Рисунок 10-1. Таблица 10-1. Специфические факторы, учитываемые при построении программы для ребенка, навыки которого преимущественно относятся к уровню 3
Рисунок 10-1
(7) развитие способности ребенка обучаться в групповом формате обучения, (8) переход в менее ограничивающую образовательную среду и (9) формирование начальных академических навыков. В дополнение к данным целям в программу должно входить обучение навыкам самообслуживания и самопомощи, развитие мелкой и крупной моторики, навыки самостоятельности, навыки проведения свободного времени, безопасность и коррекция поведенческих проблем и преград для обучения и овладения речью. Образец VB-MAPP ребенка, баллы которого преимущественно относятся к уровню 3, представлен на рисунке 10-1. Джейкоб - четырехлетний мальчик, многие навыки которого относятся к третьему уровню, у него сформированы репертуары такт, поведения слушателя, хороший навык эхо, имитации и сопоставления с образцом, а также некоторые начальные академические навыки. Однако репертуар навыков манд и интравербальных навыков относительно слабее, так же, как и социальные, игровые навыки, эти навыки отстают от навыков типично развивающихся сверстников. Джейкоб нуждается в программе вмешательства, которая сфокусируется на развитии некоторых навыков, кроме того, будет проведен анализ всех существующих преград для обучения и овладения речью. В таблице 10-1 содержится перечень возможных целей ИПО для ребенка, чей профиль VB-MAPP выглядит подобно профилю Джейкоба. Дальнейшую детализацию можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP, а дополнительные специальные цели могут быть сформулированы при изучении субтеста «Оценка переходов». Таблица 10-1 Образец целей ИПО для ребенка, чьи баллы преимущественно относятся к уровню 3.
__________________________________________________________________________________ 1. Джейкоб будет спонтанно обращаться с просьбой об информации по крайней мере 50 раз в день, используя как минимум 3 различных вопросительных слова (например, «что», «где», «кто», «который», «можно» и т. п. ) 2. Джейкоб будет наименовать специфические характеристики по крайней мере 25 различных объектов в ответ на 4 или более вопроса об этих объектах, заданных в случайном порядке (например, «Что это? », «Где ты можешь это найти? », «Для чего это нужно? » и т. п. ). 3. Джейкоб будет завершать или продолжать 25 моделей или последовательностей, включающих как минимум 3 элемента. 4. Джейкоб будет правильно выбирать предмет в наборе из 10 стимулов, расположенных в случайном порядке, для 500 вопросительных предложений, включающих функции, характеристики и категории, для 100 или более различных предметов. 5. Джейкоб будет отвечать на 2 вопроса к прочитанному рассказу для 50 различных фрагментов. 6. Джейкоб будет отвечать на 500 различных вопросов. 7. Джейкоб будет участвовать в совместной деятельности, конструировании или подвижных играх со сверстниками, на протяжении 10 минут или более. 8. Джейкоб будет соблюдать очередь и делиться привлекательными предметами со сверстниками без подсказок как минимум 10 раз в день. 9. Джейкоб будет спонтанно вступать в беседу со сверстником, используя как минимум 4 высказывания в среднем 15 раз в день (обоюдное взаимодействие и начальные беседы). 10. Джейкоб будет разборчиво копировать все 33 прописные и строчные буквы алфавита. 11. Джейкоб будет читать и понимать в качестве слушателя как минимум 25 написанных слов. 12. Д жейкоб будет сопоставлять число с количеством и количество с числом для чисел от 1 до 10. 13. Джейкоб будет сидеть на 20-минутном занятии, в группе из 5 детей, без нежелательного поведения, а также будет отвечать на 10 вопросов.
14. Джейкоб будет произносить 50 различных фраз, включающих существительные и глаголы и содержащих как минимум 3 слова с двумя модификаторами (например, прилагательные, предлоги, местоимения или наречия).
Специфические факторы, учитываемые при построении программы для ребенка, навыки которого преимущественно относятся к уровню 3 Анализ баллов, зачтенных в разделе «Оценка вех развития» VB-MAPP наряду с рекомендациями по построению программы и выбору целей ИПО, представленными в данной главе, может помочь в выявлении специфических образовательных потребностей конкретного ребенка. Однако, поскольку каждый ребенок уникален, важно также учитывать и некоторые другие переменные: существующие преграды, опыт обучения (например, скорость приобретения новых навыков), условия образовательной среды, поддержку семьи и доступные ресурсы. Также важно обеспечить регулярное наблюдение за программой со стороны квалифицированного специалиста, обладающего знаниями в области поведенческого анализа и анализа вербального поведения по Скиннеру. По мере того, как речь становится более комплексной, появляется множество потенциальных подводных камней, которых можно избежать, используя концепции и методики поведенческого анализа. Например, многие дети на уровне 3 испытывают трудности с комплексными манд-реакциями и интравербальным поведением. Эти речевые навыки сложно приобрести, поскольку факторы, предшествующие манд и интравербальным реакциям (мотивационные операции и комплексные вербальные стимулы), становятся все более сложными. Нарушения формирования этих репертуаров происходят достаточно часто для того, чтобы говорить о существующей тенденции к нему. Эти сложности могут в свою очередь негативно повлиять на развитие социального поведения, так как манд и интравербальные реакции составляют основу вербального социального взаимодействия. Ребенок, чьи баллы преимущественно относятся к третьему уровню, овладел рядом важных речевых навыков, и у него наблюдается сформированное учебное поведение, способность воспринимать новое. Тем не менее, составители программ часто испытывают сложности, поскольку высокий уровень развития академических навыков может замаскировать значительный дефицит в области лингвистики, социального взаимодействия и приемлемого поведения. Это должно быть выявлено и проработано для того, чтобы ребенок развивался планомерно и поступательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|