Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большой мир маленьких людей




Мир дома замкнут и устойчив. Это защищенное пространство, в котором можно чувствовать себя в безопасности. Дом — это всегда опреде­ленным образом организованное людьми про­странство с постоянным набором вещей, сто­ящих на своих местах, и постоянными жителя­ми — членами семьи. Каждый член семьи обычно имеет дома свои «зоны влияния», скло­нен занимать определенные места и представ­лен своими вещами-символами. Ребенок ревниво оберегает свою кроватку, даже когда в нее кладут только на одну ночь юного го­стя, отправив маленького хозяина в другое мес­то, а он, встревоженный, приходит проверять спозаранку, не останется ли ненароком гость на­всегда, и старается побыстрее его удалить. Он заботится о том, чтобы у его места за столом сто­ял именно его прибор: чашечка с гномиками, та­релка с грибочками, ложка с медвежонком. Эти предметы не просто вещи, имеющие потреби­тельскую ценность, они суть знаки-заместители


самого ребенка, они помогают ребенку обозна­чить свое место, закрепить его в сознании других людей, утвердить свою самость, материализо­вать свое «Я».

Стремление обозначить, укрепить, застолбить факт своего собственного бытия в этом мире

присутствует в поведении ребенка очень явно. Ребенок постоянно нуждается во внешних под­тверждениях факта своего существования. По­этому дети так любят расставлять на видных местах знаки своего присутствия — например,

7 Хъелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 283-284.

чики намного активнее занимаются этим, чем девочки. Вылазки мальчиков за пределы знакомого и определенного взрослыми круга территории проис­ходят чаще и простираются дальше. Кроме того, Р. Хэрт выяснил, что объ­ем освоенной территории растет медленно, но неуклонно вплоть до поступ­ления в школу. С этого момента начинается подлинный прорыв, скачок. Следующий скачок подросток сделает, сев на велосипед8.

Первые поездки детей в общественном транспорте по дороге в школу сопровождаются огромным психологическим напряжением — не пропус­тить нужную остановку, как невероятно трудно попросить чужого взросло­го посторониться и какое наслаждение, отрывая билетики или компостируя

чужие талончики, чувствовать себя пер­соной весьма значительной9.

По мере расширения жизненного пространства ребенка у него отпадает надобность в укромном лесном шала­ше, потаенной тусовке в подвале или на чердаке. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием иг­рают на еще недостроенных или заброшенных домах. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединенности или забвение страха, но так­же отсутствие иных возможностей для подвижных игр. В книге о секретном детском мире М.В. Осорина описывает странствия детей по подвалам, об­следования подвалов и бомбоубежищ Ленинграда — Санкт-Петербурга 1970—1990-х гг.10. Автор признается, что пыталась решить две задачи: опи­сать феноменологию детского территориального поведения (как дети нала­живают отношения с ландшафтом, какие места посещают, что они там де-

построить башню из кубиков посередине ком­наты у всех на дороге. Или затевают игру, бук­вально путаясь под ногами у взрослых. Родите­ли удивляются: «Неужели не можешь пойти иг­рать в другое место, ведь ты тут мешаешь?!» Они не понимают, что ребенок как раз и хочет того, чтобы все на него натыкались. Таким спо­собом он пытается обратить на себя внимание взрослых, напомнить о себе и получить от них столь нужный ему живой отклик на свое присут­ствие.

Здесь же лежит и причина того, почему малень­кие дети довольно долго не могут научиться иг­рать в прятки. Суть не в том, что они не понима­ют стоящей перед ними задачи — тихо сидеть и не выглядывать, а в том, что психологически не могут вынести эту ситуацию. Им кажется, что если они стали другим не видны, то таким обра­зом перестали для других существовать. Тогда в душу начинает закрадываться сомнение: есть ли я вообще, которое дети тут же разрешают для


себя, высунувшись через несколько секунд из укрытия, чтобы показаться миру. Домашний мир для ребенка — это всегда сплав предметно-пространственной среды, отношений в семье и собственных переживаний, привязан­ных к вещам и людям, населяющим дом. Никог­да нельзя заранее предположить, что именно в мире дома окажется для ребенка наиболее важ­ным, что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь. Иногда это бывают, казалось бы, чисто внешние признаки жилища. Дети изобретают множество способов «матери­ализовать» себя в пространственном поле, кото­рое они осваивают. За пределами дома — это и рисунки на асфальте, и надписи на стенах, и дет­ская традиция делания «секретов» и «тайников». Но все-таки первое внешнее пространство, ста­новящееся «своим», это дом, в котором ребенок живет. Поэтому для него особенно важно закре­питься и утвердиться дома, расставить здесь мно­гочисленные знаки своего присутствия.

См.: Прусс И. Сила слабости и слабости силы // Знание-сила. 2002. № 1.

9 См.: Осорина М.В. Указ. соч.

10 Осорина М.В. Там же.

лают?) и уловить психологические закономерности, найти объяснение, по­чему происходят особенные события детской жизни (зачем дети ходят в «страшные места», почему любят кататься с ледяных гор?).

Домашний уклад создает предпосылки для развития внутренних психических структур ребенка

Шаг за шагом автор прослеживает этапы освоения ребенком окружающего его пространства. Сначала новорожденный не вычленяет свое «я» из окружаю­щего «не-я», не отделяет себя, как личность от матери, не осознает границ соб-

Самоутверждаться в пространстве дома ребе­нок начинает с того, что везде, где ему хочется присутствовать, побывает: заглянет, пощупает, посидит, поваляется. Так он проживает про­странство, наполнив его невидимыми, но сохра­няющимися в памяти ребенка траекториями своих движений. Где надо, оставит своих полно­мочных представителей. Маленький сделает каряки-маряки на стене или на двери, поболь­ше — повесит свои рисунки над кроватью мамы, чтобы быть к ней ближе, запихнет ей на ночь под подушку свою куколку, поставит на ночной сто­лик пластилиновую фигурку. Дети постарше иногда обводят карандашом рису­нок на обоях у своей кровати, подрисовывают контуры пятна на стене, чтобы получился занят­ный образ, делают маленькие тайники в соб­ственной квартире.

В родительском доме для ребенка может быть значимо все. Бывает важен этаж, на котором живет семья. Важна и открытость дома в обще­нии с внешним миром, что может выразиться как в количестве и степени занавешенности окон, так и в возможности прихода друзей и гостей. Но на первое место по значимости надо поставить до­машний уклад. Именно он помогает ребенку на-


учиться организовывать пространство вокруг себя и свое время, создает предпосылки для развития внутренних психических структур. В семье ребенок получает это через устойчивость режима дня, стабильность отношений между до­машними, непротиворечивость обращенных к нему требований, ритуальность некоторых сторон домашней жизни (ежевечернее чтение сказки, материнский поцелуй перед сном и т. п.). Все это помогает ребенку ощущать границы ситу­аций, личностные границы и самость — свою соб­ственную и других людей. А главное — дает ре­бенку почву под ногами. Для ребенка, особенно маленького, жизненно важно чувствовать незыб­лемость и надежную прочность домашнего мира. Родной дом для человека, по большому счету, должен быть тем, что в психологии называется «ресурсным местом», т. е. давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и душевной силы. Тогда человек сможет справиться с непредсказуемостью и случайно­стью многих событий и не дрогнет, потому что зна­ет, на каких китах держится его мир. Сокращено и адаптировано по источнику: Осори-на М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

ственного тела. Постепенно при помощи традиционного материнского фоль­клора (колыбельных, песенок-пестушек, пальчиковых игр) мама помогает крохе узнать, что у него есть ручки и пяточки, животик и носик, что ему с самого рож­дения выделен собственный участок пространства, колыбелька или кроватка. Великолепный анализ традиционного материнского фольклора позволяет по­нять, сколь серьезную роль в становлении личности ребенка играли эти неза­мысловатые, на первый взгляд песенки и потешки. Огромную роль в освоении пространства играет рисование. На его основе ребенок выстраивает для себя картину мира, уточняет ее детали, определяет свое место в этом мире и отно­шение к нему. Эта картина мира носит не реалистический, а символический,

знаковый характер: в нем обозначены понятия земли и неба, цветом выделены наиболее значимые предметы и объекты. Структурируя пространство своей дея­тельности, дети, выделяют в нем особые места: штабы, тайники, сокровищницы и «секретики».

Отсутствие привязанности к жили­щу, нередко проявляющееся в безответственном отношении к сохранности жилого фонда, характерно и для молодежи — детей и подростков. Причи­ны коренятся и в особенностях возрастной психологии, и в недостатках вос­питания. Молодежь с меньшим желанием интегрируется в организованные формы досуга и коммуникаций. Ее активность направлена на самодеятель­ное проведение свободного времени, у нее меньше проявляется стремление к навязанным способам управления.

Эта возрастная группа напоминает современных кочевников, использу­ющих жилище только на определенное время. Изучение бюджетов времени показывает, что значительную часть времени дети и подростки проводят вне дома. Дом — лишь одно из многих мест, которые они меняют в течение дня. Подростки больше ориентированы на двор, улицу, жилой район, а иногда и на город в целом, но не на свое жилище. Многих увлекает романтика даль­них странствий или самостоятельного путешествия — без надзора со сторо­ны взрослых — по стране. Феномен бегунков, которые часто трансформи­руются в беспризорников, — это вполне возрастная болезнь.

По мере взросления увеличивается интенсивность миграций — походы на дальние свалки, в лес или на пруд, поездки в город или походы в дерев­ню. Атрибутом новой возрастной романтики становится палатка. Она при­ходит на смену детскому шалашу. Палатка — символ походной юности для многих взрослых. Как правило, это время старшеклассников.

Прогульщики и двоечники — не обязательно бездари и лентяи. У них может быть просто иной психотип, в котором не заложены гены усидчиво­сти. Они могут мгновенно преобразиться, как только попадают в естествен­ную среду. Многих из них манит романтика палаточной жизни в лесу, на берегу реки или озера. Еда, приготовленная на костре, удаленность от город­ской суеты, шум деревьев, пение птиц, солнце, вода и свежий воздух. Школь­ные туристические походы сегодня приобрели особую популярность у го­родских школьников. В деревне природой никого из подростков не удивишь. В каникулы или свободное время они стремятся попасть туда, откуда бегут их сверстники, — в город. Песни у костра, романтика и трудности первобыт-

ного неустроенного быта будут вспоминаться городским подросткам долги­ми зимними вечерами. Дети согласны питаться одними кашами, лишь бы опять поехать туда. Туда, а не в летние детские лагеря под бдительное око взрослых.

Туристическая палатка, пришедшая на смену детскому шалашу,символ походной юности для многих взрослых

ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ

Поверхность земли для детей — это камера хранения потерянных вещей. В отличие от археологов, которые раскапывают те самые предметы, но ос­тавленные тысячи лет назад, детям не нужно вооружаться специальными приборами и научной теорией. Благодаря своему маленькому росту и пыт­ливому уму они способны замечать то, что пропускают вечно спешащие взрослые люди — значки, деньги, монеты, пуговицы, брошки, серьги, оскол­ки цветных стеклышек, этикетки и пробки, гайки, шурупы и многое другое. То, что для взрослых мусор, для детей — сокровища.

Найденное на улице регулярно пополняет запасы игровых материалов, заполняющих жизненное пространство ребенка. Среди множества мелких предметов, валяющихся на дороге, наметанный глаз ребенка привычно заме­чает все, мало-мальски представляющее интерес. Наиболее ценные предме­ты мгновенно подбираются и прячутся в карман. Так они получают вторую жизнь. Их дальнейшая судьба может быть очень разнообразной. Все зависит от того, сколько лет ребенку, какого он пола, с кем и во что он играет".

Детишки отличаются от научных археологов еще одним любопытным качеством. Если первые только раскапывают найденные вещи, то дети кро-

11 См.: Осорина М.В. Указ. соч.

ме того еще норовят их затем подальше спрятать. Они откапывают в одном месте, а зарывают в другом. Это называется перепрятать в надежное место. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «со­кровища». У мальчиков роль «сокровищницы» часто выполняет собствен­ный карман либо укромное место в квартире, в лесу, под скамейками, в под­вале, на чердаке, в заброшенном доме. В «сокровищнице» могут находиться также вещицы дареные, перешедшие по наследству от старших или выме­нянные у других детей. Важно то обсто­ятельство, отмечает М.В. Осорина, что туда не кладут предметы, купленные в магазине.

Найденные предметы пополняют многочисленные тайники, секретные места, заполняют укромные уголки, из которых бессердечные родители регу­лярно выметают мусор и выбрасывают его в помойку. Для детей это настоя­щая трагедия, ибо ребенок не только успел прикипеть к вещице всей душой, но инвестировал в нее мощный интеллектуальный и эмоциональный капи-

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...