу обучение соответствующим возрасту ребенка социальным правилам и социальной деятельности. На данном этапе целью является добиться от ребенка поведения «спокойно сидеть» в небольшой группе (с 3 или более детьми) и отсутствия при этом нежелательного поведения. Конечная же цель работы - концентрация внимания на учителе и материалах, корректные вербальные и невербальные реакции как целевое поведение ребенка. Ранние групповые занятия могут создавать ощущение «развлечения» (творчество, музыка, кукольные спектакли, игры), а не обучения ребенка, однако обучение усидчивости во время групповых занятий является чрезвычайно важным навыком, который зачастую приходится формировать, и, кроме того, он является обязательным предварительным условием для овладения более сложными навыками в условиях групповой формы обучения.

Поведение в группе 9-М Сидит в небольшой группе в течение 5 минут, без нежелательного поведения или попыток уйти из группы

 


 

Как только ребенок научился сидеть в группе и вести себя соответствующим образом, акцент можно сосредоточить на увеличении промежутка времени, в течение которого он концентрирует внимание на учителе и представленных в группе материалах, а также реагирует на вопросы и инструкции учителя. Первоначально обучающие блоки, предлагаемые ребенку в групповой среде, должны основываться на перечне известных ему реакций (то есть, известные такт-реакции, реакции слушателя, интравербальные реакции). Основной целью на данном этапе является обобщение - ребенок должен научиться выполнять в группе все те действия, которым научился на индивидуальных занятиях, а не учиться новым навыкам. Ребенку должны предоставляться поощрения за правильные реакции, усидчивость, концентрацию внимания на том уровне, на котором это необходимо.

 


 

В некоторых случаях может проводиться работа над коррекцией других видов поведения, например, «не прикасаться к другим детям» или «не брать в руки их игрушки» («ручки красиво» и т. п. ), не разговаривать или не вставать в неподходящий момент, делиться предметами с другими, использовать материалы соответствующим образом и обращать внимание на сверстников, когда это необходимо.

Поведение в группе 10-М Сидит в небольшой группе в течение 5 минут, обращает внимание на учителя или материал 50% времени и реагирует на 5 инструкций или других определенных стимулов SD, предъявляемых учителем

 


 

Если ребенок с легкостью реагирует на знакомые ему задания в групповом формате, концентрирует внимание на учителе и материалах, а также проявляет незначительный уровень нежелательного поведения или не проявляет его вовсе, следует начать работать над формированием новых форм вербального и невербального поведения. Многие виды групповых занятий в кругу сверстников предполагают разнообразные непродолжительные занятия или темы для обсуждения, а также могут относиться к основной теме дня или недели (например, праздники, гусеницы и бабочки, зима, животные на ферме). Может быть поставлена цель приобретения новых реакций такт и навыков слушателя в групповом формате с использованием тех же подсказок, процедур переноса контроля и процедур дифференциального усиления, которые используются в формате обучения 1: 1. Кроме того, в обучающий формат следует включить инструкции в общей форме, когда вопросы и инструкции учителя не содержат имени конкретного ребенка или любого очевидного указания на то, что какой-либо конкретный ребенок должен отреагировать (к примеру, «Кто может сказать мне, ... », «Кто-нибудь знает... », «Все... »). Таким образом ребенок научится реагировать на данные типы вербальных стимулов, отличающихся от косвенных подсказок со стороны взрослых, которые используются в индивидуальном формате обучения (называние имени ребенка, близкое расстояние между учителем и ребенком, сформированный руководящий контроль, ограничение свободного передвижения, знакомые задания и т. п. ). На данном этапе также, возможно, будет уместным начать увеличивать размер группы, что естественным образом сократит количество подсказок, предоставляемых одному ребенку.

Существует множество различных форматов группового обучения, распространенных в группах дошкольных учреждений и начальных классах. Работа в подгруппах представляет собой расположение 2 или 3 видов учебных материалов в разных местах в группе (например, на разных столах). Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и перемещаются от «точки» к «точке» после выполнения предложенных заданий, при этом учителя или ассистенты остаются на своем месте и продолжают работу со следующей подгруппой. Например, если темой изучения является морские животные, то одна из «точек» может содержать задание на художественную деятельность (например, вырезание и наклеивание рыб), другая «точка» - сказка «О рыбаке и золотой рыбке», а третья - игра в «рыбалку», во время которой дети могут использовать удочки с магнитом, чтобы «ловить рыбу».

Во время художественной деятельности можно обучать ребенка новым реакциям манд, такт, интравербальным и имитативным реакциям. Кроме того, акцент может быть сделан на формировании навыков самостоятельной работы и/или взаимодействия со сверстниками. Во время чтения сказки ребенок может учиться отвечать на вопросы, а «рыбалка» позволяет научиться имитировать действия сверстников, делиться, сопоставлять с образцом и выполнять инструкции, при этом являясь веселым и соответствующим возрасту заданием.

 


 

Предлагаемые цели ИПО для навыков поведения в классе и в группе уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет откладывать в сторону предметы, вставать в очередь и подходить к столу после одной вербальной подсказки.

• Ребенок будет сидеть в небольшой группе в течение 10 минут, обращать внимание на учителя или материал 50% времени и реагировать на 5 определенных стимулов SD со стороны учителя.

• Ребенок в классе будет переходить от одного занятия к другому после не более чем одной подсказки указательным жестом или вербальной подсказки.

• Ребенок будет реагировать на 5 различных групповых инструкций или вопросов без прямых подсказок в группе, состоящей из 3 или более детей.

• Ребенок будет пользоваться туалетом и мыть руки всего лишь с одной вербальной подсказкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...