Спецификация детской субкультуры
Мир взрослых, который окружает нас, непонятен и загадочен для детей. Он непонятен сложностью норм и правил поведения, которыми взрослые руководствуются. Существует специальная наука, которая призвана объяснить эти правила и нормы. Она называется социологией. У нее свой язык и понятия. Они непросты, тем не менее их легко можно усвоить. Начнем с самого простого — с детских игр. Как часто вам приходилось играть в войну, дочки-матери или больницу? Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, вы играете всерьез. Мальчики, играющие в «войнушку», придерживаются определенных правил. Например, если один считает, что он попал в другого из своего деревянного ружья, то этот другой должен упасть так же, как падают солдаты, которых убили по-настоящему во время боя. Вы можете «захватить в плен» своего противника и потребовать от него соблюдения определенных правил: не сбегать, когда его конвоируют, вы отбираете у «пленного» оружие и совершаете многое такого, что реально делают на настоящей войне. Так ребенок приобщается к миру взрослых в игровой ситуации. Вы осваиваете правила поведения и социальные нормы. Так же вы поступаете и в других играх. При этом, не осознавая того, вы выполняете определенные социальные роли. Скажем, при игре в «войнушку» мальчики выполняют несколько ролей: один и тот же человек может попеременно быть командиром, рядовым солдатом пехоты, разведчиком, конвоиром пленного, допрашивающим и т.д. У каждой такой роли есть свод правил поведения. Детская субкультура (от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах на той или иной конкретно-исторической стадии социального развития. М.П. Чередникова1, используя понятие «детская субкультура», рассматривает детское сообщество как специфическое социокультурное образование, относительно независимое от мира взрослых и
существующее как автономное целое. Ее специфика связана с самой природой детства. Под детской субкультурой понима ется такая разновидность возрастной субкультуры, которая отражает традиции, обычаи, взгляды на мир и формы поведения людей в возрасте от 0 до 16 лет. Верхняя граница обозначает окончание средней школы, а нижняя — самые первые дни жизни человека, которые в народной культуре отмечены множеством особых праздников, ритуалов, церемоний и обычаев, начиная с имянаречения и заканчивая крещением. По большому счету в пространство детской культуры надо бы включить и более ранний период, связанный с зачатием и вынашиванием плода, подготовкой родителей к встрече с ребенком, овладение навыками пеленания и ухода, чтение специальной литературы и т.п. Субъектом культурного творчества в тот период выступают не сами дети, а их родители. В более поздние периоды детская субкультура — это непременно результат совместной деятельности детей и взрослых, куда надо относить не только родителей, родных и друзей, но также представителей социальных институтов, например врачей и педагогов, а также независимых агентов институциализации, как, скажем, авторы детских сказок и стихов. Детская субкультура включает совокупность материальных и нематериальных артефактов, которые создаются либо самими детьми как субъектами такой субкультуры, либо взрослыми, выполняющими роль первичных и вторичных социализаторов. К наиболееярким материальным артефактам, олицетворяющим мир детей, на наш взгляд, надо относить:
♦ детские игрушки, книжки и мультики; ♦ детскую одежду (панамки, картузики, рюкзачки). К нематериальным артефактам мы относим прежде всего вербальное творчество детей, а именно: ♦ рассказы-страшилки; ♦ забавные истории; ♦ особый детский язык; ♦ детские анекдоты; ♦ сказки. 1 Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. Детская субкультура представляет собой совокупность самых разных форм творческой активности самих детей и взрослых, пишущих для детей. К исторически сложившимся жанрам детского фольклора относятся колыбельные песни, заклички и приговорки, жеребьевки и считалки, загадки, дразнилки, частушки, а к современному детскому фольклору — нетрадиционные формы: страшилки, садистские стишки, анекдоты, переделки-пародии2. Наиболее исследованными формами традиционного поведения являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Но есть и потаенные детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрослых, всегда оценивались отрицательно. Сюда относятся: детский юмор, ска-тологические (телесно-низменные) анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, традиционные шалости и испытания храбрости3. Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность. На протяжении многих столетий физическим пространством для детских игр во всех странах служили деревенские околицы, лесные поляны и городские дворы, а содержанием игровой деятельности выступали групповое взаимодействие и общение, смена позиций и ролей, состязательность и достижение результата. Более полную картину того, что включается в содержание детской субкультуры и что выражает ее социальные функции, дает В.В. Абраменкова4. Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего процесса социогенеза, составляют: ♦ традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
♦ детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.); ♦ детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и др.); ♦ детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»); ♦ детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы); ♦ детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.); ♦ детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); ♦ эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»); ♦ табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых; ♦ религиозные представления (детские молитвы, обряды). 2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литерату 3 Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в период ранней взрослости (http://www.spbru.ru). 4 Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16. Детская субкультура выполняет следующие функции: ♦ социализирующую (основным агентом социализации выступает группа сверстников); ♦ психотерапевтическую (здесь важное значение имеет детский фольклор); ♦ культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией); ♦ прогностическую, ориентированную на будущее. Детское сообщество является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка, поскольку первые детские объединения возникали еще в эпоху первобытности как результат половозрастного разделения труда в обществе. К устным жанрам детского фольклора относят страшилки, считалки, былинки, анекдоты, вызывалки, колыбельные песни, заклички, пестушки, потешки, сказки, мирилки, детские стихи, загадки, приговоры, песни, частушки, предания, надоелки, дневники и альбомы. Из устных жанров первое место по распространенности занимают анекдоты. Их знают и пересказывают практически все дети5.
Из поколения в поколение дети передают друг другу игры, считалки, страшилки, былички по всем правилам бытования фольклора без посредства взрослых. Дети оказываются в состоянии не только следовать давным-давно заведенным правилам сообщества, но и приобщать к ним новые поколения детей, довольно жестко пресекая отклоняющееся поведение. Взрослым, наблюдающим за поведением детей, хорошо известна та категоричность, с какой старшие дети пресекают неправильное поведение младших. Сначала они в ультимативной форме предупреждают, как нельзя поступать, затем они одергивают провинившихся в достаточно диктаторской и безапелляционной манере. Ни один взрослый так себя не ведет, понимая, что по отношению к детям гораздо эффективнее демократический стиль руководства. Но сверстники по отношению друг к другу — диктаторы, тираны и автократы. ДОМ И ЖИЛИЩЕ Дети моделируют взрослую культуру, разумеется, не во всех ее деталях и подробностях. Скажем, в детской культуре и в детском фольклоре совершенно отсутствуют такие важные компоненты мира взрослых, как экономика, производство, труд, классовые отношения, религия. Скорее всего дети импровизированно воспроизводят самое знакомое и понятное им — ближайшее окружение, область непосредственно-личных отношений, в том числе дом и придомовое пространство. Одним из универсальных символов-артефактов детской культуры у всех народов выступает жилище как место укрытия. Дома, в кругу семьи люди получают то, чего не дает внешний мир: ощущение безопасности и снятие напряжения, отсутствие тех лиц, которые вызывают постоянное или временное психологическое напряжение. Дом — это та часть пространства, с которой начинается жизнь семьи и жизнь нового человека, это тепло домаш- ье В.Ф. Детский анекдот (http://ivgi.rsuh.ru). него очага и материнских рук, это место, откуда человек уходит в большой мир, мечтая о возвращении. Дом — первое искусственное творение, созданное человеком для хранения и сохранения естественного создания — человеческого тела. Дом символизирует место, укрытое от бед и несчастий. В человеческой культуре дом выступает универсальным знаком закрытости и безопасности. Возможно, что дети интуитивно чувствуют это, тем более что в силу своей биологической незащищенности им свойственно искать укрытые места для сохранения. Когда они просятся на колени к матери или отцу, то, по всей видимости, это не проявление каприза, а биологическое желание спрятаться, быть ближе к безопасному месту.
Первобытный человек начал возводить жилище для того, чтобы уберечь свое тело от холода и непогоды, создать безопасное пространство и место общения. Древнейшим типом дома археологи считают шалаш. Прошли сотни тысяч лет, но дети и сегодня строят в лесу именно шалаши. Другой тип убежища — пещера — также освоен ребенком. Когда он находит готовое укрытие под лестницей, на чердаке или в подвале, то по существу он не делает ничего нового по сравнению со своими древнейшими предками-неандертальцами, которые выгоняли из естественных укрытий диких животных и превращали пещеры в место родового обитания. Детские шалаши возводятся во дворе и на приусадебных участках. Ребята расстилают на траве одеяло, а стены и крышу создают из картона, прутьев, досок, реже — из кирпича. Каким бы неказистым он ни был, маленькие жители нашей планеты всегда воображают себе, что это и есть их настоящий дом. Шалаш обязательно должен быть потайным, место его расположения держится в секрете от соперничающей группировки. В нем могут хранится «особые ценности», которые для взрослых не представляют никакого интереса, зато могут вызвать к себе внимание какого-нибудь старьевщика. Наиболее активно превращают общественную территорию в подобие домашней дети и подростки и в меньшей степени — взрослые. Дети осваивают пустыри и улицы, превращая их в игровые площадки, а заброшенные чердаки и подвалы, старые здания — в «военные штабы» и места для физических занятий, приключений. Подростки оккупируют в свою «собственность» лестничные клетки, темные аллеи в парках и скверах, подъезды и подворотни, превращая их в места общения (а иногда и недозволенных игр). В таких местах дети и подростки ведут себя открыто, не стесняясь взрослых, сбрасывают покровы общепринятых норм, стесняющих их движения. Пустыри, заброшенные места, оставленные строителями, и другие крупные формы несвязного пространства между домами создают так называемые ландшафтные лузы, или ниши. Они никак не украшают современные города, зато служат источником психологического и социального уединения для подростков. В антропологии детского пространства особым статусом наделены помойки и свалки. Проведя тщательное расследование о том, почему их так любят дети, М.В. Осорина приходит к любопытным выводам. Помойка наделена для ребенка ореолом полузапретного, опасного места. Но не только своей запретностью притягательны такие места, куда взрослые выносят производственные и бытовые отбросы. Оказывается, для детей это зоны ненормативного, свободного от социального контроля поведения. Дети делают там то, что обычно «не положено»6. Простейшие типы жилищ в первобытную эпоху Таким образом, детской и подростковой субкультуре присущи два противоположных процесса: с одной стороны, социализация (общение, всевозможные тусовки) и изоляция (уединение, укрытие, отгораживание), с другой — сакрализация (придание месту возвышенно-мифического образа) и опрощение (тяготение к местам, которые взрослые считают низменными, десакрализирован н ыми). Окружающее ребенка пространство буквально пронизано ритуализацией и скрытой сакрализацией уединенных мест. Каждое из них хранит особый след, смысл и содержание. Для младших дошкольников место каждой вещи почти свято: если место есть, а предмет временно отсутствует, он все-таки существует. Но если это место занято кем-то другим, считает М.В. Осорина, то этот другой начинает существовать вместо отсутствующего, вытесняя его из жизни. Лишиться места для ребенка означает лишиться существования в этом мире, вот почему его приходится все время защищать, оберегать от посторонних, а о своем месте (как локальной точке в пространстве) и своей роли (в жизни родителей и семейном укладе) постоянно напоминать. Детишки нередко пускаются в рев, когда видят, что кто-то занял их место или взял их игрушку. Взрослым этого не понять, ибо себя они могут отделить от пространственного окружения, а дети не способны на такое. «Я» и «вокруг меня» для них слиты в неразрывное целое. Правда, и взрослые люди в пределы собственного «Я» нередко включают не только собственное тело, но окружение — предметы (одежду, личные вещи, продукты своего творчества) и близких людей. Жена рассказывает подругам: «Вчера мой еле дополз домой» (о муже) или «Мы хорошо учимся» (о ребенке). Взрослые мамаши прекрасно осознают, что их взрослый сын 6 См.: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. или дочь — самостоятельный человек. Но поделать с бессознательным наследием детства ничего не могут. Оказывается, как обнаружил полвека назад американский психолог Г. Олпорт, отождествление с собственным именем, одеждой и любимыми вещами усиливает у ребенка чувство идентичности _ ощущение непрерывности и постоянства существования самого себя7. Взрослые утрачивают магическое отношение к жизненному пространству. Оно деритуализируется и становится насквозь прагматичным: это место деловых встреч, рабочая площадка, комната отдыха или место для увеселений. По мере взросления расширяется и жизненное пространство человека, оно охватывает все большие территории, расходясь концентрическими кругами. До определенного возраста родители запрещают ему ездить в центр города или отдаленные районы, одному бывать в лесу, самостоятельно добираться на дачу. Но со временем запреты ослабляются, а потом и вовсе исчезают. Для взрослого нет территориального табу, предписанного обычным правом и конвенциальными нормами, хотя существуют места, куда местные власти запрещают проходить посторонним людям. У разных народов дети осваивают территорию примерно одинаково: американский психолог Роджер Хэрт, специально поселившийся на год в детском городке, описал, как это там происходит, и пришел к выводу, что маль- Врезка М.В. Осорина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|