П. Массен и др. Кризис середины жизни
Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и «кризисом середины жизни». Ее главной характеристикой является расхождение между жизненными планами человека и их осуществлением. Поскольку они почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в негативные тона. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». Элеонора Рузвельт через шесть дней после 35-летия выразила свое ощущение достаточно сильно: «Не думаю, что я еще когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...». Убывание физических сил и привлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста. Для тех, кто полагается на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Наблюдается все бо- лее усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают
смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял ее или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию. Сокращено по источнику: Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 182-186. товы участвовать в массовых акциях протеста, если они состоятся в их городе или районе43. В целом они склонны были оценивать свою трудовую жизнь как неудачную и не ожидали особых улучшений в будущем. Статистика свидетельствует, что в возрасте от 35 до 40 лет неожиданно возрастает уровень смертности у представителей творческих профессий: поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов. Они острее других переживают ситуацию несбывшихся надежд, творческую невостребованность на сцене, невозможность самореализоваться в искусстве. К. середине жизни решающие выборы обычно уже сделаны: выбор профессии и связанного с ней образа жизни, социального статуса, брачного партнера, типа вероисповедания, места жительства. Дальнейшая жизнь и поведение во многом зависят от совершенных ранее выборов. Результатом кризиса средних лет является выработка нового «Я»-образа, переосмысление жизненных целей, коррекция привычного мировоззрения. Достижением человека, преодолевшего кризис середины жизни, является зрелость. Середина жизни часто становится итоговой чертой, подведенной под всей прошлой жизнью. Детство и молодость оцениваются как золотой век, а будущее видится в мрачном свете. Об этом прекрасно сказал в начале XIX в. великий английский поэт Джорж Байрон: «И средние века не так страшны, Как страшен средний возраст нашей жизни. В такое время надо умирать» («Дон Жуан»).
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ ЛЕСТНИЦЕ Человек продвигается не только по социальной (повышение статуса, увеличение дохода), служебной (продвижение в должности), но и возрастной лестнице (старение). Если первые два типа восхождения сопровождаются скорее чувством радости, то второе больше связано с огорчениями, разочарованием и потерями. Перемещение по возрастной лестнице во многом напоминает движение по социальной, только вместо должностей, новых мест работы и жительства здесь учитываются периоды жизни. В первой половине жизни, когда происходит взросление человека, такое движение напоминает восхождение вверх, а во второй — спуск по ступенькам вниз, поскольку старость представляет собой, помимо всего прочего, расставание со все большим числом социальных статусов, которые были приобретены в трудоспособном возрасте. Перемещение по социальной (повышение статуса, увеличение дохода) и служебной (продвижение в должности) лестнице, в отличие от продвижения по возрастной (старение), сопровождается скорее чувством радости, а не горести и огорчениями в связи с уходящими годами (рис. 17). 43 См.: Огонек. 1997. № 39. Перемещение по возрастной лестнице сопровождается: 1) биологическими изменениями организма; 2) психологическими кризисами; 3) нравственным взрослением и изменением мировоззрения; 4) обретением новых социальных статусов, предписанных обществом Рис. 17. Возрастная лестница. Человек продвигается не только по социальной, но и возрастной лестнице Каждому возрасту присущи свои особенности. Траектория человеческой жизни намечается уже в зародышевой клетке, а в дальнейшем она протекает благодаря уникальному взаимодействию трех факторов: генетического наследства, культурной среды, обстоятельств жизни, — комбинация которых у каждого своя определяет неповторимость индивидуальных судеб. В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, ограничениями своей активности со стороны взрослых, собственной беспомощностью, неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство «о'кей», требуется большая внутренняя работа, которая удастся не всем.
И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичности и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных социальных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хо- рошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают. Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкуренцией, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшимися надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождается жизненный путь большинства людей. По мере движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе. В старости изменяется характер человека: уменьшается энергичность, появляется осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряются те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контролирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старался скрывать. Становится более заметной раздражительность, болтливость, жадность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|