Навыки визуального восприятия и сопостав- ления с образцом - уровень 3
Дети постоянно обучаются, перенимая поведение других людей как пример, используя различные примеры разными способами. Один из способов - использование навыка сопоставления с образцом. Для ребенка может оказаться полезным копирование результатов деятельности другого человека, особенно в случаях, когда другие люди делают что-то лучше, качественнее (например, сверстник лучше рисует). Возможно, такая деятельность приведет к улучшению результатов деятельности ребенка. Акцент в работе следует смещать в сторону более абстрактных, отвлеченных форм визуального восприятия: построение моделей, сложные пазлы, а также использовать этот навык в естественной среде, в деятельности, соответствующей возрасту ребенка. Для развития навыка визуального восприятия и сопоставления с образцом полезны такие виды деятельности как раскрашивание, рисование, вырезание, спортивные игры, подвижные игры на улице. Дополнительные виды деятельности, которые могут развивать навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом, можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.
Это важная веха развития репертуара навыков сопоставления. Когда ребенок уже может сопоставить любой новый для него предмет с похожим с первой попытки, можно говорить о том, что «обобщенный репертуар сопоставления» сформирован. Как правило, в этом случае продолжать формальное обучение сопоставлению картинок и предметов больше не нужно. Акцент должен и в дальнейшем смещаться в направлении более абстрактных заданий на сопоставление.
Конструирование моделей из кубиков и лего является одним из видов сопоставления с образцом, однако предполагает использование более абстрактных, отвлеченных стимулов.
Такие задания помогают ребенку перейти от сопоставления предметов «по сущности» к сопоставлению по абстрактным характеристикам (например, форма, цвет или модель). Акцент на данном этапе должен быть сосредоточен на моделях и последовательностях, например, на расположении предметов в порядке от начала до конца, от части к целому, от первого до последнего, а также на других типах заданий на последовательное расположение. Еще одним важным навыком, который соответствует данному уровню, является обучение сортировке и группировке предметов, которые являются членами определенной категории, например, животные, одежда, мебель или транспортные средства. В первый раз такое задание может быть выполнено с использованием модели (например, отложить по одному члену из каждой категории), но в конечном итоге ребенок должен быть способен сортировать предметы по категориям в отсутствие модели.
Сортировка предметов по категориям является одним из общепринятых навыков, который встречается во многих таблицах оценки развития. Такой уровень навыка позволяет сделать вывод, что ребенок не только идентифицирует предметы, но также определяет и класс, к которому они принадлежат. Зачастую дети сначала обучаются сортировке привлекательных предметов (например, выбирать игрушки среди других предметов), однако сортировка в соответствии с категориями в отсутствие модели является гораздо более сложным навыком. Основным направлением работы в случае такого уровня навыка должно стать обобщение и расширение репертуара, а также использование заданий на последовательности и модели в более разнообразных видах деятельности.
Во многих тестах на уровень развития (в том числе, в тестах на определение уровня IQ) используется такой тип заданий для оценки когнитивных способностей. Задание позволяет изучить способность ребенка к визуальному различению комплексных моделей и к выполнению действий, которые контролируются некоторыми аспектами таких моделей. Более сложные модели требуют более комплексного навыка визуального различения. Таким образом, на основании этого задания можно выделить различные уровни «интеллектуальной успеваемости». Например, модель, состоящая из АВСАВС должна побудить реакцию «АВС», однако, такое условное различение является сложной задачей для большинства типично развивающихся детей 3-4 лет. Таким образом, результаты ребенка с отставанием речевого развития могут помочь определить уровень его интеллектуального развития по сравнению с типично развивающимся ребенком (соответственно, это является одним из показателей стандартизированного IQ-тестирования). Если этот уровень достигнут, можно использовать более сложные модели, конструкции, последовательности в том случае, когда ребенка нужно обучить более точным навыкам визуального различения, которые станут важнейшими элементами последующих речевых и академических навыков (например, математика, чтение, правописание и произношение по буквам, а также интравербальных историй).
Предлагаемые цели ИПО для навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка)- • Ребенок будет выстраивать 100 различных моделей из кубиков, конструктора лето, формовых пазлов и выполнять подобные задания, которые предполагают наличие как минимум 8 различных элементов. • Ребенок будет продолжать 25 различных моделей или последовательностей, из как минимум 3 элементов (АВСАВ - С). • Ребенок будет сопоставлять 300 идентичных или неидентичных предметов с соответствующими предметами на сюжетной картинке, в книге или в естественной среде. • Ребенок будет сортировать как минимум 5 предметов из 10 категорий в отсутствие образца. • Ребенок будет продолжать 25 моделей или последовательностей, содержащих как минимум 3 компонента (АВС - АВСАВС).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|