В. Корочанцев Африканские имена
В именах живет ненаписанная история Африки со всеми ее чаяниями, представлениями о жизни, бедами и радостями. Хорошая книга об именах могла бы стать психологическим портретом каждого отдельного народа-племени, а в совокупности и всего континента. Есть целый класс имен, звучащих как призыв о помощи или некий намек, подсказка, которую надо услышать, понять: Вапигирики («Почему я должен быть объектом ненависти?»), Ндимубан-зи («Я окружен врагами»), Хабинкути («Благодаря друзьям»). Что за драмы отражены в этих столь непривычных для европейского слуха названиях? По традиции ребенок у народа бафутов (Африка) получает имя, когда ему исполняется восемь дней. Специальная церемония для этого события не предусмотрена, но существуют свои правила. Первую девочку обычно называют по имени матери ее отца, а вторую — бабушки по матери. Соответственно первый мальчик получает имя отца матери, а второй — собственного родителя. Третьему дается имя какого-нибудь мужчины из материнской семьи. Младенец, появившийся на свет без помощи повитухи, нарекался Васе. Примерный эквивалент перевода: «что-то упавшее, неожиданно свалившееся». Если бафутка теряет несколько детей подряд, то предпринимается попытка обмануть рок. Дабы переломить судьбу, следующий отпрыск нарекается Нкурину: «Чепуха, Мусор, Вздор» или того пуще — Ндунудуну: «Еще больший вздор». Можно ли себе представить, чтобы на обладателя такого презрительного имени, явно свидетельствующего, как мало ценят его родители, польстился хоть сколько-нибудь уважающий себя дух? Вот такие маленькие африканские хитрости... В течение жизни имя у бафутов может меняться. Делается это с той же целью — запутать, сбить со следу недоброжелателей из мира духов. Если говорить о вельможе, то новое имя ему самолично подбирает вождь, и оно используется в пределах двора вождя, а в повседневной жизни, за воротами дворца употребляется старое. Близнецам бафутов заведено давать особые имена, по которым определяется их семейный статус. Если оба новорожденных — девочки, их нарекают Лемнви и Бенви, если мальчики — Кунви и Фунви. Если девочка и мальчик, то мальчика зовут Кунви или Фунви, а сестру — Лемнви или Бен-
40 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.
ком до истечения лунного месяца после рождения. У догон Западного Судана развитие от зачатия до рождения ребенка представлялось как период движения от «мифического прамира к людскому обществу». Развивающийся плод, как считали догоны, был подобен рыбе, а новорожденного соответственно сравнивали с живой рыбой4'. У маленького народа бафутов в Камеруне имя, как считается испокон веков, влияет на судьбу человека, придает смысл его жизни, защищает от видимых и невидимых опасностей и даже налагает отпечаток на облик. Человек без имени представляет опасность и для себя, и для общества, поэтому родители в установленный обычаем срок спешат его наречь. В известном смысле это равнозначно таинству крещения: жизнь младенца обретает предназначение, направленность. В некоторых обществах не было четкого порядка наречения детей. Например, у хиваро (Африка) в одних семьях отец давал имя и сыновьям и дочерям, в других отец давал имя сыновьям, мать — дочерям. Имя ребенку своего пола могут также давать отец отца и мать матери. Обычно ребенку давали имя умершего родственника из поколения родителей или дедов, сыну — имя родственника, который много работал и убил врагов, девочке — имя женщины, уважаемой за трудолюбие42. Имена нередко являлись названиями животных и особенно птиц, иногда не имели никакой смысловой нагрузки.
ви. На этом именной ассортимент для близнецов исчерпывается. Если на свет будут появляться все новые двойни, они обречены носить те же имена. Представьте, какой неразберихой это чревато! Но мы уже знаем: чем больше путаница, тем надежнее. Многие африканцы нынче выбирают христианские имена вроде Джозефа, Питера, Джона, Мозе- са, Абрахама. Это признак не столько набожности, сколько суеверия. Таким манером люди с темной кожей, привыкшие завидовать богатству и преуспеванию белого человека, пытаются приманить, а то и переманить к себе его фортуну. Однако для надежности лучше не портить отношений и с региональными высшими силами. Поэтому на континенте так часто встречаются смешанные христиано-туземные имена, например, Джон Нди-фон, Джозеф Каке, Мартэн Мфомбе. Среди моих знакомых была женщина с таким же смешанным именем — Эстер Буйю (Хохотушка), и я дивился тому, как верно угадали родители ее будущий смешливый и оптимистичный нрав. Впрочем, здесь возможен и обратный процесс — под-страивание характера под выбранное имя. Попробовала бы Буйю-Хохотушка ныть и хнакать — да ее бы подняли на смех! Обретение имени — одно из важнейших событий в жизни любого черного африканца. По его убеждению, имя — пропуск в человеческий мир, своего рода удостоверение личности, если угодно, — путеводный знак. При выборе имени — и в этом коренное отличие от европейской практики — отбрасываются 41 Roumeguere-EberhardtJ. Pensee et societe africaine. P., 1963. P. 27-28. Doke С The Lemba of Northern Rhodesia. 42 Harner M. The Jivaro. P. 83-85. В христианстве имянаречение определяло не только место человека в социальной, но также в сакральной иерархии, поскольку у каждого ребенка появлялся свой святой — его покровитель и заступник на небесах. Если имя отражало устоявшиеся в обществе традиции, правила и моду, определяя, так сказать, горизонтальный срез социализации, то фамилия, наследуемая от отца и деда, указывала на принадлежность ребенка к вертикальному стволу культуры — фамильной генеалогии, роду или племени. Наконец, собственное имя и фамилия определяли право на обладание собственностью, в том
числе интеллектуальной. Вот почему имя Шекспира или Гомера обозначает Едва поженившись, молодые люди начинают гадать, как назовут будущего ребенка, придумывают имена для сына или дочери. Астрологи, чьи прогнозы сегодня чрезвычайно популярны, советуют прежде чем дать имя, составить для малыша индивидуальный гороскоп. Почитатели нумерологии — науки, основанной на теориях чисел Пифагора, предлагают сначала все хорошенько просчитать, чтобы число дня рождения совпало с числом имени. Но чаще всего имена присваивают, полагаясь на традицию — в честь деда или отца, а также на моду либо собственные пристрастия. прочь эстетические и прочие суетные соображения. Главное — забота о будущем ребенка, его судьбе. В старину антропонимика у ряда народов, в частности, у конго и луба, ограничивалась набором из 40-100 имен. Но все они были призваны помочь человеку, вступающему в жизнь, стать добрым, умным, сильным и стойким. Африканские имена заключают в себе конкретный смысл-пожелание. При этом нередка привязка к животным, престижным профессиям, символам материального достатка. В Зимбабве я знавал военнослужащего Харипот-са — «Тот, кто никогда, не промахивается». И он в самом деле точно метал копье и стрелял по мишеням. Где здесь причина, а где следствие, можно только догадываться. А вот наиболее яркий пример «сбывшегося» имени. 18 июля 1918 г. на юге Африки в семье вождя народа тембу Генри Гадлы Манделы на свет появился мальчик, которого назвали Ролихлахла — Мятежный духом (на языке коса). Сегодня Нельсона Ролихлахлу Манделу, мужественного борца с апартеидом и первого темнокожего президента ЮАР, знает весь мир. Как удалось его родителям подобрать столь пророческое имя, никому неизвестно. Африканские имена часто содержат в себе привязки к конкретным историческим событиям или содержат намек на некие обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие родам. Так, у буш-
менов на юге Африки мне встречался мальчик по имени Пылающий огонь и девочка Маленькая саранча. Обладая определенными познаниями о местных обычаях, не трудно догадаться, что первый родился во время пожара, а вторая — в момент опустошительного налета пустынной саранчи. На западе Африки детей принято называть по дням недели, в которые они родились. В этом сокрыт некий сакральный смысл, отчасти напоминающий астрологические прогнозы. По упомянутому признаку определяют, какой день недели или какая часть суток наиболее благоприятны носителю того или иного имени, а какие, напротив, грозят опасностью. Между прочим, Генеральный секретарь ООН, ганец по происхождению, Кофи Аннан родился в пятницу, на что указывает его имя. Я был знаком и с его тезкой, родившимся в тот же день недели, — ганским гитаристом Кофи Нимо, который прославился исполнением так называемой «музыки пальмового вина», весьма поэтичной. По мере взросления человека его имя может удлиняться, становиться сложно-составным, чтобы впитать новые биографические подробности. Так выстраивается, скажем, имя Коджо-Фонду (Понедельник-Заботливый), а через пару лет добавляется еще одна оценочная часть: Санатсу (Очень сильный). Сокращено по источнику: Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42. Таким образом, присвоение имени ребенку — неважно, происходит оно по традиционному сценарию многоступенчатого обряда или подчиненно ускоренной программе и ритмике постсовременного общества, — возникает на самых ранних этапах формирования семьи и жизни ребенка. Во многих культурах ему придают не меньшее значение, чем появлению на свет нового человечка. Имянаречение — присвоение имени новорожденному — один из важнейших элементов социализации Социологи и антропологи отмечают, что выбор имени в разных культурах, обществах и эпохах обусловлен не обязательно одним и тем же кругом обстоятельств. В христианстве выбор имени часто связывают с конкретным святым, у некоторых групп населения он продиктован требованиями астрологии. У эвенков имянаречение раньше проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3—5-летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. В современном Непале детей называют как и богов — Крина, Вишну и др. Считается, что с подобными именами будет труднее грешить. Правда, имена богов присваивают целым коллективам — предприятиям, банкам, магазинам.
На Руси ребенка обычно называли именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед» (т.е. будущий). Другой распространенный принцип выбора имени — по умершим или живым родственникам, причем мальчика чаще всего называли именем деда. С помощью имени новорожденный включался в ту или иную последовательность (святых или людей) и отождествлялся со всеми прежними носителями данного имени. Связь имени и человека распространяется не только на его поведение, но и на физическое состояние. Имянаречение является наиболее важным механизмом включения новорожденного в культуру. В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и переходящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепринятого списка имен, из которого родители малыша могли бы выбрать одно для наречения им новорожденного. Так что имена детям давали совершенно произвольно, часто придумывали новые, не встречавшиеся ранее, но связанные или с какими-либо обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при появлении на свет или же которую родители хотели в нем видеть впоследствии43. Часто мальчика называли просто в честь отца или деда, девочку — в честь матери
или бабки. Так, оратор Демосфен носил имя отца, и его звали Демосфен, сын Демосфена. Сын Перикла и Аспа-сии также получил имя отца, а дочь поэтессы Сафо — имя своей бабки. Софокл, Алкивиад, Аристид, Платон, Сократ — все это не имена, а фамилии. Антропологи, подробно изучившие социальный статус имени, выявили ряд удивительных особенностей. Известны данные о примитивных племенах, где человек настолько сливался со своим именем, что боялся его потерять, в случае если его узнают недоброжелатели. Узнав подлинное имя, враг якобы может обрести власть над ним, а потому его следует держать в строжайшем секрете. В Нигерии и многих других районах континента исстари считается, что, услышав имя человека, колдуны могут наслать на него порчу. По этой причине африканцы крайне редко зовут друг друга по имени, очутившись в излюбленных, как считается, обиталищах духов: в сумрачных чащах, на болотах, реках или у водопадов. На произнесение имени больного обычно накладывается табу — это может его погубить. Родители, как правило, очень серьезно подходят к выбору имени для своего ребенка. Особенно четко это обозначилось в последние годы, поскольку у нас во многих семьях ребенок только один. Естественно, ему отдается вся любовь, вся теплота, ласка и все это концентрируется в одном единственном слове — имени. Опрос молодых родителей показал, что они стремятся к тому, чтобы имя было красивым, современным, соответствующим духу эпохи. Тем не менее с присвоением имени происходят самые разные, а порой и неожиданные ситуации. Некоторые пары во время регистрации новорожденного так и не приходят к единому мнению: маме очень хочется назвать сына Денисом, а папа настаивает на Кирилле. Еще до рождения младенца в выборе ему имени могут участвовать папа, мама, бабушка, дедушка, а также многочисленные родственники и друзья. Довольно часто новорожденных называют в честь их бабушек и дедушек или в честь одного из родителей. Так появляются в доме два Николая или два Алексея. Во время транс- 43 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. ляции фильма «Дикая Роза» просто отбоя не было от желающих назвать своих дочерей Розами. Потом предлагались имена Марианна, Иден. А один папаша непременно хотел назвать свою дочь Изаурой. Родители стараются выбрать благозвучные и достойные имена своим детям, роднящие их с выдающейся личностью, семейством и даже целым народом.
Понятно, что многим родителям хочется дать ребенку красивое и благозвучное имя, да чтоб не такое, как у всех, а редкое. Так, в этом году в Сургуте появились новорожденные с именами Даяна, Аурика, Элизабет, Рубин, Алмаз, Анита, Марета, Павлина, Боян, Вафа, Хрусталина, Елисей, Кристиан, пять Виолетт, четыре Лианы и три Миланы. Самыми популярными нынче именами являются Александр, Анастасия, Дмитрий, Даниил, Владислав, Иван, Кирилл. На протяжении 900 лет по церковному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после рождения — при крещении. В начале 1920-х гг. коммунисты, упразднив крестины и обрезание, ввели так называемые ок-тябрины, на которых новорожденным дают вместо христианских или библейских имен — имена, взятые от революции, т.е. от фамилий вождей, названий местностей, связанных с революцией: «Это был гражданский обряд, посвященный рождению ребенка и наречению ему имени. Одни из первых октяб-рин состоялись в 1922 г. на Урале, в городе Надеждинске (ныне Серов), в семье рабочих. Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась девочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Красным знаменем борьбы и труда, пробитым пулями, разорванным штыком... Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, разбей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество»44. Интимно-личному церковному обряду, на который допускался узкий круг родственников, советская власть противопоставила массовое агитационно-пропагандистское мероприятие, напоминавшее политический митинг. Проходил он примерно так. В переднем углу клуба отряд пионеров с алым стягом пел под негромкую дробь барабана: «Мы — молодая гвардия рабочих и крестьян». Потом к ребятам обращался председатель: «Товарищи пионеры, предлагаю вам отправиться за матерью и пригласить сюда». Пионеры с барабанным боем возвращались с матерью, которая несла на руках ребенка. Публика аплодировала, кричала «ура!». Когда все входили в клуб, мать заявляла: «Ребенок принадлежит мне только физически. Для духовного воспитания передаю его обществу». В ответ на ее слова раздавались аплодисменты. Председатель брал ребенка на руки, пионеры раз- 44 Энциклопедия русских обычаев / Сост. Н.А. Юдина. М., 2000. С. 40-41. вевали над ним полотнище знамени и говорили: «Мы, пионеры, даем клятву, что поможем новому члену пройти все три школы: пионерскую, комсомольскую и РКП — и стать честным гражданином. С честью мы принимаем новорожденного в свой отряд». Октябрины Председатель зачитывал официальную грамоту, данную младенцу от жилищного товарищества, примерно такого содержания: «В день годовщины Октября правление и трудящиеся дома торжественно принимают в члены своего коллектива новорожденную и нарекают ее именем Майя в честь международного пролетарского праздника 1 Мая». Потом санячейка дома преподносила матери вторую грамоту о принятии шефства над ребенком45. В 1935 г. в одном из своих фельетонов И. Ильф и Е. Петров писали о том, что на октябрины новорожденному всегда дарили одно и то же — красное сатиновое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш: над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Взрослые тоскливо курили, оркестр часто играл туш. Коммунистические октябрины так и не стали массовым обрядом. История имени У славян процесс имянаречения символизировал переход из состояния детства во взрослую жизнь. Детское имя давалось ребенку родителями, и оно было призвано отогнать злых духов от него (таковы, например, имена Незван, Нежелан, Некрас) до того момента, как он станет взрослым и сможет сам защитить себя. В Древней Руси долгое время родители называли младенцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет. Так начинали жизнь на 45 Оленев М.Б. Магия имен (http://melfo.hl.ru). земле Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Нелюба, Нечай, Забава, Пискун и т.д. Все изменилось после крещения Руси в 988 г. Христианство изменило способ именования русичей. Имена стали выбирать из церковных источников, привезенных из Византии. В начале своего княжения Владимир принес в жертву языческим богам двух христиан — Ивана и Федора. С принятием христианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. По мере утверждения христианства складывалась церковная ономастика (от греч. опо-mastikys — относящийся к наименованию) — набор имен, даваемых при крещении. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и последователей, людей, принявших мучения за идеалы Христа. Они любимы и доныне — Петр, Павел, Иоанн В начале XVII в. в Московской епархии решили сделать пересмотр всех церковных книг, сличив греческие и церковнославянские тексты. Вместе с текстами подверглись реформе и канонические имена. Правда, изменения были незначительными, к примеру вместо старого Исакий предлагалось писать новое Исаакий. С конца XVII в. началось увеличение числа календарных имен, продолжавшееся до конца XIX в. Расширение сказалось на качестве: новые имена нередко появлялись вследствие ошибок, недоразумения, опечаток и рукописных ошибок46. Так, в календари попали имена Пастор, Сенатор, Коллег, Демократ, Либерал, Тирон, Майор, Миллион, Океан, Фрукт, Мама и др. В некоторые календари вошли известные греческие и римские имена, не имеющие никакого отношения к православным святым: Плутарх, Ливии, Менелай. От мужских имен образовались женские формы — путем неправильного осмысления или добавления к именам «женских» окончаний: -а, -ия. Так появились Иванна, Инна, Мина, Пинна, Римма и др. После пересмотра календаря в XIX в. исчезли имена, у которых не было своего святого. Было оставлено чуть меньше 900 мужских и около 250 женских имен (табл. 24)47. Таблица 24 Количественная динамика канонических имен
46 Иванов АЛ. Канонические имена (http://familia.hotbox.ru). 47 Там же. Старые русские календари, будто в насмешку над феминистками, богаты на мужские имена, их там записано 900, а женских — всего лишь 250. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Только мужскими были и первые монастыри. Увеличение числа женских имен в России произошло только после 1917 г., когда были сняты церковные ограничения на состав имен. В хитро устроенном церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз, Анна — 18, Мария — 12. Поэтому они довольно часто встречаются и сейчас. А вот имена Виктор и Виталий стали
популярны по другой причине. С древних времен они считались монашескими, в миру их было мало, и потому в XX в. они имели успех. Разделение канонических имен на светские и церковные формы началось после церковной реформы XVII в., а продолжалось оно вплоть до Октябрьской революции 1917 г. и календарной реформы 1918г., когда церковь была отделена от государства. Дополнительным толчком к иностранным заимствованиям послужила проводимая при Петре I европеизация России. После 1917 г. появился новый календарь имен — революционный. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 г. рекомендовал такие имена: 7 февраля. Родился писатель-утопист Томас Мор. Предлагаются имена — Томас и Мора. 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 г. конференции I Интернационала девочек рекомендовали называть Интернами. Были в этом календаре Луна-чары, Академы, Бланкины48. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» Шариков взял себе имя по новому календарю — Полиграф Полиграфович. Иностранные заимствования начались еще до Петра I. После христианизации потоком потекли к нам греческие и византийские имена, успевшие пройти канонизацию. Парадоксально, но до сих пор в церковном календаре очень мало славянских имен, сохранившихся от языческой Руси49. В итоге в каноне оказалось только 70 русских и славянских имен, да и то приведенных в греческой транскрипции. Другие русские и славянские богоугодные имена — Богумил, Богумир, Богуслав, Богухвал, Богуш, Божеслав, Божетех, 48 Басова Т. Имя твое — птица в руке // Вечерний клуб, 1996 (http://imena.org). 49 СуперанскаяА.В. Имена и раскол (Пересмотр русских имен в XVII веке) // Наука и жизнь. 1991. № 1. Божибор, Божидар, Верослав, Молибог, Мстибог и другие — не вошли в церковный канон50. Не повезло и англичанам. После норманнского завоевания древнеанглийские имена, употреблявшиеся на протяжении столетий, почти полностью исчезают. В списке из 800 имен присяжных в графстве Кент в 1313— 1314 гг. было лишь пять носителей древнеанглийских имен51. Влияние норманнского завоевания на антропонимию проявилось также в ускорении тенденции перехода прозвищ в фамилии. Третьим следствием норманнского завоевания явилась концентрация именника: пять самых популярных имен составили уже свыше 60% всех отмеченных мужских личных имен. Узок круг имен В каждой культуре, а также в рамках одного религиозного ареала, скажем христианского, с давних времен существует стандартный и практически не расширяющийся перечень имен, из которого родители подбирают нужное имя по своему вкусу. Иван, Иоганн, Иоахим, Джон — эти имена носит более одного миллиарда христиан. Для каждой нации исторически сложился свой набор универсальных имен, пересекающийся с другими, культурно близкими, странами, принадлежащими к единому цивилизационному ареалу, скажем России, Франции, Англии, Испании или Греции. Оказывается, что имен, находящихся в постоянном обращении, совсем немного — на каждую 1 тыс. новорожденных их приходится примерно 100. Около половины младенцев получают 12 наиболее популярных имен. Еще 10—20 распространены достаточно широко и вместе с вышеназванными 12-ю «обслуживают» примерно семерых новорожденных из десяти52. Появление новых имен — не такое уж частое событие. Всплеск «именного новостроя» отмечался в нашей стране в 1920—1930-е гг., когда советская власть, задумавшая построить невиданное на земле общество и воспитать новый тип совершенного человека, кроила и перекраивала всю культурную карту страны. Исчезали буржуазные поэты и писатели из школьной программы, старые названия улиц и городов, сносились тысячи доставшихся от царской России храмов, дворцов и памятников. Советские люди, выходцы из рабочих и 50 Иванов А.А. Древнерусские и славянские имена в церковном каноне (http://familia.hotbox.ru). 51 Щетинин Л.М. Слова. Имена. Вещи. Ростов н/Д, 1966. 52 Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. М., 2000. Ленин), Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Мэлор (Маркс, Энгельс, Октябрьская революция), Пятьвчет (пятилетку в четыре года), а также Желдора, Бе-белина, Коммунэлла. Самым необычным именем было, наверно, Оюшми-нальд — Отто Юльевич Шмидт на льдине. Однажды чадолюбивый папаша назвал своего сына Аир, в честь Алексея Ивановича Рыкова. И очень тем гордился, пока у Рыкова дела шли хорошо. Но когда председателя Совнаркома расстреляли, именем Аир заинтересовались компетентные органы. Расстроенный папа нашел в поэме Алексея Толстого «Алеша Попович» упоминание египетской травы, которая называется аир, и всем объяснял, что в честь нее-то и назвал сына53.
В городах Африки родители все чаще называют своих детей именами, образованными от английских слов. Так появились банкир Санди (Воскресенье), таксист Гудлак (Удача), торговец Бизи (Занятый, Деловой). Встречаются Прог-ги (от слова «прогресс»), Демо («демократия»). Есть варианты и вовсе анекдотичные. В Зимбабве мне попадались дети с более чем странными именами, скажем, Мануре («Навоз»), Ноумэ-тер («Не играет роли») или Эфрейд («Испуг»). «Подобно большинству жителей Зимбабве, — разводит руками католический священник Оскар Верг-нер, — я не берусь объяснить, почему сложилась столь нелепая традиция — брать далеко не всегда благозвучные иностранные слова и использовать их в качестве имен»54. Возможно, все дело в том, что многие родители просто не владеют английским, а посему любое понравившееся отцу или матери модное словцо выбирается для имени собственного чада. Даже в 1960-е гг. верные идеалам коммунизма родители продолжали называть детей сохранившимися с послереволюционных времен идеологическими именами-аббревиатурами: Вилен, Владлен, Радий, Рем, Авелина, Владилена, Лиана, Майя, Нинель. В школах за одной партой, учились Даздра-пермы и Владилены. За рубежом тоже были оригиналы. Во время холодной войны семья чернокожих американцев назвала своего сына Никитой Хрущевым. А недавно в Интернете появилась информация, что в Барышском районе Ульяновской области родившемуся малышу дали имя Презипутин — в честь российского президента. В поисках сенсации в область начали названивать корреспонденты западных СМИ, недавно звонили из ВВС. Словотворчество в этой сфере существовало всегда и будет бить через край в будущем. Кого-то называют в честь президентов чужой державы, а кого-то — в честь крупнейшего террориста планеты. Но это единичные случаи. Список имен для массового употребления остается достаточно стабильным. На материале фольклорных текстов лирических песен XIX—XX вв. специалисты проанализировали ряд тематических разрядов онимов: антропонимы — личные имена, патронимы (отчества, андронимы), фамилии, имена исторических деятелей, прозвища, антропоморфные имена, этнонимы. Зафиксировано 484 словоупотребления мужских отчеств и 425 словоупот- 53 Гриднева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org). 54 Эхо планеты. 2001. № 42. реблений женских отчеств. Оказалось, что самые частотные антропонимы — Иван, Авдотья, Марья. Составы наиболее употребительных мужских и женских отчеств совпадают на 50%. Общими для всех являются отчества от имен Иван, Василий, Петр, Никита, Григорий. По частоте употребления как в составе женских отчеств, так и в составе мужских первые два места занимают отчества от имен Иван и Василий. В группу редких по употребительности входят очень старые имена, забытые имена, имена иноязычные: Абро-сим, Азар, Ахрем, Бабрей, Гагамка, Засорин, Заждася, Пинай, Рюшка, Рожа, Салмонида, Хайка55.
Исторически сложилось так, что для наречения русских людей предлагался определенный набор имен, из которых можно было выбрать. Пока имена регулярно печатались в календарях, весь их состав был более или менее обозрим, и каждый мог выбрать имя по своему вкусу. Но после 1930 г. публикация имен в календарях прекратилась, а то, что не попадает в поле нашего зрения, естественно, забывается. Как следствие этого, с 1940-х гг. у нас началось ощутимое сужение круга имен. Остались имена, проверенные, знакомые, которыми звались родные и близкие. Часто это было связано с памятью о человеке, не вернувшемся с войны. В 1920—30-е гг. очень модным было имя Юрий, известное на Руси на протяжении тысячи лет. Но до революции активность этого имени сдерживалась церковью. Дело в том, что русской народной форме Юрий соответствует книжная форма Георгий. В результате до революции многих крестили Георгием, а в семье звали Юрием. Книжная форма Георгий в народных говорах дала еще два произносительных варианта: Егорий и Егор. В современной юридической практике имена Юрий, Георгий, Егорий и Егор оказываются разными. В течение всего XX столетия русские люди называли своих детей в честь дедушек и бабушек, и никакая революция не могла помешать этой традиции. Да и сегодня, судя по статистике, 95% россиян носят традиционные календарные русские имена56. Если в период 1600—1800 гг. в англоговорящих странах каждый второй мужчина носил имя Джон, Томас, Вильям, Уолтер, Джеймс или Джозеф, а женщины — Мэри, Анна или Элизабет, то затем подобные имена потеснились, хотя ими и сейчас продолжают называть детей. В Германии самые популярные имена — Мари и Александр. Как сообщает Общество немецкого языка на основе проведенной оценки данных городских служб записи актов гражданского состояния, именно эти имена наи- 55 Головина Р.В. Антропонимы в русской народной лирической песне // Фольклорная лексикогра 56 Гриднева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org). более часто давались новорожденным в 2002 г. За Мари следуют Софи, Мария, Анна (Анне) и Лаура. Отмечается рост популярности Катарин (седьмая позиция). Как отмечают исследователи, немецкие родители имеют слабость к именам, начинающимся с буквы «Л». В перечне 15 наиболее популярных — Лаура, Леа, Лиза, Лена, Лара и Леони, а также мужские — Леон, Лукас и Лука. К тому же все более часто встречаются имена, заканчивающиеся на «ас» — Лукас, Йонас и Никлас. Определенным шиком считается называть детей односложно — Тим, Ян, Том и Макс57.
Имена массовые наряду с редкими и редчайшими существовали во все эпохи. Менялся лишь их состав. Часто употребляющиеся имена входят в пословицы, поговорки, присловья, дразнилки: Иванушка-дурачок, но и Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Ивашка-белая Рубашка и т.д. Проблема дразнилок беспокоит многих матерей. Они стараются выбрать для ребенка такое имя, к которому трудно было бы подобрать присловье. В результате одно и то же имя дается тысячам детей. Почему на Руси так много Иванов? Обряд крещения включал и наречение имени из строго определенного списка «святых», помещенного в святцах, или месяцесловах — церковном календаре. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается чаще всего — 170 раз, а Вера — только 2 раза. Мода на имена Мода на имена — скорее всего продукт индустриального и постиндустриального обществ, которые в социологии принято именовать еще массовым обществом. Там, где много народу, там много повторений, в том числе в именах и фамилиях. Ведь список имен ограничен. Правда, и в небольшом племени, если там не больше одного-двух десятков имен, повторы неизбежны. Но в массовом обществе они принимают совсем иные масштабы. Подумать только, сколько миллионов Джонов и Иванов, Сергеев и Серджей одновременно ходит по планете! Если имя диктует характер и судьбу человека, то следует предполагать, что у миллионов Михаилов и Майклов, в какой бы стране они ни жили, судьбы тоже должны быть схожими. В массовом обществе все стандартное, да еще в огромном числе дублей. Увлечение диковинной одеждой или нового покроя пиджачком мы привыкли называть модой. Массовое поветрие на все новое и свежее касается всего, в том числе имен (с фамилиями труднее — они передаются по наследству). 57 Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 5 апр. В языческую пору было принято давать имена природные: Малинка, Иголка, Паук, Рябушка. Потом родители стали называть младенцев по особым приметам или по обстоятельствам, при которых они появились на свет. Так получили путевку в жизнь Беляй, Чернуха, Лобан, Миляй, Неждан, Забава, Пискун. Причем считалось: чем негативнее имя, тем лучше, потому что, кроме официального, было у язычников тайное, настоящее имя. Так наши предки обманывали злых духов. После Крещения Руси имена стали давать по святцам. В честь святого, в день памяти которого ребенок родился или крещен. В церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз. Потому и все наши сказки — про Ивана58.
В советские времена модным было называть детей в честь политических деятелей, великих полководцев и летчиков, генеральных секретарей и космонавтов. В московских загсах живет предание: был человек, который менял имена каждый раз в связи с новым генсеком. Впрочем, так случалось и раньше. В годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя. Известны курьезные случаи, когда люди обращались к властям с прошением о смене имени на новое — в честь вступившего на престол императора. В 1930-е гг. очень модным было имя Валерий. Его давали в честь В.П. Чкалова. После выхода книги «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара многие родители бросились называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. В 1937 г. на экраны страны вышел фильм Якова Протазанова «Бесприданница», и на протяжении 15 лет после появления картины родители называли Ларисами ежегодно не меньше 22 девочек на 1 тыс. новорожденных. В довоенный период дружба с Германией подкрепленная идеями международной солидарности трудящихся, пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы. Великая Отечественная война возродила интерес ко всему исконно русскому. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1 тыс. новорожденных. «Приливы» и «отливы» модных имен легко читаются в загсовских архивах. Специалистов не удивляет обилие Юриев и Валентин среди родившихся в 1960-х: орбитальный полет Юрия Гагарина стал началом моды на «космические» имена. Детей называли как именами космонавтов, так и поэтическими, «небесными»: Зорина, Зоряна и т.п. А еще чуть позже, когда властителями умов интеллигенции стали исторические романы, загсы накрыла волна древнерусских имен: Владимиры и Светланы, Всеволоды и Игори, Ольги и Олеги держали первенство «от Москвы до самых до окраин». В конце 1960-х гг. вдруг пошла мода называть новорожденных мальчиков Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан. Девочек — Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна. Специалисты пытались объяснить такое обновление интернационализацией: участились браки с иностранцами, в русский язык начала проникать иноязычная лексика. 58 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47. Но иностранными именами больше увлеклись жители села и люди с невысоким образовательным уровнем. А среди интеллигенции в это время началась мода на все глубоко национальное, и возродились из небытия древнерусские имена Добрыня, Ждан, Любава59. Мода на имена — продукт индустриального и постиндустриального общества, отражающий события реальной жизни Другую половину новорожденных мальчиков в СССР в те годы родители, как сговорившись, называли Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек — Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые русские имена. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется. Филологи начали выпускать пособия по именам в помощь загсам и родителям. С 1960-х гг. начали выходить пособия по личным именам — справочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. Благодарные россияне за 20 лет увеличили количество общеупотребительных имен: у девочек — с 25 до 40, у мальчиков — с 31 до 4260. Мода на имена зарождалась в городах и с некоторым отставанием проникала в деревню. Пик популярности имени Иван пришелся на 1940-е гг. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше. К 1970-м гг. имя переходит в разряд редких — так зовут лишь четырех мальчиков на 10061. В середине 1970-х из роддомов в массовом порядке начали выходить Олеси — белорусский уменьшительный вариант имени Александра (как раз тогда про Олесю нездешними голосами заливались «Песняры»). В 1980-е детей стало модно называть старинными именами, непопулярными в годы днева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org). ловаА.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991. еранская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1984. советской власти: народилась тьма тьмущая Марф, Евдокий, Василис, Анастасий, Максимов, Денисов, Никит и Данил62. В 1990-х гг. широко распространенными именами (20—50 на тысячу человек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек — Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продолжалась. Кстати сказать, в Польше имя Кароль стало повально модным именно после избрания Папой Римским поляка Кароля Войтылы (Папа Римский Иоанн Павел Второй).
В последние годы, когда мы стремимся к возвращению былых традиций и устоев, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Марф, Евдокий, Никит, Данил. На исходе XX в. специалисты посчитали, что у каждого имени есть свой срок жизни. Например, имя Иван уже никогда не станет массовым. В XXI в., по мнению Б.Ю. Хигира, будут популярны имена, которые могут противостоять алкоголю и наркомании. Мальчиков будут называть Ермаками, Илларионами, Вениаминами, Верос-лавами, Аристархами. А девочек — Владами, Джеммами, Зарами, Иветтами, Иолантами, Ладами, Лолитами, Мирославами и Юннами. Сегодня в США растет число родителей, дающих своим детям имена известных фирм и товаров. Новорожденные граждане США получают такие имена как Лореаль, Шевроле и Армани. Недавно родившихся двоих мальчиков — одного в Мичигане, другого в Техасе — назвали ESPN в честь спортивного телеканала. Эту тенденцию зафиксировал профессор К. Эванс, который исследовал документы системы социального обеспечения в стране за 2000 г. Эванс изучает детские имена американцев вот уже 25 лет. По его мнению, одним из основных источников вдохновения для родителей являются марки автомобилей: сейчас в США живут 22 девочки по имени Инфинити, пять Селик, а также 55 мальчиков, которые откликаются на Шеви. Семь мальчиков зарегистрированы как Дельмонте в честь производителя пищевых продуктов Del Monte и 49 — как Кэнон. Не забывают американцы и о производителях одежды: в США имеются около 300 девочек Армани, 6 мальчиков Тимберлэнд и 7 — Деним. Французский коньяк также удостоился чести быть «крестным отцом» для шестерых мальчиков, названных Курвуазье. Однако самыми популярными именами в 2002 г. были Джекоб и Эмили. Родители, которые называют своих новорожденных в честь известных брэндов, по мнению профессора Эванса, хотят, чтобы их дети чем-то отличались от других. Этот феномен также отражает надежды родителей на то, что дети, названные Армани или Шанель, станут богатыми и знаменитыми. Сегодняшние американские папы и мамы не отличаются от тех американцев XIX в., которые утирали носы и меняли пеленки своим отпрыскам по имени Рубин или Опал. 62 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|