Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-семантическая организация текста: компоненты; уровни и средства внутритекстовой связи.




членение текста, два типа: 1) объемно-прагматическое (традиционно называемое композиционным), единицы: абзацы, параграфы, разделы, главы и др.) и 2) контекстно-вариативное (единицы – разного рода формы речетворческих актов: речь автора (повествование, описание, рассуждение), чужая речь (монолог, полилог, диалог, цитация, внутренний монолог, внутренний диалог), несобственно-прямая речь, необходимо выделить в особую разновидность членение на ССЦ (сверхфразовые единства), т. к. при этом учитывается не только объем (размер) частей и установка на внимание читателя, но в первую очередь внутреннее содержательное и структурно-композиционное устройство ССЦ. Такое членение определяется как третий тип: структурно-смысловое или семантико-структурное с такими единицами, как высказывание, межфразовое единство, фрагменты-блоки.

Также необходимо говорить о четвертом – коммуникативной организации текста с такими единицами как: тема-рематические компоненты высказывания и коммуникативные регистры.

При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), объединяемыми в семантико-структурные блоки.

Высказывание – это актуализированная, реализованная в речи единица языка-предложение, т. е. лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи.

В зависимости от своих коммуникативных качеств высказывания делятся на следующие типы:

1. Информативные (ИВ), выполняющие функцию сообщения. Заключают в себе новую содержательную информацию (описательного, повествовательного, аргументирующего, анализирующего типа).

2. Верификативные (ВВ), функция которых – оформление реакции на мнение собеседника (реального или воображаемого), коррекция или верификация этого мнения, эмоциональный отклик на него. Служат целям утверждения, опровержения, контраргументации (полемические, убеждающие, воздействующие высказывания).

Через тема-рематическую последовательность высказываний, в которой осуществляется пошаговая тематизация ремы, т.е. превращение ремы в тему (об этих компонентах содержания высказываний см. лекцию 3) организуется межфразовое единство (или сложное синтаксическое целое (ССЦ), которое представляет собой структурную и тематическую объединенность двух и более высказываний. Тема-рематическая последовательность обеспечивает накопление информации, ее продвижение. Накопление информации осуществляется в пределах микротемы (темы конкретного межфразового единства как мельчайшей составляющей темы текста). Сверхфразовое единство всегда монотематично, при объединении их друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.

Объединение высказываний происходит на основе тематического единства, проявляющегося как интрасвязность (единство микротемы), и структурных показателей связности (отбор определенных лексических единиц, синтаксических средств связи, см. в лекции

ССЦ выступает как основная формирующаяся текстовая единица, обладающая собственной семантической, структурной и функциональной природой, т. е. в основу выделения ССЦ могут быть положены разнообразные критерии: способ изложения информации, коммуникативная задача, тип синтаксической конструкции и т. д., но объединяет фразы в ССЦ содержательная природа этой единицы, а именно общность ее частной темы (микротемы), ее содержательное единство, участвующее в раскрытии основной темы всего произведения.

Признаки сложного синтаксического целого:

§ Наличие смыслового единства, обусловленного единством своей микротемы; смысловая завершенность.

§ Собственное внутреннее композиционное устройство: зачин, разработка и концовка. Наличие специфических связей между предложениями.

§ Единство модального плана, закономерное употребление видо-временных форм.

§ Особое ритмо-мелодическое оформление концовки: понижение интонации и длительная пауза.

§ Особый характер 1-го предложения, так называемой фразы-зачина: в смысловом плане оно начинает микротему и в лексико-синтаксическом плане, как правило, автосемантично.

Межфразовые единства, в свою очередь, объединяются в более крупные тематические блоки, образуя фрагменты текста (фрагменты-блоки). Такая последовательность с нарастанием уровня членения текста (высказывание – сложное синтаксическое целое – фрагмент-блок) не обязательна. Отдельные высказывания могут занимать позицию самостоятельного компонента текста, оказавшись, таким образом, между разными сверхфразовыми единствами (например, в художественном тексте разного рода авторские отступления, замечания, оценки автора, переходы между разными межфразовыми единствами).

 

Билет 28

4.5.1.2. Типология кризисов. Причины возникновения и возможные последствия кризисов.

Типология кризисов. Характер кризиса. Необходимость в разветвленной классификации кризисов обусловлена дифференциацией средств и способов управления ими. Понимание характера кризиса дает возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания. Классифицируем кризисы, опираясь на исследования Э. М. Короткова, С.Блэка, А.С. Ольшевского и др.

По масштабам проявления выделяют общие (глобальные) и локальные кризисы. Масштаб общих (глобальных) кризисов значительно больше, чем масштаб деятельности отдельной орг-ции, охватывают всю соц-экономическую систему, локальные кризисы охватывают только часть ее. К локальным относят кризисы, охватывающие отдельные регионы. Интересно, что их влияние порой даже сильнее, чем у глобальных факторов, поскольку ориентировано на гораздо меньшую ауд.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Неуправляемый кризис, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, специалистов различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения фун-й, регламентации функционирования отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной социальной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

Причины возникновения кризисов, по Э. М. Короткову, могут быть объективными и субъективными. Объективный кризис вызывают обстоятельствами, находящимися вне контроля баз.PR-субъекта. Например, избрание нового губернатора, стихийные природные явления, теракты.

В результате преодоления объективных кризисов у организации вырабатывается «антикризисный иммунитет». Это характеристика имиджа организации, которую можно сформировать за счет успешного преодоления нескольких объективных кризисов.

Сферы протекания кризисных процессов разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относят землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. Природные кризисы включают в себя последствия любых стихийных бедствий. Например, наводнение уничтожило весь урожай на полях баз.PR-субъекта.

Причиной кризисов могут быть и общественные отношения во всех формах их выражения. Например, законодательные (принят новый закон об ипотеке) или политические, которые обычно бывают вызваны сменой каких-либо ключевых политических фигур, от Президента РФ до депутата местного самоуправления, а также приходом к власти новых политических сил.

Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы дают больше времени для изучения и планирования, но вступают в разрушительную стадию внезапно, важно до этого момента приступить к реализации антикризисной программы.

По отношению к фактору времени кризисы разделяются на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

По расположению источника кризисы можно подразделить на внешние, внутренние и смешанные (причем последний вариант наиболее распространен); по направленности воздействий – на непосредственные и косвенные, т.е. непосредственно касающиеся базисного PR-субъекта и косвенно затрагивающие его интересы.

Под кризисом может подразумеваться и любое изменение в компании, даже, как это не странно, рост ее доходов или количества филиалов. Любое изменение – в лучшую или худшую сторону – это уже кризис, поскольку требуются разъяснения для общественности – внутренней или внешней. Такие кризисы получили название «обыкновенных», они составляют львиную долю кризисов любой компании.

Организация, попавшая в кризис, может как выйти из него обновленной, так и прекратить свое существование.

Следующий возможный вариант развития событий состоит в том, что может произойти оздоровление ситуации, а может начаться новый кризис, могут происходить как резкие изменения, так и ослабление кризиса с последующим мягким выходом.

Эти закономерности А. С. Ольшевский отразил в своем описании процесса развития неуправляемого кризиса применительно к деятельности специалиста по связям с общественностью. По его мнению кризис проходит в своем развитии несколько стадий.

Первая стадия «Зарождение проблемы». Возникновение исходной проблемы (как правило, мелкой и весьма незначительной), которая и становится первопричиной последующего кризиса. Обычно на этом этапе выявить проблему нелегко, а спрогнозировать возможное развитие — тем более. На стадии зарождения кризиса важнейшую роль играет именно человеческий фактор — то, что кто-то когда-то сделал или сказал (вариант: не сделал или не сказал).

Стадия вторая «Обсуждение и планирование». Анализ исходной проблемы и возможных вариантов реакции; выбор наиболее предпочтительного варианта. Чтобы остановить развитие кризиса, стоит вмешаться в процесс именно на этой стадии. Но пока проблема еще кажется слишком мелкой, а о том, что она переходит в разряд кризисных, становится известно только на третьей стадии.

Стадия третья «Материализация исходной проблемы». Проявление первых сложностей, порожденных исходной причиной. Ни одна из первых трех стадий не оказывает значимого влияния на имидж организации.

Стадия четвертая «Первая реакция». Выбор оперативной реакции объекта и ее проявление. Основная характеристика четвертой стадии — неизбежность, так как практически все, что бы вы сейчас ни сделали представители организации, повлияет на ее имидж.

Стадия пятая «Вторичное воздействие». Следующие проблемы, порожденные первой реакцией объекта, а также реакцией третьих лиц. Значительно расширяется круг лиц, задействованных в изменении имиджа организации, проявляются и более масштабные явления — убытки, падение спроса на выпускаемую продукцию, изменение отношений с властными структурами, неблагоприятный климат в коллективе или отток кадров.

Стадия шестая «Борьба». Лихорадочные и весьма длительные попытки объекта переломить ситуацию в свою пользу. Эта стадия — наиболее напряженная; борьба идет с переменным успехом. При этом о проблемах организации узнает все больший круг лиц, а ее положительный имидж стремительно распадается на части...

Стадия седьмая «Компромисс». Момент истощения ресурсов объекта, когда тот вынужден идти на определенные уступки. Это наносит по оставшемуся у организации авторитету последний удар.

Стадия восьмая «Регресс». Негативизация имиджа объекта, резкое падение его авторитета и уменьшение возможностей, вызванное истощением ресурсов и признанием факта поражения через компромисс с его стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...