Отложенные проблемы жизненного цикла
Переход от одного этапа жизненного цикла к другому нередко переживается как психологический кризис, во время которого человеку приходится осмыслить пройденный путь, менять представления о себе и мире, корректировать дальнейшие цели и планы. По мнению К. Юнга, возможность застыть на одной фазе развития чрезвычайно велика44. У среднестатистического индивида больше вероятности остановиться, чем успешно перейти на следующую стадию. И тот, кто умеет последовательно и во время переходить с одной фазы на другую, изменять самосознание и модели поведения в соответствии с изменившимися условиями, является скорее исключением, чем правилом. При неудачном переходе проблемы, не решенные на предыдущей стадии жизненного цикла, дают себя знать на последующих, создавая дополнительные трудности для развития личности. Так, если человек не смог разрешить юношеский кризис идентичности, то проблема остается. Ее все равно придется решать в будущем, но сделать это станет гораздо сложнее. Тот, кто в молодости не определил свое призвание, не выбрал подходящую профессию, не вступил в брак, на следующем этапе столкнется с еще большими трудностями при решении проблемы. Для взрослого человека приходится не только совершенствоваться в профессии, но и учиться быть воспитателем своих детей. От взрослого человека требуются иные личностные качества, например, очень жесткий самоконтроль, управление своими эмоциями, основа которых должна сформироваться в молодости. Если человек не решил этой важной задачи в соответствующее время, то во взрослой жизни ему придется гораздо труднее, чем могло бы быть. К примеру, современный бизнес требует уравновешенности, умения держать данное слово, контролировать эмоции, рационально мыслить, проявлять гиб-
44 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203. кость в выборе целей и средств их достижения, твердых моральных принципов, реалистического взгляда на вещи, адекватной самооценки, критичности по отношению к себе и других качеств, которые сформировались не у всех юношей. Рано или поздно среда бизнеса их отторгает. Именно бизнес обнажает парадоксальное явление: стремясь к высоким результатам, человек не может их достичь по причине отсутствия необходимых личностных качеств. Далее такие вещи, как выгодные знакомства и блат, возникают только у тех, кто развил в себе прекрасные коммуникативные качества. Замкнутые и необщительные юноши, равно как грубые и невоспитанные, имеют меньше шансов преуспеть в бизнесе. Им не удалось успешно завершить свою стадию социализации. Многие люди, будучи зрелыми по возрасту, не являются таковыми в психологическом и социальном отношении. Для них решение ряда задач переносится на следующий этап жизненного цикла. Взрослый человек как бы заново проходит детскую социализацию. Воспитывая детей, он узнает сложности родительской роли, которые не понимал, когда сам был ребенком. Он учит сына слушаться родителей, т.е. делать то, чего, возможно, никогда не делал сам. Отец требует от сына уважения к себе как родителю, хотя в свое время по отношению к своим родителям он и не проявлял особого послушания. Повторная детская социализация родителей в процессе воспитания своих детей отличается от исходной социализации своей осмысленностью и другим распределением ролей. Но далеко не всегда у взрослых людей формируются нужные качества. Можно сказать, что общество и родители задержались с их воспитанием. И вот мы видим вздорных и взбалмошных взрослых, ведущих себя точно так же, как четырехгодовалый ребенок. Во главу угла они ставят собственное мнение и эгоистический каприз. Их взросление затянулось, задачи предыдущих стадий не решены. Чему они могут научить собственных детей, что передать им? Как воспитать хороших детей, не будучи таким человеком? Как сформировать интересный круг общения, если сам не представляешь интереса для других людей?
Из взрослых успешно не завершивших детскую и юношескую социализацию часто вырастают неудачные агенты социализации, не способные вырастить хороших детей. Данные эмпирических исследований показывают, что неудачники взрослые происходят из неполных семей, оттуда, где родители пьют, избивают детей, непристойно выражаются, где забросили воспитание детей. Чем больше в населении удельный вес таких взрослых, тем менее здоровым его надо считать, тем выше вероятность того, что проблемы социализации не решены в масштабах всего общества, а не только отдельных семей. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ О молодежи мы знаем из собственного родительского опыта, а теперь еще из рекламы, настырно внушающей нам мысль о том, что нынешняя молодежь выбирает «Пепси». Наверное этого недостаточно, а молодежный мир настолько велик и сложен, что разобраться в нем может только настоящая наука. Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество, которое подразделяется на два периода: ♦ пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время у подростка формируется новое представление о самом себе; ♦ ювенильный период, продолжающийся с 16 до 18—20 лет, соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и группе сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. В психоло гии юность — это период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Одновременно формируется сильная потребность в независимости и оригинальности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развивается способность к рассуждению и связыванию абстрактных понятий. Согласно данным Л. Кольберга45 в возрасте от 4 до 10 лет поступки ребенка определяются внешними обстоятельствами. Точка зрения других людей в расчет не принимается. В возрасте от 10 до 13 лет ребенок уже начинает ориентироваться на мнение других людей. Он совершает поступок в зависимости от того, получит он одобрение окружающих или нет. Позже его нравственные суждения выносятся в соответствии с уважением к власти и предписанными ею законами. Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только после 13 лет. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, оправдание поступков основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. В 16 лет поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей. До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либо точные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профессию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, длящаяся с 15 до 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В этот период человек
45 Kohlberg L. Moral development and identification // Child psychology. Chicago, 1963. P. 277-332. осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей. Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходят только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть. И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичности и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных социальных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают. Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от атмосферы, царяшей в школе, от его собственных отношений с учителями. По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую стадию личностного и сексуального развития граждан современных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадлежащие в основном к состоятельным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешествовать, приобрести сексуальный, политический и религиозный опыт. Значение этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обучения будет, по-видимому, возрастать. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|