Культурная травма и конец оттепели
Окно, точнее выразиться, небольшая форточка, приоткрывшаяся в большой мир во время оттепели, то распахивалась, то вновь закрывалась. В 1959 г., когда победила Кубинская революция, и творческой интеллигенции дозволялось многое или почти все. Появилась мода на революционеров-романтиков, свергающих империалистические режимы. В молодежных ком- ми парнями и девушками, и тогда можно будет воочию убедиться, что «стиляги» шахтерского городка никакой опасности для государства не представляют. Виктор был озадачен таким поворотом разговора и предложил встретиться с начальником горотделения УКГБ Землянухиным. Но на следующую встречу Денисов не пришел. Как выяснил Воронов, Евгений срочно рассчитался с работы, якобы в связи с семейными обстоятельствами, оставив в отделе кадров свою трудовую книжку, так как не отработал положенных трех лет после распределения из вуза. Через несколько лет Воронов уволился из органов КГБ и устроился учителем истории в школу. К тому времени стиляжничество само по себе прекратилось. Бывшие стиляги стали примерными тружениками и семейными людьми, с усмешкой вспоминали пестрые галстуки, носки и «роки» на рентгеновской пленке. В 1964 г. Хрущев был снят с должности, и главой КПСС и государства стал Л.И. Брежнев. Постепенно оттепель стала заменяться «холодком», критиковался волюнтаризм Хрущева и его «глумление» над «вождем всех времен и народов» Иосифом Сталиным. Землянухин к тому времени ушел на пенсию, активно участвовал, как вете- ран войны, в патриотическом и военном воспитании школьников и учащихся СПТУ В 1969 г. в город приехал стройный высокий майор пограничных войск — медик Евгений Денисов. Служил он на одной из погранзастав на Дальнем Востоке, показал себя достойным хирургом при оказании помощи раненым воинам в ходе советско-китайского конфликта на реке Уссури. С учетом того, что погранвойска тогда относились к Комитету госбезопасности СССР, Денисов пришел отмечать отпускное удостоверение в горотделение УКГБ, но ни Воронова, ни Землянухина там не встретил, а интересоваться ими не счел нужным. Попив водки и погуляв со своими бывшими знакомыми, он благополучно отчалил к своим родителям в Саратов. Вот вам и бывший стиляга, а затем патриот и хороший офицер-медик. Мягко выражаясь, не прав был ни Хрущев НС, ни идеологический отдел ЦК и нижестоящие структуры КПСС и ВЛКСМ, высосавшие из пальца потенциальных врагов устоев государства, так называемых «стиляг». Вроде бы простая и непритязательная история имеет глубокий смысл как для представителей контрразведывательных органов, так и обыкновенных россиян. Сокращено по источнику: Венедиктов А.Б. Рассказы старого чекиста (http://kemerovo.boom.ru).
паниях опять запели «Гренаду» и «Бригантину», молодые люди стали отращивать бороду и повесили на стену портреты своих кумиров: Фиделя Кастро и Эрнеста Хэмингуэя. Молодые прозаики осваивали телеграфный стиль Хэма. Герой стал мужественнее, проще, грубее. В 1961 г. возводится Берлинская стена, а в 1962 г. разразился Карибский кризис. В 1963 г. в СССР началась «охота на ведьм» — гонение на формализм. Борьба с формализмом знала несколько волн — первая в 1930-е, вторая — в 1950-е, а третья в 1960-е гг. В 1950 г. в «Правде» была опубликована статья Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой критиковалось учение академика Николая Марра, относившего язык к «идеологической надстройке». После публикации статьи усилились гонения против «формалистов» в лингвистике. Знаковым событием новой волны стало знаменитое посещение Хрущевым выставки в Манеже в декабре 1962 г. И. Эренбург,
заступившийся тогда за авангардистов, подвергся разгрому в речи Л.Ф. Ильичева «Об ответственности художника перед народом» в марте 1963 г. Партия вплотную занялась искусством. В среде неофициального искусства получили известность Э. Неизвестный, Ю. Соостер, Ю. Соболев, В. Янкилевский. За плечами Э. Неизвестного была война, Ю. Соостера — лагерь, Ю. Соболева — болезнь. Они пытались применить к живописи рационально-математические методы познания глубинной сущности явлений. Влияние их идей в художественной среде нарастало по мере популярности идей ядерной физики, генетики, кибернетики. Хрущевская «оттепель» подогревала абсолютную веру в науку. В формализме, «безыдейности и политической слепоте» обвиняют творчество выдающегося литературоведа Михаила Бахтина и прославленную пианистку Марию Юдину. В 1960 г. последовало изгнание Юдиной из Гне-синского института за распространение модернизма и религиозных взглядов. Да и как было не выгнать? На своих концертах она выходила на бис с огромным крестом и читала стихи из «Доктора Живаго» — в то время, когда имя Пастернака было всеми заклеймено. Присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго» оборачивается в 1958 г. общественным судилищем над поэтом. В 1962—64 гг. публичное осуждение публикации «Одного дня Ивана Денисовича» и обвинение молодого ленинградского поэта И. Бродского в тунеядстве. Через некоторое время оба они получат Нобелевскую премию. Оба они будут обречены на изгнание, на которое хотела обречь партийная общественность и «презренного отщепенца» Б. Пастернака. Руками подвижников литературного подполья с конца 1950-х гг., переписанные от руки или машинописные, извлекались из «подполья» стихи М. Цветаевой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Хлебникова, М. Волошина и других, создавая первый «самиздат». В Ленинграде он связан с такими фигурами, как И. Бродский, Е. Рейн, Д. Бобышев, А. Найман, Л. Аронзон и Р. Мандельштам. В Москве возникает первый самиздатовский сборник «Синтаксис», составитель которого А. Гинзбург в конце 1960-х будет одним из родоначальников правозащитного движения. В сборник вошли стихи С. Красовиц-кого, Г Айги, С. Чудакова, В. Хромова, С. и О. Прокофьевых. Они так и не будут приняты официальной культурой. Если Е. Евтушенко, А. Вознесенский и
Б. Ахмадулина достаточно быстро опубликуют поэтические сборники, то имена авторов «Синтаксиса» украсят один из нашумевших газетных фельетонов — «Бездельники карабкаются на Парнас», состряпанный по образцу погромщиков космополитизма. В этом фельетоне промелькнет и имя молодого композитора А. Волконского, одним из первых применившего в своей симфонии законы атональной музыки после Д. Шостаковича и С. Прокофьева48. Многое перестало печататься, экранизироваться и экспонироваться, многое запретила цензура и многое легло на полки, многие перебрались в «литературное подполье». Политические диспуты перебрались на кухню, романтика перекочевала в пространство досуга: дым костра, горы, байдарки, любовь. Подвигом стало повседневное честное исполнение обязанностей: подвиг — не стать преступником, хорошо учиться, стать образованным, культурным человеком49. В социологии наиболее одаренные силы перекочевали в критику буржуазной теории и социологию культуры, через которые можно было еще как-то знакомиться с новинками и рассказывать о них читателю. В эмпирических исследованиях не рекомендовалось обнажать реальные проблемы, говорить о бедности или бюрократизме, поскольку материалы ложились в основу очередного партийного съезда либо постановления. Ситуация обострилась в 1964 г. после снятия Н.С. Хрущева. Он все еще числился «западником» и где-то мог сочувствовать шестидесятникам. С этого момента обвинения в формализме могли звучать как приговор к 10 годам Врезка Г. Маневич Другое искусства Читали запоем вновь открытого Достоевского, в самиздатовских переводах — Ф. Кафку и А. Камю, Т. Манна и Г Бёлля, М. Пруста и Л. Селина, К. Гам-суна и Э. Хемингуэя, Вл. Соловьева и 3. Фрейда, Ф. Ницше и Н. Бердяева, А. Платонова и М. Зощенко, В. Розанова и А. Ремизова. Так возникали союзы посвященных. Люди находили друг друга в библиотечных «курилках» Ленинки и Исторички, где в конце 50-х можно было читать книги, позднее попавшие в «спецхран». Знакомства происходили в залах Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где была открыта постоянная экспозиция французского постимпрессионизма и фовизма. Здесь достаточно определенно вырисовывались оппонирующие друг другу последователи Ван 1ога и Сезанна. Авангардисты 1960-х были слушателями Баха и Вивальди, [енделя и Телемана, многие встречались без предварительной договоренности на первых концертах клавесинной музыки, которые организовывал композитор А. Волконский в помещении концертного зала института им. Гне-синых, или на поэтических вечерах и мини-выставках, устроенных литературоведом Н.И. Харджие-
вым, современником В. Хлебникова и К. Малевича, и поэтом нового поколения постсимволизма Г Айги. Здесь впервые в камерном зале Музея В. Маяковского, по случаю того или иного юбилея, можно было увидеть работы К. Малевича, М. Матюшина, Е. lypo, В. Хлебникова, В. Маяковского, Н. юнчаровой, М. Ларионова, В. Чекрыгина. Культурная жизнь московской подпольной элиты носила сугубо домашний, говоря языком начала века, «салонный» характер, если комнаты часто довольно просторных арбатских коммуналок возможно именовать подобным образом. Эпитет «салонный» здесь звучит как антитеза «официальной». Ее представители как бы не рассчитывали быть увиденными или услышанными в массовых аудиториях, разве что в студенческих клубах или общежитиях. Поэты читали стихи в кругу своих друзей или единомышленников, а выставки художников просто устра- См.: Маневич Г. Художник и время, или Московское «подполье» 60-х //Другое искусство. Москва 1956-76. М., 1991. 49 Айзерман Л. Всегда ли в жизни есть место подвигу // Юность. 1967. № 8. заключения. В 1965 г. арестовали Ю. Даниэля и А. Синявского. Шестидесятников почти перестали печатать, активизировалась деятельность самиздата. Их стихи и проза передавались в машинописных экземплярах из рук в руки. В это время бардовская песня, не требующая особых приспособлений и больших эстрад, становится чуть ли не самым массовым видом творчества, распространяемым на магнитофонных катушках. Поэзия уходит с эстрады на кухню, в подворотню, на туристский привал. Там хэмингуэевский стиль сливается с блатным —возникает феномен В. Высоцкого50. Революционный пафос и романтика уступают место сатире и самоиронии. Начинается так называемая «внутренняя эмиграция» и самоцензура. Все чаще герои уходят в другие времена и в другое пространство, возрастает доля научно-фантастической литературы, популярными становятся исторические романы.
В 1968 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев вводит советские танки в Прагу. Для шестидесятников это — трагедия. Они оказываются перед последней чертой. После нее можно либо сломаться и писать то, что нужно властям, либо не идти на компромисс и эмигрировать. Третий путь — остаться в стране и пытаться бороться за права человека. Так возникли три типа реакции на культурную травму (выражение П. Штомпки). Культурная травма — шок от резкого изменения ценностно-нормативных и семантических систем (ролей, правил, символов, значений). Культурная травма считается наиболее опасной и труднопреодолимой. ивались на квартирах, порою даже в комнатах раз- художник Н. Вечтомов; художники В. Немухин и его семьей один из идейных вдохновителей, а позднее А. Зверев и Д. Плавинский поражали своими рабо- лидер московского «подполья» Оскар Рабин. В тами не только московскую элиту, но и иностранных группу входили: поэт и художник Е.Л. Кропивниц- ценителей — от Сикейроса и Марковича до Сартра, кий и художник О.А. Потапова — родители жены Сокращено по источнику: Маневич ГХудожник и Оскара Валентины; Л. Кропивницкий — художник, время, или Московское «подполье» 60-х // Другое ее брат; Оскар Рабин и его старый приятель — искусство. Москва 1956-76. М., 1991. 50 Торунова Г.М. Мифология шестидесятников (http://netrover.narod.ru). Часть шестидесятников превращается в диссидентов и оказывается в тюрьме, в «психушке», а потом — за границей; часть уходит в культурное подполье и осваивает эзопов язык; часть пытается найти общий язык с властью и платит дорогую цену — теряет самобытность и любовь поклонников. Многие отправляют на Запад свои произведения — для публикации, затем уезжают сами. Культурная травма — шок от резкого изменения системы ценностей, норм, ролей, правил, символов Не удивительно, что лучшие произведения писателей 1960-х, такие как «Верный Руслан» Г. Владимова, «Чонкин» В. Войновича, не говоря о романах А. Солженицына, романе В. Максимова «Семь дней творенья», «Колымских рассказах» В. Шаламова, как и лучшая мемуарная литература тех лет — книги Надежды Мандельштам и Евгении Гинзбург, оказались изданными за границей. И для них нет альтернативы: печататься за рубежом, значит быть прочитанным небольшим кругом русскоязычной диаспоры и навсегда захлопнуть двери для возвращения в страну, где тебя жаждет услышать миллионная аудитория. Для некоторых эмиграция явилась вынужденной мерой, на которое пошло правительство, не желая ввязываться в политические скандалы и портить лицо перед западной общественностью. В. Буковский и А. Солженицын — яркие тому примеры. К внутренней эмиграции можно отнести уход от активной общественной жизни, почти полный разрыв культурных связей с официальной средой и создание собственного социума, который совершили в 1960-е гг. советские хиппи. Хрущевская «оттепель» длилась всего десятилетие, с перманентным подмораживанием всех сторон общественной жизни — от кровавой трагедии Венгрии 1956 г. до фарсового посещения Н.С. Хрущевым Манежа в 1962 г. Это была эпоха компромиссов и полуправды, послаблений и преследований, героизма и малодушия. Эпоха реформ Хрущева и знаменитая оттепель (1953—1964) закончилась. На смену ей спешили период застоя (1965—1985) и перестройка (1985— 1991). Субъективныйобразэпохи Оказывается, одно и то же время предстает в сознании разных людей неодинаково. Понятно, что все люди не похожи друг на друга, они воспитывались в разных условиях, проходили социализацию в разных городах или поселках, неодинаково думают, чувствуют и воспринимают окружающий мир. Но социологов интересуют большие социальные группы и вот выяснилось, что по отношению к субъективному образу исторической эпохи люди делятся на высоко- и малообразованных. У тех и других, если судить по их воспоминаниям, одна и та же эпоха предстает в совершенно разных образах. Петербургский социолог Н.Н. Цветаева51 сравнила воспоминания шестидесятников — выходцев из разных слоев общества: городской интеллигенции и крестьян, проходивших социализацию в деревенской глубинке52. Первые давали четкие и осмысленные модели эпохи своей юности, могли выделить главное и второстепенное, подчеркнуть самые яркие и закономерные для времени штрихи. Напротив, у вторых эпоха предстала в размытых образах, нечетких воспоминаниях, случайных чертах. Для образованных людей 1960-е гг. — это эпоха «оттепели», годы разоблачения «культа личности» Сталина и смягчения идеологии: «на какое-то время мы поверили, что мы свободны и можем жить по совести, быть самими собой», «все вздохнули свободно», «много стали говорить о новой жизни, появилось много публикаций»;«1960-е — самые интересные и насыщенные: слушали наших шестидесятников-поэтов, зачитывались (чаще скрытно) "Одним днем Ивана Денисовича"»; «1960-е — это время, когда все щурились от солнца, как сказал Жванецкий»; «отношу себя к числу шестидесятников — тех, чье идейное формирование на базе коммунистической идеологии происходило после смерти Сталина, кто испытал очистительное влияние XX съезда»; «мы кожей чувствовали духовный рост общества, презирали обыденность, рвались к интересной работе»; «в это время происходило освоение космоса, целины»; «знаменательное событие — доклад Хрущева — началось осмысливание»; «моральный кодекс строителя коммунизма», «всенародная государственная власть», «поклонение науке». У малообразованных людей оценки эпохи 1960-х очень редки. Фактически они не выделяют это время как особую эпоху и не объясняют с этой точки зрения свое участие в конкурсе. В тех же случаях, когда в их рассказах все же появляются характеристики того времени, они конкретны и «материальны», а эпоха 1960-х определяется прежде всего как время хрущевских реформ («перебои с хлебом», «вместо привычных культур на полях кукуруза», «хо- 51 Цветаева Н.Н. Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал. 1999. № 1/2. 52 Анализировались материалы тематического конкурса автобиографий шестидесятников «Гляжу в зяйки расставались со своими буренками»). Другими словами, 1960-е гг. вообще не фиксируются ими как «оттепель», как освобождение страны и личности, как смягчение режима и изменения идеологии. В восприятии крестьян 1960-е — это, с одной стороны, бедность, отсутствие нормального жилья, пьянство мужей, несправедливость начальства и т.п., а с другой — они оценивают советскую эпоху как время, в котором: «человек чувствовал себя членом одной большой семьи», «все было доступно... не боялись за завтрашний день», «твердо знали, что государство не оставит». Здесь смешались ценности общинной этики и ценности коммунистической идеологии. Если в крестьянских нарративах Н.Н. Цветаева почувствовала некую завороженность идеологическим языком советской эпохи, то у интеллигенции прочитывалось явное ди станцирование от власти. Разный уровень образования, разные социальные группы — крестьяне и интеллигенция. Соответственно разный круг воспоминаний — разные картины одной и той же исторической эпохи. У исследователей сложилось впечатление, что говорившие вообще жили либо в разных странах, либо в разные эпохи: жизненные миры этих групп почти не соприкасаются53. Когда люди, достаточно пожившие на свете, вспоминают свою молодость, то историческая эпоха предстает лишь в самых ярких образах — в тех, что сохранила и пронесла наша память через многие десятки лет. Мелкое и незначительное либо отсеялось само собой, либо забылось, будучи поглощенным другими более значимыми событиями. Из эпохи 1960-х, если судить по воспоминаниям тех, кому в 2000-е гг. было за 50 лет, выплывают огромные очереди за молоком — обычно по 150—200, а порой и в 600 человек, — в которые приходилось вставать в 5 часов утра, записываться, хранить чернильный номерок на руке и регулярно отмечаться; очереди за хлебом, когда вдруг обнаружилось, что привычные белый батон и черную буханку сменил какой-то непонятный, очень серый на цвет и на вкус, забайкальский хлеб. За ним тоже приходилось отстаивать многочисленные очереди, прихватив с собой школьный учебник или занимательную книжку — ведь здесь приходилось пребывать по несколько часов. По субъективным впечатлениям, социологическим опросам и анализу документов складывается весьма противоречивый образ поколения шестидесятников. Это шестидесятники вышли на площадь в августе 1968 г., издавали «Хронику текущих событий», защищали крымских татар. Шестидесятник Ю. Орлов еще в 1962 г. выступил на собрании в своем институте с текстом об «угрозе десталинизации», а в 1974 создал Хельсинскую группу. Аналогичное выступление позволил себе и мятежный генерал Григоренко, который угодил в психушку и затем уже больной уехал на Запад. Это шестидесятники удивительно хорошо вписались в брежневскую эпоху: читали лекции, много писали и издавали, защищались, добивались званий и должностей, заседали в ученых советах и министерских комиссиях, выезжали за рубеж, чтобы мир посмотреть и привести очередную порцию 53 Цветаева Н.Н. Указ. соч. модной одежды. И они же дома «под подушкой» держали запрещенную литературу, успокаивались, слушая «вражеские голоса» по транзисторному приемнику, в компании друзей ругали власти, попивая коньячок, купленный в «Березке». Кто-то обвиняет их в двойной морали, кто-то объясняет их позицию противоречивостью самого исторического времени и особенностями социализации. Ныне здравствующим шестидесятникам уже под семьдесят, их время отделено от «поколения Pepsy» почти полувековым рубежом. В масштабах человеческой жизни это огромный срок, почти непреодолимый разрыв с другими поколениями — предшествующими и последующими. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ Н. Алексеев
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|