Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П. Массен и др. Кризис середины жизни




Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следу­ющего десятилетия. Эту стадию называют «де­сятилетием роковой черты» и «кризисом середи­ны жизни». Ее главной характеристикой являет­ся расхождение между жизненными планами человека и их осуществлением. Поскольку они почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка рас­хождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в негативные тона. За­полняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей ка­рьере». Элеонора Рузвельт через шесть дней после 35-летия выразила свое ощущение доста­точно сильно: «Не думаю, что я еще когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...». Убывание физических сил и привлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивает­ся человек в годы кризиса среднего возраста. Для тех, кто полагается на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие жалуются на то, что они начи­нают слишком часто уставать. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Наблюдается все бо-


лее усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед со­бой задачи. В период ранней взрослости люди ут­верждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают

смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разо­чаровался в своей работе, потерял ее или не дос­тиг того профессионального положения, на кото­рое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие люди в середине жизни решают уде­лять больше внимания межличностным отношени­ям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию. Сокращено по источнику: Массен П. и др. Разви­тие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 182-186.

товы участвовать в массовых акциях протеста, если они состоятся в их го­роде или районе43. В целом они склонны были оценивать свою трудовую жизнь как неудачную и не ожидали особых улучшений в будущем.

Статистика свидетельствует, что в возрасте от 35 до 40 лет неожиданно возрастает уровень смертности у представителей творческих профессий: поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов. Они острее других переживают ситуацию несбывшихся надежд, творческую невостребован­ность на сцене, невозможность самореализоваться в искусстве. К. середине жизни решающие выборы обычно уже сделаны: выбор профессии и свя­занного с ней образа жизни, социально­го статуса, брачного партнера, типа веро­исповедания, места жительства. Даль­нейшая жизнь и поведение во многом зависят от совершенных ранее выборов. Результатом кризиса средних лет является выработка нового «Я»-образа, переосмысление жизненных целей, коррекция привычного мировоззре­ния. Достижением человека, преодо­левшего кризис середины жизни, является зрелость. Середина жизни часто становится итоговой чертой, подведенной под всей прошлой жизнью. Дет­ство и молодость оцениваются как золотой век, а будущее видится в мрач­ном свете. Об этом прекрасно сказал в начале XIX в. великий английский поэт Джорж Байрон: «И средние века не так страшны, Как страшен сред­ний возраст нашей жизни. В такое время надо умирать» («Дон Жуан»).

ПРОДВИЖЕНИЕ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Человек продвигается не только по социальной (повышение статуса, уве­личение дохода), служебной (продвижение в должности), но и возрастной лестнице (старение). Если первые два типа восхождения сопровождаются скорее чувством радости, то второе больше связано с огорчениями, разоча­рованием и потерями.

Перемещение по возрастной лестнице во многом напоминает движение по социальной, только вместо должностей, новых мест работы и жительства здесь учитываются периоды жизни. В первой половине жизни, когда происходит взросление человека, такое движение напоминает восхождение вверх, а во второй — спуск по ступенькам вниз, поскольку старость представляет собой, помимо всего прочего, расставание со все большим числом социальных ста­тусов, которые были приобретены в трудоспособном возрасте.

Перемещение по социальной (повышение статуса, увеличение дохода) и служебной (продвижение в должности) лестнице, в отличие от продвиже­ния по возрастной (старение), сопровождается скорее чувством радости, а не горести и огорчениями в связи с уходящими годами (рис. 17).

43 См.: Огонек. 1997. № 39.

Перемещение по возрастной лестнице сопровождается:

1) биологическими изменениями организма;

2) психологическими кризисами;

3) нравственным взрослением и изменением мировоззрения;

4) обретением новых социальных статусов, предписанных обществом
каждому следующему возрасту.

Рис. 17. Возрастная лестница. Человек продвигается не только по социальной, но и возрастной лестнице

Каждому возрасту присущи свои особенности. Траектория человеческой жизни намечается уже в зародышевой клетке, а в дальнейшем она протека­ет благодаря уникальному взаимодействию трех факторов: генетического наследства, культурной среды, обстоятельств жизни, — комбинация кото­рых у каждого своя определяет неповторимость индивидуальных судеб.

В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирова­ния личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, огра­ничениями своей активности со стороны взрослых, собственной беспомощ­ностью, неумением выразить свои чувства и стремления. По данным запад­ных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство «о'кей», требуется большая внутренняя работа, которая удаст­ся не всем.

И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентично­сти и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных соци­альных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, ко­торые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выб­ранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хо-

рошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответ­ствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкуренци­ей, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшимися надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождает­ся жизненный путь большинства людей.

По мере движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к

старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе.

В старости изменяется характер че­ловека: уменьшается энергичность, по­является осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряют­ся те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контро­лирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старался скрывать. Становится более заметной раздражительность, болтливость, жад­ность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...