Зрелость: жизнь после юности
Начало подросткового периода носит особое название — взросление. Оно приходит к человеку — юноше и девушке — с первыми признаками половой зрелости. Взросление — биологический по своей природе процесс изменения физического и психологического состояния организма. Социоло- гия изучает модели поведения, распределение ролей, изменение статуса и ожиданий в каждой возрастной группе. Зрелость — тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно. Для получения статуса взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и установить личную идентичность и принять на себя новые общественные роли. Зрелым человек становится не с того момента, когда ему выдали паспорт или разрешили участвовать в голосовании, но лишь после того, как он в состоянии принимать на себя ответственность за свои поступки, вести себя в соответствии с теми правилами и нормами, которые разделяются данным обществом. Взрослый отличается от ребенка способностью ориентиро ваться не на свои желания и инстинкты, а на социальные нормы, регулирующие поведение и ожидания (экспектации) людей. Американский социолог, представитель гуманистической перспективы Питер Бергер выразился о зрелости так: «Зрелость — это состояние духа, который угомонился, свыкся с существующим положением и оставил безумные мечты об увлекательных похождениях и великих свершениях. Легко заметить, что в таком понимании зрелость выполняет психологическую функцию рационализации для индивида, снизившего уровень своих притязаний»46. На основании многочисленных исследований и статистических данных Г. Шихи пришел к выводу, что процесс «открытия внутренних границ личности» начинается после 25 лет, а кульминация, повторная стабилизация и окончание процесса приходятся на возраст 40—45 лет. Когда Э. Френкель-Брунсвик впервые определила границу этого этапа, она охарактеризовала его как наиболее плодотворное время для профессиональной и творческой деятельности. В момент приближения к 30-летнему возрасту многое должно произойти, так как его начало совпадает с осознанием окончательного призвания в жизни. Хотя к этому времени многие личные отношения уже сложились, они, по мнению Френкель-Брунсвик, носят временный характер. В тот период большинство людей отбирает наиболее значимые личные связи и продолжает создавать свой дом47.
Мужчины в этом возрасте чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них начинают больше заботиться о своей карьере. Это «мой последний шанс» вырваться вперед. Теперь им уже недостаточно быть младшим научным сотрудником, многообещающим молодым писателем или офисным менеджером, зарплаты которого не хватает на новую иномарку или загородный коттедж. Они хотят руководить, добиться славы и признания, стать популярными, незаменимыми и высокооплачиваемыми. В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие), свойственный юности. Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надеж- Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Ба-тыгина. М., 1996. С. 57. 7 Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. М., 1999. ды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности. Зрелость разделяют на три стадии: ♦ стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;
♦ зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении; ♦ завершающий период зрелости начинается с 60—65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 возраст считается преклонным. Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей. Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21—23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию — мужчин в 60, а женщин — в 55 лет. Зрелость — период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно Швейцарский психолог Э. Клапаред утверждал, что в зрелом возрасте развитие прекращается и наступает нечто вроде психического «окаменения». В противоположность ему американский психолог А. Маслоу выдвинул концепцию самоактуализации, согласно которой не существует никаких возрастных ограничений для самореализации личности48. По мнению Б. Ли-верхуда, в развитии человека — основная цель — его переход к зрелости. Он рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость; способность к контактам — в мягкость, снисходительность; самосознание — в доверие. Зрелый человек — это тот, кто чувствует ответственность за других людей, будущие поколение, испытывает потребность в заботе о других людях, способен к активному участию в общественной жизни, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному разрешению жизненных проблем и наиболее полной самореализации.
Большинство молодых взрослых на Западе сегодня могут ожидать, что их жизнь продлится до старости. В прежние времена лишь немногие с уверенностью могли рассчитывать на такое будущее. Смерть от болезней, эпидемий, травм среди взрослых была значительно более частой, чем сегодня, и для женщин риск был намного выше вследствие высокого уровня смертности при родах. С другой стороны, некоторые из тех нагрузок, которые мы переживаем сегодня, были выражены значительно слабее. Люди обычно поддерживали более тесные отношения с родителями и родственниками, чем сегодня, и их ежедневная работа была схожа с той, которой занимались предки. В наше время при заключении брака, в семейной жизни и в других социальных контекстах, как правило, приходится иметь дело с неопределенностью. Мы можем «делать» собственную жизнь в большей степени, чем люди прошлого. Например, сексуальные и брачные связи сегодня определяются не родителями, а инициативой и выбором взрослого сына или дочери. Это предоставляет им больше свободы, но одновременно на них ложится и большая ответственность, которая может вызвать трудности и напряжения. Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкуренцией, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшимися надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождается жизненный путь большинства людей. Умение в среднем возрасте сохранить способность ориентироваться на будущее имеет особое значение в современных обществах. Большинство людей не собираются «делать одно и то же всю жизнь», как это было принято в традиционных культурах. Случается, что, посвятив себя какой-либо карьере, к середине жизни человек обнаруживает, что он не удовлетворен достигнутым, и дальнейшие перспективы утрачены. В момент, когда дети покидают дом, у женщин, отдавших свою молодость семье, возникают сомнения, являются ли они сами социально ценными. Явление «кризиса середины жизни» — это проблема многих людей среднего возраста. Человек может чувствовать, что отказался от возможностей, которые предлагала жизнь, и что теперь он никогда не достигнет целей, о которых мечтал с детства. Тем не менее, нет никаких причин к тому, что этот переход должен См.: Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988; Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. вызывать смирение или ввергать в отчаяние: освобождение от детских мечтаний может принести человеку свободу49.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|