Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лингвистическая структура - уровень 2




Лингвистика 6-М Артикуляция ребенка при произнесении 10 наименований доступна для понимания знакомыми взрослыми, которые не видят называемый предмет

 


 

Как правило, четкая артикуляция позволяет реакции эхо в точности соответствовать вербальному стимулу. Однако, если данное соответствие невозможно (как, например, при реакциях манд, такт и интравербальных реакциях), часто артикуляция ухудшается, и слушателям бывает трудно понять, что говорит ребенок. Эта веха развития была разработана в качестве индикатора качества артикуляции у ребенка в отсутствие эхо-подсказки и контакта слушателя с объектом, который называет ребенок. Как правило, намного сложнее понять слово, произнесенное ребенком на ранних этапах обучения, если человек знает о чем речь (не видит, не слышит, не прикасается к предмету и т. п. ). Это является важным направлением, в котором вербальный репертуар должен развиваться для того, чтобы обрести функциональную ценность для ребенка. Попробуйте провести эксперимент: пусть взрослый человек при помощи эхо-подсказки повторяет слова незнакомого языка. Скорее всего, это получится довольно легко и слова будут весьма похожи на образец, однако, как только эхо-подсказка будет удалена, произношение значительно ухудшится.

Способность взрослых понимать небольшой набор такт-реакций ребенка является важной вехой развития для многих детей, однако для дальнейшего развития важен анализ (также см. параграф «Нарушения артикуляции» в разделе «Оценка преград» VB-MAPP). Избегайте слишком быстрого добавления новых слов, особенно таких, которые рифмуются друг с другом, содержат аллитерацию или сложные комбинации звуков (то же самое может касаться и детей, изучающих язык жестов). Зачастую случается так, что слова становятся все более трудными для понимания, если новые слова добавляются в словарный запас ребенка слишком быстро. Возможно, именно поэтому тестирование такт-реакций, представленное в данной вехе развития должно быть постоянным компонентом занятий для ребенка, который испытывает трудности с артикуляцией.

 


 

Кроме того, экспертная оценка, проведенная специалистом в области патологии речи и языка, может помочь в поддержании дальнейшего вокального развития. Важно учитывать тот факт, что вокальное развитие типично развивающихся детей — длительный процесс. Практика артикуляции начинается с гуления и детского лепета (на 3-4 месяце жизни) и продолжается на протяжении еще нескольких лет. И, несмотря на сотни тысяч «отработанных» звуков, слов и фраз, произносимых большинством детей в течение первых нескольких лет жизни, незнакомым людям зачастую трудно понимать артикуляцию многих детей в возрасте трех лет. Дополнительные виды деятельности, которые могут и в дальнейшем развивать репертуар лингвистической структуры у ребенка, можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP.

Лингвистика 7-М Ребенок понимает, как слушатель, не менее 100 слов (например, «дотронься до носа», «попрыгай», «найди ключи»)

 


 

Объем словарного запаса является, возможно, наиболее распространенным показателем речевого развития. Как правило, объем репертуара слушателя (который традиционно называют «рецептивной речью») растет быстрее, чем объем репертуара говорящего (традиционно называемого «экспрессивной речью»). Однако такая общая модель может оказаться достаточно обманчивой. Определенно нельзя назвать правилом то, что ребенок должен быть способен выполнять реакции слушателя прежде, чем он обучится наименовать предметы и явления окружающей среды. На самом деле, многие дети сначала овладевают реакциями такт, но им по-прежнему сложно увеличивать репертуар слушателя. Тем не менее, на раннем этапе работа над этими навыками должна вестись одновременно. Если ребенок получает высокие баллы при оценке навыков слушателя и низкие баллы по шкале такт-реакций, следует сделать интенсивнее работать над развитием такт-реакций, и наоборот. Важно сохранять эти два репертуара примерно на одном уровне в плане объема словарного запаса. Ошибочно предполагать, что навыки слушателя подобны навыкам говорящего с точки зрения познания. Их лучше рассматривать как отдельные поведенческие репертуары, которые необходимы ребенку в одинаковой степени. Если навыки ребенка соответствуют критериям этой вехи развития, и при этом соблюдается баланс в развитии остальных навыков, акцент следует сделать на увеличении сложности навыков слушателя, а также на развитии соответствующих такт-навыков, как описано в разделах «Поведение слушателя» и «Такт» в данном руководстве.

Лингвистика 8-М В течение дня ребенок произносит 10 различных высказываний, состоящих из 2 слов, любого типа, кроме эхо-реакций (например, манд, такт)

 


 

Еще одним распространенным показателем лингвистического развития является «средняя длина высказывания» (MLU). Как правило, данный показатель учитывает количество независимых морфем («высказывания индивидуума, обладающие смысловым значением»), используемых ребенком в одной фразе или в одном предложении. Вводные фразы, которые «не имеют смыслового значения» (то есть, не имеющие отдельного предшествующего источника контроля, такие как «Я хочу... » или «Это... ») в данном случае для целей тестирования не считаются морфемами. Важность данного показателя заключается в том, что он свидетельствует о начале контроля вербального поведения ребенка такими множественными переменными, как предмет и его движение, цвет, форма и т. п. В основном, у двухлетнего ребенка средняя длина высказывания составляет 2 единицы, у трехлетнего ребенка - 3 единицы, у ребенка старше 3 лет средняя длина высказывания может колебаться в очень больших пределах. Следует учитывать также и тот факт, что средняя длина высказывания отличается для разных вербальных действий. Например, манд у трехлетнего ребенка может содержать всего лишь одно или два слова («Пойдем быстрее»), в то время как интравербальная реакция того же самого ребенка может включать десятки реакций, связанных в единую цепочку (например, ребенок рассказывает сказку о принцессе). Целью является дальнейшее увеличение средней длины высказывания, и это может быть реализовано различными способами. Наиболее распространенные процедуры включают в себя предоставление подсказок, постепенное их удаление, цепочки и дифференциальное усиление все более сложных реакций.

Лингвистика 9-М Ребенок может делать логические ударения, изменяет ритм речи, интонацию, другие просодические компоненты речи 5 раз в течение дня (например, делает акцент или ударение на определенных словах, к примеру, «это МОЕ! »)

 


 

Одно и то же слово может быть произнесено по-разному с целью осуществления разного воздействия на слушателя. Скиннер идентифицирует такое поведение как аутоклитическое (Skinner, 1957, глава 12). Аутоклит состоит из дополнительных вербальных реакций говорящего, которые каким-либо образом изменяют другие его слова. Таким образом, аутоклитическое поведение состоит из вербального поведения о собственном вербальном поведении говорящего. Например, ребенок может сказать «Не бери это», или ребенок может закричать «НЕ БЕРИ ЭТО! ». Крик раскрывает эмоциональное состояние (МО) и является мощной аутоклитической манд-реакцией, которая присоединяется к первоначальной реакции манд с целью оказания специфического воздействия на слушателя (например, «я СЕРЬЕЗНО не хочу, чтобы ты брал это! »). Просодические компоненты речи часто включают в себя такие дополнительные аутоклитические реакции и, как правило, возникают без какого-либо специального обучения. То есть, как только освоены первоначальные манд, такт и интравербальные реакции, высказывания меняются путем добавления вторичных аутоклитов к ним с целью специфического воздействия на слушателя (для более подробной информации по теме аутоклита см. работу Питерсона, (Peterson, 1978).

Лингвистика 10-М Общий активный словарный запас ребенка составляет 300 слов (включая все вербальные действия, кроме эхо-реакций)

 


 

Типично развивающийся ребенок на момент достижения им возраста 30-ти месяцев владеет несколькими сотнями вербальных реакций. В случае, когда по шкале «Лингвистика» зачтено 10 баллов, ребенок пополняет словарный запас ежедневно. Измерение объема словарного запаса имеет большое значение, но в лингвистике довольно распространенной практикой является отсутствие разграничения между вербальными действиями при использовании данного показателя. Отдельные слова из словарного запаса могут представлять собой манд, такт или интравербальное поведение, и умение произносить определенные слова в качестве одного вербального действия не гарантирует, что эти слова будут встречаться в другом вербальном действии. Это делает опору на объем словарного запаса в качестве преимущественного показателя речевого развития несколько обманчивым и, зачастую, дезориентирующим. Например, ребенок может уметь просить о батуте, но быть неспособным наименовать батут; или ребенок может интравербально произнести «львеночек», напевая песню Львенка и Черепахи, но неспособен назвать львенка на картинке[‡‡‡‡‡‡].

Предлагаемые цели ИПО для лингвистической структуры уровня 2 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет произносить как минимум 25 высказываний, состоящих из двух слов, в день.

• Ребенок будет способен правильно использовать множественное число для 25 имен существительных.

• Ребенок будет способен правильно употреблять глагол в прошедшем и будущем времени как минимум 20 раз в день.

• Ребенок будет произносить фразы и предложения, содержащие в среднем 3 слова.

• Ребенок будет правильно реагировать как минимум на 10 различных вопросов и ситуаций, включающих отрицание, [§§§§§§] демонстрируя такт-реакции, интравербальные реакции и поведение слушателя (по крайней мере, по 2 из каждой категории).

ГЛАВА 10

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ.
ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
И ВЫБОР ЦЕЛЕЙ НПО

К тому моменту, когда основные навыки ребенка выходят на третий уровень, у него уже сформировано учебное поведение и устойчивые базовые академические навыки. Это позволяет проводить обучение более сложным речевым, социальным и академическим навыкам. Начало 3 уровня соответствует возрасту около 30 месяцев, и к тому времени большинство типично развивающихся детей овладевают сотнями реакций манд, такт и поведения слушателя, а также ежедневно с легкостью обучаются новым словам. Манд реакции спонтанны, возникают часто и находятся под очевидным контролем мотивации ребенка, особенно это касается мотивационных операций, которые связаны с вербальной информацией (задавание вопросов). Эти реакции постоянно изменяются, и для формирования новых манд-реакций требуется очень незначительное формальное обучение. На самом деле, проблемой в таком возрасте зачастую является слишком большое количество манд- реакций у ребенка («кризис трех лет»). Эхо и имитационные навыки хорошо сформированы, что облегчает изучение новых слов и приобретение новых навыков. Навыки визуального восприятия и сопоставления позволяют решать более абстрактные задачи и способствуют приобретению большого количества разнообразных социальных и академических навыков. Интравербальные навыки также развиваются в быстром темпе и достигают объема тысяч интравербальных реакций. Социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками является частью повседневной жизни и деятельности ребенка и способствует приобретению и развитию навыков.

Специфические аспекты НПО и программы вмешательства ребенка будут зависеть от анализа общих баллов по шкалам тестирования VB-MAPP (в том числе баллов за оценку преград). Специалист анализирует данные по каждой из областей навыков и их взаимосвязь с общей успеваемостью ребенка. Сходны ли (сбалансированы) баллы по шкалам манд, такт и поведения слушателя? Или же балл за один из видов навыка значительно превышает балл за другой? В ходе анализа специалист выявляет те навыки, которые недостаточно развиты, требующие более пристального внимания, и те, что развиты лучше для того, чтобы строить работу с опорой на уже закрепленные ранее знания и умения. К примеру, у ребенка сформирован репертуар навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, но интравербальный репертуар ограничен. В таком случае работа по формированию и развитию интравербального репертуара должна строиться с опорой на навыки различения по функциям, характеристикам и категориям.

Основные направления работы на данном этапе (1) расширение репертуара тем для беседы посредством обучения ребенка новым реакциям манд, такт и слушателя, (2) расширение состава фразы, которого можно достичь, обучая ребенка модификации базовых существительных и глаголов при помощи прилагательных, предлогов, местоимений, наречий и т. п., (3) формирование более сложных манд-реакций, к примеру, просьб о предоставлении информации или просьб, включающих различные части речи, (4) обучение интравербальному поведению (например, как говорить о вещах и событиях, которые в настоящее время отсутствуют в поле зрения), (5) обучение использованию данных вербальных навыков социально приемлемым образом, (6) увеличение частоты и сложности взаимодействия со сверстниками и социального взаимодействия,


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...