М.В. Осорина Секретный мир детей
Дети пяти-семи лет относятся к своей «сокровищнице» с трепетом: это действительно нечто очень личностно значимое и связанное с потаенными душевными переживаниями — сокровенное. Этим не хвастаются перед другими. Показ «сокровищ» даже самым близким людям — родителям — своего рода таинство. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. В душевном плане, в каждом из предметов «сокровищницы» материализованы дорогие для ребенка переживания, воспоминания, фантазии. Ребенок периодически оживляет их, общаясь со своими «сокровищами» как с магическими предметами. Каждый из этих предметов становится для ребенка маленьким самостоятельным миром. Можно сказать, что «сокровища» являются овеществленными душевными ценностями ребенка. Самые частые находки — это деньги. Поскольку дети смотрят в землю с меньшего расстояния и внимательнее, чем взрослые, они и находят больше. Бывают дети, которые чуть ли не с каждой прогулки приносят то монету, то бумажную купюру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста найденные деньги обычно отдают родителям или по настоянию родителей кладут в копилку. Им нравится ощущать себя добытчиками, вносящими свой вклад в семейный бюджет, и получать похвалу за внимательность. Другое дело, если дети обнаружили место, которое становится постоянным источником пополнения карманных денег. Чаще всего такими местами интересуются и догадливо находят их дети постарше, лет девяти-одиннадцати, которые уже хорошо знают, на что можно деньги потратить. Даже если это места легальной, а не противозаконной добычи денег, дети стараются их особо не афишировать ни дома, ни среди сверстников.
Ребенок может превратить обломок в самостоятельный игровой предмет, придав ему новые функции, — вспомним уже знакомый читателю пример: найденная на помойке ручка от старинной чашки превращается в кулон, будучи повешена на веревочку. Равно этот обломок может быть включен как один из элементов в новую, создаваемую ребенком конструкцию, например стать частью «секретика» (о них пойдет речь чуть позже). А вот мальчишки не упустят возможности бросить что-нибудь найденное в огонь и посмотреть, как тал. Ребенок уже нафантазировал, что он из нее сделает и куда применит. Разумеется, воображаемый замок или пиратский корабль, построенный в виртуальном пространстве детского воображения, намного превосходит утилитарную ценность бутылочного горлышка либо помятой пряжки. Но родители выбрасывают не вещицу, а воображаемый замок и корабль. Вот почему ребенок переживает совершенно несоизмеримый с прагматической ценностью пряжки или болтика психический стресс. Его лишили прекрасного замка и превосходного, самого лучшего в мире корабля. Такова еще одна причины, побуждающая припрятывать найденные вещицы как можно дальше от человеческих глаз. В квартире излюбленным местом для них становятся щели под подоконником, задвинутые чем-нибудь выемки в стене, пространство под вынимающейся половицей, плинтусом. А кроме родителей есть еще старшие ровесники и случайно набредшие на тайник одногодки. Те разоряют не только птичьи гнезда. Если мальчик набредет или случайно обнаружит «тайник» сверстника, как сообщали М.В. Осориной информанты, обычно он его обязательно демонстративно разрушит, оставляя развороченным. Спрятанные там вещи редко представляют ценность для кого-либо, кроме хозяина. Разрушитель их вынимает и бросает неподалеку. Все это напоминает символический поединок с хозяином «тайника»12.
это загорится, взорвется, расплавится. Увлечение химическими реакциями в младшем школьном возрасте — это практически всегда дело мальчиков. От исследования они быстро переходят к творческой практике, когда, например, набрав на свалке старые аккумуляторы, выплавляют из них на костре свинец, чтобы сделать себе грузила, биты, свинчатки и т. п. У девочек же очень редко бывает, когда они в игре варят что-нибудь на огне по-настоящему. Чаще всего их суп понарошку в игрушечной кастрюльке состоит из плавающих в холодной воде головок цветов, лепестков и мелко нарезанной травы. Девочки стараются, чтобы все это красиво смотрелось. В приготовлении такого супа важна эстетика. Это дизайнерский процесс, но никак не химия. Похоже, что мальчики по своему складу легче и спокойнее переносят зрелище того, как предмет теряет свою форму и структуру в процессе агрессивного воздействия на него, когда напор силы превращает его просто в кучу вещества, хаотическое ничто. Поэтому участие в разрушительных по отношению к предметам действиях не становится для мальчиков таким остроболезненным эмоциональным переживанием, как для девочек. Значимым для мальчиков моментом оказывается ощущение собственной власти над веществом предметного мира и одновременное раскрытие тайных сил материи, которые выходят наружу, когда разрушается прежняя предметная оболочка и начинается сущностное преобразование самой плоти объекта. Гибель любой структуры всегда сопровождается выбросом энергии, которая была в ней заключена и эту структуру удерживала. Недаром им так нравится звон, грохот, треск разбиваемых бутылок, взрывающихся петард или бурно протекающих химических реакций. Все это — внешние проявления силы, которые мальчику надо пережить и освоить. «Секрет» (или «секретик») девочки — это небольшая ямка глубиной в несколько сантиметров, специально выкопанная в земле. Ее дно тщательно выкладывается чем-нибудь красивым. Обычно сначала делается фон: например, листья с дерева, на которые сверху кладутся интересные «штучки», головки цветов, веточка с желудями и т. п. Содержимое «секретика» далеко не всегда растительного происхождения. В классических «секретиках» опытных девочек семи-восьми лет больше всего ценится фон из цветной фольги. Фольгу готовят загодя. Она может быть найдена на улице, а может быть принесена из дома. Поверх фольги делается сложная аранжировка из осколков цветных стеклышек, бутылочных крышек, бусин, пуговиц, картинок, фигурок, слепленных из пластилина. Сверху композиция покрыва-
12 См.: Осорина М.В. Указ. соч. Если не утерпел и похвалился своими сокровищами с ближайшими друзьями, то покоя уже не будет. Риск его утраты многократно возрастает и приходится по несколько раз перепрятывать свое достояние. Не представляющие ценности для взрослых предметы в мальчишеском сообществе — основание престижа и высокого статуса. Чем больше таких вещиц и чем более редкостными они считаются в своем кругу, тем выше место в групповой иерархии. Секреты окружают не только мир вещей и поведения, но и язык детей. Интерес к секретным кодам, шифрам, тайным знакам появляется у детей после семи лет и иногда становится настоящей страстью между 8 и 11 годами. В этом возрасте дети любят читать истории о зашифрованных посланиях и сами обмениваются ими. Они срисовывают у приятелей «азбуку пляшущих человечков» Артура Конан Дойла, пытаются запомнить азбуку Морзе, обучают друг друга азбуке глухонемых. Изобретают собственные шифры и пользуются тайными языками, на которых можно по-настоящему разговаривать. Секретные языки существуют в детской традиции издавна и передаются от поколения к поколению как наследие детской субкультуры13. Тайные языки, шифры и коды возникают у подростков не случайно. Быть невидимкой — одно из самых распространенных детских желаний. Идеалом ется куском прозрачного стекла, тщательно вымытого в ближайшей луже. Получается что-то вроде окошечка в земле, сквозь которое видна таинственно мерцающая благодаря бликам фольги «красота». Затем стекло засыпают тонким слоем земли, так что если смотреть снаружи, то ничего не заметно. Поэтому часто девочки стараются как-то отметить для себя расположение «секрета», чтобы потом его можно было найти. Обычно у девочки бывает по несколько таких «секретиков» (в среднем 3-5, иногда больше), и она их периодически посещает. Тогда земля над «секретом» расчищается так, чтобы под покровным стеклом была видна «красота», спрятанная в глубине. Ею любуются, подправляют, если что-то попортилось, и закапывают снова. Срок жизни такого «секрета» — от нескольких часов до пары недель.
Создание «секретов» — это традиция детской субкультуры. Это значит, что как сама идея, так и формы ее воплощения и даже название «секрет» передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. Каждое следующее поколение маленьких девочек воспроизводит то, что делало предыдущее поколение, и так продолжается, пока традиция не угаснет. Я собираю материал о «секретах» с конца 1970-х гг.: делала зарисовки «секретов» многих девочек, задавала детям вопросы о том, для чего «секре- ты» делаются. Мои изыскания позволяют сейчас подвести некоторые итоги и ответить на вопрос: почему существует эта детская традиция? Оказалось, что «секреты» имеют несколько важных функций в жизни ребенка. Во-первых, они несомненно являются одной из массовых форм детского дизайнерского творчества. Уникальность «секретов» как художественных созданий детей состоит в том, что они полностью находятся вне зоны эстетического контроля взрослых. Родителям даже в голову не приходит, что эти жалкие ямки со всякой дрянью, прикрытой стеклышком, ямки в грязи под скамейками в сквере, или у корней дерева, или у стены дома можно рассматривать как чей-то художественный продукт. Следующий аспект существования «секретов» связан с тем, что все они находятся вне дома, в разных точках внешнего пространства, где ребенок бывает. Уже сам этот факт указывает на возможную роль «секретов» в детском территориальном поведении. Моя ученица Н.Г Путятова исследовала территориальное поведение детской дворовой компании в одном из центральных районов Петербурга. Она попробовала нанести на карту места расположения «секретов» отдельных детей и сопоставить их со степенью освоенности ребенком этих территориальных зон. Оказалось, что 13 Кузнецов Г. Хакерство: антропологический этюд // Компьютерра. 2001. 23 мая. подростков служат индейцы-следопыты, шпионы и тайные лазутчики. Часто они сравнивают себя с ниндзя14, которые открытой борьбе предпочитают маскировку, хитрость и внезапное нападение.
Создание «секретов» — традиция детской субкультуры, передаваемая от старших детей к младшим в виде культурного наследства
эти дети были склонны делать свои «секреты» В двух типах зон. Большая часть «секретиков» группировалась в высокосоциализированных местах, максимально освоенных детским сообществом. Например, под скамейками, окружающими центральную площадку сквера, где все дети этого микрорайона гуляли после школы. Делая «секрет», ребенок фактически материализует свое тайное присутствие в данном месте. Периодические посещения и проверки ребенком своих «секретиков» оживляют символическую связь между «Я» ребенка и его воплощением в своем создании, между обозначаемым и обозначающим. Можно сказать, что делание «секретов» — это одна из многих форм утверждения детьми своего присутствия на освоенной территории и один из способов овладения ею через пребывание в самой плоти земли, через своеобразное врастание в почву. Замечено, что «секрет» открывается только избранным. Обычно это доверенные лица — лучшие подруги. Степень доверия к человеку измеряется, как известно, возможностью открыть ему свои тайны. У младших девочек это в буквальном смысле становится процедурой раскапывания своего «секрета», чтобы на него могла посмотреть любимая подруга. К сожалению, девочки очень переменчивы в своих дружеских привязанностях, а распространенным видом мести среди бывших подруг является уничтожение «секретов» друг друга. Для мальчиков «секрет» девчонок — объект охоты: они хотят найти «секрет», чтобы его разорить. На вопрос: «Зачем девчонки делают "секреты?"» — мальчики обычно отвечают: «Чтобы мы могли их рушить!» Так происходит в младшем школьном возрасте у семи-девятилетних, когда внешне отношения между полами принимают иногда вид военных действий друг против друга, за фасадом которых прячется истинный интерес к противнику. Тогда посягательство на «секреты» девочек стоит в одном ряду с дерганьем за косы, выхватыванием портфеля и другими активными нападками, за которыми нередко стоит интерес, 14 Термин «нин-дзюцу» означает «искусство быть невидимым» и «искусство терпеть». В открытом поединке ниндзя проигрывал безусловно, его короткий меч разлетался на части от первого же удара фамильной самурайской катаной. Но невидимкой сливаясь с темными стенами, с помощью приспособлений карабкаясь по отвесным стенам, выдавая себя за другого, с помощью переодевания и обмана, отравленного оружия он мог уложить не один десяток воинов противника. Для младших подростков, из-за их очевидной и осознаваемой слабости, такой способ ведения боевых действий предпочтительнее. Именно черепашки-ниндзя (Teenage Mutant Ninja Turtles), а не черепашки-самураи стали суперпопулярными героями подростковой субкультуры15. Для детей важна символическая битва, а настоящая драка идет у них только до первой крови. Для большинства подростков целью потрясания мечами под боевые крики является самоутверждение и повышение своего имиджа в сообществе ровесников, а вовсе не желание насмерть поразить врага, как во взрослых битвах. Высшая точка этого явления — строительство всевозможных секретных «штабов». Игра в «войну» предполагает не только открытое столкновение соперников. Еще больше в детской игре требуется качество разведчика: мальчишки выслеживают врага, сгибаясь в три погибели шныряют по кустам и переулкам, стараясь быть незамеченными и подготовиться к внезапному нападению. При этом они защищены укрытием, невидимы, целенаправленно следят за противоположной стороной, планируют свои действия, обмениваются секретными сигналами и командами. симпатия или просто желание мальчика вступить в непосредственный контакт с девочкой. Поскольку мальчики такие же люди, как и девочки, их «тайники» роднит с «секретами» общая функция — желание таким образом материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира. Однако мальчишечьи «тайники» редко бывают в земле — только если больше негде их устроить. А вообще они чаще располагаются во всевозможных нишах, щелях, укрытиях, где можно сделать незаметное для постороннего глаза вместилище, куда закладываются разнообразные предметы. Иногда мальчики прячут в «тайник» то, что потом будет необходимо для уличной игры, чтобы не надо было ходить за этим домой или чтобы из дома это не выкинули, приняв за мусор. Но гораздо чаще в «тайнике» находятся личностно-значи-мые, ценные для мальчика предметы, похожие на те, что хранятся в «сокровищницах». Некоторые из них были им найдены или добыты. Что-то — подарено значимыми людьми (обычно старшими мужчинами: отцом, дядей, старшим братом или товарищем). В особых случаях, например в пионерском лагере, в «тайниках», расположенных вне обжитого пространства, в лесу — под деревьями или на них, в норах и откосах канав и т.п., — прячутся предметы, которые могут быть отобраны начальством или более сильным сверстником (еда, носильные вещи, предметы, имеющие высокую потребительскую ценность, а также — краденое). Интересно, что в «тайниках» мальчиков отсутствует эстетический аспект, столь важный для «секретов» девочек. Очень часто акцент сдвинут на другое: не столь важно — что лежит в тайнике (иногда мальчики страдают оттого, что «тайник» сделан, а положить туда нечего), сколь важно — как он выстроен (неожиданность выбора места, выдумка и техническое совершенство организации самого вместилища). Мальчишеский «тайник» в гораздо меньшей степени, чем «секреты» девочек является средством общения. Мальчики иногда тоже показывают его ближайшим друзьям, но после этого он теряет свою защищенность, а потому и привлекательность для хозяина, который рушит его или переносит в другое место. Девочки за мальчишескими «тайниками» не охотятся, а вот свои же, мальчишки, — да. Сокращено по источнику: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 15 Кузнецов Г. Указ. соч. Детьми движет жгучее желание прикоснуться к тайному. Уже семилетний школьник в состоянии разделить непрерывный текст на отдельные и однородные единицы — слова, в то время как шестилетки в считалках ошибаются сплошь и рядом16. Детьми движет жгучее желание прикоснуться к тайному МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ К наиболее ярким примерам культурных артефактов, созданных взрослыми для детей, относятся художественная литература и музыка. Музыка для детей включает произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Собственное музыкальное творчество начинается в старшем подростковом возрасте и расцветает в юношеском и молодежном. С этих пор музыка перестает быть жанром, создаваемым взрослыми для детей. Между двумя видами музыкальной культуры огромная разница. В то время как взрослые композиторы сочиняют и рекомендуют «правильную», преимущественно классическую музыку, где преобладают положительные ценности, высокие идеалы, патриотизм и служение родине, «подростковые» композиторы создают или выбирают чаще всего девиантную, нередко блатную, музыку. Еще дальше идет молодежь, ибо ее музыкальное творчество почти насквозь протестное. Показателен пример с нашим выдающимся бардом Владимиром Высоцким. Районы Москвы, где он жил в 1940-е гг., считались не очень респектабельными. Здесь проживала молодежь, у которых родители знали о тюрьме не понаслышке, а потому в подростковой среде уважали физическую силу и 16 Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб., 2000. крепкие кулаки. Отсюда его интерес к так называемым «блатным» песням. Этот интерес возник по большей части из чувства протеста. Взрослые дяди через свое музыкальное творчество стараются показать ребенку все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. Они намеренно выводят за рамки сюжета бедность и пороки, преступность и несправедливость, которые, по их мнению, могут негативно сказаться на психике ребенка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряженность и т.п. Напротив, подростковое и молодежное музыкальное творчество, как будто бы изголодавшихся по запретным темам, очень одностороннее, акцентированное на негативных чертах жизни. Оно воспевает тех, кто борется с несправедливостью взрослого мира, и обличает несправедливые законы устройства самого этого мира. Там много ужасов, войн, эротики, нигилизма. Как раз того, от чего их так долго ограждали профессиональные композиторы, намечая правильные, основанные на последних достижениях научной педагогики, траектории инкультурации — освоения лучших образцов народных традиций. Специалисты, характеризуя особенности музыки для детей, подчеркивают ее педагогическую направленность. Эту музыку отличает также стремление к простоте, образному языку, определенности музыкальной идеи, использованию изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов, ориентация на ограниченные возможности детского голоса. Ничего подобного нет в подростковой субкультуре: хриплыми, ломающимися голосами, стараясь басить на манер взрослых 15—17-летние почти двухметровые «детишки» вовсю склоняют взрослый репертуар. История музыки для детей начинается в глубокой древности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хороводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, колыбельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевертыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, — колядки, заклички и т.п. В XVIII в. в европейских странах началась профессиональная композиторская деятельность для детей. Создавалась инструментальная музыка для детского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки «Детская симфония» (1794), предполагающая включение в состав оркестра детей — исполнителей на «детских» инструментах. В XIX — начале XX в. были созданы: «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П.И. Чайковского и др. К концу XIX в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брянский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произведения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступные детскому восприятию: балет Чайковского «Щелкунчик» (по одноименной сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита «Игры детей» Визе. Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 1930-е гг. Появились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьёва-Седова. В 1950—60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, В.П. Герчик и др. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился своеобразный жанр пионерской кантаты. Открытие первого в мире Московского детского музыкального театра (1965, художественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для детей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов — от самых маленьких («Волк и семеро козлят» М.В. Коваля и др.) до старших школьников («Сестры» Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отечественные композиторы пишут балеты для детей: «Три толстяка» В.А. Оранского, «Юность» (по мотивам романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь») М.И. Чулаки, «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина, «Синяя птица» Ра-ухвергера. ДЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Этнография детства изучает разные стили и методы воспитания, проблемы социализации ребенка, отличия детей данного народа от детей, растущих в иной социально-культурной среде, механизмы и процессы приобщения детей к культуре своего народа. Здесь используются детальные монографические описания, массовые статистические исследования, исследования, опирающиеся на наблюдения, исследования комплексного типа и т.д. Раньше детство выступало основным периодом приобщения к традиции, преимущественно в игровой форме. Культурная атрибутика такого приобщения в русском обществе — кукольные игры «в свадьбу», волчки, детские прялочки, мячи, коники, и принадлежности ритуальных «закликаний весны» (печенья — «жаворонки», «кулички», «сороки» и другие «птички»), и святочные дары детям, полученные во время обходов-колядок — пряники в виде птиц и домашних животных. Колыбель и ее обереги — вещи, призванные защитить новорожденного от испуга и полуночницы, чужого и недоброго слова, — стрелы, плужок, прялочка и т.п.17 17 Лаврентьева Л.С, Щепанская Т.Б. Женщина и магия: мир русской деревни XIX—XX вв. (www.kunstkamera.ru). Детский период инкультурации сменяется подростковым и юношеским. Девичья магия — праздничная, яркая, игровая, эмоционально насыщенная, и, как правило, коллективная форма инкультурации. На первый план в ней постепенно выходят брачно-любовные мотивы, гадание, привлечение женихов, обретение «красоты», под которой понимались идеальные свойства девичества: чистота, здоровье, физическая привлекательность, высокая детородная потенция. Весенняя хороводно-игровая магия повсеместно начиналась с Пасхи. В музеях ряд культурных артефактов обычно представлен вещами и фотографиями, связанными с пасхальным обычаем звонить в колокола, оповещая о бурном росте природной и девичьей красоты, качаться на качелях, скакать на досках, играть в мяч, яйца, городки, — всем этим предметам приписывалась особая половая «сила». Другой ряд предметов относится к весенне-летним девичьим обрядам «кумления», — это кольца, серьги, крестики, которыми обменивались «покумившиеся» (т.е. подружившиеся) девицы, венки, использовавшиеся при гадании о замужестве. Для этих предметов характерна растительно-птичья орнаментика, символизирующая пик расцвета природы и девушки. Здесь же мы видим образцы девичьего рукоделия: полотенца, рубахи с «заговорными» узорами, предназначенные для свадебных даров. Этнография детства — изучение стилей и методов воспитания у разных народов, механизмов социализации и приобщения к национальной культуре Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пестрыми лентами. Венок — это символ непорочности, юности и чистоты, он же является неотъемлемой частью свадебного обряда. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем», «венком» и т.п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «кору- ной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга. Магия молодицы была почти исключительно связана с зачатием, рождением и выращиванием (выживанием) детей. Она представлена вещами, та-буированными во время беременности (атрибуты некоторых рукоделий, дороги и пр.), а также средства магического облегчения родов (дуга, пояс, сундук). Зрелость отмечена на культурном календаре славян бабьей магией. Ею пронизано все предметное окружение женщины, так что средствами ее становятся едва ли не все бытовые предметы и орудия повседневных дел. Основной смысл — регулирование (стимуляция или, наоборот, сдерживание) плодородия как человека, так и домашней ско тины, земли. Особую роль в бабьей магии играли предметы «пронималь-ной» формы, т.е. с отверстием, полостью, развилкой, использование которых, как практическое, так и магическое, основано на операции пронима-ния, протаскивания, продевания. Сюда же относится и полая утварь бабьего «кута» — женской половины избы, расположенной у печи. В магии плодородия использовались горшки, корыта, ступа, квашня, а также печная утварь: хлебная лопата, ухват, кочерга и многое другое. Эти же вещи служили оберегами от враждебных сил, в том числе и потусторонних. Магический смысл имели и другие вещи с отверстием, например, камень с дырой — «куриный бог» в хлеву или курятнике, щепочка с дыркой от выпавшего сучка, использовавшаяся как средство лечения скота или оберег в пути18. Старость в культурном пространстве подразделяется на две формы — «активную» и «уходящую». Первому аспекту соответствует, в частности, повивальная магия: атрибуты обрядов обрезания пуповины и «перерождения» или «перетекания» младенца, а также некоторых лечебно-магических ритуалов. Второму аспекту соответствует уход, в том числе уход «по вере», как распространенный способ проживания старости. Он представлен предметами, связанными с паломничеством (бронзовые иконки, ложки монастырской работы и пр.), келейным житьем и «божественным» рукоделием (лестовки)19. Родильный обряд Рождение ребенка, как и другие переломные моменты жизни (например, вступление в брак или смерть), ведущие к перемене статуса человека в обществе, занимает исключительно важное место в социологии, а потому изучаются под самым разным углом зрения, в том числе культурологическом. В самостоятельную форму возрастной культуры надо вынести культуру рождения, которая всегда являлась важным предметом изучения у этногра- 18 Лаврентьева Л.С, Щепанская Т.Б. Женщина и магия: мир русской деревни XIX-XX вв. 19 Там же. фов и антропологов, а позже — у психологов, социологов и культурологов. В США существует самостоятельное направление — «антропология рождения» (anthropology of birth)20, которая изучает не только особенности традиционной культуры, но и современные формы родов и родовспоможения в историко-сравнительной перспективе. Интерес социологов продиктован скорее массовым распространением альтернативных способов рождения, в том числе в присутствии отца и под водой. Любое массовое явление незамедлительно перетекает в центр внимания социологов, интересующихся поведением больших социальных групп людей. О переходных обрядах в примитивных культурах говорится в трудах Д. Фрезера, А. Ван-Геннепа и В. Тэрнера, в работах В.Н. Харузиной21, В.Я. Проппа22, А.К. Байбурина23, В.И. Ереминой, Т.А. Листовой24, Е.С. Новик25, Г.И. Попова26, СМ. Толстой27, В.Е. Добровольской28 анализируются обряды жизненного цикла и родильные обряды в традиционной русской культуре, в работах Т.Б. Щепанской29 — фольклор субкультуры беременных, у Т.А. Кругляковой — культура русского родильного дома, а статьи Е.А. Белоусовой посвящены субкультуре материнства30. Родильный обряд в донской казачьей традиции описывается Т.Ю. Власкиной31. В США медицинская антропология (изучающая медицину как культуру) и, в частности, антропология родов, институциализирована как специальная область научного знания. Социальному и культурному аспекту родов посвящено большое количество статей и монографических исследований, в том числе М. Ривкин-Фиш, П. Брауна, Дж. Фостера, Б. Андерсон, X. Фабреро, Э. Фоулк-са, К. Хасана, Д. Хочстрассера, К. Браунера, К. Серджента, Дж. Тапп, А. Клайн-мана, Э. Ханта, Р. Гартоулл, Б. Джордан, Р. Дэвис-Флойд и др.32 Являясь одним из важнейших переходных обрядов, процесс рождения ребенка связан с хорошо разработанным, сложным ритуалом, включающим 20 При этом anthropology of birth тесно связана с другой областью знания — medical anthropology, где 21 Харузина В.Н. Несколько слов о родильных и крестильных обрядах и об уходе за детьми в Пудож 22 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996. 23 Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужс 24 Листова ТА. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая поло 25 Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984. 26 Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина // Торэн М.Д. Русская народная медицина и пси 27 Толстая СМ. Беременность, беременная женщина // Славянская мифология. Энциклопедичес 28 Добровольская В.Е. Повивальная бабка в обрядах Судогодского района Владимирской области // 29 Щепанская Т.Б. Сокровенное материнство // Секс и эротика в русской традиционной культуре. 30 Белоусова Е.А. Родовая боль в антропологической перспективе // Arbor Mundi: Международный 31 Властна Т.Ю. Донские былички о повитухах // Живая старина. 1998. № 2 (18). С. 15—17. 32 См.: Foster George M., Anderson Barbara G. Medical Anthropology. N.Y., 1978; Jordan B. Birth in Four в себя ряд обязательных или факультативных обрядовых действий, направленных на обеспечение благополучия ребенка и всей семьи. Основными участниками родильного обряда выступают женщина (беременная, роженица, мать) и помощник в родах (повиальная бабка, знахарка, врач, акушерка, «нянечка»). Отличительная особенность родильного ритуала от других переходных обрядов состоит в том, что это «двойной» переходный обряд: новый статус обретает как ребенок, так и его мать33. В традиционной народной культуре повивальные бабки представлялись авторитетом в области деторождения, единственными носителями «истинного» знания. Бабки обрезали пуповину, отлучали ребенка от груди, «развязывали» шаги, речь, впервые стригли волосы и ногти. В традиционной культуре повитуха при помощи магических средств пыталась воздействовать на облик ребенка до его рождения, в ходе беременности и после родов. В современной культуре монополистами «истинного», «научного», «авторитетного» знания являются медики. Они конструируют представления о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью, когда начинать докармливать его «взрослой» пищей, в каком возрасте он должен начать ходить, говорить, пользоваться горшком. Таким образом, к медикам (акушерам, гинекологам, неонатоло-гам) как бы перешли по наследству от повивальных бабок и функции регуляции отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и социумом и космосом — с другой. Частично эти функции унаследовала официальная медицинская теория, частично — официальная практика роддомов, женских консультаций и детских поликлиник, частично они адаптированы в неформальных приемах и практиках, используемых медицинским персоналом этих учреждений34. Родильный обряд, по мнению Е.А. Белоусовой, поныне сохраняет за собой важнейшие функции ритуала в том виде, как он представлен в традиционной культуре, и является, таким образом, важнейшим механизмом коллективной памяти и средством поддержания социального порядка. И сегодня, и прежде родины — первый ритуал в жизни человека. По воззрениям славян, ребенок — «дар божий». Новорожденный не мог считаться человеком до тех пор, пока над ним не совершены предписанные обществом ритуальные действия, основной смысл которых состоит в том, чтобы «превратить» его в человека. Особый статус новорожденного проявляется в том, что в течение некоторого времени (чаще всего до крещения или до одного года) он считается как бы несуществующим, т.е. маргинальным существом, находящимся между небытием и бытием, природой и социумом. Он вроде бы есть, но лишь как природный феномен, но его одновременно и нет как социального существа. В случае смерти его хоронили не на кладбище, а в особых местах: в подполье, под порогом и т.п. Преобразование «новорожден- 33 Белоусова Е.А. Современный родильный обряд // Фольклор и постфольклор: структура, типоло 34 Там же. ный => человек» начинается уже с первых действий после отделения ребенка от матери. Первым ритуальным действием, отделяющим ребенка от природы и небытия, служило обрезание пуповины. Пуповину отрезали на заданном расстоянии от живота («в три пальца») на определенном твердом предмете, например, на дубовой плахе или топорище. Затем ее перевязывают льном, прядевом, волосами матери. Следующий шаг связан с выходом и захоронением плаценты, что рассматривалось как вторые роды. После чего наступала очередь для обмывания. Это некая универсальная процедура, которая совершается при всех важных моментах жизненного цикла: рождение, бракосочетание, похороны. Обмывание — один из первых шагов в серии операций, направленных на создание человека, его приобщение к сфере культуры. В северорусских районах, где обмывание совершалось в бане и ребенка распаривали, его «мягкость» доводилась до предела, с тем чтобы затем «лепить» из него человека. Обмывание должно было сообщить ребенку отсутствующие качества. На новорожденного смотрели скорее как на материал, из которого в ходе ритуала можно получить «настоящего» человека. Стремление придать нужную форму отчетливо проявляется в действиях повитухи. Приняв ребенка, она гладит ему головку, стараясь сделать ее круглее; сжимает ноздри, чтобы они не были слишком плоскими и широкими35. Одевание новорожденного — следующий акт его приобщения к сфере культуры. После купания ребенка заворачивали в рубаху отца, которая не должна была быть новой и чистой («смоется отцовская любовь»). Ребенок становится продолжением не только матери, но и отца. Одетость — важнейший признак человека, его включенности в социальные отношения. Старые и поношенные вещи в русской культуре воплощали идею преемственности, передачи благ и ценностей от одного поколения к другому. По окончании родов повитуха отправляется к священнику «за молитвой» и «за именем», а также договориться о дне крещения. Получение имени означает выход из обезличенного состояния. Ответственным за такой переход является крестный отец: повитуха «лепит» создает форму, а крестные родители дают имя и приобщают к сфере духовного. Их совместными усилиями создается не просто человек, но культурный феномен. Ребенок получает помимо биологических еще и социальных родителей. Не случайно крестные являются главными действующими лицами во все важные моменты жизни крестника — именины, постриг, свадьба, крестины, на которых они обязаны покрыть существенную часть расходов. В свою очередь родители ребенка и подросшие дети обязаны были посещать и одаривать крестных. Бытовавшее в сельской среде мнение, что кумовья роднее братьев, довольно точно отражало особенность традиционных отношений. В кумовья приглашались близкие родственники, знакомые, соседи. Основной смысл 35 См.: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 40—62. института восприемников (крестных родителей) заключался в том, чтобы дать младенцу «настоящих» (узаконенных культурой) родителей, включить ребенка в социальную структуру более высокого уровня, чем семья36. Имянаречение Имянаречение — присвоение имени новорожденному — является одним из важнейших элементов социализации. В каждой культуре и в разные исторические эпохи этот процесс обставлялся культурными обрядами, был связан с существующими традициями и происходил в соответствии с принятыми в данном обществе культурными и социальными нормами. В традиционном обществе широко распространен обычай давать имя ребенку не сразу после рождения, а спустя некоторое время. Этот промежуток между рождением и наречением мог длиться от нескольких дней (у сога и киси Африки, хиваро Южной Америки, хопи и квакиютль Северной Америки) до полугода или даже нескольких (пяти-шести) лет (у кубео Южной Америки, северных якутов)37. Какое-то время после рождения у младенца не было не только имени, которое бы определило его место среди людей, но, как считалось, и души. Чтобы он приобрел ее, в некоторых обществах применяли специальные приемы. Например, хиваро давали младенцу в возрасте нескольких дней мягкий галлюциноген с целью помочь ребенку «увидеть» и приобрести душу «арутам», обладание которой, по верованиям хиваро, защищает ее обладателя от насильственной смерти и вредоносной магии38. У некоторых народов младенец до появления зубов, истечения лунного месяца или другой временной границы не признавался человеком. У некоторых народов, например конго Африки, такой границей между «предчелове-ческим» и человеческим существованием ребенка и было наречение. По представлениям конго, до получения имени младенец — не человек, а кимпитау — гусеница или куколка бабочки39. Лишь с получением имени ребенок, по взглядам конго, становится человеком. Такой взгляд вполне естествен в обществе, в котором имя указывает на место человека в социальной структуре. У народа йоруба на западе Нигерии ритуал наречения календарно строго регламентирован. Для мальчиков он проводится на седьмой день рождения, 36 См.: БайбуринА.К. Указ. соч. С. 40-62. 37 Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 117; Иорданский В.Б. Хаос и гармо 38 Harner M. The Jivaro. P. 84. 39 Van Wing J. Etudes Bakongo. P., 1959. P. 220. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 243. для девочек — на девятый, а для разнополых близнецов — на восьмой. До этого момента ни мать, ни ребенок не покидают помещения, где прошли роды. В начале обряда ребенка показывают родственникам. Этот обряд — представление родственникам — принят и у многих других народов. На крышу хижины выплескивают кувшин воды, а самая старшая из женщин подставляет младенца под льющиеся сверху струи. Под его плач и одобрительные возгласы зрителей подносятся подарки. В этот момент обычно закалывают быка, а если семья победнее, довольствуются отрезанием головы курице. Затем наступает самый важный момент: местный оракул предсказывает будущее новорожденному и в соответствии с этим дает ему имя. В самом первом имени обычно запечатлеваются обстоятельства рождения нового члена общины, подчас достаточно интимные40. Во многих обществах младенец считался еще не вполне человеком. Так, у венда Трансвааля (провинция ЮАР) ребенка до появления зубов не признавали за человека и относили его к категории вещей. «Он еще не человек, он — вода», — говорили венда. Умершего младенца не оплакивали. У ламба Замбии младенец также считался подобным воде и не признавался челове- Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|