Возрастное запаздывание и отсроченная зрелость
В интеллектуальном плане только 50% детей в период до 7 лет развиваются нормально, а из остальной половины 25% созревают раньше, а 25%, наоборот, запаздывают в своем развитии. Молодые люди числились в комсомоле до 28 лет, а на руководящих комсомольских постах продолжали оставаться до 40 и даже до 50 лет. На молодежных форумах того времени можно было увидеть представителей самых разных, часто действительно старших возрастов. Комсомол был олицетворением молодости («Не расстанусь с комсомолом — буду вечно молодым»). С одной стороны, советская идеология пропагандировала миф о «Гайдаре, Врезка В. В. Овчинников Май дом — моя крепость? В Англии же сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представляется совершенно не совместимой с канонами частной жизни. Английские бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охотно возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласятся быть для них постоянными бесплатными няньками, слишком ценя свою независимость. Английская семья меньше ограждает ребенка от внешнего мира. И влияние родителей, стало быть, сознательно уступает свой приоритет влиянию социальной среды. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье. Он с малолетства чувствует себя не только самостоятельной, но и социально ответственной личностью. Английский подросток обычно обладает меньшим багажом знаний, но большим опытом человеческих взаимоотношений, большим умением вести себя в обществе взрослых, чем его зарубежные сверстники. Его подчиненность собственной семье меньше связывает его. Но зато он полнее сознает свои права и обязанности в собственном социальном окружении. Если умственное и эмоциональное развитие молодого англичанина, возможно, идет медленнее, чем у юношей в других странах, он, как правило, бывает раньше подго-
товлен к участию в общественной жизни, лучше оснащен необходимыми для этого навыками. Едва научившись ходить, английский ребенок уже слышит излюбленную в этой стране фразу: «Возьми себя в руки!» Его с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слезы — это нечто недостойное, почти позорное. Малыш, который плачет потому, что ушибся, вызывает откровенные насмешки сверстников и молчаливое неодобрение родителей. Если ребенок свалится с вело- сипеда, никто не бросится к нему, не проявит тревоги по поводу кровавой ссадины на колене. Считается, что он должен сам подняться на ноги, привести себя в порядок и, главное, ехать дальше. Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам. Ему надо действительно серьезно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям. Английские дети и не ждут, что кто-то будет кудахтать над ними, потакать их капризам, окру- 49 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 82-91. который в 16 лет полком командовал», с другой стороны, возраст руководящих партийных и советских работников был самым «старым» в мире. Идеология затягивала, замораживала, затормаживала не только физиологический рост, но и сексуальное развитие молодежи50. Замораживать процесс взросления могут несколько факторов, в том числе совместное проживание с родителями после 18 лет, материальная зависимость от родителей, продолжающееся обучение. Нуждаясь в определенном периоде обучения, молодые рабочие на предприятии и студенты в вузе продолжают оставаться в статусе обучаемых, т.е. находятся под прямым контролем взрослых. К ним продолжают относиться с большим недоверием, проявляют постоянный контроль и требуют соблюдения дисциплины. Иными словами, трудовые наставники и университетские профессора выполняют функцию родителей-воспитателей. Сами воспитуемые ведут себя как дети или подростки: нарушают дисциплину, не выполняют требования, не проявляют самодисциплины. Первые два года на предприятии и первые два курса в университете — переходный период из подросткового периода к взрослости. За это время молодой человек должен остепениться, угомониться, «перебеситься».
жать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы. Независимо от семейных доходов одевают детей очень просто — младшие донашивают то, что когда-то приобреталось для старших. А в восемь часов не только малышей, но и школьников безоговорочно и бескомпромиссно отправляют спать, чтобы они не мешали родителям, у которых на вечер могут быть свои дела и свои планы. Детей до пятилетнего возраста сажать за общий стол вообще не принято, даже когда в доме нет гостей. Если ребенок вышел из младенческого возраста и может сам держать ложку, английской матери вряд ли придет в голову обращать внимание на его аппетит. Как и сколько он ест — его дело. Тем более что дети, как правило, съедают все, что им дают, ведь их куда чаще недокармливают, чем перекармливают... Действительно, англичанам свойственно считать голод одним из рычагов воспитания, эффективным средством закалки воли и формирования твердого характера, равнодушного к лишениям и невзгодам. Предполагается, что обладатель подобных качеств должен быть худощавым, поджарым. Ребенок с малолетства сознает, что окружающий его мир — это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского укла-
да жизни. Непосредственное влияние родителей в воспитании школьников и тем более студентов сказывается здесь куда меньше, чем в других странах. Считается, что давняя традиция отсылать детей учиться подальше от дома отражает не суровость родительского сердца, а, наоборот, боязнь, что оно окажется слишком мягким. По мнению англичан, дети ведут себя среди чужих людей лучше, чем под родительским кровом, скорее приучаются стоять на собственных ногах. Независимо от доходов родителей и независимо от того, есть ли практическая нужда в переезде, юноши и девушки после завершения среднего образования, то есть в шестнадцатилетнем возрасте, обычно поселяются отдельно и начинают жить самостоятельной жизнью, Они, разумеется, навещают родителей в выходные дни и уж непременно на рождество или пасху, но отпуск, как и вообще свой досуг, проводят не с родственниками, а с друзьями. Проводя большую часть года лишь в окружении своих сверстников и воспитателей, лишаясь возможности регулярно общаться с родителями на семейной основе, дети начинают чувствовать себя как бы чужими в доме. Приезжая на каникулы, они относятся к отцу и матери, к братьям и сестрам почтительно и вежливо, но подчас тяготятся родительским кровом и с облегчением возвращаются в интернат. Дети часто покидают здесь родительский дом даже раньше того, как женятся или выйдут замуж. Сокращено по источнику: Овчинников В.В. Корни дуба: Впечатления и размышления об Англии и англичанах. — М., 1980. 50 См.: Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. Если они продолжают жить с родителями (как, например, в России или Италии), они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми Понятие «отсроченная зрелость» вошло в научный обиход совсем недавно. Оно описывает затянутую юность и подростковый период в связи с уд. линением сроков обучения. Научно-технический прогресс, внедрение в промышленность новых более сложных технологий повышает требования к школьному и вузовскому образованию. Для их овладения сегодня приходится учиться дольше, чем вчера. А завтра придется учиться дольше, чем сегодня. Потребность в образовании возрастает и требует более длительной подготовки, поэтому период зависимости от родителей удлиняется.
Пока юноша учится, он живет с родителями. У него нет своей семьи, своего дома, своей работы. Стало быть, он несамостоятелен. В социальном плане его приходится считать незрелым, хотя юноше исполнилось уже 21 год. Он только еще заканчивает или закончил вуз, а потом надумал поступить в аспирантуру. Это еще три года. Поскольку хорошо оплачиваемую работу он еще не нашел, то живет за счет родителей, и завести собственную семью не может. Он вроде бы и взрослый, но еще незрелый. Вот это и называется отсроченной зрелостью. Взрослый сын, мечтающий, быть может, о том, чтобы отселиться и жить своей семьей, вынужден проживать в одной квартире с родителями. Им, возможно, хорошо, поскольку все родители, любящие своих чад, только и мечтают о том, как бы подольше подержать их около себя. Но войдите в положение бородатых мужчин, которых держат на положении детей. В нашей стране нет точных цифр о том, сколько взрослых детей проживает с родителями, но американцы, отлично поставившие дело со статистическим учетом, установили: число молодых американцев в возрасте от 18 до 24 лет, проживающих вместе с родителями, по сравнению с 1970 г. возросло на 26%51. 51 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 32. ДЕМОГРАФИЯ ВОЗРАСТА Никто, пожалуй, не расскажет полнее и достовернее о качестве (да и о времени) человеческой жизни, как демографы. Демография (от греческих корней demos — народ и -графия) — наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Центральное место в этой науке традиционно занимает исследование воспроизводства населения, т.е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения (миграции). Хотя все процессы изменения населения складываются из событий в жизни отдельных людей, демография исследует их как массовые процессы, охватывающие совокупности случаев рождения, смерти или перехода из одного состояния в другое. Демографию часто включают в качестве самостоятельного раздела в социологические учебники, поскольку она расширяет и дополняет социологию. Итак, познакомимся с демографическим измерением нашей жизни — ее продолжительностью, рождаемостью и смертностью, здоровьем нации. Именно эти показатели определяют возрастную динамику жизни той или иной нации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|