Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Самоактивация как основа успеха




Методика самоактивации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

 

 

ТРЕНИНГ-МЕТОДИКА

УСПЕШНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ

Москва 2016
Айсмонтас Б.Б. Одинцова М.А. Тренинг "Успешным может стать каждый": методика самоактивации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Методика самоактивации, воплощенная в тренинге "Успешным может стать каждый", направлена на осознание слабых и сильных сторон своей личности, активизацию личностных ресурсов, жизнестойкости, использование реабилитационного потенциала людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Рекомендована психологам, работающим с людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.


РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Введение САМОАКТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА УСПЕХА  
Занятие 1. Знакомство с группой. Работа с Дневником  
Занятие 2. Смыслы и жизненные предназначения  
Занятие 3. Искусство ставить цели и побеждать  
Занятие 4. Что такое счастье и успех?  
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА КАК ОСНОВА САМОАКТИВАЦИИ  
Занятие 1. Мир эмоций и чувств  
Занятие 2. Все о психотравмах и как с ними совладать  
Занятие 3. Ситуация болезни – это травма?  
Занятие 4. Что такое психологическое волшебство?  
РАЗДЕЛ 3. САМОАКТИВАЦИЯ И РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА    
Занятие 1 Что мешает самоактивации человека?  
Занятие 2. Что помогает самоактивации? Ресурсы человека  
Занятие 3. Жизнестойкое преодоление  
Занятие 4. Личностный потенциал – основа самоактивации  
Занятие 5. Внешние и внутренние причины самоактивации  
  Заключение  
  Литература Приложения  

Итого: 26 часов


 

ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что л юбая болезнь, независимо от ее специфики ставит человека в особые условия, которые превращаются для него в жизненное событие. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие личности во многом зависит не столько от тяжести заболевания, сколько от психологических особенностей человека, его личностной активности и самоактивации. В психологии понятие самоактивации связывается со множеством «само» личности: самостоятельностью, саморазвитием, самоактулизацией, самодетерминацией и др. Это и автономия как характеристика самоустремленности, способности к самоуправлению (саморегуляции), способности выбирать между альтернативными возможностями, ориентируясь на внутреннюю поддержку, в качестве которой может выступать смысл, ценности, жизнестойкость.

Особенно актуальна тема самоактивации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Именно для них ситуация заболевания часто становится критической. А при таких ситуациях всяческое «само» если не исключается, то замедляется. Человек в некоторой степени ограничен в проявлениях тех или иных своих возможностей. Не случайно в психологии выделяют понятие: внутренняя картина инвалидности, под которым подразумевают комплекс представлений, о себе как о социально недостаточной личности, сформировавшихся в условиях заболевания или инвалидности, на основании которых у человека происходят негативные изменения в самосознании.

Болезнь – это ситуация предельного бытия личности, субъективных страданий, способствующих ряду ограничений в "само": невозможность принятия происходящего; невозможность ощущения силы жизни; невозможность принятия себя другим и выстраивания отношений с окружающими; бессмысленность настоящей жизни и бесперспективность будущего и т.п.. С целью изменения негативных установок на позитивные, активизацию личностного потенциала, развитие самоактивации и была разработана методика самоактивации, в качестве которой выступает психологический тренинг для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Успешным может стать каждый».

 

Рекомендации по использованию программы тренинга для людей с инвалидностью и ОВЗ «Успешным может стать каждый» на практике

Для успешного внедрения программы тренинга "Успешным может стать каждый", необходимо соблюдать ряд условий:

1. Создание атмосферы доброжелательности. Признание бесспорного факта уникальности и неповторимости каждого.

2. Прежде чем осуществлять психологическую работу по программе, необходимо провести диагностическое обследование, которое позволит выявить: внешние и внутренние факторы самоактивации людей с инвалидностью и ОВЗ, отношение к данным факторам, отношение к себе (специально разработанная анкета "Успешным может стать каждый"), отношение к своему заболеванию (методика "Реабилитационный потенциал"), уровень жизнестойкости (Тест жизнестойкости). Приложение. 1.

3. Реализация программы требует от психолога постоянного контроля динамики изменений в эмоциональных состояниях участников. В занятиях предусмотрен текущий контроль в виде тестов, рефлексии, игр, упражнений (некоторые короткие тесты могут проводится повторно). Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы.

4. Для успешного воплощения программы, необходимо обучить людей с инвалидностью и ОВЗ методам ведения «Дневника». Главным способом психологического воздействия в процессе реализации программы должна являться организация активной деятельности самих участников через психологические игры, упражнения, рефлексию, обсуждение, просмотр видеосюжетов и т.д. Все это должно быть отражено в «Дневнике», который ведется всеми участниками на протяжении реализации программы.

5. Психологу необходимо владеть информацией относительно возрастных, индивидуальных особенностей участников, об особенностях социальной ситуации развития, уровне сформированности психологических новообразований, специфике их болезни.

6. Успешная реализация программы «Успешным может стать каждый» в практическую работу предполагает знание разнообразных техник и методик из арсенала практической психологии. Критическое переосмысление этих способов представляет собой мощный инструмент для оказания психологической помощи людям с инвалидностью и ОВЗ.

7. Наличие в кабинете психолога различного рода стимулирующего материала: краски, бумага, кисти, игрушки, скакалки и т.д. также способствует успешному внедрению программы в практику психологической работы.

Предполагается групповая форма работы. В тренинге могут принимать участие все желающие от 18 лет и старше. Но группы должны быть сформированы исходя из возрастных особенностей, специфики инвалидизирующего заболевания, возраста. Каждое занятие рассчитано на 2 часа работы. Количество человек в группе не более 8.


 

РАЗДЕЛ 1. САМОАКТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА УСПЕХА

Занятие 1. Знакомство с группой. Работа с Дневником

Цель – побуждение к осознанию себя как целеустремленной, настойчивой, активной личности.

 

1. Вводная беседа. Примерное содержание беседы. Все мы здесь собрались для того, чтобы стать сильнее, научиться осознавать, а также преодолевать свою болезнь и свои слабости.

Знакомство. Как зовут, каковы ожидания от занятий?

Продолжение беседы. Ознакомление с условиями работы в группе. Работа с Дневником (ознакомление с правилами работы в дневнике).

а) ежедневность записей.

б) анализ событий прошедшего дня, анализ чувств, поступков, анализ проводимых упражнений и игр. Выводы по событиям текущего дня и планы на день будущий.

Продолжение беседы. В психологии и жизни доказано, чточеловек может все. Слабый способен стать сильным и активным. Вспомните примеры из сказок, книг, фильмов, примеры из жизни, можно собственной, как слабый становился сильным.

Обсуждение.

Примеры для обсуждения

Примечание: Возможны другие примеры известных людей с инвалидностью с просмотром видеосюжетов. Ведущему желательно приготовить презентацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...