Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»
Можно рассмотреть «Укус ангела» П. Крусанова как роман-миф, исходя из характерных для этой жанровой разновидности черт. «Укус ангела» [59] представляет собой картину предполагаемого будущего России, где мифологизируются образы царя, воина, географии. Это образец современного романа-мифа, в котором реализуется связь с русской классической литературой, идеи которой стали частью основного мифа, созданного автором. В силу недостаточной изученности этого текста выявление его мифологической структуры и такой же связи с текстами русской классической литературы будет проходить в контексте сравнительного, исторического и структурно-семиотического анализа. Автор творит альтернативную историю, согласно которой Россия становится величайшей Империей и претендует на власть над всем миром. Расхождения с 129
реальной историей ведутся от 1901 года и представляют собой, очевидно, догадку на тему, что было бы, если б не погиб Столыпин. Мифологизация на этом уровне модальности происходит за счёт того, что все события развиваются в ключе рассказанной легенды о двух братьях, являются словно исполнением древнего пророчества. Этот миф о сотворении мира и людей, услышанный главным героем во сне, есть и объяснение событий романа, и их причина. Палдобар и Модрубар, бог добра и бог зла, созданные одним Хозяином, враждуют друг с другом, не могут ни победить, ни примириться, так как они бессмертны. Тогда, поделив землю, каждый творит своего человека, учит его тому, что умеет. И теперь боги ждут схватки между своими народами, которая и определит победителя. События романа развиваются накануне ожидаемой битвы. Кратко пересказанный нами миф, определяющий философию этого произведения, придаёт поступкам героев статус вечных, значимых.
Персонажи подчиняются традиционному делению на главных и второстепенных. Главных героев трое: Иван Некитаев, Таня, Пётр Легкоступов.
Иван Некитаев (семантика его имени прозрачна и не нуждается вдополнительных объяснениях), главный герой, борется за власть. Это его желание, воля, назначение. Когда Некитаев был ещё кадетом, талисман (чудесный предмет-
помощник), подаренный старичком-могом, сказал ему, что он император, и Иван послушно этого добивается, точнее – реализует сказанное. Сюжет его жизни совпадает с сюжетом романа – восшествие на царство, которое сопровождается борьбой с хаосом и установлением необходимой гармонии. Некитаев, исполняя пророчество своей жизни, неосознанно воплощает пророчество о величии и могуществе Российской Империи, её победы во вселенской битве. Но человеческих ресурсов не хватает для того, чтобы одержать победу, и после семи лет царствования император принимает решение воспользоваться силами хаоса, разрушить мир, чтобы изменить его, чтобы стереть память о нём и обновить его, наполнить новым, истинным, смыслом. Очистить мир от грязи, лжи, трусости, мелочности – вот назначение России, ради которого Иван Некитаев идёт на всё. 130
Движет им, как и Надеждой Мира, любовь. Ради неё и Клюква, и Некитаев приводят мир в страшное движение, вызывают смерти. Они избраны, предназначены совершить дела, которые изменят мир, но творят эти перемены не из-за идеи (они до конца и не понимают её), а по любви.
Таня – старшая сестра Ивана, его тайная жена, луноликая фея Ван Цзыдэн. Пётр Легкоступов – двойник Ивана, его советник, муж его сестры. Пётр
очень умён, но ему не хватает решительности и бесстрашия. В самом имени этого героя заключается неоднозначность, свойственная его характеру: «камень» и «легко ступать». Дипломированный филолог, Пётр даёт логичные и смелые обоснования любой теории, но не смеет подтвердить их действительность на практике. Так, при первом приезде кадета Некитаева домой, Пётр последовательно ему доказывает, что Бог мало чем отличается от простых людей. Эту теорию вседозволенности Иван принимает и применяет, поняв сущность Петра, – умение формулировать нужные принципы и неспособность им следовать.
Иван Некитаев – носитель мифологического сознания. Пётр Легкоступов – рассудочного, он обладает логическим знанием. Некитаев и Легкоступов своими действиями способствуют реализации предназначения России, не всегда до конца осознавая это. При этом движущей силой для Некитаева является любовь к Тане. Некитаев стремится к власти, потому что государя никто не посмеет осудить за преступную связь с сестрой. Легкоступов нужен Некитаеву как законный муж Тани. Легкоступов же без Ивана не осуществит свои честолюбивые мечты о власти. Соединение их жизней является источником движения. Они словно представляют собой душу России: воля (Некитаев), разум (Легкоступов), чувства (Таня). Каждый герой, стремясь к счастью, по-своему понятому (власть, слава, величие Империи, любовь), исполняет волю, заключённую в легенде, изложенной В самом начале романа. Роман – наиболее подходящий в этом случае жанр: позволяет построить повествование, подчинённое определённой иерархии сюжетов и историй. Эта иерархия в тексте проявляется подчинённостью 131
персонажей друг другу, ни один из них не обладает свободной волей. Эту иерархию можно выразить следующей схемой: воля Некитаева – воля Легкоступова – воля России – воля легенды (первоначального текста).
Наличие таких героев, как моги, гадалки, чародеи, тени, роднит роман с фольклорной традицией русской литературы. Из архаичной мифологии заимствуются образы рыбы, дерева, причём их мифологичность выражается эксплицитно: «Символика древа и рыба общеизвестна, хотя и на удивление противоречива…» [59, с. 146]. Образы Некитаева и Легкоступова, находящиеся в отношениях «культурный герой – трикстер», раскрываются через символы рыбы и дерева. Легкоступов – древесное начало, Некитаев – рыбье: «Тон Ивана стал зябким, как рыбья кровь…» [59, с. 199], противник Ивана носит прозвище Сухой Рыбак. Отец Легкоступова стал деревом, мать Некитаева после смерти обернулась уклейкой.
События романа связаны с безгласной природой, с невидимым миром. Словно основные действия развиваются в духовном мире, а люди нужны только для того, чтобы сделать эти действия явными. Судьбы главных героев – актуализация легенды о двух братьях, которые прекратили борьбу непосредственно друг с другом, но вместо них борются их люди, их народы. Некитаев (как и Клюква, она же – Надежда Мира) способен уловить эти изменения, происходящие в незримом мире, своей волей, самим собой, а Легкоступов – рассудком, наблюдательным и трезвым. В жизни героев и, соответственно, в тексте романа рассыпаны знаки, намёки, помогающие понять суть событий. Это и предметы-помощники (талисман Некитаева), и фантастические существа (моги, Кошкин, обратившаяся в рыбу мать главного героя, проводник, раздувшийся как шар, Псы Гекаты, которых в конце романа, на седьмой год своего царствования, решается впустить в мир Некитаев, принадлежат иному миру и обладают такой ненасытимой злостью и мощью, что приводит в ужас жителей земли) и стихии (вода, ветер, жар, холод), которые зачастую действуют, как одушевлённые, и передают информацию в земной мир. 132
Своё мироздание автор наделяет ещё одной стихией – страхом, который человек может приручить или покориться ему. Описание дома предводителя, опустевшего после странной смерти своего хозяина, накануне страшного признания Петра и последовавшего за ним приговора Ивана, сопровождается странным и настораживающим сообщением: «Все часы в доме стояли, утверждая, как очевидцы, что время здесь уже умерло…» [59, c. 204].
Природа в романе олицетворена, предметы оживлены, они обладают своей волей. 7. мифологичности произведения позволяет говорить наличие героев, выполняющих традиционные для архаического мифа роли: культурный герой (Иван), его двойник (Легкоступов), мудрый старик (мог). Вводится в ткань повествования Надежда Мира как воплощение всепобеждающей любви, вымышленные и сказочные персонажи. Деление на главных и второстепенных персонажей происходит по способности героя ощущать и слушать невидимый мир. Выделяются герои воли и герои разума, подчёркивается приоритет их воли над разумом.
Роман состоит из пятнадцати глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Восстановить верную последовательность возможно благодаря указаниям, в какое время относительно Воцарения (основного сюжета) происходили события той или иной главы. Два вставных элемента (сказание-легенда о двух божествах и их битве, тезисы Легкоступова) представляют собой идейную основу романа и источник его мифологичности. Легенда о сотворении мира и людей не только объясняет миропорядок, происходящие войны, судьбу главного героя, но и централизует сюжеты, объединяет их в единый текст. Тезисы Легкоступова мифологичны в силу выполняемых ими функция: объяснить и оправдать поступки Ивана Некитаева, создать определённую картину мира: «Сегодня рассудочный подход к миру повсеместно сменяется его мифологизацией. На пьедестал, прежде занятый 133
''идеей'', взошёл ''образ'', что проявляется в наши дни не только в культуре, но также в политике и экономике (роль рекламы в сфере производства и коммерции)» [59, с. 134].
Цикличность, свойственная мифу, действует в судьбе Петра Легкоступова. Купаясь в озере, Иван пытается утопить Петра, словно проверяя только что услышанную теорию вседозволенности. В конце романа Иван казнит Петра в цинковом корыте, наполненном водой. Хронотоп романа мифологичен. Пространство его под влиянием определённых событий становится сакральным: например, озеро, в котором живёт серебристая уклейка, мать Ивана и Тани. Петербург и Москва являются мифологизированными пространствами, наделёнными некими качествами, способностями, обладают мифотворческой силой, влияющей на события романа. Петербург представляется как оживший город, думающий, чувствующий. Наряду \endash этим мифологизируется и территория России, её деление на восток и запад, которое реализуется в буквальном смысле при помощи волшебных предметов (огненного колеса, которое провело границу). Кроме реально существующих городов, называются вымышленные, в которых зачастую происходит основное действие. Например, некая Барабария, которую исследуют Некитаев с Барбовичем. Время, в которое происходят действия романа, соответствует 2001 – 20… году. Но с мифологической точки зрения, это эпоха свершающегося апокалипсиса. Её «предсказывает» в своих тезисах Пётр. Он воспринимает ужас апокалипсиса не как конец мира, а как очищающее действо, за которым наступит измененённая сверхъестественным образом реальность. Тезисы, сочинённые Петрушей для удобства проведения Ивана на трон, сбылись. Только людям не хватает сил привести мир к концу света. Они использовали мощное сверхоружие в самом начале мировой войны. Но оно не оправдало возложенных на него надежд: конец света не наступил, лишь произошли разрушения и были отравлены земля с водой, но битва не была завершена. В течение семи лет воюют солдаты, земля и люди
134
устали от бесконечной войны, которую ни у кого недоставало сил завершить. Пётр предупреждал о высвобождённых силах хаоса, о мистическом ужасе – это и исполняет Иван, выпуская Псов Гекаты.
Оппозиции, в пределах которых развивается роман, – смерть / жизнь, слово / поступок, разум / воля – не просто термины философии, биологии, психологии, нопонятия, влияющие на развитие, качество и наличие жизни. В зависимости от того, какие отношения у героя с этими явлениями, протекает или обрывается его существование. Понятия носят онтологический смысл.
Описывая вероятное будущее, автор создаёт и населяет свой мир, в котором действуют законы и задаются вопросы, традиционные для русской культуры. Так, например, в романе жива идея богоизбранничества России, художественно выраженная Ф.М. Достоевским в «Бесах»: «Бог стоит на одной ноге. Россия – стопа Его» [59, с. 207].
Принцип вседозволенности, о котором спорят герои «Братьев Карамазовых», на первых страницах безоговорочно и прочно принимается и утверждается Иваном Некиатевым: «и теперь мне всё можно» [59, с. 19], что определяет характер его поступков и отношений. События подчиняются логике противостояния России и Европы и поискам ответа на вопросы о географической принадлежности России: Восток или Запад. Выводы о её особом расположении и предназначении мифологизируют территорию и историю России. Некоторые герои придерживаются взглядов нигилистов, отражённых в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «...с юных лет понимал природу не как храм, но как бойню, тотальную давильню» [59, с. 201].
К. романе П. Крусанова реализуются гипотетические схемы антиутопических предсказаний русской классической литературы, персонализируются идеи разбоя, хаоса. 135
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|