Каменные джунгли и их жители
Идя по городу, испытываешь чувство, будто попал в джунгли Амазонии, по которым бродят всевозможные племена. У каждого свои наряды, обычаи, непонятный язык, загадочная письменность. Кто-то с кем-то враждует, заключает союзы — либо делает вид, что не замечает происходящего рядом. Так происходит везде, в самых разных странах, от Токио до Москвы, от Москвы до Лос-Анджелеса. Социологи это называют «новым трайбализмом» (от английского «tribe», «племя»). Как и «взрослые» общественные объединения, молодежные племена делятся на агрессивные, ненавидящие непохожих на них самих, и на мирные, старающиеся, соблюдая свою неповторимость, не вступать ни с кем в конфликты. К крайне агрессивным относятся skinheads, «бритоголовые» — эти мрачные и жестокие ребята в черных куртках «бомберс» и тяжелых башмаках. Во всех странах они примыкают к националистическим и фашистским «взрослым» движениям. Во Франции их можно увидеть на демонстрациях рядом со стариками из «Национального фронта», в Германии — с ветеранами-нацистами, у нас — вместе с оголтелыми пенсионерами-анпиловцами. Ненавидят они всех: представителей других племен, черных, желтых, евреев, арабов, словом, тех, кто не как они. Кроме того, расово-политические воззрения у скинов каким-то странным образом часто перекрещиваются с разборками в футбольной области. Столь же замкнутыми, но относительно менее агрессивными являются рокеры-байкеры, крутые парни с длинными волосами, одетые в кожу, обожающие скорость и превыше всего ставящие мужскую дружбу. В отличие от скинов, музоном не интересующихся, они любят громкую, околометаллическую музыку. Как и первые, они склонны к расистским воззрениям.
Мирных племен, к счастью, больше. Хотя и они, подвергаясь набегам со стороны озверелых дикарей, иногда впадают в бессмысленные междуусобицы. Но часто им хватает ума вступать в союзы — панки, хип-хоперы, рейверы, гранджеры, металлисты и тусовщики выступают единым фронтом. Про панков сейчас говорить не будем. Это старое и, несмотря на слоган «Punk not dead», уже исчезающее из городских джунглей племя. Что касается хип-хоперов — это тоже древний народец. Появились они во второй половине 1980-х, сперва в Нью-Йорке, среди цветной молодежи. Они слушали очень громкую музыку в стиле «фанк», их культовым музыкантом был Африка Бамбаатаа, а любимыми занятиями — езда на роликах или скейт-бор-де и расписывание стен. В этом жанре хип-хоперы достигли высот, иногда плоды их цветастого творчества оказываются настоящими произведениями ББ искусства. Те, кто серьезно занимается граффити, себя называют «таггера-ми». Благодаря хип-хоперам возник целый стиль в моде, который ныне коммерциализируют фирмы вроде «Наф-Наф» или «Бенеттон». А в области звуков они явились пионерами новой танцевальной музыки и всего того, что потом превратилось в клубную и рейверскую культуру. Понятие «рейв» возникло в Англии в самом начале 1990-х благодаря тому, что по тамошним законам клубы не могут работать всю ночь. Молодежь начала искать заброшенные фабрики и опустевшие дома, где в секрете от полиции устраивала свои танцевальные всенощные. Публика оповещалась по конфиденциальным каналам при помощи приглашений-«флайерсов», завозилась аппаратура, и ди-джеи, или, как их еще называют, МС (от Master of Ceremony, «Мастер обряда»), начинали свои музыкальные таинства. Очень быстро волна рейва захлестнула всю планету. С космической скоростью начали появляться все новые и новые музыкальные стили — ambient, acid-rap, dub, techno, drum-n-bass, darkcore, artcorejazzeore, tech-step, jump-up, intelligence, coffee-table и т.д., разницу между которыми может понять только посвященный.
Но рейв, конечно, не просто танцулька. Это именно обряд, объединяющий сотни людей. При этом часто все они остаются поодиночке. Да и музыка специальная, замыкающая человека на самого себя. Особенно если он принял какие-то психостимуляторы. А без них, к сожалению, выдержать рейв, длящийся без остановки несколько часов, до утра, — почти невозможно. Вот рейверы и объедаются «Extasy» или другой какой-то пакостью до полного изнеможения. Щенячья радость сменяется глубочайшей депрессией. Металлисты, наверно, будут всегда. Это староверы — годы идут, а у них почти ничего не меняется. Мрачная готическая символика, оглушительный звук, длинный хейр и железные заклепки повсюду... А гранджеры, по сути те же хиппи, только принципиально пессимистически настроенные, наверно, исчезнут довольно скоро, когда память об их идоле, очень талантливом музыканте Курте Кобейне из «Нирваны» потускнеет. Ну, а самое странное племя — тусовщики, «Branches», как их зовут во Франции, т.е. «подключенные». Они пронизывают собою все прочие племена. И притворяются всеми, в зависимости от того, какая мода сегодня стоит на дворе. Их идеология — внешняя изменчивость и при этом верность себе. Сегодня тусовщик может слушать «техно» и носить одежду «кислотных» (кислотных — потому что такие цвета ассоциируются с «acid», «ЛСД») гал-люцинозных цветов, завтра — побрить голову. А в душе скажет себе: «Ну и идиоты они все!» Племена — явление не новое. И чтобы понять их историю, стоит сделать обзор племен давних времен, ныне исчезнувших, представителей которых на улице уже не встретишь. При Сталине в Колыму угодить можно было ни за что («Тебе за что десятку-то дали? — Ни за что. — Не ври, ни за что пятерку дают»), «племен» быть не могло. Тогда молодежь кучковалась и враждовала по территориальному принципу. Все ходили в одинаковых кепках, болели за одни и те же футбольные команды, смотрели одни и те же фильмы и слушали одну и ту же музыку. А сворачивали друг другу скулы по принципу «Марьина роща против Каретных переулков». На Западе «племена» появились после World War II, когда западные страны начали бурно развиваться, был период Baby Boom (резкий рост рождае-
мости), а в мозгах людей произошел переворот в сторону «разрешающего общества». То есть одевайся как хочешь, слушай что хочешь, живи как заблагорассудится. При условии, что не нарушаешь законы. У нас «племена» появились чуть позже, когда Хрущев, хоть и ругая всех не похожих на трактористов-ударников граждан СССР «пидарасами», все же маленько разжал ежовые рукавицы. И пошло-поехало. Появилась «плесень», как называли всех, кто не носил штаны шириной в 40 см и стрижки «полубокс». Первыми были «стиляги», носившие портки-дудочки, штиблеты «на манной каше», пиджаки с огромными плечами, цветастые галстуки и напомаженные коки. Девушки выглядели поскромнее, но тоже старались быть не похожими на «колхозницу» с ВДНХ. Стиляги слушали буги-вуги и первые рок-н-роллы, а книжек не читали. Но сочиняли собственные песни типа «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зи-ганшин съел второй сапог». Историю рассказывать долго, но речь шла о троих солдатах, служивших на Курилах, которых оторвало вместе с баржей, которую они сторожили, и унесло в открытый океан. Болтались они там недели три, съели кирзовые сапоги и меха от гармошки, потом их наконец нашли и наградили орденами. Затем выползли битники. «Beatnik» происходит от «beat», «удар», но с русским окончанием, по аналогии со «спутник». Битники, наоборот, книги читали, року предпочитали джаз и носили длинные обвисшие свитера с во-ротником-гольф, джинсы, которые тогда назывались «техасы», замшевые ботинки, бороды и вообще были большими интеллектуалами. Их подружки делали прически в духе тех, которыми 25 лет позже прославилась группа «Сиге», а тогда назывались «я у мамы дурочка». Еще они красили себе глаза «ласточкиным хвостом», носили большие клипсы, обтягивающие блузки и широкие юбки-«солнце». А самыми «отмороженными», элитарными и, соответственно, малочисленными были «штатники». Эти ребята стриглись под «GI», солдатским коротким ежиком, носили снежно-белые тишотки, идеально отстиранные джинсы (желательно, Levi's или Riffle, которые тогда были первым писком европейской джинсовой моды и еще не назывались Super), черные или белые баскетбольные тапочки, синтетические лыжные куртки и черные очки образца «RayBan Basic». Книжек они не читали никаких, наплевательски относились к разнице между Колтрейном и Джерри Ли Льюисом, ни в грош не ставили всех соотечественников и в конце концов оказались самыми правильными: многие из «штатников» сейчас стали, пройдя через активную фарцовку, президентами больших банков или серьезными интеллектуалами.
Но настоящей революцией в молодежных движениях оказалось появление хиппи. В Америке первых «волосатых» можно было увидеть уже в середине «свихнутых 60-х». Еще Джек Керуак, великий писатель «beatgeneration», употреблял в своих книгах слово «хипстер». Происходит оно от «hip» — ляжка, и на слэнге первоначально значило «сексуально распущенный». У нас они объявились лет на семь позже. Главным занятием хиппи было отращивание волос (которые им милиционеры насильно обстригали), а также изготовление всевозможных «фенечек» — браслетов, бус и прочей красоты, — слушание психоделической музыки, употребление наркотиков и чтение «Мастера и Маргариты» Булгакова. Они усовершенствовали и обогатили англо-русский жаргон, изобретенный еще «штатниками» («я вчера со своей герлой скейпанул с психодрома на флэт, на сэйиш»), доведя его до уровня, напрочь непонятного посторонним. КГБ был вынужден издать словарик для служебного пользования, чтобы гебисты могли уразуметь, о чем щебечут между собой хейрастые идеологические диверсанты. Кличка одного из самых знаменитых московских хиппи, кстати, и была Диверсант. Кроме того, «система» (так хиппи называли свое племя) построила половое равенство. Королевой столичных волосатых была девушка по кличке Лягушка. Дальше молодежные движения начали почковаться с бешеной скоростью. Это было похоже на бурное развитие сект, когда, как только кто-нибудь придумывал какую-нибудь ересь, моментально находился еще кто-то, изобретавший ересь еще сумасброднее. Вдруг пошла мода на растафарианизм, возникшая благодаря музыке реггэ. Приверженцы этой веры, возникшей в трущобном районе Тренчтаун в столице Ямайки Кингстоне, считали бывшего эфиопского императора Хайле Селассие мессией, Эфиопию — новым и истинным Израилем, а прочий мир — гнилым Вавилоном. Часть из них даже попыталась в 1970-е годы «реэмигрировать» в Эфиопию, где оголодавшие местные жители были не на шутку изумлены появлением «новых израильтян» с карибского острова. Советские растаманы до такого экстремизма не доходили, просто пытались отрастить dreadlocks, колтунообразные локоны, слушали реггэ, курили траву (пристрастие к «марьиванне» обосновывалось цитатой из Ветхого Завета: «пользуйтесь травой полей...») и носили одежду желто-красно-зелено-черных цветов, символизировавших солнце, жизненную энергию, природу и цвет кожи жителей Африки.
Одним из ответвлений карибской музыки стал «ска». Термин этот возник от музыкального термина. Если в реггэ придерживались ритма «бум-ска», то в «ска» (важнейшей группой была The Madness) использовали «ска-бум», т.е. ударение приходилось не на первую, а вторую долю «квадрата». Скамены обязательно носили хоть что-нибудь в черно-белую шашечку — пиджак, шляпу, штаны. Шашечка символизировала расовые равенство и мир. В конце 70-х это племя стало довольно заметным среди тусовочной молодежи Москвы и Питера. Группы «Аукцион», «Игры» и «Браво» играли музыку в стиле «ска», фанаты носили одежки в шахматный узор. Но политическая идеология оставалась за пределами внимания; кроме того, у нас «ска» быстро скрестился с интересом к моде 1960-х гг. и к советской эстраде в псевдолатиноамериканском духе. Последним большим племенем времен холодной войны оказались панки. На лондонском жаргоне «punk» значит «грязный мерзкий хулиган». Сначала это были подростки из бедных рабочих районов, но потом, благодаря усилиям нескольких очень умных, хорошо образованных и прекрасно умеющих считать деньги людей вроде продюсера Малькольма МакЛарена, мо-дельерши Вивьен Вествуд и таких сверхраскрученных групп, как «Секс Пистолз» и «Клэш!», панкерство превратилось в общее явление, в котором участвовали и представители вполне сытых слоев общества, для которых призывы вроде «Fuck the Bourgeoisie!» были либо декоративными украшениями, либо общественным извращением. Король российских панков, Свинья — Андрей Панов, лидер пресловутой группы «Автоматические удовлетворители», происходил из обеспеченной и интеллигентной семьи. Панки начали почковаться на просто панков — грязных и вечно пьяных либо обдолбанных наркотиками, и суперпанков — утон- ченно интеллектуальных, читавших религиозную литературу разных толков, например, книги Антонена Арто, обожавших фильмы Фасбиндера и музыку Лори Андерсон, «Кабаре Вольтер», «the Throbbing Gristle» и Капитана Биф-харта. Кроме того, они заботились о своем «look». К отечественным суперпанкам относился покойный Сергей Курехин. Тут же возникли кибер-пан-ки — пионеры виртуалки и «хакерства», перенесшие идеи о том, что «будущего нет!», в искусственную электронную вселенную. А тут подоспели носители «декадентской» идеологии. Забота этих людей заключалась в том, чтобы выглядеть максимально дико и красиво и соответствующим образом себя вести. В честь чего они шли на полное следование идее «красота требует жертв» (они первыми занялись «пирсингом», т.е. проделыванием отверстий в самых малоподходящих местах тела). Жрали наркотики, а в сексуальной области считали для себя зазорным следовать общепринятой ориентации. Что касается этого, то свечку над всеми никто не держал. Ясно, что многие из «декадентов» просто распространяли про себя соответствующие слухи. У нас носителями «декадентства» и «нового классицизма» оказались прежде всего музыканты и художники из Ленинбурга, к примеру, Тимур Новиков, «Густав» Гурьянов из «Кино», Сережа Африка и Владик Монро. Интересным явлением начала 1980-х стало возрождение «устойчивых ценностей». На фоне полностью «отъехавших» вдруг появились стерильно чистенькие строгие юноши и девушки, изображавшие из себя серьезных студентов. На самом же деле по внутреннему сумасшествию они могли соревноваться с самыми дикими «декадентами». Вспомните Васю Шумова времен группы «Центр». А дальше — любера, мажоры, рокеры, брейкеры, все эти маленькие племена, которые, наверно, еще на памяти даже наших самых юных читателей. Вот и решайте сами — кем лучше быть. Членом племени или ученым, его исследующим. Впрочем, хороший исследователь, этакий Миклухо-Маклай, чтобы достичь хороших результатов, должен глубоко погрузиться в жизнь джунглей. Сокращено по источнику: Иностранец. 1997. № 14. РАЗДЕЛ III ДЕТИ И ПОДРОСТКИ Детская субкультура Игровая субкультура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|