Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение слушателя - уровень 3




Поведение слушателя 11-М Выбирает предметы по цвету и форме в наборе из 6 подобных стимулов, для 4 цветов и 4 форм (например, «Найди красную машину», «Найди квадратное печенье»)

 


 

Умение различать цвета и формы в наборе стимулов является одной из важнейших вех речевого развития, этот навык входит во многие тесты оценки развития речи у детей. Цвет и форму предметов могут включать различные вербальные репертуары (например, такт, манд, интравербальные реакции), и балл за «знание цветов» или «знание форм» не следует засчитывать ребенку, который просто может прикоснуться к предмету конкретного цвета или формы, когда его просят об этом. Основное положение оценки навыков VB-MAPP заключается в том, что одно и то же слово может появляться во всех вербальных и невербальных действиях, а также входить во все более сложные комбинации. Если один из навыков достигает определенного уровня, это не дает никаких гарантий того, что ребенок обучился и остальным навыкам. Например, ребенок может уметь прикасаться к красному кубику, когда ему предоставляется набор из трех кубиков различных цветов, однако ошибается, когда его просят прикоснуться к красной рубашке и предоставляют набор, содержащий красную рубашку, красную машину, синюю рубашку, синюю шляпу, красный мяч и зеленую рубашку. Очевидно, что это более сложное задание (двухкомпонентное), и можно неожиданно столкнуться с ситуацией, когда считается, что ребенок «знает цвета» и «знает формы», но не справляется с двухкомпонентным тестом.

Одно из объяснений такой ошибки заключается в том, что учащийся не умеет распознавать определенное свойство предмета (прилагательное) вне зависимости от самого предмета (существительное). Прилагательное не имеет особой значимости тогда, когда не несет функции определения свойств предмета (существительного). Когда прилагательные (например, цвета и формы) изучаются отдельно от существительных (на карточках «Покажи красный», «Покажи зеленый»), то прилагательное утрачивает функцию описания признака предмета и с точки зрения ребенка приобретает характер существительного.

Как только ребенок обучается отделять цвет и форму (зачастую это наиболее простые из имен прилагательных) от предметов, ему нужно предоставлять множество возможностей для обобщения и функционального использования этого навыка. Например, во время одевания утром один из родителей может сказать ребенку: «Может быть, наденем сегодня красные носки? », «Можешь достать красные носки? ». Также в программе вмешательства необходимо сделать акцент на добавлении новых прилагательных (например, «сломанный», «грязный», «полосатый», «глупый» или «шумный»), однако их следует вводить сразу в сочетании с множеством различных существительных (обучение на множестве образцов). В формальный тренинг навыков слушателя также следует включать и другие части речи, такие как предлоги, местоимения и наречия. Важно помнить о том, что эти другие части речи тоже являются модификаторами существительных и глаголов, и их также следует обучать в сочетании с разными существительными и глаголами. К примеру, в ходе обучения предлогам ребенка могут попросить положить различные предметы «на» и «под» различные поверхности. Дополнительные виды деятельности для обучения навыкам слушателя можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.

 


 

Поведение слушателя 12-М Следует 2 инструкциям, содержащим 6 различных предлогов (например, «Встань за стулом») и 4 различных местоимения (например, «Дотронься до моего уха»)

 


 

Если в ходе тестирования по шкале «Поведение слушателя» зачтено 12 баллов, можно утверждать, что ребенок умеет сосредотачивать внимание на множественных комплексных стимулах и формулировать множественные комплексные вербальные высказывания. Важно убедиться в том, что данные навыки не зависят от конкретных предметов, мест, людей и т. п. Например, ребенок может научиться стоять «за стулом», когда его об этом просят, но это может быть в большей степени связано с условиями окружающей среды и с самим стулом (источник контроля стимула), чем со словом «за». Изучение понятия «за» в качестве слушателя включает множество различных переменных. Как и в случае остальных вех развития, отдельные навыки, связанные с предлогами являются лишь отметками на пути, но не концом этого пути. Ребенок должен уметь расположить любой предмет «за» другим предметом (например, «Поставь корову за забор») или выполнить действие за каким-либо предметом (например, «Поиграй в мяч за гаражом»). Кроме того, ребенок должен быть способен отличать понятие «за» от других предлогов местоположения (например, «рядом», «перед», «возле», «вдалеке от» и т. п. ) в случае тех же самых предметов и действий. Именно в данном контексте обобщение, функциональное использование, обучение на множестве образцов и другие поведенческие процедуры обладают огромным значением для достижения цели формирования вербального репертуара, который соответствует вербальному репертуару типично развивающихся сверстников ребенка, и данные виды деятельности в расширенном формате должны составлять фокус вмешательства для дальнейшего развития этих навыков слушателя.

С обучением использования местоимений связано множество трудностей, аналогичных трудностям, связанным с обучением предлогам. Несмотря на то, что это является одной из важных вех развития, способность ребенка прикасаться к носу другого человека или к собственному носу после стимулов «дотронься до твоего носа» и «дотронься до моего носа» не гарантирует, что ребенок обучился понятиям «твой» и «мой». Принадлежность является непростым понятием, и подобно предлогу «за» оно требует чего-то большего, чем выполнения нескольких простых инструкций. Обобщение, функциональное использование, обучение на множестве образцов могут помочь в формировании репертуара слушателя в отношении местоимений. Тем не менее, даже типично развивающиеся дети продолжают испытывать трудности с употреблением этих частей речи и после достижения ими возраста 4 лет.

Поведение слушателя 13-М Выбирает предметы из набора подобных стимулов на основании 4 пар качественных прилагательных (например, болыиой- маленький, длинный-короткий) и выполняет действия по инструкции, содержащей 4 пары наречий, образованных от качественных прилагательных (например, тихо-громко, быстро-медленно)

 


 

Качественные прилагательные и образованные от них наречия представляют собой особую проблему для большинства начинающих учеников. Когда ребенок достигает этой вехи развития, все описанные выше проблемы и затруднения относятся и к этому навыку слушателя. Однако здесь существуют и дополнительные сложности. Например, предмет, являющийся «длинным», будет длинным только по сравнению с другими предметами. Красная соломинка для питья может быть определена как длинная, когда ее сравнивают с более короткой желтой соломинкой. Но когда красную соломинку сравнивают с синей, которая длиннее ее, красная соломинка «превращается» в короткую. Понимание речи такого уровня предполагает навык сравнения и может быть достаточно сложной задачей. Аналогичные проблемы могут возникнуть и при использовании наречий. К примеру, что такое «тихо» в отношении характеристик другого действия? Как «тихо петь» соотносится с понятием «тихо ехать», которое противоположно по смыслу понятию «быстро ехать»? Как и во всех других случаях, важно убедиться в корректном источнике контроля стимула. Если источник не корректен, результатом станут механические реакции. Акцент дальнейшего вмешательства в отношении данных навыков аналогичен вышеописанным акцентам для уровня 3-12 (например, обобщение и расширение).

 

Поведение слушателя 14-М Следует 10 различным 3-шаговым инструкциям (например, «Возьми свою куртку, повесь ее и сядь»)

 


 

Умение реагировать на трехкомпонентные вербальные инструкции является одной из общих вех развития, которая встречается во многих таблицах оценки развития между 3 и 5 годами жизни. Этот навык не так уж прост, поскольку все три инструкции предоставляются прежде, чем происходит какое-либо поведение, и поведению индивидуума не предшествует никакой соответствующий индивидуальный вербальный стимул. Например, если взрослый говорит «Вымой руки, возьми свое пальто и подожди возле двери», все три эти инструкции не просто представлены вместе, но еще и за первой инструкцией следуют две дополнительных инструкции. У ребенка может наблюдаться тенденция сначала направляться к двери, поскольку это является последней инструкцией, которую он услышал. Вторая инструкция «возьми свое пальто» также может быть неэффективной, поскольку этот вербальный стимул должен функционировать в качестве определенного стимула SD после того, как руки уже вымыты. Как это может быть определенным стимулом, если данное событие могло произойти 1 -2 минутами раньше? Для того чтобы отреагировать правильно, ребенку может потребоваться соединяющая подсказка в какой-либо форме, например, эхо-подсказка самому себе (повторение инструкции для себя самого). Акцентом вмешательства на данном этапе должен стать первоначальный контроль того, что не существует никаких внешних переменных факторов, благодаря которым возникает правильная реакция (например, ребенок всегда выполняет данную цепочку поведения после приема пищи). Далее, как и было описано выше, целями работы должны стать обобщение, функциональное использование, обучение на множестве образцов, что поможет сформировать действительно корректный репертуар навыков.

Поведение слушателя 15-М Общий репертуар слушателя ребенка составляет 1200 слов (существительные, глаголы, прилагательные и т. д. ), согласно тестированию или сводному перечню известных ребенку слов

 


 

Объем общего репертуара слушателя широко используется как показатель уровня речевого развития ребенка. Данные об объеме словарного запаса могут чрезвычайно отличаться в различных таблицах оценки развития (как и конкретные показатели, определенные для большинства навыков), однако для типично развивающегося ребенка в возрасте 4 лет диапазон составляет от 2000 до 4000 слов. В нашем исследовании используется показатель в 1200 слов в целях простоты проведения оценки, а также в связи с тем, что много слов, которые дети понимают в этом возрасте, являются абстрактными понятиями и с трудом поддаются оценке (например, «верить», «уверен», «возможно», «надеяться», «переживать» и др. ). Если по шкале «Поведение слушателя» ребенку зачтено 15 баллов, скорее всего он обучается пониманию 2-4 новых слов (поведение слушателя) без интенсивного формального обучения (обучение с первой попытки). Внимание в работе должно быть сосредоточено на содержательном компоненте программы, использовании соответствующих возрасту материалов, заданий на различение по функциям, характеристикам и категориям, функционального использования навыков слушателя и общении со сверстниками.

Предлагаемые цели ИПО для поведения слушателя уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет различать как слушатель как минимум 100 четырехкомпонентных невербальных комбинаций (например, существительное-глагол-прилагательное- существительное; существительное-глагол-предлог-существительное).

 


 

• Ребенок будет различать как слушатель 20 различных прилагательных (за исключением цветов и форм) и 10 наречий.

• Ребенок будет различать как слушатель 5 общих социальных ситуаций и 5 эмоциональных состояний.

• Ребенок будет различать как слушатель в целом как минимум 1000 слов (включая существительные, глаголы, прилагательные и т. п. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...