Формат обучения. Интеграция и социализация. Интерпретация баллов третьего уровня раздела «Оценка вех развития». Рекомендуемые цели ИПО
Формат обучения Степень интенсивности программы принято измерять такими показателями, как количество часов, количество блоков обучения, обучающий формат и коэффициент соотношения количества учителей к количеству учеников. Если при проведении тестирования установлено, что баллы в основном относятся к третьему уровню, потребность в интенсивном вмешательстве сохраняется, но она несколько отличается от потребности, сложившейся на первом или втором уровне. Остается важным поиск баланса между обучением отдельными блоками и обучением в естественной среде, поскольку оба этих формата вносят уникальный вклад в продвижение ребенка и играют решающую роль в речевом и социальном развитии. На данном этапе по-прежнему сохраняется необходимость в точно разработанной программе вмешательства. Однако, обучению за рабочим столом в формате «один на один» или в паре может быть уделено меньше внимания. Этот учебный формат теперь может в большей степени использоваться для академических навыков, самостоятельной работы, обобщения, расширения уже существующих навыков и других соответствующих уровню развития ребенка задач, в то время как обучение в естественной среде и в составе группы может использоваться для формирования важных речевых и социальных навыков. К примеру, многие из привлекательных видов активности, необходимых для формирования более сложных реакций манд, непросто выявить или воссоздать в ходе формальной обучающей сессии за рабочим столом. Такие типы предшествующих факторов часто возникают в других условиях окружающей среды, например, в ходе социальной игры, занятий творчеством, групповой деятельности, перемен, среди сверстников или в домашней среде и т. п. Однако использование этих предшествующих факторов все равно требует предварительного обучения. Ошибочно предполагать, что дети обучатся продвинутым навыкам манд (так же, как и интравербальному и социальному поведению) просто в результате проведения программы, которая строится согласно данным форматам обучения, но не включает в себя сложных обучающих процедур, необходимых для формирования и поддержания этих навыков.
Интеграция и социализация Интеграция является важным направлением работы для детей, баллы которых преимущественно относятся к уровню 3, и, при условии отсутствия серьезных поведенческих проблем, интеграция должна занимать основную часть их академического дня. Ребенок, навыки которого соответствуют данному уровню, обладает устойчивыми базовыми вербальными навыками, однако, в целях дальнейшего развития его социальных навыков, навыков такт и интравербальных навыков необходимы модели обучения с участием сверстников. Кроме того, теперь ребенку показана менее ограничивающая среда обучения. Читатель может обратиться к разделу «Оценка переходов», представленному в главе 7, для получения более конкретной информации о готовности ребенка к переходу в менее ограничивающую образовательную среду. Интерпретация баллов третьего уровня раздела «Оценка вех развития». Рекомендуемые цели ИПО Манд - уровень 3
Умение обращаться с просьбой об информации оказывает значительное влияние на развитие вербального репертуара ребенка. В развитии типичного ребенка в возрасте между 2 и 3 годами жизни происходит «речевой взрыв», для которого типична высокая частота обращения с вопросами (например, Brown, Cazden, & Bellugi, 1969). Когда ребенок начинает просить предоставления различной информации, важно усиливать такое поведение, равно как и использовать эту возможность для расширения фразы (Hart & Risley, 1975). Например, если ребенок спрашивает «Кто это? », когда приходит сантехник, за ответом взрослого «Это сантехник, который пришел, чтобы починить кран» может последовать обсуждение того, чем занимаются сантехники, как вода попадает в дом, как раковина может засориться, а также демонстрация того, как вода течет по трубам, и наблюдение за работой сантехника, и т. п. После того, как сантехник уйдет, можно продолжить обсуждение.
Такая ситуация идеальна для расширения речевых навыков, формирования интравер- бального и другого связанного с ним поведения. Это демонстрирует, как одна и та же мотивационная операция («любопытство», проявленное по отношению к человеку, пришедшему в дом) может привести к развитию более сложного и комплексного вербального поведения. Такие мотивационные операции в естественной среде ребенка возникают часто, их следует выявлять и использовать для дальнейшего развития речевых навыков у ребенка. Мы рассмотрели пример так называемого «вербального модуля», когда определенная тема (например, сантехник) может обеспечить контекст для проведения тренинга навыков манд, такт, интравербальных навыков и поведения слушателя по связанным темам обсуждения. Если существует действующая мотивационная операция (МО) для обсуждения этой темы, процедуры могут стать намного более эффективными. Такие обсуждения должны стать частью повседневной программы ребенка. Дополнительные виды деятельности для развития манд- репертуара можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP.
Одним из различий между видами мотивации является разница между желанием получить что-то, определенные предметов или события и желанием избавиться от определенных предметов или событий (устранить неприятные стимулы). Типично развивающиеся дети очень рано узнают о силе манд-реакции, выраженной восклицанием «Нет! », отказы нередко создают проблемы для родителей и в целом не рекомендуется обучать манд-реакции «нет» на начальных этапах программы, когда репертуар манд минимален. Наоборот, рекомендуется сосредоточить основной акцент в программе раннего вмешательства обучении просьб желаемых предметов, однако, в определенный момент времени обучение тому, как проешь о прекращении неприятных событий, становится главной частью репертуара манд. Когда ребенок овладевает этим навыком, за развитием репертуара следует вести внимательное наблюдение в силу его сложности и задействованных в процессе «эмоциональных» переменных. Например, если ребенок оказывается в аверсивной ситуации (например, другой ребенок отнимает игрушку и т. п. ), вероятность возникновения негативного поведения высока, а вероятность проявления желательного поведения является низкой. Частью решения данной проблемы является работа по созданию эффективного манд-репертуара, но, кроме этого, присутствуют эмоциональные переменные, контролировать которые зачастую намного сложнее (например, обида).
Обучение совместному использованию предметов, сотрудничеству, действиям по очереди и терпимости по отношению к другим людям в общем является существенным компонентом социальной успешности ребенка. Без навыка социально приемлемых просьб об устранении неприятного стимула будет сложно снизить уровень проблематичного поведения, выполняющего эту же функцию. Как только ребенок овладевает начальным репертуаром данных манд-реакций, достаточно большое значение приобретает их расширение и обобщение для еще незнакомых ребенку аверсивных (неприятных ситуаций), равно как и развитие других элементов контроля над эмоциями (например, самоконтроля). Также может оказаться полезным обучить ребенка соответствующим жестам, которые зачастую сопутствуют просьбам об удалении аверсивных/неприятных стимулов, например, крутить головой в знак несогласия или погрозить пальцем. Как и в случае многих положительных мотивационных операций (МО), описанных прежде, большинство аверсивных/неприятных МО будут возникать в естественной среде ребенка, и на этом следует сосредоточиться в программе вмешательства.
Ребенок должен уметь обращаться с просьбой обо всем, что он умеет называть, если существует мотивация для получения такого предмета, осуществления действия или модификации этого предмета, или действия (например, если ребенок умеет наименовать глагол «подними» и существительное «дерево», а также предлог «на», он должен уметь просить: «Подними меня на дерево»). Как только реакции манд у ребенка выходят за пределы существительных и глаголов, и он начинает употреблять предлоги, прилагательные, местоимения и наречия в составе просьбы (манд-реакции), натуральные последствия (специфическое усиление) должны усиливать поведение обращения с просьбой. На данном этапе развития манд-реакций многие просьбы у ребенка могут относиться к социальному взаимодействию (например, «Давай поиграем в наряды»), вниманию к их собственному интравербальному поведению («Я хочу рассказать историю»), поощрению других в выполнении какой-либо деятельности (например, игры, игровая деятельность и помощь в решении проблем), а также к более сложным просьбам о предоставлении информации (например, «когда», «как» и «почему»). Данные типы манд- реакций должны поощряться и периодически усиливаться, чтобы достичь устойчивости.
Указания другим людям о том, что делать, могут стать значимыми поощрениями для многих детей. Манд-реакции обладают настолько уникальными и мощными видами последствий, что для их поддержания, как правило, требуется не так много. Если все же такая необходимость существует, акцент может быть сосредоточен на обучении ребенка быть более самостоятельным, а также на сокращении количества таких манд реакций, поскольку некоторые дети начинают излишне много «командовать». По мере взросления ребенка манд- реакции всегда должны изменяться, поскольку мотивационные операции (МО) изменяются в ходе развития ребенка. К примеру, просьбы обратить внимание на содержание интравербаль- ного поведения ребенка (то есть на то, о чем он говорит), приобретают все большее значение по мере того, как интравербальное поведение становится более комплексным. Например, когда ребенок рассказывает своим родителям о проблемах, которые у него возникли в отношениях с другими детьми, он может просить о ласке, помощи, искать предложение или совет, и важно, чтобы взрослые отнеслись внимательно к тому, о чем рассказывает ребенок (ребенок может спросить, например, «Что мне делать? »). Важно наблюдать за поведением для того, чтобы убедиться, что МО действительно являются источником контроля для реакций манд (остерегайтесь механических манд-реакций).
На данном этапе у ребенка должен наблюдаться такой репертуар манд, который является соизмеримым с репертуаром манд типично развивающегося 4-летнего ребенка. Большинство детей в возрасте 4 лет обладает достаточно сложным манд-репертуаром, однако это не означает, что обучение манд-реакциям завершено. Дети и взрослые часто испытывают трудности с выражением своих «потребностей и эмоций». Однако если ребенок достиг данного уровня развития манд-навыков, это свидетельствует о сформировавшемся фундаменте для работы со сложностями мотивационной сферы, эмоционально-волевым самоконтролем, приватными событиями, которые станут существенными компонентами перехода в подростковый период и взрослую жизнь. Предлагаемые цели ИПО для манд-реакций уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой об информации в естественной среде как минимум 50 раз в день, используя хотя бы 4 различных вопросительных слова («что», «где», «кто», «который», «когда», «почему», «как», «можно» и т. п. ) • Ребенок будет спонтанно просить других людей прислушаться к истории, которую он хочет рассказать, вербальному описанию событий или иному интравербальному поведению, как минимум 10 раз в день. • Ребенок будет спонтанно, как минимум 25 раз в день, обращаться к другим людям с указаниями, как что-либо сделать, собрать что-то, изменить очередность, следовать инструкциям или участвовать в какой-либо деятельности, и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|