Такт - уровень 3
Способность правильно реагировать на задачи, которые предполагают присутствие сложных вербальных и невербальных стимулов, расположенных в случайном порядке, готовит ребенка к множеству лингвистических трудностей, с которыми он столкнется в обучении в будущем. В контексте повседневных бесед люди часто разговаривают о вещах, которые присутствуют в окружающей среде тем или иным образом. Некоторые способы обсуждения конкретных вещей делают определенные аспекты физического мира более явными, и ребенок должен научиться тому, как концентрировать свое внимание и на вербальных, и на невербальных стимулах одновременно для того, чтобы его вербальные реакции были корректными. Связывание в актуальной окружающей среде множества произносимых людьми слов с множеством предметов и событий, о которых они говорят, представляет собой обусловленное различение, при котором один стимул изменяет смысл другого стимула. Например, во время чтения истории о трех поросятах[*******], взрослый может спросить ребенка: «Из чего был сделан домик Нуф-нуфа? ». Для того чтобы ответить правильно, ребенок должен сосредоточить свое внимание на Нуф-нуфе и его домике, а затем наименовать этот материал (такт). Если вербальный стимул меняется и взрослый спрашивает: «Какого цвета был домик Нуф-нуфа? », ребенок уже должен назвать цвет домика, а не материал. Слова «цвет» и «материал» изменяют те характеристики домика, на которые ребенок должен обратить внимание. Эти слова иллюстрируют интравербальный контроль, а невербальные стимулы, связанные с фактическим материалом стен или цветом домика, иллюстрируют такт-контроль (например, слово «цвет» в сочетании с фактическим цветом домика контролируют реакцию «красный», а слово «материал» в сочетании с материалом стен домика контролируют реакцию «кирпичный»). Таким образом, данный тип вербального поведения является частично интравербальной реакцией и частично реакцией такт (то есть, находится под множественным контролем), и подобная ситуация является достаточно распространенной для более продвинутых вербальных взаимодействий.
Такое сочетание частично такт и частично интравербальных реакций может стать достаточно сложным. Что, если на картинке изображены три различных персонажа возле трех различных домиков разного цвета? Каждое из слов «цвет», «материал», «домик», «Нуф- нуф», «Ниф-ниф», «Наф-наф» и т. п. должно обладать контролем стимула, но контролем стимула над чем? Это зависит от содержания страницы в книге, на которую смотрит ребенок. Слово «цвет» должно побудить сосредоточение внимания на цвете следом произнесенного имени существительного (а не на материале). Слово «домик» должно вызвать взгляд на домик (а не на поросенка или волка), а слово «Нуф-нуф» должно побудить концентрацию внимания на этом персонаже, а не каком-нибудь другом. Такая комбинация вербальных и невербальных стимулов может легко привести к десяткам правильных реакций при рассматривании одной и той же картинки. Настоящей проверкой данного навыка является способность реагировать на подобные сочетания в условиях, когда вербальные и невербальные стимулы представлены в случайном порядке (например, «Какого цвета домик Ниф-Нифа? », «А что у волка на голове? » и т. п. ). Это является важным, поскольку такие смешанные условия имеют большее сходство с условиями, с которыми ребенок столкнется в своей повседневной социальной и академической окружающей среде.
Если при исследовании навыка такт зачтено 11 баллов, ребенку необходимо предортавить возможность для тренировки таких видов различений в самых разнообразных контекстах, особенно таких, которые возникают в естественной среде и в ходе соответствующих возрасту занятий (то есть, обобщение и функциональное использование). Например, занятия творческой деятельностью, игры, поездки, социальные события и т. п. могут обеспечить постоянное изменение невербальных стимулов, что должно сопровождаться постоянным изменением вербальных стимулов. Такая форма работы поможет избежать закрепления механических реакций (что является распространенной преградой для детей с аутизмом на этом этапе речевого развития). Предполагается, что навыки становятся устойчивыми на уровнях существительных, глаголов, функций, форм и цветов прежде, чем в план обучения речи добавляются другие модификаторы, такие как прилагательные, предлоги, местоимения и наречия. Однако на обучении этим индивидуальным такт-реакциям (например, «в», «на», «большой», «маленький», «быстро», «медленно») следует сделать акцент. То есть, к примеру, следует сделать акцент на обучении различению между «большим» и «маленьким» среди сравнительных стимулов при реализации формального обучения. Дополнительные виды деятельности, которые будут уместными для ребенкащри оценке навыков такт которого зачтено 11 баллов, можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.
Умение называть пространственные связи между объектами (использовать предлоги) свидетельствует о сложном виде контроля невербального стимула, который у типично развивающихся детей возникает в возрасте 3-4 лет. Использование местоимений в качестве замены существительных также говорит о сложном виде контроля стимула и начинает проявляться примерно в том же возрасте (поведение слушателя для данных навыков, как правило, возникает в более раннем возрасте). Как и в случае всех новых вербальных навыков, следует вести работу по обобщению и функциональному использованию этих навыков в самой разнообразной повседневной деятельности. Как только ребенок овладел навыками различения, они могут быть включены в состав более комплексных навыков, описанных в 3 уровне, в разделе 11-М такт-навыков. Например, как только ребенок научился называть предлоги «в» и «из», ему можно задавать вопросы, сочетающие интравербальную реакцию и такт-реакции, например, используя визуальную опору «ферма»: «Какое животное сидит на заборе? », «Где корова? », «Какое животное находится в хлеву? », «Где цыплята? » и т. п. (Обратите внимание, что данные процедуры могут быть сначала реализованы в формате различения стимулов и различения по функциям, характеристикам и категориям).
Обучение использованию прилагательных[†††††††] и наречий проводится с опорой на уже сформированные репертуары глаголов и существительных. Большинство типично развивающихся детей обладают хорошо сформированным репертуаром существительных и глаголов к тому моменту, как они учатся и соответствующим образом используют прилагательные и наречия. Как только ребенок обучается использованию различных прилагательных и наречий, их необходимо включать во фразы, включающие различные вербальные и невербальные контексты, с целью формирования обобщения и дальнейшего функционального использования этих частей речи. Кроме того, разнообразные прилагательные и наречия должны постепенно добавляться в сессии формального обучения, а также вводиться в контекст естественной среды и входить в состав более сложных заданий.
В конечном итоге, реакции такт должны содержать существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, речевые конструкции должны соединяться союзами и так далее. Как только ребенок научился формулировать более длинные фразы и предложения (форма реакции усложняется), натуральные обусловленные последствия, содержащиеся в повседневном вербальном поведении, помогут в формировании лучших синтаксических и грамматических конструкций (речь идет о процессе автоматического усиления: такое же звучание произнесенного, какое присуще другим людям, играет важную роль в формировании синтаксических и грамматических навыков ребенка; см. Palmer, 1996). На данном этапе речевого развития ребенок должен обучаться в среднем от 1 до 3 новых такт-реакций в день, таким образом, важно предоставлять ребенку возможности контактировать с новыми для него невербальными стимулами (например, чтение историй и рассматривание книг, поездки с друзьями и т. п. )
По достижению возраста 4 лет большинство типично развивающихся детей обладают общим словарным запасом, содержащим от 1200 до 2000 слов. Многие из этих слов являются такт-реакциями, однако наиболее часто 4-х летние дети используют интравербальные реакции. Тем не менее, большая часть их интравербального поведения зависит от такт-навыков. То есть, дети разговаривают о тех вещах, которые они могут называть. Если ребенок отправляется на новое для себя мероприятие, например, на фестиваль «Ратное дело», наблюдает за рыцарскими поединками и обучается таким такт-реакциям, как рыцари, щиты, мечи, копья и т. п., возрастает вероятность того, что он сможет рассказать другим о том, что он видел. Навыки такт зачастую рассматривают в качестве краеугольного камня в речевом развитии. Тем не менее, как и обсуждалось ранее, в анализе вербального поведения по Скиннеру завершенный вербальный репертуар предполагает, что реакция, приобретенная в качестве реакции такт, должна также быть доступна говорящему в качестве манд и интравербальной реакции, в зависимости от соответствующих предшествующих переменных. Процедуры по переносу известных такт-реакций в условия манд и интравербальные условия должны реализовываться непрерывно, с акцентом на работе с интравербальными навыками, поскольку ребенок быстрее и легче овладевает новыми такт-реакциями под контролем манд. Кроме того, репертуар такт может содержать тысячи реакций, однако, интравербальный репертуар в конечном итоге должен содержать сотни тысяч реакций.
Предлагаемые цели ИПО для такт-реакций уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок будет использовать 20 различных прилагательных (включая цвета и формы) и 10 наречий, как в формальной, так и в естественной среде. • Ребенок будет наименовать, используя завершенные предложения, содержащие 4 или более слов, 20 раз в день. • Ребенок будет называть специфические аспекты как минимум 25 различных предметов в ответ на 4 вербальных вопроса, заданных в случайном порядке о каждом из них (например, «Что это? », «Где ты можешь это найти? », «Что ты с этим делаешь? » и т. д. ).
• Ребенок будет называть 4 различных внутренних ощущения. • Ребенок будет наименоватьЗ общих социальных ситуаций. • Ребенок будет называть в общем как минимум 1000 невербальных стимулов (включая все существительные, глаголы, прилагательные и т. п. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|