Физики, лирики и космонавты
Культурным героем эпохи стали космонавты. С одной стороны, они были простыми парнями, из соседнего двора, обыкновенными, советскими, с другой — их окружали таинственность небожителей и высокие достоинства служителей культа. Космонавты, вознесшиеся буквально выше всех, сочетали рабоче-крестьянскую доступность с интеллигентностью, принадлежностью к высшим сферам — во всех смыслах слова32. Общественное сознание было заворожено высотой и бескорыстием идеи полета в космос. Полеты космонавтов стали возможны благодаря достижениям советской науки. Наука, интеллект, богатая культурная жизнь превращались в новый общественный культ истины с присущей культу непонятностью ее выражения. Ученые приобрели статус посвященных; не случайно на газетном жаргоне эпохи их называли жрецами науки. 1960-е гг. продолжили традицию востребованности науки в советском обществе. Как ни наивно выглядят постулаты этой научной религии, они оказали огромное влияние на общественные идеалы 1960-х гг. 1960-е гг. — эпоха удивительного общественного дискурса под названием «физики и лирики»: что важнее для человека — наука и прогресс или искусство и поэзия? В нем участвовали, кажется, все — от мала до велика. Всем было интересно, что главнее для будущего цивилизации — ум или сердце, душа или разум, естествознание или искусство. В те годы наука имела преимущество перед поэзией, так как она соединяла авторитет абстрактного знания и значимость практического результата. «Поверив во всесилие науки, в собственное всесилие и избранничество, техническая интеллигенция решила оспорить авторитет гуманитариев, в особенности пользовавшихся тогда популярностью поэтов. Так начался знаменитый спор между физиками и лириками. Утверждая превосходство логического, аналитического мышления над образным, физики говорили о бесполезности гуманитарной сферы, возрождая старый миф о том, что все не имеющее практической ценности вредно. Инженер Полетаев, зачинщик одной из тогдашних дискуссий, утверждал, что в эпоху научно-технической революции жизненно важны только точные, естественные науки и знания, а литература, искусство и все, что с ней связано, пригодны лишь для развлечений, «на десерт». Избыточная чувствительность и умозрительные мечтания только отвлекают от серьезных дел. В век физики и завоевания космического пространства литература и искусство утрачивают свою значимость. Лирики протестовали. Однако доводы их были не так логически выверены, и в спорах они проигрывали. Проблема была и в том, что физики и лирики говорили на разных языках: физики апеллировали к интеллекту, лирики — к чувствам»33.
32 Турина М. Мифологемы шестидесятничества. Штрихи к портрету эпохи // Независимая Газета. 33 Там же. В самый разгар общекультурного диспута, т.е. в 1968 г., был снят фильмом «Еще раз про любовь» Натансона с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях. Картина насквозь пропитана особым духом 1960-х, отмечая особые приметы того времени — и физики тут в таком же явном почете, в каком явном загоне лирики, и пьют в кафешке-забегаловке дешевый портвейн под стихи Вознесенского, Рождественского и Евтушенко, и физики-лирики до смешного всерьез доказывают, что энтузиазм ни в какое сравнение с деньгами не идет. На поединки физиков и лириков, творцов атомной бомбы и авангардной поэзии в Москве в Политехническом музее собирались огромные толпы. Общественное внимание было приковано к успехам естествознания, в науку стали инвестировать огромные средства. Результаты не заставили себя ждать. Впервые советские физики стали получать нобелевские премии. Была реабилитирована кибернетика. Шла отчаянная борьба за генетику. Возникали новые научные центры — Дубна, Академгородок в Новосибирске. В 1962 г. по экранам с огромным успехом прошел фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года». Новый культурный герой был найден, он не мог не быть физиком.
В 1960-х гг., когда осуществились первые полеты в космос, а мода на инопланетян только-только захватывала воображение жителей Земли, физика считалась одной из важнейших наук. Техническая интеллигенция тогда была элитой, в моде были ЛЭТИ и политехнические институты. Передовые страны, в том числе СССР, переживают бум научно-технического прогресса: строятся ускорители, разгоняются пучки частиц высоких энергий, кажется вот-вот Врезка 0. Попов Об эпохе — с ностальгией За всю жизнь это были лучшие годы. Тогда красивый костюм много значил, он делал жизнь. После него уже нельзя было опуститься... А в моду уже входила замшевая куртка. В ней были одержаны первые победы. Воротник приподнят, голова как-то откидывалась. Но одежда, надо сказать, стоила дорого. Тогда был культ одежды. Все ныне модные вещи носили в 1950-е гг.: например, песочное пальто с поясами. Мода осталась такой же, только все невзрачным стало. Помню, отмечал свой первый гонорар, получил 40 рублей и на эти деньги снял кабинет. И в этом кабинете было четыре манекенщицы, самые шикарные, был там ныне знаменитый физик Миша Петров, дважды лауреат премий за плазму. Был совершенно сумасшедший вечер, кто-то потом сцепился с милиционером, отвезли нас в милицию, а утром отпустили. И мы пришли на демонстрацию мод. Девушки там ходили по подиуму и все время исчезали... Потом мы пришли к ним за кулисы, спро- сили: «Девушки, чего ж это вы так работаете», а они сказали: «Блюем». То есть на 40 рублей легко можно было расстроить работу всего Дома моделей на Невском. И поломать жизнь, так сказать, нескольким представительницам прекрасного пола. Позвал я в гости Горина, Арканова и Розовского. Пошел на «Крышу» купить соку. И там сидел Аксенов Василий с Асей Пекуровской, такая была знаменитая красавица, бывшая жена Довлатова. В это время она жила с Васей Аксеновым. Пришли ко мне домой на Саперный, и на следующее
и мы найдем предсказанный наукой кварк — кирпичик мироздания! Но сквозь ширму научной эйфории уже проглядывают темные контуры технического тупика: не приведет ли взлет науки к обесцениванию гуманитарных основ культуры? Во времена, когда начиналось освоение «мирного атома», о последствиях техногенной революции никто особенно не задумывался. Тогда, в начале 60-х, в обществе царила эйфория, физики и лирики были на подъеме. Что там атомные электростанции? Какие еще радиоактивные отходы? Сегодня следы той эпохи — отходы «мирного атома» — переполнили планету. Одних только металлических радиоактивных отходов (МРО), не говоря о жидких, в России скопилось около 600 тыс. т. Идея порочности технологической цивилизации волновала тогда и американскую молодежь, а ученых-физиков всего мира вынудила выступить против угрозы термоядерной войны и за всеобщее разоружение. Так возникло известное Пагоушское движение. Для отечественной культуры 1960-х гг. спор физиков и лириков решился неожиданно и к обоюдному согласию. Лирики увлеклись математической формой стиха, а физики стали шутить и читать Достоевского. Город Дубна, центр экспериментальной физики, тогда была притягательным центром для знаменитых бардов и вольнодумцев. Симбиоз физиков и лириков проявил себя и в авангардной музыке. Центрами рок-групп в 1960-е гг. стали технические, а не гуманитарные вузы, где на многих факультетах шло обучение английскому языку и где осваивать западную музыкальную культуру было утро снова оказались в «Европейской», то есть это был в полном смысле штаб, клуб, все что угодно. Все знали, где найти себе подобных. Был такой узел, что, когда совсем уже денег нет, приходишь в ресторан «Восточный», там, где теперь «Садко», тебя сажают, поят из жалости. Я помню, сидит Симонов, который играл Петра Первого, обнимает двух женщин. Очень важны были «Зеркала» на углу Невского и Литейного. Там любили отражаться все пижоны. Сначала главным был отрезок от Маяковского до Литейного, когда я учился в школе в 1957-1958 гг. Ну и самое легендарное место, которое я в своей жизни видел — это кафе «Север». Там было видно, с кого делать жизнь. Туда приходили такие красавцы, такие красавицы. Откуда?.. Аристократического вида, абсолютно замечательно одетые. Я до сих пор помню: такие зеркала, такие пирожные, такие вина, такие профитроли! Взбитые сливки!!! Кафе «Север» 1950-х гг. — это сгусток гигантов. Реальная Вена показалась гораздо проще. Там уже сидят в пальто в каких-нибудь кафе, непонятный сброд...
Куда потом все это поколение исчезло? Казалось, что мы уже пришли к победе, вот ощущение этих «европейских» вечеров. Все — талантливые, красивые, нашли свое место в жизни, посидим в «Европейской», утром пойдем делать открытия, писать романы. Это время — это такой запас счастья, которого до сих пор хватает. Вот почему шестидесятники такие крепкие, ничего их не берет — запас такого счастья и уверенности. То был рай, который мы покинули. Другое дело, что экономически было неверно, что студенты могли ходить в рестораны. Это был переход — мы соединяли капиталистическое мышление с социалистической экономикой. Сейчас мы имеем свободу, но не имеем ресторанов. А имеют рестораны те, кто работает в криминальной структуре. А вот это совмещение материального счастья с духовной работой — это именно черта 1960-70 гг. Все кончилось в 1980-е. Сокращено и адаптировано по источнику: Попов В. Шестидесятники — самое удачливое поколение в истории страны // Пчела. 1996. № 6 (октябрь). несравненно лучше. Однако для первых отечественных рок-групп куда важнее чем английский язык было наличие исправной аппаратуры: усилителей, акустики, микрофонов, гитар. «Технари» имели в этом неоспоримое преимущество. Кроме того, в физики в первой половине 1960-х гг. шла самая лучшая часть школьников, а конкурс в естественные вузы превышал конкуренцию в гуманитарные. 1960-е гг. — эпоха спора «физиков» и «лириков»: что важнее для человечества — наука и прогресс или искусство и поэзия МОДНИКИ И МОДНИЦЫ В 1960-е гг. впервые за долгие десятилетия отечественная культура стала формироваться не в отрыве, а в единстве с западной. Подобная возможность открылась после падения «железного занавеса». Первую брешь в «железном занавесе» пробили фронтовики — победители, возвращавшиеся из «освобожденных» земель; они везли трофейные фильмы, музыку, красивые, добротные вещи. «Наши» встречались на Эльбе с улыбающимися, добродушными американцами, совсем не похожими на карикатурного «дядюшку Сэма», пожирающего маленьких детей, каким он появился на страницах советских газет после войны. Ломался стереотип капиталиста, потому что отличить его от мирового пролетария оказалось непросто.
После падения или, лучше сказать, приоткрытая «железного занавеса», на увлечения и образ жизни советских людей все большее влияние стала оказывать массовая культура Запада и в страну хлынул поток импорта. Горожане и горожанки приоделись в капроновые чулки и безразмерные нос- ки, в прозрачные кофточки и блестящие рубашки из нейлона, в химический каракуль и плащи «болонья». «Перемены в обувной моде (в частности, уничтожение галош) привели к появлению забавной практики снимания гостями обуви в квартирах. Мужчина в костюме, галстуке и носках — знаковая фигура хрущевского времени. Внедрение деревенской привычки хождения без обуви в городском доме до сих пор вызывает раздражение многопоколенных традиционно питерских семей и воспринимается ими как посягательство на питерские традиции со стороны мигрантов из села»34. Партийная номенклатура носила солидные двубортные костюмы и габардиновые пальто, увенчанные сверху широкополыми шляпами. В середине 1960-х гг. в стране распространилась мода на плащи из синтетической ткани, названные в народе почему-то «болонья». Иметь и носить такие плащи было очень модно и престижно. Но очень скоро выяснилось, что такой плащ не греет, не пропускает воздух, быстро рвется, да и цвета не балуют разнообразием — черный, серый да темно-синий. И мода на «болонью» быстро прошла. Одновременно с ними появилось еще одно поветрие — мужчины стали носить белые нейлоновые сорочки, которые долго носились, не загрязнялись и не мялись. Правда, наэлекризовавшись, сильно прилипали к телу. Плащи были польские, сорочки — чешские. БОЛОНЬЯ (ит.) — капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием, а также плащ из такой ткани. Названа в честь итальянского города Болоньи, где впервые изготовили эту ткань. Модницы шестидесятых годов ходили в очень неудобных, но изящных остроносых туфельках на шпильках. Туфельки так и назывались — шпильки. Или туфли-гвоздики. В моде были и широкие и узкие юбки. Классическая длина — на ладонь выше колена. Более короткие юбки считались неприличными. К юбке надевали светлые кофточки с небольшим круглым или треугольным вырезом и прямыми рукавами. Самый модный материал — плотный лавсан или воздушный крепдешин. Капроновые чулки привозили из ГДР. Чулки были настоящей роскошью — тоненькие, прозрачные. Не каждая девушка могла себе позволить их. Правда, они очень быстро рвались, но щеголихи находили выход из положения — поднимали петли на чулках. Современные девушки порванные колготки просто выбрасывают. А тогда длительное и кропотливое занятие — поднимать петли на чулках — не казалось бесполезным35. Модная новинка — капроновые чулки — стоили приличных денег. В 1960-е гг. на Западе появляется мода на пляжный отпуск, открытые купальники и на солнечные очки. Мода на полуоткрытые купальники пришла из Америки. Когда Урсула Андресс была признана самой сексуальной из всех девушек Джеймса Бонда, мало кто сомневался, — награда была получена отнюдь не за ее актерские способности. Актриса смело могла поблагодарить дизайнера своего купальника, открытость которого шокировала пуритан и стала самой большой сенсацией в мире моды того времени. Сорок лет спустя ее роскошное бикини по-прежнему заставляет учащенно 34 Левина Н. Отрицание позы // Дело. 2003. 21 апр. 35 Бойко А. Ровесники. Часть четвертая. Шестидесятники // Моя семья. 2000. № 25. биться мужские сердца. Ну а женщины по-прежнему мечтают, как великолепно они бы выглядели в таких маленьких и соблазнительных кусочках материи от La Redoute. Рюшечки и розочки — мода шестидесятых — вновь возвращается к нам уже в 2000-е гг. Новый хит 2002 г. — ремикс моды шестидесятых: высокие прически. Разумеется, прическа «бабетта» больше подходит для официальных приемов. А вот «ежедневная мода» свободных шестидесятых предлагает романтику «хиппи»: длинные волосы прядями ниспадают на плечи. «Бабетта», появившаяся в 1960-е гг., представляла собой огромное сооружение наподобие вавилонской башни, созданное из волос, начесанных редкозубым гребешком. Возникал громадный воздушный замок, который требовалось нести на голове с особой осторожностью и достоинством. Чем гуще и длиннее волосы, тем пышнее получалась «бабетта». Девушки с негустыми волосами внутрь прически заталкивали всякие тряпочки, лоскутки, старые колготки, а сверху сооружение прикрывали волосами. Старшеклассницам, любившим высокие начесы, приходилось совсем несладко. В школу приходить с такими прическами не разрешалось. Косметикой старшеклассницам тоже не разрешалось пользоваться. Тайком перед школьными вечерами они приносили в школу помаду и красили губы в уборных. Но дежурившие в коридоре учителя стирали помаду и расплетали не установленные нормативом прически. Если в 1960-е модницы выщипывали брови, превращая их в тонкую, удивленно изогнутую ниточку, то сейчас акценты немного изменились. Визажисты нынче рекомендуют не выщипывать брови, терзая их рейсфедером, а подстригать, сообразно рисунку модных направлений. В этом сезоне модные стройные итальянские девушки ходят в узких бриджах до колен, в основном черных. Мода шестидесятых годов возвращается. Вновь актуализируется эстетика шестидесятых: клетка, желтый цвет, жакеты и свободный трикотаж. Стиль шестидесятых — это свободная любовь, горнолыжные курорты, геометрические орнаменты, французское кино и английская поп-музыка. В США и России возвращается мода на 1960-е гг. В СМИ поднимается волна радостного интереса к возрождению постановки мюзикла «Hair» на Бродвее, который сыграл серьезную роль в формировании взглядов на жизнь поколения 1960—1970-х. В Америке это подается как возрождение интереса к хипповской культуре и бунтарскому наследию. Во второй половине 1960-х пришла новая контркультура — роллинги, бит-лы и широкие брюки-клеши, сменившие брюки-дудочки. С ней власти тоже боролись, но уже не так сильно и не так победоносно, как в конце 1950-х гг. с контркультурой стиляг. Ширину брюк тогда воспринимали как символ свободомыслия. Брюки-клеш вскоре стали самым писком тогдашней моды. Как правило, это были джинсы. Импортные джинсы приобретали через фарцовщиков-спекулянтов. С джинсами носили пестрые свитера или куртки, а летом — ковбойки. И ботинки, которые называли мокасинами. Старшекласс- ников, которые осмеливались являться на уроки не в школьной форме, а в джинсах, учителя и комсомольские руководители всячески «прорабатывали» на комсомольских собраниях, чтобы заставить их одеваться как все. Джинсы стали культом. Это был знак вызова господствующей культуре и одновременно символ причастности к альтернативной культуре. Но это еще и символ борьбы против истеблишмента, символ не столько комсомольского, сколько уличного процветания. Многие молодые люди, даже не будучи хиппи, отращивали длинные волосы, считая, что это модно. Носили их набриолиненными и расчесанными на пробор. Более консервативные юноши носили короткие волосы. Большой популярностью пользовалась стрижка «ежик» — волосы стояли торчком, перпендикулярно голове36. Их называли «штатниками». Они стриглись под «GI», солдатским коротким ежиком, носили снежно-белые ти-шотки, идеально отстиранные джинсы (фирмы Levi's или Riffle), черные или белые баскетбольные тапочки, синтетические лыжные куртки и черные очки образца «RayBan Basic». Книжек они не читали, не отличали Колтрейна от Джерри Ли Льюиса, не считали себя патриотами. Многие из «штатников», пройдя через активную фарцовку, стали ныне президентами больших банков или серьезными интеллектуалами. Были у нас и свои битники. «Beatnik» происходит от «beat», «удар», но с русским окончанием, по аналогии со «спутник». Битники книги читали, року предпочитали джаз и носили длинные обвисшие свитера с воротником-гольф, джинсы, которые тогда назывались «техасы», замшевые ботинки, бороды и вообще были большими интеллектуалами. Их подружки делали прически в духе тех, которыми 25 лет позже прославилась группа «Cure», a тогда назывались «я у мамы дурочка». Еще они красили себе глаза «ласточкиным хвостом», носили большие клипсы, обтягивающие блузки и широкие юбки-«солнце»37. В образовавшуюся в «железном занавесе» брешь на советскую читающую, смотрящую публику обрушились Кафка, Пикассо, Брехт, подзабытые Ремарк и Хемингуэй, Феллини, джаз — другой взгляд на мир, другой язык. В 1960-е гг. в Англии появилась мода на мотоциклы с мощными форсированными двигателями. Она называлась «кафеерэйсингом». «Гонки вокруг кафе» были тогда излюбленным развлечением молодых людей — завсегдатаев придорожных закусочных. Вскоре мотоциклы проникли к нам, где стали одним из атрибутов молодежной субкультуры. В те годы дети мечтали стать космонавтами как легендарный Юрий Гагарин, мечтали о том, чтобы все люди могли летать в космос и дружить с жителями других планет. А до тех пор романтики шестидесятых укрепляли мир во всем мире и проводили митинги за укрепление дружбы между всеми 36 Бойко А. Ровесники. Часть четвертая. Шестидесятники // Моя семья. 2000. № 25. С. 16. 37 Алексеев Н. Каменные джунгли и их жители // Иностранец. 1997. № 14. народами Земли. Во всех школах торжественно отмечалась победа Кубинской революции (1959) и день освобождения Африки (1961). Ренессанс шестидесятых — так можно было бы назвать тот идейный подъем, связанный с поиском социального оптимизма, который частично произошел в общественном сознании россиян в начале XXI в. после прихода администрации Путина, подъема патриотизма и укрепления вертикали власти. Снова на щит поднимаются консервативные ценности, наблюдается реставрация советского прошлого — в лучших его проявлениях. Закончилась эпоха огульного очернения всего советского, а рождение нового типа «русской идеи» происходит не по линии размежевания с прошлым, а по пути синтеза всего лучшего из дореволюционного и советского прошлого. «Общество потянулось к идейно-эстетическому единству тополей на Плющихе и шагания по Москве, своеобразный гуманизм которых происходил от подспудного знания того, что «уже нынешнее поколение советских людей будет жить при...» Неважно, при чем именно, — был бы повод для социального энтузиазма», — пишет Л. Пирогов38. Шестидесятники вновь оказываются в фокусе внимания, и не только как поколенческий феномен. Их влияние на нашу жизнь продолжается. Когда-то шестидесятники диктовали новую моду в одежде, идеях, любви. Теперь их дети, родившиеся в те самые шестидесятые, диктуют деловые идеи, стиль, отношения. Врезка Л. С. Восков Студент шестидесятых Первый курс: 1962/63 гг. Группа была очень сильной, большинство не прошли по конкурсу в МГУ Физтех, МИФИ, так что равняться было на кого. Большинство — коренные москвичи с Арбата, Сретенки, Высотки и т.д. Как бы сейчас сказали из Центрального округа. Каждый был личностью. В начале это мешало, но к четвертому курсу группа сплотилась, и даже образовала три супружеские пары. Собираемся и сейчас. Всем курсом на картошку. Традиция такая хорошая была. И от учебы отдохнуть (большинство из нас сдали за три месяца по 15 экзаменов), и селу помочь и познакомиться. Деревня Барково. Нами командует аспирант. Распределили по избам, человек по десять, спали на полу. У меня был наматрасник, набил сеном, тепло и сухо. Столовую соорудили сами: очаг, навес, стол, скамейки. Колхоз выделял молоко, мясо. Девчонки готовили. Работали по нарядам, куда пошлют. Свекла, горох, зерносклад, грузчиками и т.д. Обычно работали с 8 до 5-6 час. вечера. Девушки сшили всем пилотки из полосатых матрасов, написали на них МИЭМ. После работы играли в футбол. «Стипуха», «стипа», как мы тогда называли стипендию на первом курсе, была большой — 45 рублей (45 РЭ), 50 руб. на следующих курсах, повы- шенная стипендия 62,5 руб. Сейчас это около 80-100$, на студенческий образ жизни. Обед в столовой — до 40-50 коп. Хлеб в столовой — бесплатно. Билет в метро — 5 коп, трамвай — 3 коп. Французская булка (200 г.) — 7 коп. Литр молока — 28 коп. Папиросы «Беломорканал» — 22 коп, сигареты «Шипка» — 14 коп. Пиво — 22 коп. (кружка), водка — 2,87 руб., колбаса - 2,20 руб. Кино — до 50 коп, театр 1-2 руб. Кафе мороженное — 3-4 р. на двоих. Ресторан — до 10 руб. с человека («Прага», «Арагви», «Узбекистан», «Националь»), Путевка в дом отдыха — от 7 руб. Билет на юг — 12-15 руб., койка на юге — 1 руб. в день. 38 Пирогов Л. Хочу, чтобы больно и некрасиво, или Кто станет классиком русской литературы в XXI веке // Независимая Газета. 2001. 25 янв. Стиляги Возможно, что стиляги представляли собой самую первую форму советской субкультуры, возникшей под прямым влиянием Запада. Возникновение самого термина относят к концу 1940-х гг., а расцвет стиляжничества как социального и культурного феномена — к рубежу 1950-60-х гг. Действительно слово «стиляга», вошедшее с 1948 г. в обиход с легкой руки некоего Беляева, автора фельетона в «Крокодиле», уже вовсю использовалось в пропаганде и воспитательной работе. Этот термин встал в ряд с такими словами-дубинками как «космополит безродный», «низкопоклонник», «отщепенец», «плесень», и был оскорбительным для тех, кого так называли. И если уж кого-то и назвали, то это было предупреждением, что у него могут быть неприятности — выгонят из учебного заведения, из комсомола39. С 1956 г. Советский Союз открывал через искусство другой мир: гастроли Бостонского и Филадельфийского симфонических оркестров, балета Алисии Алонсо, театра «Берлинер ансамбль», Поля Робсона, победа Вэна Клайберна (Вана Клиберна) на Первом конкурсе Чайковского, выставки П. Пикассо, Р. Гуттузо, Р. Кента, приезд Ф. Жолио-Кюри, недели французского и английского кино, гастроли джаз-оркестра Бенни Гудмена в зале Лужников, открытие школ с углубленным изу- На 1 руб. в день прожить студенту было можно. В общем, при коммунизме жили, только не знали об этом. Стипендию назначала стипендиальная комиссия. При назначении учитывался средний доход на человека в семье и успеваемость. Так при среднем доходе до 30 руб., а такие были, стипендию давали со всеми тройками. А при доходе свыше 120 руб. не давали даже повышенную стипендию, и такие тоже были. Учебная нагрузка была великая, а порядки — жесткие. Во всех группах занятия начинались одновременно в 8-15. Во время лекций по коридору ходила замдекана. 2-3 раза в неделю переклички на лекциях, проверка старост, как отмечают журнал. За 8-10 часов прогулов лишали стипендии, а за большее число могли и отчислить. Тогда в армию и немедленно. В общем порядки армейские, преподаватели не жалели ни себя ни нас. Помню, сдавал черчение около полуночи, и не был последним. Нормальным по математике считалось 2-3 пятерки, 7-10 двоек на группу, 2-3 пересдачи (и только на трояк). Рекорд пересдач — 12. Пересдача происходила в актовом зале при большом скоплении двоечников (100-150 человек). Модой не увлекались, но следили. У девочек основным считались прическа, туфли, юбка. Туфли — остроносые шпильки. Юбка — чуть выше колен. Одевались скромно, но со вкусом. Особая манера носить одежду. Затянутый пояс на пальто, шарфики, платочки, объяснить трудно. Появились итальянские плащи «болонья» и первые джинсы. Целина 1964 г. Работа в стройотряде — почетная обязанность студентов второго курса. Весь курс едет на целину. Комсомольская путевка, эшелон, третья полка, три дня дороги и мы на месте. Совхоз «37 лет Октября», Целиноградская обл. Живем коммуной, все заработанные деньги — в общий котел. В конце всем поровну, плюс премия. Работа — 10 часов. Рыли фундамент под баню. Лом, лопата и метр в день на бойца в длину. Конец лета. Торжественная линейка. Отряду вручают «Красное знамя», награждение медалями «За освоение целины». Мне вручили грамоту. Заработал 130 руб. на руки. Нормально. Третий курс: 1964/65 гг. После лекций жили весело. После стипендии: «Три ступеньки», «Сокольники», чешское пиво, шпикачки. Дегустационный зал на ВДНХ. Кафе «Селена» — первое студенческое кафе в Москве. Большинство знаменитостей шестидесятых выступало у нас. Когда приезжал «Театр на Таганке», просочиться в актовый зал было трудно. Хорошо помню вечер Высоцкого, артистов Золотухина, Хмельницкого, Славину в кожаной куртке, ансамбль ИВЯ (Институт восточных языков). Популярны театры «Таганка», «Современник», Ленинского комсомола. Хорошо помню «1амлет» с Высоцким, «Антимиры», Юлию Борисову в театре Вахтангова. Сокращено по источнику: Восков Л. С. Воспоминания. 1962-1998 (www.voskov.narod.ru).
39 См.: Козлов А. Козел на саксе. М., 1998. чением иностранных языков, и, наконец, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве с его знаменитыми «Подмосковными вечерами» Соловьева-Седого40. В результате складывалась новая молодежная культура, новые ритмы, новые мелодии. В наш словарь входит новое слово — стиляга. По мнению К. Чуковского41, новое слово стиляга произошло путем слияния древнегреческого стиль, успевшего к тому времени обрусеть, и одного из самых выразительных русских суффиксов: яг(а). Писатель напоминает, суффикс далеко не всегда передает в русской речи экспрессию морального осуждения, презрения. Кроме сутяги, бродяги, есть миляга, работяга и бедняга. Но в нашей речи этот суффикс встал в ряд с неодобрительными ыга, юга, у га и пр., что сближает стилягу с такими словами, как прощелыга, подлюга, ворюга, хапуга, выжига*1. Спрашивается, можно ли считать это слово иноязычным, заимствованным, если русский язык при помощи своих собственных — русских — выразительных средств придал ему свой собственный — русский — характер? Вовсе не обязательно, утверждает К.И. Чуковский. Русский характер нового слова подчеркивается тем обстоятельством, что в нашей речи свободно бытуют и такие чисто русские национальные формы, как стиляжный, стиляжничать, достиляжиться и т.д. 1948 г. Фельетон некоего Беляева в журнале «Крокодил». Здесь и появилась презрительная кличка «стиляга», которой клеймили всех, кто не желал быть похожим на толпу Тогда же появляется отечественный стиляга, экзотическое чудо в узких до вывиха суставов штанах, в пиджаке с ватными плечами, в немыслимом галсту- 40 См.: Культурная жизнь в СССР, 1951-1965: Хроника. М., 1979. 41 См.: Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 1982. 42 См.: Виноградов В.В. Русский язык. М.-Л., 1947. С. 75-76. Костомаров В.Г. Откуда слово «стиля ке с обезьяной и пальмой. Кумиром молодежи стали лидеры западной молодежной субкультуры. От них проникла мода на стиляг. Это название произошло от «стиль» и означало: человек, умеющий и знающий, как одеваться со стилем. Пренебрежительное значение — городской пижон (в Англии их называли teddy boys). Происхождения термина никто точно не знает — одни специалисты полагают, что он пришел из западной музыки в конце 1940-х гг., другие — что из советского фельетона середины 1950-х гг., высмеивающего буржуазный образ жизни. Сами себя поклонники новой моды стилягами не называли. Слово употреблялось в уничижительном значении как обзывание. Популярная тогда Нина Дорда под аккомпанемент оркестра Эдди Рознера пела песню о стиляге, где были такие слова: «Ты его, подружка, не ругай, может он залетный попугай, может, когда маленьким он был, кто-то его на пол уронил, может болен он, бедняга, НЕТ — он просто-напросто СТИЛЯГА!» Стиляги это, как правило, молодые люди, носившие западную одежду и усвоившие некоторые западные образцы поведения — самые внешние, например танцы, пластинки или западная одежда. Стиляги ненавидели все мещанское, добропорядочное и занудное. Они бравировали своей оригинальностью, а часто доводили ею окружающих до исступления: вон, смотри, пошел стиляга, — брезгливо морщились в след старушки у подъездов и рабочие, забивающие козла во дворике. Стиляги ненавидели огромные толстые пластинки на 78 оборотов в минуту с песнями Бунчикова и Шульженко и боготворили только еще появляющиеся и пока еще очень редкие виниловые пластинки на 33 оборота, которые были для них символом высшей справедливости и торжества человеческого разума. Среди музыкальных предпочтений, как и у многих шестидесятников, был джаз. Стилять, «шузы» на «манке», лабаем джаз и песенка «Twist again» — вот далеко не полный культурный ассортимент 1960-х у настоящего стиляги. Однажды в Харькове даже состоялся съезд стиляг, который проводила совсем не комсомольская организация под названием «Голубая лошадь». Стиляги слушали буги-вуги и первые рок-н-роллы, а книжек не читали. Но сочиняли собственные песни типа «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зи-ганшин съел второй сапог». Для стиляги обязательной частью гардероба являлись узкие брюки со стрелочкой. В студенческих общежитиях, где не всегда имелись утюги, молодые люди на ночь укладывали аккуратно сложенные брюки под матрас — утром на каждой брючине было по стрелочке. К таким брюкам полагалось носить остроносые туфли — корочки. Андрей Битов в «Пушкинском доме» характеризует стиляг начала пятидесятых следующими словами: юноша — в узеньких брючках, в спадающем с плеч до колен зеленом (или клетчатом) пиджаке, на толстых подметках, подклеенных у предприимчивого кустаря, в пестром галстуке, повязанном микроскопическим узлом, с перстнем на руке и набриолиненным коком на голове, а главное — с особенной походкой; девушки — в юбках с разрезами и модной прической «венчик мира». Стиляг ловили комсомольские патрули, били, обрывали галстуки, прорабатывали на собраниях, выгоняли из институтов и комсомола. Но они появлялись вновь и вновь, и место их обитания во всех городах называлось «Брод», сокращенное от «Бродвей». Московский «Бродвей» — улица Горького — служил местом обитания не только стиляг, но и вообще «золотой молодежи»: артисты, поклонники джаза, манекенщицы, фарцовщики, опасные «центровые ребята». Здесь устраивали акции модные поэты и художники. Центром джазовой жизни было кафе «Молодежное» с фирменным «КМ-квартетом» саксофониста Владимира Сер-макашева. А были еще кафе «Аэлита», «Синяя птица» и множество танцплощадок по всей Москве и области. Эпатирующая молодежь, эта «плесень» (по хлесткому определению общественности) дала культуре много замечательных имен. Знаменитый Алексей Козлов пришел к саксофону именно со «стиляж-ничанья». Созвездие выдающихся мастеров взошло на небосклоне джаза в 50— 60-х гг. Это саксофонисты А. Зубов и В. Клейнот, Г. Гаранян и А. Козлов, пианисты Б. Фрумкин и В. Сакун, гитаристы Н. Громин и А. Кузнецов. Это и Василий Аксенов с его постоянной темой джаза в литературе. И выдающийся пианист Николай Петров, всегда готовый исполнить джазовую миниатюру. И альтист Юрий Башмет, ставящий джаз в один ряд с академической музыкой. Драматург В. Славкин, сатирик А. Арканов, режиссер А. Габрилович, писатель А. Кабаков, актер А. Филиппенко, политик В. Лукин43. В тогдашнем Ленинграде функции Бродвея — своеобразного подиума для стиляг, где они демонстрировали свои наряды, общались, заводили новые Врезка А. Козлов Бродвей «Бродвейский» период моей жизни захватил главным образом старшие классы средней школы и, может быть первый курс института, то есть первую половину 50-х. В Москве «Бродвеем» называлась часть левой стороны улицы Горького, если идти от памятника Пушкину до самого низа. Здесь каждый вечер, часов с восьми до одиннадцати, двигались навстречу два потока людей, рассматривавших друг друга. Дойдя до крайней точки, поток разворачивался и шел в обратном направлении, и так по несколько раз за вечер. Противоположная сторона улицы, не считавшаяся «Бродвеем», была практически пуста, если не считать обычных прохожих. Немного освоившись на «Броде» (как его называли завсегдатаи), я понял, что без соответствующей внешности меня там никто не признает за своего. Но для того чтобы стильно одеться, нужны были не только деньги, но и возможность достать хоть что-то — расписной галстук, «бахилы» на толстом кау- чуке, узкие брюки с широкими манжетами, длинный «лепень» (пиджак) с накладными карманами и разрезом, светлый плащ до земли, длинный белый шелковый шарф, на голову — широкополую шляпу, а зимой — «скандинавку» (шапку «пирожком»). Главное, надо было познакомиться с кем-то из старших, истинно бродвейских чуваков, как-то войти в их круг. Просто подойти и заговорить казалось невозможным, тем более, что выглядел я тогда совсем малолеткой. Но какие-то случаи представлялись, особенно во время распространенных тогда стихийных хэпинингов, в которых принимали участие все, кто хотел. Одной из форм хэпининга была так называемая «очередь». Шел по «Бродвею», скажем, какой-нибудь чинный старичок с авоськой. Несколько молодых людей пристраивались к нему сзади, как бы образуя движущуюся очередь. Сразу же к ним присоединялись все новые и новые шутники и очередь превращалась в длиннейшую колонну, идущую за ничего не подозревающим старичком. Если он останавливался у витрины, все останавливались тоже, он шел дальше — движение колонны возобновлялось. Иногда по реакции 43 Канунов А. Просто джаз — и Джаз у нас (http://jazz.ru). знакомства, обсуждали новости, делились впечатлениями — выполняла центральная улица города — Невский проспект, поэтому ходить по Невскому значило «хилять по Броду». Именно на бродвеях можно было изучать всю субкультурную атрибутику стиляжничества — от сленга и одежды до манер поведения и стиля проведения досуга. Со временем у стиляг родился свой язык, который многое перенял у поклонников джаза. Специалисты считают, что появление стиля и распространение джаза в послевоенное время — явления во многом совпадающие. Именно поэтому стиляг 1950-х гг. называют еще «поколением джаза». Музыканты называли себя «лабухами», и джаз они не играли, а «лабали». Гонорар они называли «башли». Они не ели, а «берляли». Не ходили, а «хиляли». Не отдыхали, а «кочумали». Не выпивали, а «киряли». Многие словечки того времени, типа «чувак» и «чувиха», задержались в молодежном словаре и по сей день. На жаргоне тех лет модная одежда именовалась «прикид» и «фирма», летняя мужская рубашка с коротким рукавом — «бобочка», приодеться — «прибрахлиться», комиссионный магазин — «комок», дом, квартира — «хата», девушка — «чувиха», «герла», «фифа», родители — «предки»; совершить очередной обход комиссионных магазинов в поисках модной «вещицы» означало «прошвырнуться по комкам», а ухаживать за девушкой — «кадриться» (отсюда еще одно сленговое название девушки — «кадр»). На языке московских стиляг «плешка» означала любую площадку для встреч около метро или в другом общественном месте. Возможно, что в других городах, где появлялись тусовки стиляг, возникал свой жаргон либо использовался столичный сленг с региональными вкраплениями, но судить об этом мы не можем, поскольку специальных исследований на эту тему не проводилось44. встречных прохожих он догадывался, что что-то не так, начинал ругаться, пытаясь разогнать «очередь». Но все ее участники стояли молча, абсолютно не реагируя на крики, и, как только он пытался идти дальше и оторваться от колонны, она как тень следовала за ним. Иногда, когда объект издевки скандалил слишком громко, вмешивалась милиция, «очередь» разбегалась, но обычно никого в отделение не забирали, так как шутка была достаточно невинной. Вот в таких действах и можно было познакомиться с кем-то новым. Постепенно у меня появились знакомые из бродвейского мира. Сперва это был совершенно загадочный человек, называвший себя не иначе как «1айс», и утверждавший, что знаком с дочерью английского посла. В это трудно было поверить, но мы подыгрывали ему и хотели верить, чтобы гордиться знакомством с ним. Кстати, он потом как в воду канул, и с 1953 года я о нем ничего не слышал. Позже я познакомился с «Бэбэшни-ком», «Айрой», Колей — «(олемом», «Чарли», Пиней юфманом, Эдиком «юношистом», а уже позднее — с Сэмом Павловым и Юрой Захаровым. Были и совсем недоступные люди из числа «золотой молодежи», — детей партийных и ответственных работников, известных деятелей искусства и науки. У них были огромные возможности доставать одежду и пластинки, проводить время в ресторанах и на «хатах», пользоваться автомобилями родителей, полу- чать недоступную для остальных информацию о западной культуре. До определенных пределов и до какой-то поры власти закрывали глаза на этот, абсолютно недопустимый для остальных образ жизни, считавшийся вражеским, буржуазным. Лишь 44 Между прочим, в Финляндии сленг считался языком босяков (люмпенов), юнцов-стиляг и тому подобных обитателей улиц, жаргон перенимали и игравшие на улицах дети (Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 18 янв.). Культивирование стилягами своего особого языка давало им возможность острее ощущать собственную взрослость, непохожесть на других, позволяло удовлетворять потребность в самоутверждении. Со стилягами боролись сообща — общественность, местные власти, пресса Стиляги рубежа 1950—1960-х гг. воплощали собой первый контркультурный образ жизни и систему ценностей, противостоящую прежней сталинс- иногда появлялись в «Крокодиле» фельетоны типа «На папиной «Победе», с намеками на недопустимость такого явления. Все проделки «детишек» обычно покрывались их влиятельными родителями. Одним из известных тогда представителей «золотой молодежи» был сын композитора И. Дунаевского — Женя. Во времена, когда частные автомобили были большой редкостью, он разъезжал на собственном, подаренном ему отцом зеленом «Шевроле», что вызывало у нас чувство чего-то абсолютно недоступного. Постепенно я вошел в круг молодежи, регулярно бывавшей на «Бродвее». Но произошло это лишь после того, как мне удалось хоть как-то «прибрах-литься». Важным элементом внешности для чувака, помимо одежды и обуви, была прическа. Официальной формой волос советских людей тогда был так называемый «политический зачес», «бокс» или «полубокс». Главное, чтобы сзади, на затылке было все аккуратно выбрито. Длинные волосы, свисающие на шею или, не приведи Господь, на плечи — считалось недопустимым и приравнивалось к чему-то антиобщественному. Вообще, длина волос и ширина брюк почему-то всегда были меркой политического состояния советского человека. Тогда отношение к вещам было еще не таким требовательным, как позднее. Главное, чтобы это было «стильно», то есть не как у «жлобов». Поэтому допускалось носить некоторые вещи, сшитые на заказ, у специального портного, который шел на уступки заказчика и делал нечто поперек своему и общественному вкусу. Ну например, ботинки на толстом многослойном каучуке, из малиновой кожи, с широченным рантом, прошитым и проложенным нейлоновой леской. Их пошив стоил огромных денег — пятьсот рублей. Весили они (я взвешивал сам) два с половиной килограмма. Отсюда и особая походка. Я думаю, на Западе никто ничего подобного не носил, это была чисто нашенская выдумка. А пресловутые узкие брюки, которые так раздражали советских людей в то время. Надо было пошить брюки шириной внизу 22 сантиметра, да еще с двумя задними прорезными карманами, как у всех американских брюк. Позднее, во второй половине 50-х, на волне начавшихся разоблачений культа личности страсти вокруг стиляг поутихли, «стилягами» стали обзывать всех нехороших людей. Модных, прозападно ориентированных молодых людей стало больше и они как-то сами собой распались на разные категории. Сокращено по источнику: Козлова. Козел на саксе. М.: Вагриус, 1998. кой эпохе. С ними боролись общественность, местные власти, пресса. На плакате тех лет, озаглавленном «От стиляги — к преступнику», можно было прочесть такие строки: Стиляга — в потенции враг С моралью чужою и куцей, — На комсомольскую мушку стиляг; Пусть переделываются и сдаются! Журнал «Крокодил» публиковал беспощадные фельетоны, а газета «Правда» — разоблачительные передовые. Заподозренных в приверженности буржуазной морали студентов, вопреки тогдашнему советскому законодательству, исключали из вузов. Егор Яковлев, бывший тогда первым секретарем Свердловского райкома комсомола в Москве, вспоминает, как «грузовые машины подъезжали к Свердловскому райкому партии на улице Чехова 18, выходили патрули с повязками, потому что все должны видеть, что они есть, они ехали на улицу Горького, выходили и начинали просто-напросто публично задерживать стиляг и приводить в 50-е отделение милиции». Карикатуры на «стиляг» в советских журналах и газетах 1950-х гг. Дружинники и комсомольские активисты, борясь с «идеологической диверсией», совершали самые настоящие облавы на улицах и танцплощадках города. В соответствии с документированными указаниями районных комитетов партии, районных комитетов комсомола формировались специальные группы в тогдашних бригадах добровольного содействия милиции — бригадмилах. Формировались они обычно из фабрично-заводской, реже из студенческой молодежи. Проинструктированные в райкомах и горкомах, эти бригадмильцы врывались на танцевальные площадки, в рестораны, избивали тех, кого они считали стилягами, рвали на них одежду. Вот отрывок из статьи в газете «Советская культура» (это уже 1956 г.): «В танцевальный зал входит группа стиляг. Подчеркнуто ленивым взором они обводят присутствующих. Здесь можно «подколоться» к незна- комым девушкам и после танцев заманить их в ресторан. Здесь можно, не обращая внимания на протесты распорядителя, показать «серой» массе, что такое танцы «стилем». К одной из крикливо разодетых девиц ослабленной походкой подходит студент Института тонкой химической технологии имени Ломоносова Борис Королев. —Краковяк стилем! —Только один заход. Я уже ангажирована! —Мерси! Танцующая пара едва передвигает ноги. Глаза их полузакрыты. На лице напускное равнодушие. Они, видите ли, танцуют! Но (...) танцы — это еще, можно сказать, невинные развлечения. Здесь, на танцах, обычно и завязываются те знакомства, которых так добиваются стиляги и которые стали для этих моральных уродов своего рода спортом: молоденькая девушка цинично зовется на их языке «золотым дукатом»; «фирменным», то есть, очевидно, бравым парнем, считается тот, у кого в числе «побед» фигурирует «золотой дукат»!.. Невозможно без брезгливого отвращения знакомиться с этой стороной жизни стиляг...»45 Вспоминая о юности выдающегося режиссера Андрея Тарковского, его сестра Марина Тарковская пишет: «Стиляг ловили, стригли, сажали в кутузку, разрезали узкие брюки. Комсомольские патрули ходили по улицам, в одинаковых костюмах. Конечно, их раздражал внешний вид, пестрые галстуки. Потом это стало приобретать несколько комический оттенок. Были какие-то пальмы яркие на галстуках... Подпольные артели сразу же стали их выпускать. Андрей, конечно, обезьян не носил, у него был более изыскан- Врезка А. Б. Венедиктов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|