Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное недовольство и экономический хаос




Ислам

и

Мир

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

САЙИД КУТБ

 

Самая важная потребность наших дней — это помочь мусульманину обрести веру в себя и в свое прошлое, чтобы он был в состоянии смотреть в будущее с надеждой, смелостью и решимостью. Его вера в религию, которую он исповедует, но дух которой он не всегда понимает, должна быть возрождена и оживлена. Его связи с Исламом, главным образом, наследственные. Он мусульманин, потому что родился в Исламе. Он редко предпринимает сколько-нибудь серьезные попытки достичь подлинного понимания своей религии.

Из всех прочитанных мною книг, касающихся понимания Ислама, как древних, так и современных, особенного внимания заслуживает недавно вышедшая книга Ислам и мир Маулана Абуль-Хасана Аль Надви.

Учение Ислама — это, главным образом, учение о руководстве и благосостоянии мира. Одной из его характерных особенностей является то, что он учит своего последователя, как обрести уверенность в себе, не запятнав себя чванством и самомнением, и, избавив его от зависимости других людей, вселяет в него полное доверие к Аллаху и веру, которая никогда не меняется и не слабеет. Эта вера требует от мусульманина принимать на себя ответственность за все человечество и предписывает ему заботиться о нем. Этот долг, возложенный на мусульман, — указывать правильный путь сбившимся с него и вести людей от тьмы к свету с помощью повелений и наставлений, посланных Аллахом.

«Вы — самая лучшая из общин, явившаяся для (блага) человечества. Вы повелеваете доброе и запрещаете злое и веруете в Аллаха»

Св. Кур'ан 3:110

«Таким образом, Мы сделали вас народом посредствующим, для того чтобы вы были свидетелями перед людьми, а Посланник был свидетелем перед вами...

Св. Кур'ан 2:143

Рассматриваемая книга воспитывает в своих читателях сознание этой ответственности и раскрывает им глаза на ее ценность. Однако, она по стилю и трактовке вопроса не потакает эмоциям и не возбуждает страсти догматизма. Ее заявления, апеллирующие к уму, и к сердцу, опираются на глубокие познания и объективные исследования. Просвещенность и непредубежденность автора руководствуется педантичной тщательностью и большим стремлением к истине, подтверждением чего служит описание исторических событий и их последствий, анализ их результатов и воздействия на окружение. Решения предоставляются проницательности просвещенных умов и совести, чувствительной к истине. Вопросы обсуждаются, ставятся и решаются таким образом, что читателю никоим образом не навязываются какие-либо выводы.

Какова была ситуация в мире и положение дел на Востоке и Западе, на Севере и Юге перед появлением Ислама? Каков был интеллектуальный уровень человека от Китая до Индии, от Персии до Рима? Что представляла собой структура общества того времени? В каком состоянии находились религии, основанные на небесном авторитете, такие как Иудаизм и Христианство, и те, которые проповедуют поклонение идолам и огню, такие как Индуизм и религия магов? Эти вопросы, с которых начинается книга, рассмотрены кратко, но всесторонне. Представленная картина этой эпохи очерчена и вырисована ясно, с точностью и проницательностью. При этом, автор избегает самоуверенности или нетерпимости. Он рассматривает немусульманских критиков, в особенности тех, которые известны своей враждебностью к Исламу и упорными стараниями пытаются приуменьшить Ислам, а также достижения эпохи процветания мусульманской веры.

Эпоха, предшествующая Исламу, отличалась невежеством, отчего ум и дух человечества были окутаны мраком, а высшие критерии и ценности жизни не имели своего проявления. Это была эпоха тирании и рабства, когда самую основу человечества подрывали преступная роскошь и праздность — с одной стороны, и безысходность, смятение, отчаяние — с другой. Вдобавок к этому, над головами сгущались тучи скептицизма[1], агностицизма[2] и неверия, и религии мира были не в состоянии рассеять их. Религии, которые называли себя божественными, уже пали жертвой изменений и разрушений. Они, как, в частности, и Христианство того времени, потеряли престиж, превратились в тело, лишенное духа. В них не осталось ни жизни, ни энергии. Короче говоря, они стали хранилищем определенных ритуалов и символов, смысл и условия, применения которых утратили всякое значение.

После описания основных черт этой эпохи невежества, автор характеризует роль, которую сыграл Ислам в возрождении человечества, освободив душу человека от суеверий и банальности, избавив его от бедствий рабства и вырождения, подняв его из трясины разврата и болезней. Автор объясняет, как Ислам спас человеческое общество от деградации[3], а цивилизацию — от распада и разрушения, и освободил человека от царской тирании и от господства духовенства. Ислам построил жизнь на новой основе, очистил веру и мораль и дал им новую суть. Он наделил жизнь высокими стремлениями, дал ей благородные ценности и стимулировал любовь к свободе и творчеству. Он благословил жизнь, дав ей веру и знание, братство, справедливость и уверенность в себе. Он подготовил и научил людей, путем постоянных усилий и неустанного труда, находить скрытые возможности жизни, чтобы она могла развиваться и расцвести, как справедливая, здоровая и уравновешенная система. Правильно оценивая людей и их способности, Ислам поставил соответствующих людей на соответствующие места, чтобы преобразовать жизнь и взять от каждого соответственно его ценностям.

Все это происходило, когда Ислам руководил ситуацией в мире и имел возможность устраивать жизнь согласно своим законам.

Поскольку Ислам — это, прежде всего вера, которая воодушевляет на то, чтобы руководить, его истинный характер испытывается и проверяется только тогда, когда он принимает на себя всю ответственность. Он может вести караван жизни. Он не может всего лишь следовать за ним.

Затем наступил период, когда Ислам утратил свое ведущее положение, главным образом, из-за того, что мусульмане не сумели должным образом выполнить великую обязанность опекать человечество, которая была возложена на них Исламом и которая не снимается с них на любых жизненных путях.

Автор кратко описывает причины материального и духовного упадка мусульман и указывает, какой вред был причинен мусульманам тем, что они отклонились от принципов своей веры и отвернулись от ответственности. Показав, что случилось с миром, когда он был лишен этого благородного руководства и вернулся к своему прежнему состоянию невежества, автор говорит самым определенным образом о той устрашающей испорченности, к которой движется этот мир в наши дни. К сожалению, эта испорченность проявляется в период, когда знание открыло новые пути и перспективы, и человек достиг значительного материального прогресса. Описывая эту испорченность, автор не прибегает к пламенной риторике[4] или к сенсационной демонстративности, но критически и объективно рассматривает происходившие события и вещи. Он представляет факты в манере, свободной от всяких преувеличений и от попыток писать “красиво”.

Проведенный автором исторический анализ убеждает читателя, что настало время, когда нынешнее руководство должно быть изменено, и человечество должно вернуться к истинному источнику наставления, стремящегося вести человека от тьмы к свету и от невежества к знанию и мудрости. Читатель осознает, какое огромное значение имеет такое руководство для современного мира и какую необратимую потерю понесло человечество, утратив его. Эту потерю разделяют не только мусульмане, ее разделяет весь мир. Она отражается на прошлом, настоящем и будущем, как ближайшем, так и отдаленном. Читая эту книгу, мусульманин ощущает стыд и раскаяние за свою преступную нерадивость и небрежность. Вместе с тем, он также полностью осознает огромные возможности, открытые ему, и начинает испытывать непреодолимое желание вновь обрести руководство миром, которое он утратил из-за собственной нерадивости и недооценки его качества.

Похвальной особенностью является тот факт, что автор этой книги, говоря об общем упадке человечества (упадке, который вызван тем, что мусульмане утратили руководство человечеством), называет его Невежеством. Эта оценка ясно показывает, в чем, согласно мнению автора, заключается разница между духом Ислама и духом материализма, который преобладал до появления Ислама и преобладает в мире с тех пор, как Ислам утратил свое ведущее положение. В самом деле, невежество, отсутствие мудрости остается одним и тем же в любую историческую эпоху. Оно не ограничено каким-либо определенным промежутком времени. Это определенный уровень ума, преобладающий тогда, когда критерии и нормы поведения, санкционированные Богом, уступают тем, которые основываются только на изощренных и развращенных желаниях. Сегодня мир страдает от невежества, как это было в ранние периоды истории. В последней главе своей книги автор говорит:

“Исламский мир призывает верить в Аллаха, в Пророка и в Божественное руководство. Следствие этой веры будет переход от тьмы к свету, от поклонения людям к поклонению Аллаху, от ограниченных условий этого мира к простору вселенной, от тирании и несправедливости — к справедливости, равенству и братству Ислама. Величайшее значение такого послания очевидно, и его легче оценить в нынешнюю эпоху, когда невежество явно видно и его скрытые пороки обнажены. Весь мир устал от него. И потому именно сейчас мир может отвернуться от нынешних лидеров к тому руководству, которое предполагает Ислам, если Исламский мир пробудится и примет с убеждением и искренностью, решительностью и смелостью послание Ислама и твердо поверит, что только Ислам может спасти человечество от упадка и гибели”.

Другая положительная особенность этой книги — то, что автор проявляет глубокое и правильное понимание духа Ислама, его принципов и основ в наиболее широких аспектах и проявлениях.

По этой причине данная книга является уникальным примером не только в вопросе религиозного и социального исследования, но и в возможности написания и интерпретирования истории с более широкой, Исламской точки зрения. Ученые Запада написали всемирную историю со своей собственной, западной точки зрения. Они, естественно, не могли избежать влияния своего воспитания, своей философии и своих национальных и религиозных предубеждений. Поскольку они упустили или недооценили, сознательно или бессознательно, некоторые жизненные важные факты, история, написанная ими, содержит много неточностей и искажений. Используя же неправильно понятые и оцененные факты, невозможно написать полную историю человека, истолковать события и сделать правильные выводы.

Более того, вследствие своих национальных и религиозных предубеждений европейские ученые склонны считать Европу центром мироздания и уделять крайне мало внимания важным историческим движениям и их последствиям только потому, что те не исходили из Европы. Если они упоминают о них, то стараются их приуменьшить, сводя к минимуму их значение и важность.

Очень часто мы, живущие на Востоке, к сожалению, по привычке заимствуем на Западе не только товары, но и методы изучения истории, применяемые западными учеными, со всеми их несовершенствами и ошибками. И это несмотря на то, что, как теперь доказано, их метод подхода и трактовки обычно является неадекватным и не согласуется с исторической достоверностью. Тот факт, что они оценивают жизнь со своей специфической и узкой точки зрения, часто ведет их к неправильным выводам. Когда предпосылки ложны, выводы непременно будут ложными. Данная книга учитывает эти соображения и уделяет особое внимание событиям и ценностям, которые формировали человека и его жизнь на протяжении веков и влияли на них, не пропуская ничего, что в какой-то мере воздействовало на жизнь.

Например, читатель вряд ли ожидает от автора, который верует в Аллаха и безоговорочно верит в духовную силу и мощь Ислама и в чьем сердце живет неугасимая надежда, что Ислам вновь возродится и займет ведущее положение в мире, что он (автор) будет описывать предпосылки возникновения этого ведущего положения, останавливаясь при этом на его промышленных и военных возможностях, в подробностях рассматривать современную систему образования и экономического и промышленного самообеспечения. Но автор делает это с удивительной проницательностью, и мне доставляет большое удовольствие сказать, что эти аспекты не оставлены незавершенными.

Книга представляет систематический и стройный анализ всех факторов, которые определяют жизнь и оказывают на нее влияние. Она рассматривает историю под этим углом зрения и предлагает Исламскому миру мысли, уравновешенные и свободные от преувеличений и полемики. Это яркий пример того, как следует писать историю. Она показывает, что мусульманин может взять в руки перо и описать исторические события, не заимствуя у западных историков и не копируя их стиль, которому часто не хватает уравновешенности, исторической достоверности и соответствующих познаний.

Я считаю своей большой удачей, что имел честь записать свои впечатления об этой книге и что мне посчастливилось ее прочесть на арабском, в подлиннике. А теперь выходит ее второе издание в Египте.

«... В этом напоминание тому, у кого есть (понимающее) [5] сердце и кто (тщательно) обращает внимание на то, что видит»

Св. Кур'ан 50:37

Хульван

Египет,                                                       Сайид КУТБ


ЗАМЕТКИ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Эта ценная книга была написана на арабском языке и опубликована в 1950 г. в Каире Академией исследований, переводов и публикаций. Она сразу же возымела большой успех во всех странах, где говорят по-арабски; в результате, в течение года было выпущено второе издание, и к настоящему времени вышли шесть изданий. Книга была также переведена на персидский и турецкий языки. Версия на языке урду, с которой сделан данный перевод, была издана в Индии в 1954 г. с целью удовлетворения настойчивых требований.

Ее автор, Маувлана Абуль Хасан Аль Надви, Ректор Надват-уль-Улама в Лакхнау, не нуждается в моем представлении, потому что он хорошо известен в Индии, Пакистане и странах Ближнего и Среднего Востока как выдающийся ученый, сделавший важный вклад в изучение исламской истории, отличающийся беззаветной преданностью делу Ислама и пылким миссионерским энтузиазмом, которые он проявлял на протяжении всех лет своего сотрудничества с движением за религиозное возрождение мусульман, основанным Маувлана Мухаммадом Ильясом из Дели. Здесь, пожалуй, будет уместно сказать, что всего несколько лет тому назад он был приглашен Сирийским университетом прочесть цикл лекций “мусульманские реформаторы”. Насколько мне известно, это был первый случай, когда индийского мусульманского ученого пригласили в университет или какое-либо другое высокое учебное заведение арабской страны, чтобы прочесть лекцию по исламскому вопросу. В 1957 г. ему была оказана большая честь — он был избран членом Сирийской Академии гуманитарных наук и литературы (L / Academie Arabe de Damns).

Эта книга не претендует на то, чтобы быть историей подъема и упадка мусульман. Она рассматривает только последствия этого. Однако главная цель автора — взволновать мусульман осознанием величественной роли Ислама в истории прогресса человечества и тем самым вызвать желание посмотреть на себя и выяснить, насколько они верны своей миссии и долгу по отношению ко всему миру. Автор надеется, что его труды будут полностью вознаграждены, если он хоть в какой-то степени сумеет заставить мусульман понять, какой великий вред они причинили не только себе, но и всему человечеству, закрыв свои умы для созидательного импульса, который лежит в основе учения Ислама.

Ибо поистине прекрасно и правильно сказал Мухаммад Асад: “ Не мусульмане сделали Ислам великим: это Ислам сделал мусульман великими”. Необходимо как можно яснее подчеркнуть, что Ислам — это не религия в обычном смысле слова. Это в такой же степени религия, как и образ жизни, который самым решительным образом охватывает все многосторонние аспекты человеческого существования — духовный и материальный, моральный и физический, эмоциональный и интеллектуальный, личный и социальный. В нем сливаются этот мир и мир иной, пересекаются тело, ум и дух, и все три объединяются, образуя единую реальность, основа которой — подлинное, живое сознание Бога. Но на этом Ислам не заканчивается. Он также указывает путь — практический путь осуществления этой реальности, этого единства Идеи и Действия в пределах нашего земного существования, в нашей жизни и нашем сознании. Соответственно он тщательно избегает требовать от человека в качестве необходимого условия его спасения, веру в догмы, которые могут быть либо непосильными для интеллектуального восприятия, либо противоречить научным истинам. И действительно, в структуре Исламских верований и обычаев мы не находим и тени догм. Никакой первородный грех, никакие преступления прошлой жизни не стоят между человеком и его судьбой. Не требуются ни умерщвление плоти, ни отказ от мира, чтобы открыть потайную дверь духовного процветания. Такие вещи абсолютно чужды Исламу, который не является ни мистической доктриной, ни философией, а программой личного и общественного поведения, которая не только не предполагает врожденного конфликта между физическим и духовным существованием человека, но и, более того, настаивает на их сосуществовании как естественной основе жизни.

Благодаря своей способности находить гармоническое равновесие между миром веры и миром действия, Ислам никогда не оказывался преградой для прогресса и науки. Истории неизвестна другая религия, которая бы оказывала такую поддержку научному прогрессу, как Ислам. Кто может знать это лучше, чем сами европейцы, которые теперь стремятся исказить историю, потому что разве не Исламу и не мусульманам Европа обязана своим интеллектуальным и культурным возрождением после того, как она погружалась все глубже и глубже в варварство в период от пятого до десятого столетия? Как сказал Робер Бриффо: “Весьма вероятно, что если бы не арабы, современная европейская цивилизация вообще бы не возникла: абсолютно точно, что если бы не они, она бы не приняла того характера, который позволил ей превзойти все предыдущие фазы эволюции”.

Гнетущее зрелище культурного и социального упадка, которое бросается в глаза повсюду в мусульманском мире, создало в умах европейцев устойчивую тенденцию приписывать ошибки и слабости современных мусульман учению и влиянию Ислама и использовать это в качестве аргумента в пользу теории, гласящей, что чем скорее мусульмане избавятся от “оков” своей веры и усвоят западный образ жизни, тем лучше будет для них и для остального мира. В этой книге автор старается показать ложность этой точки зрения. Никакой непредубежденный человек, который захочет познакомиться с учением Ислама, не станет утверждать, что в нем есть нечто, противоречащее разуму или прогрессу, либо нечто, отмеченное сенсуальностью[6] или грубым материализмом. Упадок мусульман объясняется не какими-то недостатками Ислама, а неумением жить согласно его законам. Мусульмане превратили Ислам в тело без души. Они убрали из него его социальное содержание, его стремление к цели и динамизм и сделали его всего лишь оболочкой веры и обычая. Но, к счастью, идея, на которой основаны предписания Кур'ана и их толкование в Сунне[7] осталась нетронутой, и нет никакой причины, чтобы снова не воплотить ее в жизнь.

Убеждение в том, что Ислам есть Закон, установленный Аллахом, дабы ему следовало человечество во все времена и повсюду, — это одно из основных положений веры в Исламе. Это вечный план жизни, принесенный в мир тем, кто был не просто Законодателем среди многих других законодателей, Посланником, но Верховным Посланником Аллаха, который всегда действовал под Божественным вдохновением. Поэтому те мусульмане, которые, подражая западным критикам Ислама, хотят изменить его, чтобы, как они говорят, привести его в гармонию с духом времени, тем самым выдают свою собственную внутреннюю несостоятельность. Закон, который является результатом Божественного откровения, не может быть связан правилами органической жизни. Он не может, устареть. То, что кажется упадком Ислама, на самом деле не более чем упадок и опустошение сердец мусульман, которые стали слишком пассивными и слишком ленивыми, чтобы ответить на Божественный призыв.

Мусульмане, которые говорят о реформировании Ислама, не испытывают ни искренней заботы о своей религии, ни подлинных чувств к своей общине. Их истинная цель — переделать учение Кур'ана таким образом, чтобы найти в нем оправдание упадочническому образу жизни и мыслей, который они заимствовали у материалистической цивилизации Запада. Слепое восхищение Западом, который стал критерием прогресса в большинстве мусульманских стран, вызвало у так называемой модернизированной части мусульман опасное стремление к изменению практического учения Ислама в соответствии с социальными и экономическими концепциями и позициями Западного мира. То, что в таком процессе будут разрушены основы Ислама как морального, практического, личного и социального кодекса, их, по-видимому, нисколько не беспокоит, ибо их сердцами и умами правит не Ислам, а Запад. Читатель найдет достаточно фактов для размышлений на нижеследующих страницах, где рассматриваются социальные судьбы западной цивилизации. Он увидит западную цивилизацию без маски и сам сможет судить, какие жестокие и катастрофические последствия имел переход руководящей роли в мире от мусульман к западным нациям, чьи устремления полностью материальны, и потому они создали структуру жизни, глубоко враждебную нуждам человеческого ума и духа. Главы духа, главы V и VI, которые по справедливости можно назвать сердцевиной книги, по сути, являются вызовом к Западу — проанализировать, внес ли он какой-либо вклад в подлинное благосостояние человечества, отделив количественное от качественного и подчинив трансцендентальную этику практической пользе. Несмотря на свои огромные достижения в области науки и техники, Запад привел человека в пустыню страха, алчности, одиночества и духовного опустошения. Автор смело заявляет, что все достижения науки будут бесполезны, пока не достигнуты соответствующие улучшения в человеческом поведении путем возрождения человечества и его окружения на основе Исламской веры и образа жизни. Прислушается ли Запад к этому голосу? От ответа на этот вопрос в значительной степени зависит будущий прогресс человечества.

Чтобы возродить Исламский мир, мусульмане должны реформировать вовсе не Ислам, они должны реформировать самих себя, создав такое внутреннее побуждение, такое сознание и чувство ответственности во всех своих мыслях и действиях, которым отмечена жизнь Сподвижников Пророка Ислама. Я взялся за перевод этой книги на английский язык, искренне надеясь, что она поможет зажечь в сердцах англоязычных групп мусульман в Индии и Пакистане, которые образуют самую сердцевину мусульманской интеллигенции этих двух стран, то пламя веры, которое некогда помогло последователям Ислама вписать столь великолепную главу в книгу социальных и культурных достижении человечества.

Еще одна положительная особенность этой превосходной книги, к которой я бы хотел привлечь внимание читателей, прежде чем закончить эти заметки, — богатство материала, содержащегося в ней и характеризующего религиозное, социальное, моральное и политическое положение доисламского периода особенно накануне Пророчества Мухаммада (меиб)[8]. Наверное, ни на каком языке нет другой книги, которая давала бы такое детальное описание этого ушедшего в прошлое периода человеческой истории. Здесь автор основывает свои утверждения на свидетельствах общепризнанных авторитетов. Он тем самым значительно облегчил работу будущих биографов Пророка.

Хотя я прилагал все усилия, чтобы сделать этот перевод полностью соответствующим оригиналу, я отдаю себе отчет в том, как мало подхожу для этой работы, требующей гораздо более способного человека. Надеюсь однако, что читатели не будут строго судить меня за мои ошибки и отнесутся к ним снисходительно.

Я старался сохранить в переводе стиль подлинника. Насколько это удалось, судить не мне. Думаю, стоит добавить, что всю ответственность за факты, приведенные в этой книги, и высказанные в ней суждения полностью несет автор.

Человек, который взялся за такую значительную работу, будучи практически прикованным к постели, неизбежно будет многим обязан другим людям больше, чём это можно рассказать в подробностях. Я должен упомянуть некоторых из тех многих, кому я обязан. Первым идет имя Мухаммада Мийана из Йоханнесбурга (Южная Африка), без чьего великодушного покровительства эта работа не была бы предпринята. Хаким Абдул Кави Дарьябади и Мухаммад Тахир оказывали постоянную многообразную помощь. Мухаммад Акрам Хусайн и Мухаммад Ариф Кидваи оказали значительное содействие при сверке ссылок.

М. АСИФ КИДВАИ

Лакхнау,

4 января 1961 г.

 

 

Глава первая

 

 ПЕРЕД ПОЯВЛЕНИЕМ

 ПРОРОКА МУХАММАДА (меиб)

 

Шестое столетие А.С [9].

(после Рождества Христова)

 

Шестое столетие Христианской эры, по всеобщему мнению, представляет собой самую мрачную фазу в истории. Человечество достигло края пропасти, к которой оно трагически стремилось в течение столетий, и не было, казалось, во всем мире такого средства или силы, которые могли бы прийти ему на выручку и спасти его от падения в бездну гибели.

В своем меланхолическом продвижении от забвения Аллаха к забвению самого себя человек утратил ориентиры. Он стал безразличным к своей судьбе. Учения Пророков были забыты; светильники, зажженные ими, либо были задуты бурями моральной анархии, либо исходивший от них свет стал таким слабым, что он мог осветить сердца лишь немногих людей, из которых большинство искало прибежища в пассивности и смирении. Будучи побежденными в битве между спиритуализмом и материализмом, они спрятались в монастырях или ушли в пустыню. Те из них, которые оставались в водовороте жизни, были связаны с правящими классами своих стран. Они помогали им в удовлетворении их плотских желаний и сохранении несправедливых политических и экономических систем и сотрудничали с ними в получении незаконных благ за счет народа.

Римляне и персы, которые безраздельно властвовали соответственно на Западе и на Востоке, погрузились в состояние полного падения нравов. Они погрязли в неисправимых грехах своих продажных и разлагающихся цивилизаций. Их империи стали скопищем беспорядка и пороков. Правящие классы, опьяненные властью, предавались безрассудному разврату и сладострастию. Средние классы, как это у них водится, тешили свое тщеславие, подражая модам и манерам богачей. Что касается простых людей, они жили в гнетущей бедности, наполняя свои животы, как низшие существа. Они трудились и потели, как скот, чтобы другие могли жить в сладострастной роскоши. Когда проклятие их жизни позволяло им на мгновение перевести дух, они нередко искали утешения в наркотиках и дешевых развлечениях или безрассудно устремлялись к плотским удовольствиям.

 

Духовное оцепенение

 

Великие религии стали игрушками в руках низких священнослужителей, которые искажали их и извращали до неузнаваемости, так что если бы их основатели могли вернуться к физической жизни, они бы их не узнали.

Вследствие морального разложения великих центров цивилизации и общего беспорядка и смятения, повсюду люди погружались в свои внутренние проблемы. Им нечего было сказать миру. Мир стал опустошенным изнутри; источники его жизненной силы высохли. В мире не было ни света религии для руководства поведением отдельных людей, ни каких-либо неизменных и рациональных принципов управления государством.

 

Христианство

 

Христианство никогда не имело всесторонних или тщательно разработанных законов, которые могли бы стать каркасом цивилизации или основой политики. Оно содержало главным образом самые беглые наброски учения Христа и смутно отражало простую монотеистическую веру. Но даже и это отличие сохранялось лишь до тех пор, пока оно не подпало под губительное влияние Св. Павла. После этого мерцающее пламя Божественной истины полностью угасло. Св. Павел принес с собой все старые языческие обряды и обычаи и ввел их в христианство. Позже, в царствование Константина, были разрушены самые основы Христианской веры.

Таким образом, к четвертому столетию Христианство стало странной смесью греческой мифологии, римского идолопоклонства, египетского неоплатонизма и монашества, в которой простое и чистое учение Христа затерялось, как капля, пресной воды в океане. Оно превратилось в безнадежную мешанину бессмысленных доктрин и пустых ритуалов, которые не могли ни возвысить дух, ни просветить разум, ни затронуть эмоции. Вместо того чтобы открыть новые пути для проявления культурной активности, эта великая религия стала камнем преткновения на пути человеческого прогресса. Столетия болезненного распада толкнули веру Иисуса в объятия язычества. Сейл, который перевел священный Кур'ан на английский язык, так характеризует Христианство шестого столетия: “Поклонение святым и, в частности, изображениям достигло тогда таких скандальных размеров, которые превосходят даже все то, что делают в наше время католики”[10].

 

Религиозная борьба в Римской империи

 

Доктрииальные различия превратили Христианство в кипящий котел враждующих сект. Дома, школы и церкви стали полем битвы. Страна была вовлечена в гражданскую войну. Основным предметом спора было сочетание божественной и человеческой природы в Иисусе. Мельхиты, сирийские Христиане, считали, что она была и божественной, и человеческой, а египетские монофизиты утверждали, что она была полностью божественной, и человеческая часть его натуры потерялась в божественной, подобно тому, как капля уксуса теряет свою идентичность в океане. Первая точка зрения была в известном смысле официальной, и византийские правители делали все, что было в их власти, чтобы установить ее в качестве единой веры для Восточной империи. При этом они жестоко расправлялись со своими оппонентами, однако различия не были устранены. Обе стороны открыто называли друг друга отступниками и ренегатами, как если бы они принадлежали к двум противоборствующим религиям[11]. Самые дикие жестокости и преследования происходили в течение десяти лет наместничества Кира в Египте (631 - 41 гг. А.С.)[12].

 

Социальное недовольство и экономический хаос

 

Социальные конфликты достигли своего предела в Восточной Римской империи. Налоги и другие поборы многократно увеличивались, хотя люди и так уже стонали от бесчисленных трудностей. Конфискации и монополии намного превосходили своей тяжестью налоги. В результате этого широко распространялись восстания и мятежи. Например, во время волнений 532 г. А.С. в самой столице были убиты 30000 человек[13].

Люди настолько погрязли в расточительности и мотовстве, что уже не могли сдерживаться и ограничивать себя, как бы того ни требовали обстоятельства. Существовала только одна всесильная страсть: любым путем накопить богатство, а затем растратить его на роскошь и распутство.

Социальный горизонт был исключительно мрачным. Основания цивилизации подвергались разрушению и разложению. Супружеской жизни предпочитали безбрачие, чтобы свободно предаваться разврату в свое удовольствие. Правосудие, как говорит Сейл, открыто продавалось, коррупция и обман пользовались одобрением нации[14]. Гиббон говорит, что Рим примерно в конце шестого столетия “достиг наибольшей глубины своего падения” и что “могучее дерево, под сенью которого отдыхали народы мира, лишилось своих листьев и ветвей, и истощенный ствол должен был зачахнуть”[15].

То же говорится и в его Всемирной истории: “То, что она (Византийская империя), тем не менее, очень серьезно пострадала от всеобщего упадка, вызванного чрезмерными налогами, спадом торговли, запущенностью сельского хозяйства и уменьшением населения, доказывают величественные руины городов, которые уже стали разрушаться и никогда более не достигали своего былого процветания”[16].

 

Северо-Западная Европа

 

Для народов Северо-западной Европы еще не взошла заря цивилизации. Они были погружены во тьму своего жалкого существования, сломленные бесконечными кровавыми стычками. Мусульмане и Арабская Испания еще не появились на арене истории, чтобы указать им свет, и с ними не произошла никакая историческая катастрофа, которая могла бы их пробудить. Они были оторваны от основного течения жизни человечества и знали очень мало об окружавшем их мире. В религиозном отношении они находились между новорожденным христианством и древним идолопоклонством. По словам Г.Дж.Уэллса, в Западной Европе “не было признаков порядка или союза”[17].

Итак, “между пятым и десятым столетиями Европа была погружена во тьму варварства, которая становилась все темнее и темнее. Это было более ужасное и отвратительное варварство, чем примитивная дикость, потому что это было разлагающееся тело некогда великой цивилизации. Свойства и черты этой цивилизации были почти полностью искажены. Там, где ее развитие достигло наивысшего уровня, например в Италии и Галлии, везде были разрушение, убожество, разложение”[18].

 

Евреи

 

Из всех религиозных общин только евреи могут гордиться тем, что они сохранили значительную часть своего духовного наследия. Они также достигли наибольших успехов в искусстве толкования теологических и священных терминов и символов. Но они не занимали такого положения в сферах религии, культуры или политики, где могли бы влиять на других. Напротив, они всегда были обречены жить в подчинении другим народам и все время подвергаться несправедливости, угнетению, преследованиям, изгнанию, бедствиям и трудностям. Постоянно испытываемое политическое рабство, угнетение и страдания сформировали их типичный национальный характер. Всему миру были известны их чрезмерная гордость своим происхождением и жадность. Смирные и покорные в беде, они были деспотичными и мелочными в тех случаях, когда им удавалось взять верх. Лицемерие, обман, предательство, эгоизм, жестокость и ростовщичество стали обычными свойствами их натуры. В Кур'ане мы находим не раз повторяющиеся упоминания о том, как низко они пали в шестом и седьмом столетиях.

Взаимная подозрительность и ненависть между Христианами и евреями, не позволявшие им упустить любую возможность свести старые счеты, достигли своей высшей точки к концу шестого столетия. В 610 г. А.С. евреи Антиохии восстали против Христиан, и император Фока послал подавить это восстание своего знаменитого генерала Боноса, который выполнил данное ему поручение с такой ретивостью, что все еврейское население было истреблено. Тысячи евреев погибли от меча, сотни их были утоплены, сожжены заживо или брошены диким зверям. Евреи отомстили в 615 г. А.С., побудив Хосрова Парвеза, захватившего Сирию, устроить всеобщую резню сирийских Христиан. Затем в 630 г. Гераклий так жестоко отомстил евреям, что в Римской империи спаслись только те, которым удалось бежать или спрятаться[19].

 

Иран

 

Иран наравне с Римом владел и правил цивилизованным миром. Его моральные устои никогда не были прочными. Он издавна был рассадником грехов и преступлений. Такие супружеские отношения, которые в других странах рассматривались как преступные, в Иране не считались незаконными или нежелательными. Известно, что Йаздегерд II, который правил в середине пятого столетия А.С., женился на собственной дочери и впоследствии убил ее[20], и что в шестом столетии Бахрам Чобин состоял в супружески отношениях со своей сестрой[21]. Как отмечал проф. Артур <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...