Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интравербальные навыки - уровень 3




Интравер бальные навыки 11-М Спонтанно произносит 20 интравербальных комментариев (могут быть частично манд-реакциями) (например, папа говорит: «Я иду заводить машину», а ребенок спонтанно произносит: «Я хочу покататься! »)

 


 

Из всего разнообразия вербальных действий, представленных в данной программе, формирование интравербального репертуара является наиболее сложным, зачастую репертуар не соответствует репертуару типично развивающихся сверстников. Одной из важных вех развития на пути к формированию закрепленного интравербального репертуара является спонтанное интравербальное поведение, которое соответствует естественным событиям в жизни ребенка и не требует никакой дополнительной стимуляции со стороны взрослых. Если при тестировании интравербальных навыков зачтено 11 балов, ребенок, как правило, быстро овладевает новыми интравербальными связями, репертуар очень функционален. Эффективное вербальное поведение обычно усиливается в естественной среде.

Работа должна быть направлена на усложнение интравербальных стимулов и интравербальных реакций. Не существует универсального способа достижения этой цели, необходимо использовать различные обучающие стратегии и виды деятельности, которые содействуют интравербальному развитию (см. «Анализ заданий» VB-MAPP, раздел интравербальных навыков). Два важных компонента повышения сложности включают в себя обучение ребенка: (1) реагировать на вербальный стимул, содержащий множественные компоненты, и (2) выполнять реакции из многих компонентов. Примером многокомпонентного вербального стимула являются вопросительные предложения, содержащие существительные, глаголы, прилагательные, например, «Какого цвета пожарная машина? ». С технической точки зрения, это предполагает вербальное обусловленное различение, при котором одно слово изменяет значение следующего слова, и, таким образом, меняет правильный ответ. На вопрос «Кто водит пожарную машину? », правильным ответом был бы «пожарник», а не ответ «красного». Вербальное различение такого уровня зачастую является сложным для детей с отставанием речевого развития, ему следует обучать внимательно и с разумным порядком повышения сложности. Второе направление, в котором может усложняться интравербальная реакция — усложнение формы самой реакции, использование более длинных и развернутых предложений. В состав вербальных реакций могут входить сочетания существительных, глаголов, прилагательных и т. п. Количество возможных комбинаций интравербальных стимулов и реакций в конечном итоге достигает десятков тысяч.

Интравер бальные навыки 12-М В репертуаре ребенка 300 различных интравербальных реакций согласно тестированию или сводному перечню известных ребенку интравербальных реакций

 


 

Как только становится очевидным, что вербальное поведение ребенка находится под контролем вербального стимула, и что поведение не требует больше обучения отдельными блоками и подсказок со стороны взрослых, необходимо обратить внимание на расширение репертуара теми усложнение тем. Источники для нового интравербального содержания бесконечны: повседневная жизнедеятельность ребенка обеспечивает его множеством тем для разговоров. Книги, рассказы, видеосюжеты, развлечения также могут служить темой обсуждения, предоставляя множество вербальных стимулов, развивая интравербальное поведение. Важное условие развития — использование взрослыми возможностей предоставления подсказок и расширения интравербального репертуара. Некоторые методики случайного обучения (Hart & Risley, 1975) могут быть эффективными в ситуациях, когда ребенка учат больше разговаривать о предметах и событиях, происходящих в его мире.

 


 

В общем и целом, работа должна быть сосредоточена на развитии интравербального поведения, а формирование новых реакций такт и поведения слушателя отходит на второй план. Безусловно, эти реакции важны, но вербальный репертуар, состоящий в основном из реакций такт и слушателя, ограничивает общение ребенка в школьном классе и в среде сверстников. Реакции такт и слушателя являются важными, необходимым для обучения. Но с функциональной точки зрения будет выглядеть странным, если ребенок будет поддерживать разговор на базе такт-реакций (например, «машина», «собака», «коричневый дом»). На этом этапе развития речь ребенка состоит из высказываний на тему занятий и предметов, а не просто из наименования их или восприятия на слух их названий.

Интравер бальные навыки 13-М Отвечает на 2 вопроса после того, как ему был прочитан короткий отрывок (15 и более слов) из книги, для 25 отрывков (например, «Кто снес дом? »).

 


 

Во многие тесты, определяющие способности или уровень развития, входит оценка навыка слушать текст и отвечать на вопросы по нему. Такое задание включает в себя несколько важных лингвистических навыков: концентрацию внимания на вербальных стимулах, понимание, восстановление в памяти нового вербального содержания. Кроме того, книги и рассказы помогают ввести в репертуар новое интравербальное содержание. Интравербальное развитие является основной задачей, включающей множество различных компонентов обучения и воспитания. Развивая интравербальный репертуар в соответствии с «Анализом заданий» VB- МАРР, следует особое внимание уделять обобщению, причем как стимулов, так и реакций.

Эти две формы обобщения уже обсуждались прежде, однако крайне важно вести мониторинг развития навыка, особенно если речь идет об обучении ребенка с аутизмом. Интравербальный репертуар часто бывает механическим. Часто интравербальный репертуар ограничен, формируется неверно у типично развивающихся детей и взрослых, возможно, вы знаете людей, которые говорят на одну и ту же тему одними и теми же словами. Интравербальное поведение должно быть гибким и обобщенным. Поощряйте обобщение на каждом этапе пути. Обширный интравербальный репертуар обладает небольшой ценностью для ребенка, если он не функционален, ригиден, не обобщен или зависит от подсказок. Точный и постоянный тренинг обобщения стимулов и реакций является ключом к тому, чтобы избежать подобной проблемы.

Интравер бальные навыки 14-М Описывает 25 различных событий, видеосюжетов, историй и т. п., используя 8 и более слов (например, «Расскажи мне, что случилось» - «Большой монстр всех напугал, и они побежали в дом»)

 


 

Между 3 и 4 годами жизни типично развивающиеся дети начинают рассказывать длинные истории о событиях, которые имеют для них значение. Зачастую их разговоры бывает трудно остановить. Такое поведение частично является манд-реакцией для получения внимания, тем не менее, в основном это интравербальные реакции, являющиеся очень важной вехой развития вербального поведения. Как правило, это поведение возникает в отсутствие явных стимулов (например, произошедшее событие больше не присутствует в окружающей среде) и не зависит от эхо-подсказок и других подсказок. Поведение социально окрашено, что важно для развития ребенка. Еще одной значительной вехой развития является способность правильно отвечать на серию вопросов по одной теме. Такие вопросы могут содержать несколько компонентов и требовать от ребенка повышенного внимания к каждому из них. Навык отвечать на серию вопросов по одной теме составляет основу для работы над большинством академических навыков, которая должна быть запланирована на этом этапе. Перечень интравербальных действий, которыми владеет ребенок на этом этапе развития слишком обширный, чтобы перечислять его отдельные составляющие. Ребенок должен принимать участие в сотнях, если не в тысячах, интравербальных взаимодействий ежедневно, только одна история, рассказанная ребенком трех-четырех лет, может содержать сотни интравербальных связей.

 


 

Интравербальные навыки 15-М Отвечает на 4 чередующихся вопроса, относящихся к одной и той же теме, для 10 различных тем (например, «Кто отводит тебя в школу? », «Где твоя школа? », «Что ты берешь с собой в школу? »)

 


 

Интравербальное поведение составляет основу социального и академического поведения и играет значительную роль практически во всех аспектах человеческого развития. Ребенок, достигший этой вехи развития, хорошо подготовлен к тому, чтобы учиться с использованием стандартных образовательных методов. Интравербальное развитие - непрерывный процесс, по характеру отличающийся от развития навыков манд и такт. Несмотря на то, что люди в течение жизни постоянно приобретают новые реакции манд и такт, количество таких реакций все равно ограничено и диктуется образом жизни определенного человека. Типичный взрослый обладает интравербальным репертуаром, состоящим из сотен тысяч интравербальных связей, простое чтение ежедневных газет может побудить тысячи интравербальных реакций. Таким образом, когда у ребенка уже сформирован интравербальный репертуар, важно и в дальнейшем развивать репертуар тем, обеспечивать ребенка все более сложными стимулами, одновременно поощряя становящиеся все более сложными реакции. Это необходимый навык для обучения в общеобразовательной системе, и интенсивный тренинг интравербальных реакций поможет ребенку успешно подготовиться к школьному обучению.

Предлагаемые цели ИПО для интравербальных навыков уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие нуждам конкретного ребенка).

• Ребенок будет правильно отвечать как минимум на 4 различных вопроса о 50 различных объектах, которые ему показывают.

• Ребенок будет описывать 50 различных событий, видеосюжетов, историй и т. п., используя предложения из 8 слов, как минимум.

• Ребенок будет правильно отвечать на 250 различных интравербальных вопросов, требующих ответа «да» или «нет».

• Ребенок будет правильно отвечать на 1000 различных интравербальных вопросов.

• Ребенок будет правильно отвечать на 3 вопроса к истории после того, как ему прочтут 50 различных коротких отрывков из книги.

• Ребенок будет правильно отвечать на 4 различных вопроса, содержащих вопросительные слова, на 1 тему, для 25 тем (например, «Кто отводит тебя в школу? », «Где находится твоя школа? », «Что ты берешь с собой в школу? », «С кем ты дружишь в школе? »).

• Ребенок будет завершить 25 различных вербальных последовательностей.

• Ребенок будет различать различить 25 видов действий, которые произошли в прошлом или произойдут в будущем.

• Ребенок будет принимать участие как минимум в 5 различных коротких «беседах» с другими людьми, состоящих как минимум из трех вербальных и невербальных (поведение слушателя) обменов.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...