Современные техники анализа текстов культуры
М2.Б.4 1. Цель дисциплины: приобретение студентами базовых знаний в анализе и интерпретации текстов культуры. 2. В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать основные подходы к анализу культурных текстов, их различие, генеалогию и методы; основы коллективной аналитической деятельности, командных методов проектной работы; уметь анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа, работать над коллективным проектом, критически оценивать собственные стратегии анализа и представления результатов исследований различного типа, применять при необходимости накопленный опыт для решения нестандартных исследовательских и проектных задач, применять современные методики анализа в учебном процессе; владеть (быть в состоянии продемонстрировать) техниками анализа текстов различного происхождения, навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы над текстом, методиками персонального и коллективного представления результатов аналитической работы. 3. Краткое содержание дисциплины: 1. Культура как текст. 2. Основные подходы, школы, методологические основания. 3. Типы и виды текстов культуры и каналы их распространения. 4. Элементы анализа. Структура текста. 5. Нарратив. Контекст. 6. Репрезентация. 7. Техники чтения текстов культуры. Техники восприятия текстов культуры. 8. Интерпретации текста культуры.
4. Связь с другими дисциплинами учебного плана:
Объем учебной дисциплины
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 академических часов. 6. Образовательные технологии: 1.Семинар-дискуссия – Преподаватель взаимодействует с группой студентов как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения, дискуссия. На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. 2. Семинар, коллоквиум ( Сем., колл.) – систематизация теоретических и фактических знаний в определенном контексте (подготовка и презентация материала по определенной теме, обсуждение ее, формулирование выводов и заключения), направленная в основном на приобретение новы х фактических знаний и теоретических умений. 4.Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода есть возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. 7.Информационная лекция - лекция, на которой сообщаютcя сведения, предназначенные для запоминания.
8.Проблемная лекция -на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 70%. Составитель: Ляпкина Т. Ф.
Заведующий кафедрой: Иконникова С. Н.
Аннотация дисциплины Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям М2.Б.5 1. Цель дисциплины: способствовать осознанию студентами важности развития методологической саморефлексии исследователя-гуманитария и поиска языка, описания и проблематизации собственной методологической идентичности. 2. В результате освоения учебной дисциплины студент должен: Знать: - Фундаментальные проблемы теории и истории культуры; - Культурные формы, процессы, практики в истории и современности; - Какова специфика объектов и предметов исследований культуры; - Каковы проблемы применения различных, в том числе современных исследовательских подходы к ее пониманию и методов ее изучения; - Каково соотношение рационального и иррационального в исследованиях культуры; - Каков смысл понятий «культурность» и «цивилизованность», «уровень культуры». «степень цивилизованности»; - Каковы проблемы изучения истории культуры - Какова взаимосвязь культуры и познания, культуры и науки, образования и что представляет собой истина как ценность культуры; - Каковы проблемы, бытия культуры в качестве знаковых систем; - Каковы и в чем проявлены истоки своеобразия познания современной культуры, проблемы массового и элитарного в культуре, процессы. глобализации и информатизации в их воздействии на культуру уметь: Логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности.
- применять развитое в процессе обучения теоретическое понимание подходов к исследованию культуры, цивилизации, ценностей культуры методов изучения к анализу ее феноменов; владеть: навыками применения различных теоретических подходов, общенаучных и специальных методов к исследованию явлений культуры, реализуемыми в том числе при выполнении магистерской диссертации- 3. Краткое содержание дисциплины: 1. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарных наук и специфика исследований культуры. 2. Методология гуманитарного знания во второй половине ХХ века (на примере структуралистской и постструктуралистской программы). 4. Связь с другими дисциплинами учебного плана:
Объем учебной дисциплины Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 академических часов.
6. Образовательные технологии: 1.Семинар-дискуссия – Преподаватель взаимодействует с группой студентов как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения, дискуссия. На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. 2.Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода есть возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
3.Проблемная лекция -на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. 4.Лекция-консультация, при которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов; в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы. 5. Лабораторный практикум является составной частью методического обеспечения дисциплины «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям» и предназначен для студентов, обучающихся по направлению: 033000.68 - Культурология. Каждая лабораторный практикум посвящен определенной теме и построен по единому сценарию. Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 50 %. Составитель: Большаков В. П.
Заведующий кафедрой: Иконникова С. Н. 4.3.4. Дисциплины профессионального цикла (вариативная часть) Аннотация дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|