Чтение - уровень 3
Как только ребенок начинает проявлять интерес к книгам и историям, можно начинать занятия некоторыми видами деятельности, содействующими чтению. Указывание на слова может научить ребенка тому, что истории состоят из слов, а не из картинок. Добавление выражения к словам, «оживление» истории может повысить интерес ребенка. Кроме того, создание ситуации, когда ребенок следит за ходом истории, выполняя эхо- реакции, в то время как взрослый указывает на слова и читает, может помочь превратить слова в определенный стимул SD. Некоторые дети начинают «притворяться, будто они читают», глядя на картинки и слова и рассказывая историю. Например, глядя на книгу «Спокойной ночи, Луна», ребенок рассказывает историю, хотя она и не соответствует написанному тексту. Такое поведение следует усиливать, а взрослые и другие люди должны читать с ребенком настолько часто, насколько это возможно. Как правило, следующим шагом является изучение названий и звуков отдельных букв. Зачастую на начальном этапе дети поют алфавит или играют в пазлы-вкладыши с алфавитом. Существует, по крайней мере, 8 различных репертуаров в раннем различении букв[§§§§§§§]: (1) сопоставление букв друг с другом (навык сопоставления с образцом); (2) сопоставление прописных букв со строчными буквами (навык сопоставления с образцом); (3) выбор определенной буквы после того, как учитель называет ее (поведение слушателя); (4) выбор определенной буквы после того, как учитель произносит звук, соответствующей той букве (поведение слушателя); (5) ребенок называет напечатанную букву (такт) (это также может включать элементы интравербальной реакции в случае вопроса «Что это за буква? »); (6) произнесение звука, соответствующего напечатанной букве (такт); (7) называние буквы по ее звуку (интравербальная реакция); (8) произнесение звука буквы по ее названию (интравербальная реакция). В конечном итоге, ребенку потребуются все эти навыки, как для прописных, так и для строчных букв. Кроме того, некоторые дети начинают узнавать целые слова (такт и поведение слушателя), часто такие слова представляют особый интерес для ребенка (например, связанные с поощрениями), или они часто ассоциируются со специфическими визуальными стимулами. Дополнительные виды деятельности для обучения чтению можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.
Способность выбирать определенную букву из группы других букв свидетельствует о хороших навыках визуального восприятия, поскольку стимулы в наборе букв выглядят очень похожими. Данные навыки играют важную роль в чтении, следует провести работу по изучению остальных букв, обобщении для различных шрифтов и контекстов, поиске букв в целых словах, назывании букв, переходе к строчным буквам и звукам. Игры с буквами также могут помочь в формировании навыков различения (например, игры на сопоставление букв). Ребенок может начать узнавать свое собственное имя (поведение слушателя) и, возможно, имена других важных для него людей или персонажей. Дополнительные виды деятельности на данном этапе могут включать начало сопоставления целых слов с соответствующими картинками, игры с рифмующимися словами и угадыванием того, с какой буквы начинается слово. Взрослым также следует продолжать часто читать ребенку и поощрять ребенка за его попытки читать самостоятельно.
По мере того, как ребенок обучается называть некоторые буквы, становится важным научить его тому, что буквы звучат определенным образом. Именно на этом этапе интравербальная часть задания будет иметь значение. Например, когда ребенку показывают букву «С» и спрашивают: «Что это за буква? », ребенок должен сказать: «Эс». Когда ему показывают ту же самую букву и просят произнести соответствующий ей звук, ребенок должен сказать: «С». Первоначальной задачей является формирование интравербального различения и контроля между словами «буква» и «звук». Дополнительными задачами на этом этапе будут произнесение целых слов, проговаривание слов по буквам слева направо[********].
Этот общий навык встречается во многих таблицах оценки развития. Ребенок также должен уметь выбирать свое собственное имя из набора других имен, и некоторые дети на данном этапе будут способны произносить по буквам и писать свое имя.
На данном этапе ребенок должен знать все буквы алфавита. Акцент должен сместиться на целые слова и понимание прочитанного. Простой формой понимания прочитанного является сопоставление слов с картинками. Обучение может проводиться в игровой форме, можно обращать внимание ребенка на то, как слова связаны между собой. Другие виды занятий на понимание прочитанного могут включать показ ребенку глагола и последующее выполнение ребенком этого действия (например, прыжки или хлопки в ладоши и т. п. ). Кроме того, существует множество программ по обучению чтению, которые можно использовать. Предлагаемые цели ИПО для навыков чтения уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка). • Ребенок будет называть и различать в качестве слушателя все 33 прописные и строчные буквы алфавита. • Ребенок научится соотносить звук с буквой и букву со звуком для, как минимум, 20 букв. • Ребенок будет читать и различать в качестве слушателя как минимум 25 написанных слов. • Ребенок будет сопоставлять как минимум 25 слов с соответствующими картинками и наоборот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|