Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное поведение и социальная игра -




Социальное поведение и социальная игра -

уровень 3

Социальные навыки 11-М Спонтанно сотрудничает со сверстником для достижения совместного результата, 5 раз (например, один ребенок держит ведро, пока второй наливает в него воду)

 


 

В процессе взаимодействия со сверстниками, дети часто открывают для себя, что во многих обстоятельствах они испытывают потребность в общении («Одна голова хорошо, а две - лучше», как говорится). Достижение ребенком критериев этой вехи развития предполагает, что он начинает ощущать преимущества сотрудничества с другими детьми. Тем не менее, как и в случае других вех развития, они являются всего лишь отметками на пути к большей цели. Предстоит проделать еще много работы для того, чтобы сформировать у ребенка устойчивые навыки социального сотрудничества. Сотрудничество - не просто комплект навыков или набор поведений. Оно охватывает широкий перечень комбинаций социальных обусловленных событий. Помимо того, что двум людям необходимо добиться общей цели, существует еще множество других ситуаций и видов деятельности, в которых кооперация является ключевым элементом: выполнять действия по очереди, делиться, играть в команде, участвовать в спортивных играх, уметь быть ведущим, быть сдержанным, а также взаимодействовать со сверстниками без проблематичного поведения. Может возникнуть необходимость в формальном обучении социальным навыкам с использованием ролевых игр, но, как только ребенок овладеет базовыми навыками, необходимо организовать возможности для переносаприобретенных навыков в сферу социального взаимодействия со сверстниками.

Зачастую типично развивающимся детям требуются годы на то, чтобы овладеть эффективными социальными навыками и научится сотрудничать. Если при оценке навыков социального взаимодействия зачтено 11 баллов, акцент в работе должен быть сосредоточен на ежедневном обобщении и расширении репертуара социально ориентированного поведения. Дополнительные виды Деятельности, подходящие для ребенка с таким уровнем навыка, можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP. Кроме того, существует ряд программ для обучения детей с аутизмом и другими нарушениями развития социальному поведению, а также другим сопутствующим социально-игровым поведениям (например, Attwood, 1998; Baker, 2003; Bellini, 2006; Krempa & McKinnon, 2005; Leaf & McEachin, 1999; Taylor & Jasper, 2001; Weiss & Harris, 2001; Wolfberg, 1999).

Социальные навыки 12-М Спонтанно обращается к сверстникам с просьбой и задает вопросы, 5 раз (например, «Куда ты идешь? », «Что это? », «Как тебя зовут? »)

 


 

Для того чтобы ребенок обратился к своим сверстникам с вопросом, должна присутствовать действующая мотивационная операция (МО) для получения некоторой специфической вербальной информации от сверстника. Важно убедиться в том, что именно МО является источником контроля для вопроса (то есть, ребенок действительно хочет узнать ответ на данный конкретный вопрос). На этапе, когда в репертуаре ребенка появляется такой тип манд-реакций по отношению к сверстникам, зачастую поведение будет поддерживаться и расширяться благодаря натуральным последствиям. То есть, получение специфической вербальной информации от сверстников, такой как местоположение игрушки или принцип ее работы, естественным образом будет усиливать поведение обращения с вопросом и может привести к его увеличению. Акцент вмешательства на данном этапе должен быть установлен на расширении словаря задаваемых вопросов, обучение вопросительным словам (например, «кто», «что», «где», «когда», «какой», «почему», «как», «можно» и т. п. ). Обобщение для новых ситуаций, новых сверстников, новых условий окружающей среды и нового социального контекста также является важным компонентом формирования устойчивого репертуара манд-реакций с целью получения информации.

 


 

У манд-реакций такого типа существует еще одна особенность, которая играет решающую роль в социальном развитии. Значительную часть «беседы» составляют манд-реакции для получения информации. Например, один ребенок может спросить другого ребенка: «Какие у тебя есть видеоигры? ». Затем второй ребенок может интравербально ответить на вопрос словом «Марио», что в свою очередь создает новую МО для получения большей информации и побуждает вопрос: «Какой Марио? », вызывающий ответ «Марио 3», и так далее. Беседы также могут состоять из многих других форм вербального и невербального поведения (эхо, такт, поведение слушателя, различение по функциям, характеристикам и категориям, зрительный контакт, жесты и т. п. ), однако манд и интравербальные реакции выступают в качестве основы для большинства диалогов. Таким образом, на этом этапе также важно обучить ребенка вербально реагировать (интравербальные реакции) на просьбы со стороны сверстников, а также провести обучение таким реакциям, которые звучат естественно и типично для его сверстников. Тренинг беглости может содействовать успешности. Необходимо, чтобы ребенок был способен реагировать на вербальные высказывания сверстников достаточно быстро. Дети зачастую бывают слишком активными и они могут не дожидаться реакции от медлительного ребенка.

Социальные навыки 13-М Вербально реагирует (интравербальные реакции) на 5 различных вопросов или утверждений со стороны сверстников (например, отвечает на вопрос «Во что поиграем? »)

 


 

Интравербальные интеракции со сверстниками являются главной социальной и лингвистической вехой развития. Многие важные навыки развиваются взаимообусловлено с такими, на первый взгляд простыми, задачами. Следует принять во внимание то, что два наиболее значительных диагностических критерия аутизма - это отставание речевого развития и социальные нарушения. Среди спектра речевых навыков, интравербальные реакции зачастую наиболее сложны для детей с аутизмом (а также для детей с другими нарушениями развития). Нередко дети с аутизмом овладевают первичными интравербальными реакциями, которые являются механическими, не соответствуют контексту или каким-либо другим образом отличаются от видов интравербального поведения, которому обучаются типично развивающиеся сверстники. В случае ребенка, который приобрел качественный интравербальный репертуар, переход к вербальному взаимодействию со сверстниками - второй компонент этой вехи развития. Часто вербальные стимулы, исходящие от сверстников, непредсказуемы и во многих случаях решительно отличаются от стандартных интравербальных заданий, предоставляемых взрослыми. Кроме того, вербальные стимулы сверстников могут содержать искаженные слова, в различных контекстах, а также с различным синтаксисом, грамматикой, просодией и т. п. Если ребенок успешно реагирует на такой вид вербальных стимулов, один из наиболее сложных шагов в процессе обобщения завершен. Акцент вмешательства на данном этапе — продолжение расширения репертуара посредством тренировки в различных контекстах и создания возможностей для интравербальных реакций в среде сверстников. Зачастую, именно участие сверстника, обладающего более развитыми манд- и интравербальными реакциями, является ключевым компонентом программы вмешательства

Социальные навыки 14-М Играет со сверстниками в сюжетно-ролевые игры в течение 5 минут без подсказок со стороны взрослых (например, играет в переодевание, изображает сюжеты из фильмов, играет в дом)

 


 

Дети имеют богатое воображение, и игры со сверстниками являются важным элементом обучения и развлечения. К сожалению, многие дети с отставанием речевого развития испытывают трудности с освобождением от структурированного распорядка дня и предметной деятельности. Таким образом, взрослые должны поощрять творческую деятельность (как упоминалось выше), так как для ребенка, достигшего такого уровня развития социальных навыков события в естественной среде, связанные с таким поведением, могут развивать такие формы вербального и социального взаимодействия, которым практически невозможно обучить в ходе формальной структурированной сессии обучения. Контакт со сверстниками, умеющими, играть в игры с воображением, должен поощряться. Даже если целевой ребенок не является «изобретателем» или лидером игры, или в ходе игры не происходит вербального поведения,

первоочередной задачей на данном этапе является простое участие в такой игре или деятельности. Подобный вид игр часто приводит к тому, что ребенок обучается без прямого воздействия со стороны взрослых, и это помогает в формировании игровых и социальных понятий посредством восприятия речи, наблюдения и имитации. По мере того, как уровень участия возрастает, следует поощрять более активное и творческое участие, включающее вербальное поведение. Как и в случае многих социальных и игровых видов поведения, сам по себе вид деятельности и общение со сверстниками должны стать поощрением для ребенка.

Социальные навыки 15-М Участвует в диалоге со сверстниками, произнося 4 фразы на 1 тему, при этом в репертуаре ребенка 5 различных тем (например, дети на все лады обсуждают то, как они делали ручей в песочнице)

 


 

Если ребенок может поддерживать беседу на одну тему с собеседником, для него, очевидно, могут оказаться полезными регулярные встречи со сверстниками, обладающими высоким уровнем речевых навыков. Данный уровень социально-вербального поведения включает множество различных навыков, таких как предоставление и получение информации и указаний, сохранение одной темы разговора, умение подстраиваться под интересы других, позволение другим перенять очередь и наблюдение эмоциональных реакций. Когда ребенок достигает данного уровня социального взаимодействия, это свидетельствует о том, что многие предыдущие вехи развития и индивидуальные задачи успешно соединились воедино. Усиление такого социального поведения практически полностью должно исходить от сверстников или усиливаться другими, возникающими естественным образом, последствиями. Данный тип усиления и социального контакта может развивать и формировать социально ориентированные поведения таким образом, каким этого не может сделать формальное обучение. Тем не менее, для ребенка по-прежнему может оставаться полезным некоторое формальное обучение социальным навыкам, особенно в подростковый период (Attwood, 1998). '

Предлагаемые цели ИПО для навыков социального поведения и социальной игры уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет участвовать в совместном конструировании или подвижных играх со сверстниками, продолжительностью не менее 15 минут.

• Ребенок будет спонтанно обращаться с просьбой к своим сверстникам, используя вопросы, указания, инструкции и т. п. (например, «Что это? », «Где твой обед? », «Давай же, бери свой велосипед» и др. ), в среднем 20 раз в день.

• Ребенок будет выполнять действия по очереди и делиться со сверстниками игрушками без подсказок, как минимум 10 раз в день.

• Ребенок будет спонтанно принимать участие как минимум в 4 разных видах социальной деятельностисо сверстником, в среднем 10 раз в день (обоюдные взаимодействия и начальные беседы).

• Ребенок будет отвечать на вопросы сверстников как минимум 20 раз в день.

• Ребенок будет вербально описывать деятельность или эмоции сверстников как минимум 1 раз в день.

• Ребенок будет принимать участие как минимум в 10 соответствующих его возрасту играх со сверстниками.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...