Лингвистическая структура - уровень 3
Существительные и глаголы составляют основу лингвистической структуры. Существительные и глаголы можно модифицировать и комбинировать практически бесчисленным количеством способов. Таким образом, прежде чем реализовывать интенсивное обучение словам, которые изменяют существительные и глаголы (например, прилагательные, предлоги, местоимения, наречия), или словам, которые объединяют существительные и глаголы во фразу (например, союзы, вводные фразы) необходимо, чтобы ребенок владел устойчивым репертуаром существительных и глаголов. Правильные изменения слов — значительная веха лингвистического развития. Корректное изменение существительных облегчает понимание речи ребенка слушателем. Существительные в русском языке могут изменяться по числам и падежам. Такое существительное, как собака, должно склоняться в зависимости от того, что именно мы хотим сказать (так, например, мы скажем «это собака», но «я вижу собаку»). Ребенок должен уметь использовать слова в правильном числе и падеже. В анализе такт-реакций в отношении множественного числа существуют два невербальных стимула: собака и количественный показатель. Реакция «собака» контролируется типом увиденного животного, а окончание множественного числа контролируется невербальным стимулом присутствия нескольких собак. Таким образом, данный тип вербального поведения представляет из себя комплексную реакцию такт, включающую в себя два отдельных предшествующих фактора и две отдельные реакции (то есть, каждая реакция имеет самостоятельный источник контроля предшествующего фактора). Падежные склонения и окончания множественного числа встречаются во всех вербальных действиях и навыках слушателя (то есть: эхо, манд, такт, интравербальные реакции, различение слушателя и реакции слушателя в соответствии с функциями, характеристиками и категориями).
Когда ребенок обучается успешно использовать падежные окончания и окончания множественного числа хотя бы частично, важно убедиться в том, что такие вербальные навыки обобщаются для различных невербальных стимулов. Например, если ребенок может наименовать животных и игрушки во множественном числе, ему можно засчитать балл за данный этап развития, но, в конечном итоге, необходимо, чтобы ребенок умел называть во множественном числе любые предоставленные наборы существительных, а также со временем мог использовать и такие слова, у которых множественное число образуется не по правилам (например, облако, ребенок, человек, дно и т. д. ), а также мог использовать взаимозаменяемые формы существительных (года и годы). Кроме того, как уже упоминалось выше, необходимо обучение образованию множественного числа в рамках реакций манд, такт и поведения слушателя. Например, при образовании множественного числа в рамках интравербальной реакции вербальный стимул «Что ты носишь на ногах? » должен в конечном итоге побуждать реакцию «ботинки», а не «ботинок». Таким образом, традиционная структурная лингвистика и анализ вербального поведения Скиннера предлагают необходимые элементы оценки речи и вмешательства для детей с отставанием речевого развития (то есть, формы и функции). Дополнительные виды деятельности для развития разнообразных аспектов более сложных навыков можно найти в соответствующих разделах «Анализа заданий» VB-MAPP.
Глаголы можно изменять различным образом, например, используя наречия, которые дают представление о характеристике действия («прячься быстро» и т. п. ). Так же глаголы можно изменять, переводя их в прошедшее или будущее время. В русском языке существуют глаголы совершенного и несовершенного вида; каждая группа глаголов имеет свои особенности (например, глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени). Важным ключевым этапом лингвистического развития является умение правильно спрягать глаголы, изменяя их по времени, лицу и числу. Большинство типично развивающихся детей овладевают данным навыком наряду с обучением другим грамматическим правилам посредством «случайного обучения», в процессе автоматического усиления и автоматического формирования реакций (Palmer, 1996). Однако дети с отставанием речевого развития, как правило, нуждаются в формальном обучении для того, чтобы правильно спрягать глаголы. В тот момент, когда ребенок уже готов двинуться дальше этого ключевого этапа развития, актуальными становятся проблемы, описанные выше в отношении склонения существительных. В частности, акцент следует сделать на обобщении и функциональном использовании склонений и спряжений во всех различных вербальных действиях и репертуарах слушателя. Кроме того, некоторые глаголы являются нерегулярными, и зачастую им необходимо обучать при помощи прямого обучения («быть», «дать», «создать», «есть», «хотеть», «бежать», «брезжить» и «чтить»; также отдельно следует обучать недостаточным глаголам, то есть глаголам, у которых существуют не все формы).
Фразы с существительными включают существительное, являющееся главным словом в большей группе других слов. Эти слова каким-либо образом модифицируют существительное. Наиболее распространенными модификаторами являются такие слова, которые описывают свойства существительного (прилагательные), месторасположение существительного или его отношение к другим существительным (предлоги или причастные обороты), или слова, которые заменяют существительные (местоимения). Другие модификаторы (например, определяющие слова) могут ограничивать существительное, например, артикли[††††††††] и указательные местоимения (например, «этот», «тот», «эти», «те»). В большинстве языков существует множество дополнительных модификаторов и еще большее количество детализированных систем классификации (например, предшествующие определяющие слова и последующие определяющие слова), однако их описание выходит за рамки данной оценки и системы построения.
Как уже упоминалось, распространенным показателем в лингвистике является показатель средней длины высказывания, который, в основном, состоит из среднего количества морфем («высказывания с определенным смысловым значением или грамматической функцией» - MLU) во фразе или предложении. В данной вехе развития лингвистической структуры акцент, наоборот, сосредоточен на целых словах, а не на отдельных морфемах, с целью обеспечения соответствующего включения основных модификаторов (прилагательных, предлогов и т. п. ) во фразу с существительным. Каждая отдельная фраза с существительным может содержать 5-10 (или более) индивидуальных морфем. Если высказывание ребенка должным образом включает два или более основных модификатора, акцент опять же делается на обобщении и использовании данных навыков в других речевых репертуарах (то есть, в репертуарах манд, такт и поведения слушателя). Кроме того, упор должен быть сделан на расширении высказываний для того, чтобы они включали большее количество модификаторов, и на соединении в конечном итоге фраз, включающих существительные, с глагольными фразами («Лингвистическая структура», уровень 3-15).
Глагольные фразы включают в себя глагол, являющийся главным в большей группе других слов. И, подобно дополнительным словам во фразах с существительными, эти слова модифицируют глагол различным образом. Глаголы можно разделить на непереходные (они употребляются самостоятельно и не требуют модификаторов, например, «улыбаться»), переходные (они предполагают последующую фразу с существительным, к примеру, «Он бросил... ») и соединяющие[‡‡‡‡‡‡‡‡] (они соединяют подлежащее с описанием этого подлежащего, например, «Собака лает»). Все эти типы глаголов могут предполагать модификаторы (они говорят слушателю нечто большее об основном действии), такие как прилагательные, предлоги и местоимения. Когда ребенок достигает данной вехи развития, акцент сосредотачивается на обобщении, расширении, разнообразии и использовании всех элементарных вербальных действий и навыков слушателя. Следующим шагом является упор на соединении фраз, содержащих существительные, с глагольными фразами для формирования полного грамматического предложения.
Предложения могут состоять из отдельных слов, частей предложения или связей между двумя (или более) частями предложения. Как правило, предложение содержит фразы, содержащие как существительные, так и глаголы. В случае ребенка, достигнувшего данной вехи лингвистического развития в разрезе всех вербальных действий и навыков слушателя, как правило, может оказаться полезной менее ограничивающая образовательная среда, к примеру, подобная той, что предоставляется в рамках общеобразовательного класса. Предлагаемые цели ИПО для лингвистической структуры уровня 3 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести их в соответствие в случае каждого конкретного ребенка). • Ребенок будет произносить фразы, со средней длиной высказывания, равной 4 словам, и в большинстве предложений будет наблюдаться правильный порядок слов. • Ребенок будет произносить 50 различных фраз с существительными, включающих как минимум 3 слова с 2-мя модификаторами (например, прилагательными, предлогами, местоимениями).
• Ребенок будет произносить 50 различных фраз с глаголами, включающих как минимум 3 слова с 2-мя модификаторами (например, наречиями, предлогами, местоимениями). • Ребенок будет комбинировать фразы, состоящие из существительных и глаголов, для составления 10 различных синтаксически правильных предложений или частей сложного предложения, которые содержат как минимум 5 слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|