Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различение по функциям, характеристикам и категориям (LRFFC) - уровень 3




Различение поФХК 11-М Выбирает правильный предмет в наборе из 10, в котором также содержатся 3 подобных стимула (например, подобного цвета, формы или класса, но они являются неправильным выбором), для 25 различных вопросов в рамках задач на навык различения по функциям, характеристикам или категориям

 


 

Если при тестировании навыка зачтено 11 баллов, у ребенка сформирован устойчивый репертуар навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, работа должна вестись в направлении усложнения набора, изучения наборов из книг и серий картинок, содержащих подобные стимулы, комплексные сюжеты, истории, последовательности, социальные события, новые места и т. п. Картинки и книги — богатый источник визуальных стимулов, которые можно использовать в обучении, и зачастую они содержат значительно большее количество стимулов, чем существует в естественной среде ребенка. Тем не менее, естественная окружающая среда должна и в дальнейшем играть основную роль в заданиях на навыки различения по функциям, характеристикам и категориям. Несмотря на это, обучение лучше строить более естественным образом, чтобы обучающие блоки не выглядели и не производили впечатления структурированного обучения. Необходимо и в дальнейшем повышать сложность вербальных стимулов, включать большее количество прилагательных, что потребует от ребенка более внимательного отношения к свойствам предметов. Просьба «найти большое животное» требует от ребенка концентрации внимания как на размере, так и на категории, а также множественного различения для одной реакции выбора (например, выбор слона). Как и всегда, важно убедиться в том, что компоненты данного навыка уже являются устойчивыми в репертуаре у ребенка, прежде чем комбинировать их таким образом. То есть, он как минимум может различать в качестве слушателя понятия «большой» и «маленький», а также корректно выполнять задания на различение по функциям, характеристикам и категориям, включающие «животных». Дополнительные виды деятельности для дальнейшего укрепления репертуара навыков различения по функциям, характеристикам и категориям можно найти в «Анализе заданий» VB-MAPP.

Различение по ФХК 12-М Указывает на картинки в книге на основании 2 вербальных компонентов: характеристики (например, цвет), функции (например, «рисовать при помощи») или категории (например, «одежда»), для 25 заданий (например, «Ты видишь коричневое животное? », «Можешь найти одежду с пуговицами? »)

 


 

Вербальные стимулы, которые используются в заданиях на навык различения по функциям, характеристикам и категориям, теперь должны включать множественные компоненты, содержащие комбинацию существительных, глаголов, прилагательных, предлогов, местоимений, наречий, характеристик, функций или категорий. Тренинг различения по функциям, характеристикам и категориям может помочь научить ребенка обращать внимание на каждую из частей предложения (то есть, производить вербальное обусловленное различение в отношении того, когда одно слово изменяет значение следующего). Кроме того, используемые наборы на данном этапе должны практически всегда заимствоваться из сюжетных картинок, книг или натуральной среды (за исключением обучения новым сложным реакциям различения, например, ответам на вопросы с вопросительными словами, задаваемые в случайной последовательности). Такой тренинг не только укрепит навыки слушателя у ребенка, но и

заложит основу для интравербальных навыков, с помощью которых ребенок сможет разговаривать об истории из книги через достаточно длительный промежуток времени после того, как эта книга была прочитана. На данном этапе развития навыков различения по функциям, характеристикам и категориям приемлемым и очень значительным для ребенка будет сосредоточение усиленного внимания на переводе этого формата в блоки обучения интравербальным навыкам. В целом, занятия на навык различения по функциям, характеристикам и категориям можно использовать для обеспечения смыслового содержания бесед или общения со сверстниками на определенные темы.

Различение поФХК 13-М Указывает на объекты в книге или в естественной среде на основании 3 вербальных компонентов (например, глагол, прилагательное, предлог, местоимение), для 25 различных вопросов в рамках заданий на навык различения по функциям, характеристикам и категориям (например, «Какие фрукты растут на деревьях? »)

 


 

На данном этапе ребенок должен быть опытным слушателем, способным успешно воспринимать сложные аудиторные вербальные стимулы, выполнять обусловленное различение в рамках предложений, а также действовать согласно этой информации. Это сложные комплексные навыки, являющиеся очень ценными для ребенка младшего возраста, который может через некоторое время поступить в образовательную систему, изобилующую стимулами подобного рода. Несмотря на то, что занятия на навык различения по функциям, характеристикам и категориям имеют большое значение, акцент на них в качестве формального обучения навыкам слушателя следует постепенно сместить на более интенсивный интравербальный тренинг. Некоторые типы занятий на навык различения по функциям, характеристикам и категориям по-прежнему необходимы, но все более важной становится способность ребенка разговаривать о событиях и действиях, когда эти события и действия больше не присутствуют в окружающей среде, что является интравербальным поведением. Блоки обучения навыкам различения по функциям, характеристикам и категориям могут стать большим шагом в направлении формирования вербального обусловленного различения и обучения интравербальному поведению, и на данном этапе это должно происходить в естественной среде ребенка, в отличие от выполнения заданий за рабочим столом. Замечательным видом деятельности, направленным на развитие речи, является чтение историй, одновременное разглядывание сюжетных картинок в книге, и вопросы, задаваемые об этих иллюстрациях и событиях в формате различения по функциям, характеристикам и категориям.

Различение поФХК 14-М Правильно указывает на объекты в книге или в естественной среде в ответ на 4 различных чередующихся вопроса, в рамках заданий на навык различения по функциям, характеристикам и категориям («Где живет корова? », «Что корова ест? », «Кто доит корову? », «Что у коровы на голове? » ), для 25 различных тем

 


 

В формате заданий на различение по функциям, характеристикам и категориям ребенка можно обучить сложным реакциям различения, и такая стратегия обучения может по-прежнему использоваться для формирования ряда важных речевых навыков. К примеру, используя различение по функциям, характеристикам и категориям, можно обучить понятию отрицания. Частица «не» является сложным понятием, поскольку данный вербальный стимул должен перевесить более устойчивый вербальный стимул, который уже был прочно сформирован. Вербальная часть задания на навык различения по функциям, характеристикам и категориям «Что из этого не является животным? » содержит вербальный стимул «животное», а набор содержит картинки с изображениями животных. Ребенок подойдет к этому заданию с устойчивой связью между словом «животное» и картинками с изображением животных. Слово «не» требует от ребенка, чтобы он проигнорировал эту устойчивую связь, и формирует совершенно противоположное отношение стимул-реакция, что представляет собой сложную для ребенка связь.

Подобное комплексное условное различение требует специального обучения, и по этой причине большинство типично развивающихся детей начинают приобретать обобщенный репертуар отрицания только к возрасту примерно 4 лет. Тренинг различения по функциям, характеристикам и категориям может помочь в формировании данного навыка. Также должны вводиться другие формы отрицательных высказываний, таких как «не является», «не может», «не делает», «не будет» и т. п.

Перечень интравербальных действий, которыми владеет ребенок на этом этапе развития слишком обширный, чтобы перечислять его отдельные составляющие. Ребенок должен принимать участие в сотнях, если не в тысячах, интравербальных взаимодействий ежедневно, только одна история, рассказанная ребенком трех-четырех лет, может содержать сотни интравербальных связей.

Различение В репертуаре ребенка 1000 различных реакций на различе-
поФХК ние по функциям, характеристикам или категориям согласно
15-М тестированию или сводному перечню известных ребенку ре-
  акций

 


 

Ребенок, который достиг данного уровня в программе навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, вероятно, хорошо подготовлен к заданиям подобного рода в рамках менее ограничивающей образовательной среды.

Предлагаемые цели ИПО для навыков различения по функциям, характеристикам и категориям уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет правильно выбирать объект на сюжетной картинке или в естественной среде после 500 различных вопросительных предложений, включающих функции, характеристики и категории предметов.

• Ребенок будет правильно выбирать объект из набора как минимум 10 стимулов или на сюжетной картинке после 200 различных четырехкомпонентных вопросительных предложений, содержащих прилагательные, предлоги, существительные, местоимения или глаголы, и включающих функции, характеристики или категории предметов.

• Ребенок будет выбирать множество объектов в наборе как минимум из 10 стимулов после одной инструкции, которая содержит слова, дающие подсказку к множеству предметов, например, «все», «два», «три» или «оба».

• Ребенок будет правильно выбирать объект на сюжетной картинке или из натуральной среды после 1000 различных вопросительных предложений, включающих функции, характеристики и категории предметов.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...