Маленькие события большой оттепели
Эти события произошли в начале 1960-х гг., т.е. в самый разгар хрущевской оттепели. Люди старшего и среднего возраста, вероятно, помнят так называемых «стиляг» — представителей молодежи того времени, одетых в узенькие короткие брюки, клетчатые пиджаки, яркие носки и галстуки, туфли на толстой подошве, и на голове — набриолиненные коки, а представительницы слабого пола — в узенькие короткие юбки, яркие кофты и на голове прическа с «хвостом» и подстриженной челкой. К стилягам в основном относились студенты вузов, учащиеся техникумов, да и определенная часть молодых рабочих и ИТР. Н.С. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК и председателем Совмина СССР, развенчал культ личности И.В. Сталина, реабилитировал многих жертв политических репрессий и дозволил определенное свободомыслие среди народа. Но тем не менее он — дитя 1930-1940-1950-х гг., и потому как бы ни старался прослыть демократом, въевшаяся и впитанная с молоком матери коммунис- тическая идеология довлела в его характере. Не забыты по сей день его гонения на художников — абстракционистов, поэтов, писателей и драматургов, не приемлющих принцип «соцреализма». Поэтому идеологический отдел ЦК вменял в обязанность структур КПСС и ВЛКСМ, а также Комитета госбезопасности выявлять и пресекать чуждые соцреализму идеологические явления и события в жизни страны. Но как известно, события и явления связаны с конкретными людьми и поэтому сами собой не происходят....Виктор Воронов, примерно 1930-35 г. рождения, после окончания средней школы и истфака педагогического института был зачислен на службу в органы госбезопасности СССР. Вступая в ряды ГБ одного из небольших шахтерских городов Кузбасса, Виктор думал, что ему придется выявлять шпионов и агентов империалистических разведок, но был назначен на участок по выявлению идеологически вредных проявлений среди молодежи, увлекающейся западным образом жизни, или попросту — «стиляг». Воронов начал изучать оперативную обстановку, т.е. из какой среды выходят «стиляги», сколько их в городе, где собира-
15 Цит. по: Разница во времени (http://www.svoboda.org). ный вкус. Я ему сшила из платья пестрый галстук...»46 Вот, что пишет Эммануил Виторган, родившийся в конце 1930-х: «Я вспоминаю, как мы, совсем юные, гуляли по набережной Волги, которую называли Бродвеем или астраханским Бродом, как нас там милиция гоняла за узкие брюки стиляг и за коки на голове, как мы там ловили рыбу и целовались с девушками. Кстати, и стиляжничество наше тоже было не столичным, а периферийным, подражательным. С настоящей идеологией стиляг я познакомился только спустя десятилетия, уже в Москве, когда играл в спектакле Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека». Нас тогда консультировал Алексей Козлов, один из известнейших московских стиляг». Даже смерть Сталина не остановила нападки на джаз и стиляг. В хрущевскую «оттепель» на улицах больших городов, местных бродвеях, милиция и комсомольцы-дружинники отлавливали «стиляг» и бросали их в камеры. Тогда и возникла знаменитая песенка на мотив «Сан-Луи блюза»: «Двадцатый съезд КПСС Стиляг отправил в МТС. Стиляги трактор завели, Колхоз назвали: «О, Сан-Луи!..» Стиляги были первыми неформалами в истории отечественной культуры. В отличие от нынешних неформалов, которые толпятся в подземных переходах или на молодежных тусовках, стиляги были в основном из очень интеллигентных семей — дети врачей, профессуры, композиторов и писателей, чиновной и военной верхушки вплоть до детей министров и генера- ются, какие идеологические постулаты проповедуют, кто являются авторитетами и активистами в этой среде.
Нужные сведения он без труда почерпнул в отделе по работе с молодежью местного горкома комсомола. Но оперативная обстановка — это только первоначальный этап; в конце концов нужны материалы на конкретных лиц, профилактические мероприятия, а в идеале и возбужденные уголовные дела. Виктор сам прекрасно понимал, что без помощников-информаторов в этой среде ничего не добьешься — это же ему неоднократно говорил начальник городского подразделения УКГБ майор Землянухин, опытный оперработник, участник Великой Отечественной войны. Землянухин в душе хорошо понимал, что увлечение узкими брюками и пестрыми рубашками, дисками с записью западной музыки на рентгеновских пленках ни в коей мере не подрывают устои государства; тем более, командуя во время войны взводом разведки, он видел, что молодые солдатики, несмотря ни на какие идеологические выверты (увлечение стихами Есенина, песнями Ле-щенко, склонность к амурным похождениям и 46 Газета.Ру. 4 апреля 2002 (www.gzt.ru). т.п.), никак не перестают быть патриотами Родины, готовыми отдать за нее все, включая жизнь. Землянухин, основываясь на своем жизненном и оперативном опыте, справедливо полагал, что стиляжничество — явление, присущее молодому возрасту и проходящее со временем: мол, моло- дая кровь перебродит и успокоится. Но в горкоме партии, членом бюро которого он являлся, постоянно давали «накачки». Работа есть работа, и начальник стал все чаще интересоваться положением дел на участке Воронова. Виктор завел несколько подборочек оперативных материалов на кандидатов, пытаясь выбрать из них самого перспективного и информативного. Однажды в лов. «Копируя внешнюю стилистику героев Ремарка и Хемингуэя, ленинградские шестидесятники воспринимали дух отрицания всякой позы, помпезности и напыщенности, с которыми ассоциировалось сталинское время и которые так чужды истинным «детям Петровым». К началу 1960-х гг. именно поэты-шестидесятники уже почти убедили властные структуры, что одетые в узкие брюки «нигилисты» вполне способны совершать подвиги во имя идеи»47. Стиляги из числа студентов и интеллигенции ходили в центре Москвы по улице Горького в узких черных брючках и толстенных твидовых пиджаках с плечиками, носили милый хохолок, зачесанный назад, как у Элвиса Пресли и Билла Хейли. Публично демонстрировать свою принадлежность к контркультуре было небезопасно — можно было попасть в тюрьму по политической статье (им приписывали наркотики и спекуляцию валютой, подрыв устоев социалистического строя). Нынешние панки с ирокезами на голове и в аляповатой одежде, считающие себя преемниками стиляг, тоже попадают в отделения милиции, но их никто не сажает. К тому в отличие от своих предшественников, панки — выходцы из рабочей среды.
Запад и западная культура проникала в сердце, тело и разум шестидесятников, и не только интеллигенции. Поэт Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, вспоминая свою молодость, писал: «Мы там, в Питере, все его поле зрения попал молодой врач Денисов Евгений, прибывший в шахтерский город по распределению после окончания Саратовского медицинского института. Как «пришелец» из европейской части страны и областного центра, он обладал довольно широким кругозором, был приятен в общении, играл в баскетбол и одевался, как было нужно. Вокруг него постоянно «тусовались» молодые люди и девушки, и не только медики, но и представители других слоев. Словом, Виктор остановил свой выбор как на потенциальном информаторе на Денисове. Воронов тщательно готовился к встрече с Евгением. Проштудировал информационные сборники КГБ, открытые печатные материалы по стилягам, но на самый главный вопрос ответа так и не нашел — чем же стиляги опасны для общества и для страны. Ну ладно, западная музыка и одежда, вольные танцы, рукописные самиздатовские журналы, обсуждение зарубежных радиопередач, стремление почитать произведения М. Булгакова, А. Платонова и других неиздаваемых писателей. Ну и что? — мучился Виктор. — Какой урон государству это наносит? На эти вопросы не 47 Левина Н. Отрицание позы //Дело. 2003. 21 anj сумел четко ответить даже Землянухин, который выразился обтекаемо, что на «стиляг» могут ориентироваться спецслужбы и идеологические центры империалистических государств и что они активно выходят на иностранцев с целью приобретения импортной одежды и пр. Выйдя с Евгением на оперативный контакт, Воронов обсуждал самые разные вопросы (учеба в вузе, житье в шахтерском городе, — где, кстати, иностранцы никогда не появлялись, — спортивные события и т.п.). Затем ненавязчиво начал направлять разговор в нужное для себя русло, т.е. в отношении стиляг. Рассказал о самиздатовском журнале «Грыжа», издаваемом б областном центре студентами медвуза, о стремлении спецслужб капстран инициировать конфликт поколений в СССР. Евгений слушал внимательно, но задал только один вопрос — а причем здесь он. Виктор, несколько смутившись, пояснил, что, судя по одежде и кругу общения, Евгений относится к стилягам и мог бы помочь органам в освещении обстановки. «Вот куда он клонит», — подумал Евгений, но вслух посоветовал Воронову приобрести модную одежду и даже предложил свести его со знакомы-
выросли убежденными индивидуалистами — и потому, может быть, большими американцами, чем многие настоящие американцы». Индивидуализм, ростки которого начали пробиваться на свет в конце 1950-х — начале 1960-х гг., проявлял себя в одежде, образе мыслей, стиле поведения, творчестве и в экономике. Наиболее решительные из стиляг становятся фарцовщиками, которые сбывают иностранцам отечественные сувениры и произведения, выменивая их на валюту, которую пускают на накопление и покупку «фирменной», т.е. западной одежда. Фарцовщики — первые индивидуальные предприниматели в эпоху, когда оно, это самое предпринимательство, не было известно советскому обществу и оценивалось им как преступление. Опередившие свою эпоху, они представляли собой первопроходцев общества потребления на отечественной почве и стали возможны только на волне экономического бума в послевоенной Америке. Оттуда они черпали свои идеи, ценности и материальные блага. В 1960—70-е годы фарцовщики одевали в модные вещи не только культурный андеграунд, продвинутую часть интеллигенции, но и половину партийной элиты, прежде всего ее детей и жен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|