Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живописи» (1719). Как заявляет автор, в своем трактате он стремился рассмотреть искусство, исходя из общего принципа с тем, чтобы 14 глава




Изобретательность — одна из главных отличительных признаков гения, но если запросить опыт, мы найдем, что, изучая изобретения других, мы сами научаемся изобретать, как, читая мысли других, мы сами учимся думать.!...]

Сознание, охватывающее все сокровища старого и нового искусства, поднимается тем выше и будет тем более плодовито, чем больше число тщательно собранных и основательно проработанных им понятий.!...]

Если я, таким образом, и рекомендую изучать искусство по художникам, то из этого нельзя делать вывода, что изучение природы должно быть из-за этого поставлено на второй план; я принимаю это· изучение, не исключая другого. Природа является и должна быть источником, который один неисчерпаем и из которого проистекает все совершенство.

Великая польза изучения наших предшественников заключается в том, что оно открывает наше понимание, сокращает нашу работу и что оно сообщает нам результат того опыта, который был произведен теми великими людьми в поисках великого и прекрасного в природе...

Разумный подражатель не удовлетворится простым наблюдением того, что составляет различный метод и дарование каждого мастера^ он проникнет в план построения, он изучит разделение освещения.

 

 

К оглавлению

==190


средства, которыми достигается действие, как искусно теряются некоторые части в глубине, другие снова смело выделены и как это во взаимодействии себя подчеркивает и изменяет согласно намерению художника и плану произведения. Он не только удивляется колориту, но изучает также все художественные приемы, которыми одна краска повышает соседнюю.[...]

Из VII РЕЧИ

10 декабря 1776 г

Успех вашей художественной деятельности зависит от вашего собственного прилежания, но прилежание, которое я вам главным образом рекомендовал, есть прилежание не рук, а сознания...

Гений и вкус по обычному восприятию очень родственны один другому; разница заключается только в том, что в гении присоединяются упражнение и способность к выполнению, или же, что вкус когда к нему добавляются эти способности, меняет свое имя и становится гением. [...]

Первое понятие, с которым мы встречаемся, рассматривая содержание искусства или вкуса, есть тот руководящий принцип, о котором я так часто говорил в предыдущих речах: общая идея природы. Мое понятие природы охватывает не только формы, которые производит природа, но также, как я хотел бы их назвать, своеобразие, внутреннее строение и устройство человеческого сознания и силы представлений. Обозначения: «красота» или «природа», являясь общими понятиями, выражают, хотя и различным способом, то же самое.[...]

Если кто думает, что следовать надо только природе в более узком смысле слова, тот приписывает слишком мало значения нашей силе представления.!...] Все что нравится, содержит нечто, родственное сознанию, и потому в высшем и лучшем смысле слова естественно.[...]

Это чувство природы или правды, должно быть, особенно культивируемо учителями искусства. Две ошибки, которые раныпе[...] особенно влияли и были особенно вредны для художников, заключались в том, что, по одной, вкус и гений считались не имеющими ничего общего с рассудком, а по другой — индивидуальное бралось вместо природы.[...]

«Мастера искусства об искусстве», т. 2. Перевод А Вейнбрук. М.— Л, 1936, стр. 103—109, 122—124

==191


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Общая литература

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. I. М., 1957, стр. 379—380.

Верцман И. К проблемам реализма в эстетике просвещения. В кн.: «Реализм XVIII века на Западе». М., 1936, стр. 11—26.

Геффдинг Г. Учебник истории новой философии. Пер. с нем. с предисл. Л. Аксельрод. М., Госиздат, б. г., стр. 81—102.

Anceschi L. L'estetica dell empirismo inglese. Vol. I. Bologna, «Alfa», 1959.

Bosanquet В. History of aesthetik. 2 ed. Lond., Sonnenschein, 1904, XXIII, 502 p.

D r a p e r J. W. Eighteenth century English aesthetics. A bibliography. Heidelberg, 1931, 140 p.

Hippie W. J. The beautiful, the sublime and the picturesque in XVIII century British aesthetic theory. Carbondale, Southern Illinois univ. press, 1957, VI, 390 p.

Mirabent F. La estetica inglesa del siglo XVIII. Barcelona, 1927, 272 p.

Stephen L. History of English thought in the XVIII century. Vol. 1—2. Lond., Putnam, 1927.

T h i e l k e K. Literatur -und Kunstkritik in ihren Wechselbeziehungen. Ein Beitrag zur englischen Aesthetik des 18. Jahrhunderts. Halle a./S., Niemeyer, 1935, 125 S.

Zart G. E influss der englischen Philosophen seit Bacon auf die deutsche Philosophie des XVIII. Jahrhunderts. Berl., Dümmer, 1881, IV, 239 S.

П. Литература к отдельным авторам

Бэкон Сочинения: Bacon F. The works collected a. ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. Heath.

Vol. 1—14. Lond., 1857—1874.

Бэкон. Собрание сочинений. Пер. Π.Α. Бибикова. Ч. 1—2. СПб., 1874. Бэкон Новый органон. М., Сопэкгиз, 1938, XVI, 244 стр. Бэкон. Новая Атлантида. Пер. 3. Ε. Александровой. Статья и примеч.

Ф. А. Коган-Бернштейн. 2 изд. М., изд-во Акад. наук СССР, 1962, 243 стр. Бэкон. О принципах и началах. Пер. А. Н. Гутермана. М., Сопэкгиз, 1937.

79 стр.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. М., 1957, стр. 360—361. Быховский Б. Бэкон и его место в истории философии. «Под знаменем

марксизма», 1931, № 6, стр. 73—108. Герцен А. И. Письма об изучении природы. Письмо VI. В кн.: Герцен А. И. Избранные философские произведения, т. 1. [М.], 1948, стр. 239—270. История философии в 4-х томах, т. I. М., Изд. Акад. наук СССР, 1957, стр. 361—372. МельвильМ. Н. Френсис Бэкон. М., «Знаний, 1961, 46 стр. (Всесоюзн.

об-во по распространению полит, и дауч. знаний).

==192


Милонов К. К. Философия Фр. Бэкона. (М., изд-во «Новая Москва» 1924], 176 стр. -<- *· " ^

Морозов М.М. Бэкон. В кн.: «История английской литературы», т. 1, вып. 1.

М.—Л., 1943, стр. 289—296. (Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы

им. А. М. Горького). Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский

2 изд. СПб., 1870. VI, 360 стр. ΠΙ у π и н а В. М. Взгляды Фр. Бэкона на право, мораль и церковь. «Ученые

записки Московского обл. пед. ин-та», 1955, т. 22, вып. 2, стр. 77—120. Cochrane R. С., Francis Bacon in early eighteenth century English lUe-

rature. «Philological quarterly», 1958, vol. 37, l, p. 58—79. De Mas E. Bacone e Vico. Torino, «Philosophia», 1959. G i b s o n R.W. Francis Bacon. A bibliography of his works and of Baconiana

to the year 1750. Oxford, 1950, XVII, 396 p. М с M a h o n F. 0. Francis Bacon's essay «Of Beauty». PMLA, 1945, sept, vol. 60, № 3.

Patrick J. M. Francis Bacon. [Lond.], Longmans, Green, [1961], 43 p. Wallace K. R. Francis Bacon on coinmuuication and rhetoric. Chapel Hill, univ. of North Carolina press, 1943, IX, 277 p.

Г о б б с Сочинения'.

Hobbes Th. The English works. Ed. by W. Molesworth Vol. I—XI, Lond

1839—1845. Г о б б с Т. Избранные сочинения. Пер. А. Гутермана. Предисл. А. Деборина.

М.—Л., Госиздат, 1926, XXVIII, 276 стр. Г о б б с Т. Философские основания учения о гражданине. Пер. с латин.

В. Погосского. С предисл. С. А. Котляревского. М., Леман и Плетнев

1914, XXIV, 269 стр. Г о б б с Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного

и гражданского. Предисл. А. Ческиса. [М.], Соцэкгиз, [1936], 503 стр.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. Сочинения, 2 изд., т. 2, стр. 143.

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. l. M., 1957, стр. 100.

В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1960, стр. 549.

Быховский Б.Э. Психофизическое учение Томаса Гоббса. «Вестник коммунистической академии», 1928, № 26 (2), стр. 80—112.

Вейцман E. М. Великий английский материалист Томас Гоббс. М «Знание», 1960. 47 стр.

Д е б о p u н А. М. Томас Гоббс. В кн.: Д е б о p и н А. М. Очерки по истории материализма XVII—XVIII вв. 3 изд. М.—Л., 1930, стр. 18—40.

История философии в 4-х томах, т. I. М., изд-во Акад. наук СССР, 1957 стр. 374-382.

Ч е с к и с А. А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализма. (Его жизнь и учение). М., «Красная новь», 1929, 138 стр.

D'Alessandre. Il problema pedagogico di Hobbes. Palermo, 1953.

Jessop T. E. Thomas Hobbes. [Lond.], Longmans, Green, [I960], 40 p. Bib]. p. 34—40.

13 История эстетики, т. II

==193


L ubienski Z. Die Grundlagen des etisch-politischen Systems von Hobbes.

München, 1932, 302 S. McDonald H.a.Hargreaves J.M. Thomas Hobbes. A bibliography.

Lond., Bibl. society, 1953, XVII, 85 p. Peters R. Hobbs. [Harmondsworth], Penguin books, [1956], 271 p. Thorpe de Witt C. The aesthetic theory of Thomas Hobbes. Ann Arbor, univ. of Michigan, 1940, IX, 339 p.

Л о к к

Сочинения'.

Locke J. Philosophical works. Ed. by St. John, vol. 1—2. Lond., Bell, 1889. Л о к к Д ж. Мысли о воспитании. Пер. [и предисл.] П. Вейнберга, СПб., журн. «Русская школа», 1890, XVI, 246 стр. Л о к к Д ж. Опыт о человеческом разуме. Пер. [и предисл.] А. Н. Савина.

М., 1898, XVI, 736 стр. Л о к к Д ж. Педагогические сочинения. Пер. Ю. М. Давидсона. Вступит.

статья А. Ф. Шабаевой. Под ред. И. Ф. Свадковского. М., Учпедгиз, 1939, 320 стр. Л о к к Д ж. Избранные философские произведения. В 2-х т. [Вступит, статья

И. С. Нарского], т. 1—2. М., Соцэкгиз, 1960.

Литература.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. М., 1957, стр. 380—381. Заиченко Г. А. Философия Джона Локка. М., «Знание», 1959, 32 стр.

(Всесоюзн. об-во по распростр. политич. и научн. знаний). Литвинова Е.Ф. Джон Локк, его жизнь и философская деятельность.

СПб., «Общественная польза», 1892, 77 стр. Нарский И. С. Философия Джона Локка. М., изд-во Моск. ун-та, 1960, 63 стр. · Серебренников B.C. Учение Локка о прирожденных началах знания

и действия. СПб., 1892, IX, 358 стр.

Cranston M. Locke. [Loud.], Longmans, Green, [1961]. 38 p. Bibl. p. 35—38. Fechtner E. John Lockes «Gedanken über Erziehung». 2 Aufl. Wien, Holder, 1908, 64 S. Mac Lean K. John Locke and English literature of the 18-th century. New

Haven, Yale univ. press, 1936, VIII, 176 p. Tinivella G. Bacone e Locke. Milano, Bocca, 1939, 225 p. Tuveson E.L. The imagination as a means of grace: Locke and the aesthetics

of romanticism. Berkeley, California univ. press, 1960, 218 p. Bibl. Y o l t o n J. W. John Locke and the way of ideas. [Lond.], Oxford univ. press, 1956, X, 235 p. Bibl. p. 209—232.

Б ё р к

Сочинения'.

В u r k e E. The works. Ed. by W. King a. F. Laurence. Vol. 1—16. Lond., Rivington, 1803—1827. ·

B u r k e E. On taste. On the sublime and beautiful/ Reflections on the French revolution. N. Y., Collier, 1909, 443 p.

==194


B u r k e E. A philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful. Ed. with an introd. and notes by J. T. Boulton. Lond., Routledge, 1958, CXXX, 197 p., Bibl. p. 179—132. ·.

Литература'.

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. I. М., 1957, стр. 398—399. Самсонов Н. В. История эстетических учений, 2 изд., ч. 2. M., [1915], стр. 80—90. Трофимов П. С. Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка.. В кн.: «Из истории эстетической мысли нового времени». М., 1959, стр. 3—23. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения, т. I. М., 1950, стр. 223. Monk S. Н. The sublime. A study of critical theories in XVIII century England.

Ann Arbor, univ. of Michigan press, [I960], IV, 250 p. Trume H. Beitrage zur Geschichte des Geniebegriffs in England. Halle, a./S., Niemeyer, 1927, IX, 102 S.

Χ ο m Сочинения: Home H. Elements, of criticism, vol. I—III. Basel, 1790.

Литература: Neumann W. Die Bedeutung Homes für der Ästhetik. 1894. Norden J. Die Ethik Henry Homes. Ein Beitrag zur Geschichte der englischschottischen Moralphilosophie im 18. Jahrhundert. Halle a. S., 1895, 81 S. Wohlgemuth J. Henry Homes Aesthetik. Rostock, 1893.

Шефтсбери

Сочинения: S· chattes bury A. Characteristics of men, manners, opinions, times. Ed. with an introd. and notes by J. М. Robertson, vol. 1—2. Lond., Richards, 1900.

Литература: E л и с т р а т о в а A.A. Шефтсбери и Мандевиль. В кн.: «История английской литературы», т. I, вып. 2. М.—Л-, 1945, стр. 292—301. (Акад. наук

СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького). В a n d i n i L. Shaftesbury. Etica e religione, la morale del sentimento. Bari, Laterza, 1930, XXXII, 232 p. Brett R. L. The third earl of Shaftesbury. A study in XVIII century literary

theory. Lond., Hutchinson, 1951, XII, 240 p. Fowler T. Schaftesbury and Hutscheson. Lond., Low, 1882, VIII, 240 p. M o r p u r g o T. G. La nozione di «Gusto» nel secolo XVIII. Shaftesbury e Addi-

son. «Rivista di estetica», 1962, maggio-agosto, anno 7, fasc. 2, p. 198—228. Spicker G. Die Philosophie des Grafen von Shaftesbury. Freiburg, Troemer, 1872, XVI, 377 S. Weiser Ch. F. Schaftesbury und das deutsche Geistleben. Lpz., Teubner, 1916, XV, 564 S. W o l f f E. Shaftesbury und seine Bedeutung für die englische Literatur des

XVIII. Jahrhunderts. Tübingen, Niemeyer, 1960, 238 S. Bibl. S. 231—234.

 

==195


Хатчесон Сочинения: Hutcheson F. An inquiry into the origin of our ideas of beauty and virtue.

Lond., 1725.

Литература: Fowler Т. Shaftesbury and Hutcheson. Lond., Low, 1882, VIII, 240 p. Scott W. R. Francis Hutcheson. His life, teaching and position in the history f philosophy. Cambridge, univ. press, 1900, XX, 296 p.

Юм

Сочинения: Hume D. The philosophical works. Ed. by T. H. Green and T. H. Grose, vol. 1—4. Lond., 1875—1878.

Hume D. Essays: moral, political and literary. Lond., Richards, 1903, 624 p. Hume D. The letters. Ed. by J. Y. T. Greig, vol. 1—2. Oxford, Clarendon

press, 1932.

Литература: В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1960, стр. 549. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, стр. 26—28, 63, 101—102.

Михаленко Ю.П. Философия Д. Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. М., 1962, 149 стр. (Акад. наук СССР, Ин-т

философии). Сабинина М.В. Давид Юм. Его жизнь и философская деятельность. СПб., 1893, 79 стр. (Жизнь замечательных людей). Basson A. H. David Hume. [Harmondsworth], Penguin books, [1958], 183 p. Giarrizzo G. David Hume politico e storico. [Torino], Einaudi, 1962, 277 p. Jessop Т.Е. Bibliography Sf David Hume and Scottish philosophy, Lond., Brown, 1938, XIV, 201 p. Laird J. Hume's philosophy of human nature. Lond., Methuen, 1932, IX, 312 p. M с N a b b D. David Hume, his theory of knowledge and morality. Lond., Hutchinson, 1951, 208 p. Smith N. K. The philosophy of David Hume. A critical study of its origins

and central doctrines. Lond., Macmillan, 1941, XXIV, 568 p.

Смит

Сочинения: Smith A. The theory of moral sentiments. Lond., 1759.

Смит А. Исследование о природе богатства народов. Вступит, статья И коммент. В. С. Афанасьева. М., Соцэкгиз, 1962, 684 стр. Смит А. Теория нравственных чувств... Пер. П. А. Бибикова. СПб., тип.

Глазунова, 1868. 516, IV стр.

Литература: „

Маркс К. Теории прибавочной стоимости.—М арке К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 26, ч. 1, стр. 42—132. (Глава III. А. Смит).

==196


Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма.— Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, стр. 45.

Заррин П. И. Английская классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит. Д. Рикардо). М., Соцэкгиз, 1958, 142 стр.

Cropsey J. Polity and economy. An interpretation of the principles of Adam Smith. Hague, Nijhoff, 1957. XII, 101 p.

H a 1 d a n e R.B. Life of Adam Smith. Lond., Scott, 1887. 161, X p. Biblioer. p. 1-Х.

Ο η с k e η A. A. Smith und Immanuel Kant. Lpz., Duncker und Humblot, 1877. XII, 276 S.

Рид

Сочинения: R e i d Th. Works. Ed. by W, Hamilton a. H. С. Mansel. Vol. 1—2. Edinburgh, 1846-1863.

Литература: Jones О. М. Empiricism and intuitionism in Reid's Common sense philosophy.

-Oxford, univ. press, 1927.

S с i a с с a M. F. La filosofia di Т. Reid. Con un'appendice sui rapporti con Galluppi e Rosmini. Napoli, Perrella, 1935. 247 p.

Χ о г a p т

Сочинения: Hogarth W. The works. [Ed.] by J. Trubler, vol. 1—2. Lond., Griffin, 1821. Hogarth W. The analysis of beauty. With the rejected passages from the manuscript drafts and autobiographical notes. Ed. with an introd. by J. Burke. Oxford, Clarendon press, 1955, LXII, 244 p.

Χ о г a p т В. Анализ красоты. Вступит, статья, примеч. и ред. пер. М. П. Алексеева. Л.—М., изд-во «Искусство», 1958, 338 стр.

Литература: Алексеев М.П. Вильям Хогарт и его «Анализ красоты». Вступит, статья.

В кн.: Хогарт В. Анализ красоты. М.—Л., 1958, стр. 7—116. Сидоров А. А. Уильям Хогарт (1697—1764). М.—Л., изд-во «Искусство», 1946, 24 стр. Read S. E. Bibliography of Hogarth. Books and studies, with an introd. essay

on trends in Hogarth criticism 1764—1940. Chicago, De Paul univ., 1941, III, 32 p. Sala G. A. William Hogarth. Painter, engraver and philosopher. Lond., Smith, 1866, 318 p.

Рейнольдс Сочинения: Reynolds J. Discourses on art. Introd. by R. Lavine. N. Y., [Smith, 1961], 254 p.

Литература'·

Бенсюзан С. Рейнольдс. Пер. E. Боратынской. М., Ленковский, [1910], 80 стр. Виппер Б. Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. М., Изд-во музея изобр. иск. им. А. С. Пушкина, 1945, 64 стр., илл.

==197


Burke J. Hogarth and Reynolds. A contrast in English art theory. Lond., Oxford univ. press, 1943, 37 p. Graves A.a.Cronin W.A history of the works of sir Joshua Reynolds.

Vol. 1-4. Lond., 1899-1901. H i 11 es F. W. The literary career of sir Joshua Reynolds. Cambridge, univ.

press, 1936, XX, 318 p. Hudson D. Sir Joshua Reynolds. A personal study. With Reynold's journey

from London to Brentford. Lond., Blés, [1958], XII, 27 p. Bibl. p. 252—253. Northcote J. The life of sir Joshua Reynolds, 2 ed., vol. 1—2. Lond., 1818. 0 r 11 e p p P. Sir Joshua Reynolds. Ein Beitrag zur Geschichte der Ästhetik

des 18. Jahrhunderts in England. Strassburg, Heitz, 1907, XI, 84 S. s bor n M. Joshua Reynolds. Bielefeld u. Lpz., Velhagen u. Klasing, 1908, 132 S. Waterhouse E. K. Reynolds. Lond., Trübner, Ц941], X, 126, 300 p.


 

==198

 

==199

00.doc - glava02

Франция


Эстетика вкуса францзского классицизма

 

К оглавлению

==200


Классицизм представляет собой художественное направление, охватывающее в равной мере искусство и литературу на рубеже средних веков и нового времени. Говоря более точно, классицизм есть отражение эпохи абсолютной монархии и дворянско-чиновничьего строя, на котором эта монархия была основана. Обращение к искусству Греции и Рима, являющееся характерным признаком эпохи Ренессанса, само по себе еще не может быть названо классицизмом, хотя оно уже заключает в себе многие черты этого направления. Классицизм складывается в определенную доктрину там, где бьющая через край общественная энергия эпохи Возрождения ослабевает и наследником этого революционного времени становятся монархические династии. Королевская власть укрепляет свое господство над подданными, опираясь на военную силу, множество чиновников и особую идеологию бюрократического, полицейского порядка.

 

==201

i


В истории Франции абсолютная монархия играет двойственную роль. С одной стороны, она, по словам Маркса, выступает в качестве «цивилизующего центра», «основоположника национального единства». Подчинив себе дворянство, королевская власть устанавливает порядок, выгодный для буржуазии и способствующий развитию капитализма. С другой стороны, та же монархия является страшным тормозом прогресса, поскольку она допускает только движение сверху, подавляя всякий признак самостоятельности во всех классах общества и способствуя жестокой эксплуатации народных масс, теряющих постепенно одну позицию за другой. Даже в экономической области быстро возникает застой вследствие господства монополий.

Той же двойственностью отличается культурная политика абсолютной монархии и ее эстетическая доктрина — классицизм. Для монархических дворов характерно стремление подчинить все художественные силы централизующей организации. Первые академии возникли в Италии и представляли собой добровольные объединения гуманистически мыслящих людей. Всесильный канцлер Людовика XIII кардинал Ришелье превратил их в орудие абсолютной власти, создав прежде всего официальный центр в области литературы и языка — Французскую академию. В XVII веке при Людовике XIV, главном представителе европейского абсолютизма, были созданы также Академия художеств (1648) и другие подобные организации.

В этих центрах культуры совершалась большая работа по созданию единого литературного языка, освобождению его от провинциальных особенностей и остатков старины, разработке правильной литературной речи, классификации жанров и т. д. Аналогичной деятельностью была занята Академия художеств, объединившая наиболее видных живописцев и теоретиков искусства. В целом вся эта деятельность имела прогрессивное значение.

Тем не менее успехи национальной культуры в рамках официального классицизма были отмечены целым рядом недостатков. Само обращение к античному, главным образом римскому образцу, еще насыщенное живым энтузиазмом в эпоху первых гуманистов, превратилось теперь в мертвое педантство, враждебное подлинно национальной традиции, идущей из глубины народных масс, которые сохранили множество средневековых обычаев, сказаний и мифов отдаленной старины, С точки зрения теоретиков классицизма, все это подлежало искоренению как остаток варварских времен вместе с наследием готики в архитектуре и наивным реализмом примитивов в живописи. Основной идеей академии была правильность формы, доведенная до абсолютной чистоты и потому безжизненная. Обя-

==202


зательное раболепство перед троном и зависимость от придворных чинов ставили ощутимые преграды свободному развитию художественного гения.

Классицизм имеет много общего с рационалистическим движением в области философии. Во Франции главным представителем рационалистической метафизики стал Декарт, сторонник механистического материализма в своих естественнонаучных взглядах и одновременно дуалист, признававший наличие особой «нематериальной» субстанции, помимо природы Декарт не создал собственной эстетической теории, но в его письмах есть попытка определить понятие красоты и дать некоторое обоснование принципов классицизма — правильности, ясности, чистоты. Идеалом Декярта было мышление по законам математики — mathesisnniyersalis,— и эта тенденция Удивительно совпадала с общей направленностью господствующей идеологии эпохи абсолютизма, стремлением к точной регламентации во всех областях культуры и жизни. Теория страстей Декарта отдает должное непосредственным движениям души, связанным с возбуждением тела внешними раздражителями. Вместе с тем Декарт выдвигает идеал рациональной гармонии, известного порядка в деятельности страстей. На этом принципе основаны и его замечания о роли трагического.

Отсюда заметная аналогия между рационализмом картезианцев, как называли последователей Декарта, и теорией классической трагедии, театром Корнеля и Расина. Хотя в качестве основы здесь берутся принципы поэтики Аристотеля, они рационализируются и упрощаются в духе математического идеала картезианцев. Так, например, доводятся до педантской точности знаменитые «три единства» (места, времени и действия), хотя в таком виде они вовсе не были известны греческому театру. «...Несомненно,—писал Маркс в письме к Ф. Лассалю,— что три единства, в том виде, в каком их теоретически конструировали французские драматурги при Людовике XIV, основываются на неправильном понимании греческой драмы (и Аристотеля как ее истолкователя). Но, с другой стороны, столь же несомненно, что они понимали греков именно так, как это соответствовало потребности их собственного искусства, и потому долго еще придерживались этой так называемой «классической» драмы после того, как Дасье и другие правильно разъяснили им Аристотеля» *.

В поэзии классицизм выдвигает на первый план рациональную разработку темы согласно известным правилам (l'invention). Эпоха классицизма — это век школьных кодексов поэтического искусства,

К. Маркс иф. Энгельс. Сочинения, т. XXV, 1936, стр. 394.

 

==203


для которых образцом служило «Послание к Пизонам» римского поэта Горация. Понятие дисциплины стоит в центре этих поэтических систем. Наиболее ярким образцом является «Поэтическое искусство» Буало (1674) — трактат, изложенный в прекрасных стихах и заключающий в себе много верных, хотя и слишком общих идей. Таково прежде всего обращенное к поэту требование подчинить свое творчество законам разумной мысли.

Обдумать надо мысль и лишь потом писать. Пока неясно вам, что вы сказать хотите, Простых и точных слов напрасно не ищите*..

Таким образом, Буало выдвигает первенство содержания в поэтическом искусстве, хотя этот принцип выражен у него в слишком односторонней форме — в форме абстрактного подчинения чувства разуму.

Буало призывает следовать истине, изучать природу, он выступает против всего неестественного, напыщенного. Однако природа в представлении теоретиков классицизма должна быть подвергнута некоторому очищению и даже исправлению в духе большей правильности. Особенно важную роль играет формальный закон выбора тех явлений природы, которые соответствуют цели художника. Нельзя смешивать жанры, высокое с низким, благородное с простонародным. Все должно быть на своем месте, все подчиняется единому закону и иерархии ценностей.

Аналогичные тенденции присущи классицизму в изобразительном творчестве. Французская академия художеств была призвана разрабатывать формальные правила виртуозного искусства. Выдающийся художественный критик этого времени Фреар де Шамбре в сочинении «Идея усовершенствования живописи» (1662) утверждает, что ценителями искусства могут быть только «ученые, которые судят о вещах так же, как геометры». Идея усовершенствованной живописи противостоит стихийной художественной практике. Вся история искусств должна быть подвергнута точному анализу, чтобы выяснить наилучшие методы изображения. Знаменитый Роже де Пиль составил даже математическую таблицу достижений каждого живописца.

Французская академия собиралась на регулярные заседания, где видные художники в присутствии учеников разбирали картины из королевской коллекции Лувра. На этих заседаниях выступал даже всемогущий министр Людовика XIV — Кольбер. Среди художников наибольшим весом пользовался Лебрен. Его анализы картин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...