Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные исследования культуры в России




М2.Б.2

1. Цель дисциплины: сформироватькомпетенции обучающегося в приобретение студентами базовых знаний в области истории культурологии.

2. В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать: основные теории культуры, методы изучения культурных форм, процессов и практик; типологии культуры; формы и практики современной культуры;

Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической социокультурной деятельности; обеспечивать межкультурный диалог в обществе;

Владеть: понятийным аппаратом; познавательными подходами и методами изучения культурных форм.

3. Краткое содержание дисциплины:

1. Особенности методологии и методов исследования в отечественной истории культурологи.

2. Влияние концепций культуры и цивилизации в эпоху Просвещения на отечественную науку о культуре.

3. Историческая типология культур и локальных цивилизаций.

4. Концепции социальной и культурной динамики.

5. Концепции национально-этнического своеобразия культур.

6. Идеи и концепции истории культуры России.

7. Семиотические концепции культуры.

8. Гуманистические концепции культуры в отечественной культурологи.

9. Теологические и эзотерические концепции культуры.

4. Связь с другими дисциплинами учебного плана:

Необходимые к изучению предшествующие дисциплины Последующие дисциплины, базирующиеся на приобретенных компетенциях
  История и методология изучения культуры
  Исследования культуры в современном мире
  Художественная культуры как знаковая система
  Современные техники анализа текстов культуры
  Художественная культура XX века

Объем учебной дисциплины

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 академических часов.

6. Образовательные технологии:

В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

  1. Информационная лекция, на которой сообщаютcя сведения, предназначенные для запоминания.
  2. Проблемная лекция -знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.
  3. Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание. Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такие занятия вызывают определенный интерес у студентов, внося, так сказать, элемент «академичности» в обыденную семинарскую работу. Очень важно приучить студентов к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы семинарских занятий, следует отметить и большое сходство между ними. Развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретический материал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. И этого нужно постоянно и систематически добиваться ради неуклонного повышения уровня семинарских занятий. Тематика докладов возможна самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере участников семинара. Предполагается индивидуальная работа с докладчиками, в то время как при семинарах типа развернутой беседы консультируется группа в целом. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо проблеме, анализу данного вопроса, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан студентами. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства. Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две-четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее
  4. Семинар-дискуссия – Преподаватель взаимодействует с группой студентов как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения, дискуссия. На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений.

Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%.

Составитель: Иконникова С. Н.

 

Заведующий кафедрой: Иконникова С. Н.

 

Аннотация дисциплины

Исследования культуры в современном мире

М2.Б.3

1. Цель дисциплины:

  • получение магистрантами теоретических знаний в области культурологии, необходимых для профессиональной и социально-практической деятельности,
  • освоение обучающимися концептуальных и институциональных аспектов социокультурных исследований в связи с познавательными «поворотами» и изменениями общенаучных парадигм.

2. В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

теории, категории и методы, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик.

Уметь:

использовать углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских и научно-практических задач.

Владеть:

навыками и процедурами обработки, анализа и синтеза научной информации.

3. Краткое содержание дисциплины:

1. Знание о культуре в системе современной науки.

2. Институционализация социокультурных исследований.

3. Cultural studies: понятийный аппарат и методологический инструментарий.

4. Мультикультурные подходы и методы в системе социокультурных исследований.

5. Подходы к изучению культуры в постколониальных исследованиях.

6. Методы изучения культуры в медиаисследованиях.

7. Подходы к изучению культуры в «новой культурной истории» и «нового историцизма».

8. Роль нарратологии в социокультурных исследованиях.

9. «Чтение – письмо» в социокультурных исследованиях.

4. Связь с другими дисциплинами учебного плана:

Необходимые к изучению предшествующие дисциплины Последующие дисциплины, базирующиеся на приобретенных компетенциях
Художественная культура как знаковая система Современные техники анализа текстов культуры
Художественная культура XX века Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям
Современные художественные практики  
Современные исследования культуры в России  

Объем учебной дисциплины

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 академических часа.

6. Образовательные технологии:

1. Информационная лекция, на которой сообщаютcя сведения, предназначенные для запоминания.

2. Семинар-дискуссия – Преподаватель взаимодействует с группой студентов как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения, дискуссия. На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений.

3. Лабораторный практикум является составной частью методического обеспечения дисциплины «Исследования культуры в современном мире» и предназначен для студентов, обучающихся по направлению: 033000.68 - Культурология. Каждая лабораторный практикум посвящен определенной теме и построен по единому сценарию.

Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%.

Составитель: Иконникова С. Н.

Ляпкина Т. Ф.

 

Заведующий кафедрой: Иконникова С. Н.

 

Аннотация дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...