В. Коваленко Музыка «на ребрах»
Изобретенный немцами во время войны, магнитофон получил массовое распространение в СССР только в конце 1950-х или даже в начале 1960-х гг. И были пластинки, львиную долю среди которых составляла продукция Апрелевского и других государственных заводов. Но во всякого рода «студиях звукозаписи», на рынках и просто в подворотнях (с оглядкой на милиционера) продавались и другие пластинки, записанные кустарным способом на самодельных резаках. Тонкие, гибкие, они изготовлялись обычно из использованных целлулоидных рентгеновских пленок, которые нетрудно было раздобыть в больницах. Порой с этих пленок даже не была смыта эмульсия — так что, посмотрев на свет, меломан видел снимок чьих-то затемненных легких или сломанной берцовой кости. Так появилась музыка «на ребрах». Изготовителей и продавцов таких пластинок гоняли, сажали, но на смену одним приходили другие... Что же выпускалось «на ребрах»? Во-первых, конечно, певцы-эмигранты, доступ которым на официальную эстраду был закрыт по «идейным» мотивам — Петр Лещенко, Юрий Морфесси, Константин Сокольский и другие. Далее шли советские исполнители, перед которыми внезапно зажегся «красный свет» по причине отправки их в лагерь или в ссылку (Эдди Рознер, Вадим Козин, Глеб Романов). Наконец, на самодельных пластинках выпускалось много записей, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в официальные студии грамзаписи — они понимали, что это не только бесполезно, но даже и опасно для них самих. Нередко такие записи называли «блатными». Конечно, среди «реберного» репертуара было много песен то с уголовной бравадой («Гаврила в 30 Бойко А. Ровесники. Часть третья. Шестидесятники // Моя семья. 2000. № 24.
икой. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, состоявшегося летом 1957 г. в Москве, необычайно вырос спрос на популярную музыку, но пластинок и магнитофонов не хватало. Это и вызвало к жизни легендарный советский феномен — «ребра» или «кости». Это были настоящие рентгеновские снимки — черепа, позвоночники, суставы. Выбор материала объяснялся довольно просто — дешево, много, доступно, удобно писать. Продавались самодельные пластинки — кружок рентгеновской пленки, наклеенный на плотную бумагу — «из-под полы» и стоили не дорого.
Легендарный советский феномен 60-х гг. — музыка «на ребрах» рыло, я — в карман!»), то, напротив, преисполненных лагерной тоски («Опишу я климат здесь суровый, дорогая мама...»). Однако многие песни относились к популярному тогда жанру городского романса («Ты меня не любишь, не жале- ешь» на слова Есенина) или отдавали романтикой дальних стран («В кейптаунском порту, с какао на борту...»). Весьма обширным был пласт так называемых «одесских» песен (пишу «так называемых», ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую «фактуру» («Ужасно шумно в доме Шнеерзона»). Наконец, многие песни относились к юмористическим, сатирическим и просто скабрезным. И если уж называть «музыку на ребрах» одним словом, то ее можно отнести скорее к контркультуре либо, как сейчас выражаются, «андеграунд-ной культуре». Что касается профессионального мастерства песен «на ребрах», то уровень его сильно скачет. Наряду со слабыми, беспомощными (и тем не менее популярными!) записями встречаются и вещи очень сильные. На взгляд пишущего эти строки многие современные римей-ки песен «на ребрах» («Школа Соломона Блера», «Жили-были два громилы», «Сын поварихи и лекальщика» и др.), записанные в роскошных современных студиях с разными электронными наворотами, сильно уступают полукустарным записям 50-х гг. под обыкновенную семиструнку или скромный музыкальный квартет. Сокращено по источнику: Коваленко В. Музыка «на ребрах». Музыкальный самиздат домагнито-фонной эры (http://oldstars.narod.ru).
Несколько позже, в середине 60-х «кости» и «ребра» начали выпускать более цивилизованным образом. Это уже не были рентгеновские снимки, но название осталось. Продавались они более-менее официально, как сувениры на курортах Советского Союза. Пленка, на которой нарезались дорожки, наклеивалась на открытку с каким-нибудь изображением, что-то вроде «Привет из Ялты». В конце 1960-х и начале 1970-х гг. во многих крупных городах совершенно официально открылись «Студии звукозаписи», где любой желающий мог подобрать себе репертуар и записать его на поливиниловую пластинку. Королем эстрады 1960-х гг. был, без сомнения, Аркадий Райкин. На его концерты попасть было почти невозможно, поэтому большинство наших сограждан смотрели выступления Рай-кина по телевидению. Великий актер высмеивал социальные пороки и соци альных антиподов советского общества — самоуверенных и невежественных чиновников, подхалимов и хамов, мещан и тунеядцев. Выражения из его монологов типа «в греческом зале, в греческом зале», «товаровед идет — все на него пилюют» или «вкус спесифисский», стали «крылатыми». Тогдашняя молодежь подпевала Муслиму Магомаеву, исполнявшему эстрадные песни с экранов черно-белых телевизоров. Шлягерами быстро стали «Королева красоты», «С тобою связан навеки я», «Шагает солнце по бульварам». Эстрадные певцы превращались в культовые фигуры, которых встречали у входа в театральные залы, просили автографы, которых осыпали цветами и которым писали письма с признаниями в любви. Именно в 1960-е родилось новое социальное и культурное явление — фанаты и фанатки. С тех пор толпы поклонниц сопровождают своего сладкоголосого кумира во всех городах, где он появляется. Среди культовых фигур советской эстрады тех лет можно отметить Эдиту Пьеху («Человек идет и улыбается, значит человеку хорошо!»), которая и в 1990-е гг. покоряла сердца пожилых шестидесятников, Тамару Миансарову («Пусть всегда будет солнце»), которая эмигрировала за рубеж.
Особенно много поклонников в СССР оказалось у британской группы «Битлз». Фанаты «ливерпульской четверки» развешивали у себя над кроватью вырезанные из журналов или ксерокопированные фотографии любимых артистов, устраивали для друзей танцы под музыку любимого ансамбля. Пластинки «Битлз», выпускаемые «Мелодией» во второй половине 1960-х и в начале 1970-х гг., достать было невозможно — их раскупали моментально. Выручали подпольные записи. Продавали их, как тогда говорили, «из-под полы», прямо на улице — в определенных местах. Долгое время на западную эстраду существовало идеологическое табу, за соблюдением которого строго следили парторганизации и комитеты комсомола, школьная администрация и городские власти. «Битлов» слушали почти подпольно — в дружеской компании, на небольших вечеринках. Любое разоблачение становилось предметом разбирательства на комсомольском собрании. В начале 1970-х зарубежную эстраду уже никто не запрещал: в школьных залах и студенческих общежитиях можно было слушать «Битл» или «Led Zepling» хоть всю ночь. Московские и ленинградские шестидесятники — стиляги и диссиденты, познавшие в свое время и деловой успех, и плотские наслаждения, и эстетические радости, в свои 60 лет не выглядят безнадежной архаикой. Они сумели навязать свой стиль жизни стране и перестроечному поколению. И неудивительно, русский рок, постсоветский джаз, лучшие советские кинофильмы созданы их талантливыми руками. На обочине великого пути к коммунизму притулилась андеграундная культура, которая сейчас только начиналась, а в 1970— 1980-е гг. получит максимальное развитие: диссидентство, рок-музыка и авторская песня. Одним из лучших и оригинальных проявлений индивидуализма следует считать авторскую песню, появившуюся именно тогда — в шестидесятые. Ее авторов, сочинявших для себя и слова, и музыку, да еще исполнявших произведение под собственный гитарный аккомпанемент, именовали бардами. Хороших бардов тогда было много, но несомненным лидером выступал Булат Окуджава. Его стихи не только исполняли под гитару, но и читали на дружеских вечеринках и даже печатали в журнале «Юность». Авторская песня привлекала молодежь прежде всего своей интеллектуальностью и философским смыслом, романтикой и возвышенностью.
Авторская песня — одно из лучших и оригинальных проявлений андеграундной культуры 60-х гг. Песни бардов пели в подъездах и в электричках. Время от времени КСП — клуб самодеятельной песни — устраивал конкурсы-концерты с выездом на природу, с одной или двумя ночевками. Помимо бардов, которые на таких конкурсах исполняли свои песни, на природу выезжали и многочисленные поклонники их творчества — слушали любимые песни, жгли костры, заводили новые знакомства и уезжали домой друзьями на всю жизнь. Популярность походов с гитарой постоянно росла — все большему количеству народа хотелось «кашу есть и спать в палатке, на плечах рюкзак носить и штаны с большой заплаткой». Многие после таких концертов начинали сами сочинять песни и исполнять их под гитару друзьям и знакомым при каждом удобном случае31. 31 Бойко А. Ровесники. Часть третья. Шестидесятники // Моя семья. 2000. № 24. С. 17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|