Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несогласие со своим возрастом




Некоторым людям не нравится свой возраст. Наиболее ценимым перио­дом считается первая половина жизни (детство, отрочество, юность или молодость). Хотели бы оставаться молодыми обычно женщины и старики. Напротив, дети часто стараются быстрее стать взрослыми и не дождутся того момента, когда с ними будут говорить на равных. Но проходит время и взгля­ды резко меняются.

По данным социологических опросов, значительная часть пожилых лю­дей внутренне бунтуют против своего возраста, не принимают себя в этом возрасте. Если для мужчин, добившихся успеха, важнейшей становится по­теря социального статуса, то женщины чаще всего страдают из-за утраты внешней красоты. А это значит, что женщины оценивают себя в пожилом возрасте с позиций молодого, когда они были привлекательны и неотрази­мы. Но может ли пожилой мужчина оценивать себя с позиции молодого воз­раста, когда у него еще не было служебных успехов?

Вспомним известные слова А.С. Пушкина: «Блажен, кто смолоду был мо­лод, / Блажен, кто вовремя созрел... / Кто в двадцать лет был франт иль хват, / А в тридцать — выгодно женат, / Кто в пятьдесят освободился / От частных и других долгов, / Кто славы, денег и чинов / Спокойно в очередь добился...» Слово «блажен» у А. Пушкина обозначает скорее всего состояние внутренней гармонии, умение комфортно чувствовать себя в своем возрасте.

Давно установлено, что люди достигают пика своей привлекательнос­ти в разном возрасте. Иногда девушка, неуклюжая в юности, расцветает в зрелости. Седина украшает не только мужчину, но и женщину. С возрас­том внешняя красота отступает на второй план, а на первый выходит внут-

Б

ренняя. Пожилая женщина, умело следящая за собой, остается всегда при­влекательной.

Для людей внешне обаятельных, но внутренне неглубоких, пик привле­кательности действительно приходится на юность. В старости внешняя кра­сота уходит, но внутренняя, к сожалению, так и не приходит. У людей духов­но богатых пик привлекательности падает на более зрелый период. Дело в том, что для раскрытия внешних достоинств требуется меньше времени, а для раскрытия внутренних больше. Людям думающим, глубоким, но медли­тельным, требуется больше времени, чтобы проявить себя. Их расцвет при­ходится на вторую половину жизни.

Желание «выпрыгнуть из своего воз­раста» чаще всего выглядит нелепо: моло­дящийся мужчина, в 60 лет одевающий­ся какв 15, способен вызвать иронию или сочувствие окружающих. Подобно им немало молодящихся женщин, заигрыва­ющих с юношами. Поведение не по сво­ему возрасту свидетельствует о внутрен­нем протесте, несогласии с ним. Как пра­вило, это симптом того, что человеку неуютно в своем возрасте.

Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком сво­его возраста и связанного с ним возра­стного статуса во многом опирается на социальные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохе, от культуры к культуре.

Предписания о возрастном поведении присущи многим народам и культу­рам. В Древней Индии жизнь представителей высших каст делилась на четыре периода. Их поведение и образ жизни должны были резко меняться при пере­ходе от одного периода к другому. Первая стадия — ученичество: приобретение знаний, постижение буквы и духа религии под руководством учителя, совмест­ная жизнь и обслуживание учителя. Вторая стадия носила название «стадия домохозяина». Человек приобщался к общественной жизни, женился, воспи­тывал детей, постигал премудрости практической жизни. После исполнения гражданского долга индивид вступал в третью фазу — стадию лесного отшель­ника, когда главные силы должны были быть направлены на молитвы, размыш­ления, медитации и усмирение бренной плоти. Наконец, четвертая стадия яв­лялась подготовкой к иному миру. Она была связана с интенсивной работой сознания и духа, постепенным прощанием со своим телом и земной жизнью. Нормативные предписания в Древнем Китае выглядели несколько иначе: всту­пить в брак там надлежало до 30 лет, а исполнять общественные обязанности — до 40 лет. В дальнейшем наступал период «познания собственных заблуждений», пройдя который человек достигал полноты и осмысленности жизни.

С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о необходимых знаниях, на­выках, умениях, желательном или дозволенном поведении. В различные пе-

риоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведения. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представ­лениями. Зная это, он старается вести себя соответствующим образом.

ВОЗРАСТ И СВОБОДА ПЕРЕМЕН

В раннем детстве у ребенка очень мало свободы (если она вообще есть) в выборе того сообщества или группы, к которым он может принадлежать. В самом деле, каждый человек рождается в определенной семье, в определен­ном месте, в конкретном соседском окружении. Он — представитель того или иного класса, гражданин той или другой страны. Вы — русский или бурят (принадлежите к конкретному народу), мужчина или женщина (при­надлежите к этому, но не к другому полу).

С возрастом выбор расширяется: вы переезжаете в другую страну, перехо­дите в более высокий класс, обзаводитесь новой семьей и работой. Некото­рые люди, путем сложного хирургического вмешательства, умудряются даже изменить расовую принадлежность и свой пол. И все же свобода никогда не бывает полной. Вспомним такой факт: все мы зависим от наших прошлых действий, из-за них мы каждый раз оказываемся в положении, когда некото­рый выбор, несмотря на всю его привлекательность, оказывается для нас не­возможным. А если мы все-таки совершили выбор, изменили привычный

образ жизни, то цена такого изменения бывает очень высокой: от многого при­ходится отказываться.

Чем взрослее мы становимся, тем труднее даются нам перемены — и ме­ста жительства, и друзей, и работы. Спросите своих родителей и вы убедитесь, что лучших друзей они приобре­ли в школе или вузе. А позже, на работе, приобретаются скорее приятели. Самыми инертными и консервативными являются старые и пожилые люди. Они практически не отказываются от своих политических пристрас­тий, взглядов на жизнь, привычек. Они внимательно выслушают ваши воз­ражения, но останутся при своем мнении. С большим трудом они собира­ются в дальние поездки. Цена перемены места и взглядов для них слишком высока. Даже психологически выдержать отказ от старого человеческий организм уже не способен. Ведь за каждым штрихом жизни, за каждой при­вычкой стоят многие годы — целый океан времени.

Самой подвижной или, как говорят ученые, мобильной, считается без со­мнения молодежь. Увезите в раннем возрасте ребенка в другую страну и че­рез короткое время вы не отличите его от тамошних жителей. Но профессор в 40 лет даже со знанием английского языка никогда не сможет стать в Аме­рике американцем или в Англии англичанином. Дело не в знании языка, а в сумме накопленного жизненного опыта и привычках жить по-старому.

Так что с возрастом накопленный жизненный опыт, все больше накап­ливаясь, снижает темпы наших перемен. Чем больше возраст, тем больше инерция движения. Поезд замедляет свой бег по мере приближения к конеч­ной остановке.

Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного технического прогрес­са. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. С начала XX столетия делались все новые и новые поразительные открытия: электричество, радио, телевидение, авто­мобили, самолеты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазер­ная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приво­дило к созданию еще более совершенных поколений техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей.

Отразился он и на социальной сфере. Так, появление автомобиля в кор­не изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность людям жить за много миль от своего рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подростки, которые начали общаться с сотнями сверстников из географически отдаленных мест. Всю территорию нашей страны покрыла сеть шоссейных и железных дорог. Она расширила рамки общения людей из разных стран, городов и деревень. Многомиллионные по­токи пассажиров ежеминутно передвигаются по огромным просторам стра­ны в разных направлениях. Современный образ жизни можно назвать «жиз­нью на колесах».

Рост городского населения привел к появлению мегаполисов — сплош­ных городских кварталов и промышленных объектов, которые практичес­ки сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружающую среду. Совершенно изменилась и стала почти непредсказуемой не только природная среда. Изменился и социальный климат. Чем быстрее растет го­род, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль за соблюдением общественного порядка.

Влияние быстрых перемен

Стремительные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Современные подростки должны отдавать больше времени освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя бо­лее уверенными в будущем.

К стремительным переменам в нашей жизни юное поколение обычно приспосабливается намного быстрее, чем пожилое. Это и понятно. Для того

чтобы впустить в себя новое, надо расчистить место от старого. У молодых этого места много, а у пожилых меньше. Все полочки и шкафчики их созна­ния заполнены прошлым — воспоминаниями, привычками, ценностями, т.е. всем тем, что именуют жизненным опытом.

Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не прохо­дит для подростков безболезненно. Неосознанно у них вырабатывается меха­низм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдос­коп событий. Вскоре они чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем — в смене правитель­ства, вещей, обстановки, друзей, впечат­лений, а иногда и убеждений.

Появляется тревожное чувство. Под­ростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, это просто жить день за днем». Стремительные перемены ослабля­ют значение семьи. Так, все меньшее число сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Обра­зование дети все чаще получают, живя вдалеке от домашних стен. Закончив школу в своем городе, они, в основном по совету тех же родителей, уезжают поступать в вуз, находящийся в столице или более крупном городе.

Но ведь известно, что территориальная разобщенность способствует раз­рыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не перепи­сываются и редко звонят, поскольку это дорого. Еще дороже, особенно сту­денту, приехать домой навестить родителей. Иногда и отец работает вдале­ке от дома. Люди разобщаются, родственные связи ослабевают.

Статистика по всем странам подтверждает общую закономерность: тем, кому довелось родиться в семье из среднего класса, чаще получают высшее образование. Наоборот, те, кому случилось родиться в рабочей семье, рано бросают школу и занимаются работой, которая не требует длительного обу­чения, но позволяет быстро получить самостоятельные деньги, обзавестись семьей и вести спокойную размеренную жизнь.

Иногда свобода выбора превращается в тяжкое бремя. Изо дня в день я должен выбирать между требованиями семьи, друзей, начальства. Каждый чего-то хочет от меня. Я вынужден рисковать: умиротворяя желания род­ственников, я могу утратить расположение друзей. Какие бы политические взгляды я ни высказывал, непременно найдется среди множества окружа­ющих меня людей кто-то, кому они не понравятся. Из-за политических раз­ногласий люди не только ссорятся, но расстаются непримиримыми врага­ми. Хорошо еще выскажут свое несогласие вслух. А если промолчат, но за­таят обиду? И ты не будешь знать, что послужило причиной охлаждения.

Хотя все люди свободны и не могут не быть свободными (т.е. они вынужде­ны брать ответственность за все, что бы они ни делали), тем не менее некото­рые из них свободны больше, чем другие. Их спектр выбора шире. Приняв од­нажды решение относительно своих жизненных целей (например, стать очень знаменитым артистом или прославленным путешественником), они получают максимум ресурсов (денег, связей, образования, утонченных манер и т.п.) для

достижения своей мечты. Про них говорят: они более свободны, чем другие, в своих желаниях и действиях. У других ресурсов меньше — и семья победнее, и город не такой крупный, и с образованием не повезло. Их диапазон свободы крайне узок. Хотя мечты могут быть столь же широкими, как у первых. По ко­личеству притязаний все люди обычно равны, ибо все мы желаем себе только самого лучшего. Но средства достижения желаний у нас разные.

Когда средств мало, а желаний много, то между ними образуется разрыв, который служит причиной жутких переживаний, стресса, а иногда и более тяжелых последствий. Красивая и одаренная девушка из провинции мечта­ет стать актрисой. Она справедливо по­лагает, что девочки из столицы имеют больше шансов воплотить свою мечту, хотя талантов у них, быть может, не больше. Собрав последние деньги, назанимав, что можно у подруг, она от­правляется в дальний город.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...