Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Корочанцев Африканские имена




В именах живет ненаписанная история Африки со всеми ее чаяниями, представлениями о жизни, бедами и радостями. Хорошая книга об именах могла бы стать психологическим портретом каж­дого отдельного народа-племени, а в совокупно­сти и всего континента.

Есть целый класс имен, звучащих как призыв о помощи или некий намек, подсказка, которую надо услышать, понять: Вапигирики («Почему я должен быть объектом ненависти?»), Ндимубан-зи («Я окружен врагами»), Хабинкути («Благода­ря друзьям»). Что за драмы отражены в этих столь непривычных для европейского слуха на­званиях?

По традиции ребенок у народа бафутов (Африка) получает имя, когда ему исполняется восемь дней. Специальная церемония для этого события не предусмотрена, но существуют свои правила. Первую девочку обычно называют по имени ма­тери ее отца, а вторую — бабушки по матери. Со­ответственно первый мальчик получает имя отца матери, а второй — собственного родителя. Тре­тьему дается имя какого-нибудь мужчины из ма­теринской семьи. Младенец, появившийся на


свет без помощи повитухи, нарекался Васе. При­мерный эквивалент перевода: «что-то упавшее, неожиданно свалившееся». Если бафутка теряет несколько детей подряд, то предпринимается попытка обмануть рок. Дабы переломить судьбу, следующий отпрыск на­рекается Нкурину: «Чепуха, Мусор, Вздор» или того пуще — Ндунудуну: «Еще больший вздор». Можно ли себе представить, чтобы на обладате­ля такого презрительного имени, явно свиде­тельствующего, как мало ценят его родители, польстился хоть сколько-нибудь уважающий себя дух? Вот такие маленькие африканские хитрости...

В течение жизни имя у бафутов может меняться. Делается это с той же целью — запутать, сбить со следу недоброжелателей из мира духов. Если говорить о вельможе, то новое имя ему самолич­но подбирает вождь, и оно используется в преде­лах двора вождя, а в повседневной жизни, за воротами дворца употребляется старое. Близнецам бафутов заведено давать особые име­на, по которым определяется их семейный статус. Если оба новорожденных — девочки, их нарека­ют Лемнви и Бенви, если мальчики — Кунви и Фунви. Если девочка и мальчик, то мальчика зо­вут Кунви или Фунви, а сестру — Лемнви или Бен-

40 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

ком до истечения лунного месяца после рождения. У догон Западного Су­дана развитие от зачатия до рождения ребенка представлялось как период движения от «мифического прамира к людскому обществу». Развивающийся плод, как считали догоны, был подобен рыбе, а новорожденного соответ­ственно сравнивали с живой рыбой4'. У маленького народа бафутов в Камеру­не имя, как считается испокон веков, влияет на судьбу человека, придает смысл его жизни, защищает от види­мых и невидимых опасностей и даже налагает отпечаток на облик. Человек без имени представляет опасность и для себя, и для общества, поэтому родители в установленный обычаем срок спешат его наречь. В известном смысле это равнозначно таинству крещения: жизнь младенца обретает предназначение, направленность.

В некоторых обществах не было четкого порядка наречения детей. Напри­мер, у хиваро (Африка) в одних семьях отец давал имя и сыновьям и дочерям, в других отец давал имя сыновьям, мать — дочерям. Имя ребенку своего пола могут также давать отец отца и мать матери. Обычно ребенку давали имя умер­шего родственника из поколения родителей или дедов, сыну — имя родствен­ника, который много работал и убил врагов, девочке — имя женщины, ува­жаемой за трудолюбие42. Имена нередко являлись названиями животных и особенно птиц, иногда не имели никакой смысловой нагрузки.

ви. На этом именной ассортимент для близнецов исчерпывается. Если на свет будут появляться все новые двойни, они обречены носить те же имена. Представьте, какой неразберихой это чре­вато! Но мы уже знаем: чем больше путаница, тем надежнее.

Многие африканцы нынче выбирают христианс­кие имена вроде Джозефа, Питера, Джона, Мозе-

са, Абрахама. Это признак не столько набожнос­ти, сколько суеверия. Таким манером люди с тем­ной кожей, привыкшие завидовать богатству и


преуспеванию белого человека, пытаются прима­нить, а то и переманить к себе его фортуну. Одна­ко для надежности лучше не портить отношений и с региональными высшими силами. Поэтому на континенте так часто встречаются смешанные христиано-туземные имена, например, Джон Нди-фон, Джозеф Каке, Мартэн Мфомбе. Среди моих знакомых была женщина с таким же смешанным именем — Эстер Буйю (Хохотушка), и я дивился тому, как верно угадали родители ее будущий смешливый и оптимистичный нрав. Впро­чем, здесь возможен и обратный процесс — под-страивание характера под выбранное имя. По­пробовала бы Буйю-Хохотушка ныть и хнакать — да ее бы подняли на смех! Обретение имени — одно из важнейших событий в жизни любого черного африканца. По его убеж­дению, имя — пропуск в человеческий мир, сво­его рода удостоверение личности, если угодно, — путеводный знак.

При выборе имени — и в этом коренное отличие от европейской практики — отбрасываются

41 Roumeguere-EberhardtJ. Pensee et societe africaine. P., 1963. P. 27-28. Doke С The Lemba of Northern Rhodesia.
L., 1931. P. 134; Dieterlen С L'image du corps et les composantes de la personne chez les Dogon // La notion de
personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 219-222. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.
С. 234-235.

42 Harner M. The Jivaro. P. 83-85.

В христианстве имянаречение определяло не только место человека в социальной, но также в сакральной иерархии, поскольку у каждого ребенка появлялся свой святой — его покровитель и заступник на небесах. Если имя отражало устоявшиеся в обществе традиции, правила и моду, определяя, так сказать, горизонтальный срез социализации, то фамилия, наследуемая от отца и деда, указывала на принадлежность ребенка к вертикальному стволу культуры — фамильной генеалогии, роду или племени. Наконец, собствен­ное имя и фамилия определяли право на обладание собственностью, в том

числе интеллектуальной. Вот почему имя Шекспира или Гомера обозначает не только совокупность принадлежа­щих данному лицу сочинений, но и высокое качество интеллектуального продукта, который является неотъем­лемой частью мирового культурного наследия.

Едва поженившись, молодые люди начинают гадать, как назовут будуще­го ребенка, придумывают имена для сына или дочери. Астрологи, чьи про­гнозы сегодня чрезвычайно популярны, советуют прежде чем дать имя, со­ставить для малыша индивидуальный гороскоп. Почитатели нумерологии — науки, основанной на теориях чисел Пифагора, предлагают сначала все хо­рошенько просчитать, чтобы число дня рождения совпало с числом имени. Но чаще всего имена присваивают, полагаясь на традицию — в честь деда или отца, а также на моду либо собственные пристрастия.

прочь эстетические и прочие суетные соображе­ния. Главное — забота о будущем ребенка, его судьбе. В старину антропонимика у ряда народов, в частности, у конго и луба, ограничивалась на­бором из 40-100 имен. Но все они были призва­ны помочь человеку, вступающему в жизнь, стать добрым, умным, сильным и стойким. Африкан­ские имена заключают в себе конкретный смысл-пожелание. При этом нередка привязка к живот­ным, престижным профессиям, символам матери­ального достатка.

В Зимбабве я знавал военнослужащего Харипот-са — «Тот, кто никогда, не промахивается». И он в самом деле точно метал копье и стрелял по ми­шеням. Где здесь причина, а где следствие, мож­но только догадываться.

А вот наиболее яркий пример «сбывшегося» име­ни. 18 июля 1918 г. на юге Африки в семье вождя народа тембу Генри Гадлы Манделы на свет по­явился мальчик, которого назвали Ролихлахла — Мятежный духом (на языке коса). Сегодня Нельсона Ролихлахлу Манделу, мужественного борца с апартеидом и первого темнокожего пре­зидента ЮАР, знает весь мир. Как удалось его родителям подобрать столь пророческое имя, никому неизвестно.

Африканские имена часто содержат в себе привяз­ки к конкретным историческим событиям или со­держат намек на некие обстоятельства, предше­ствовавшие или сопутствовавшие родам. Так, у буш-


менов на юге Африки мне встречался мальчик по имени Пылающий огонь и девочка Маленькая са­ранча. Обладая определенными познаниями о ме­стных обычаях, не трудно догадаться, что первый родился во время пожара, а вторая — в момент опустошительного налета пустынной саранчи. На западе Африки детей принято называть по дням недели, в которые они родились. В этом сокрыт некий сакральный смысл, отчасти напо­минающий астрологические прогнозы. По упомя­нутому признаку определяют, какой день недели или какая часть суток наиболее благоприятны носителю того или иного имени, а какие, напро­тив, грозят опасностью.

Между прочим, Генеральный секретарь ООН, га­нец по происхождению, Кофи Аннан родился в пятницу, на что указывает его имя. Я был знаком и с его тезкой, родившимся в тот же день неде­ли, — ганским гитаристом Кофи Нимо, который прославился исполнением так называемой «му­зыки пальмового вина», весьма поэтичной. По мере взросления человека его имя может уд­линяться, становиться сложно-составным, чтобы впитать новые биографические подробности. Так выстраивается, скажем, имя Коджо-Фонду (Поне­дельник-Заботливый), а через пару лет добавля­ется еще одна оценочная часть: Санатсу (Очень сильный).

Сокращено по источнику: Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

Таким образом, присвоение имени ребенку — неважно, происходит оно по традиционному сценарию многоступенчатого обряда или подчиненно ускоренной программе и ритмике постсовременного общества, — возникает на самых ранних этапах формирования семьи и жизни ребенка. Во многих культурах ему придают не меньшее значение, чем появлению на свет ново­го человечка.

Имянаречение — присвоение имени новорожденному — один из важнейших элементов социализации

Социологи и антропологи отмечают, что выбор имени в разных культу­рах, обществах и эпохах обусловлен не обязательно одним и тем же кругом обстоятельств. В христианстве выбор имени часто связывают с конкретным святым, у некоторых групп населения он продиктован требованиями астро­логии. У эвенков имянаречение раньше проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3—5-лет­нем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе.

В современном Непале детей называют как и богов — Крина, Вишну и др. Считается, что с подобными именами будет труднее грешить. Правда, имена богов присваивают целым коллективам — предприятиям, банкам, магазинам.

На Руси ребенка обычно называли именем святого, день памяти которо­го был ближайшим «наперед» (т.е. будущий). Другой распространенный принцип выбора имени — по умершим или живым родственникам, причем мальчика чаще всего называли именем деда. С помощью имени новорож­денный включался в ту или иную последовательность (святых или людей) и отождествлялся со всеми прежними носителями данного имени. Связь име­ни и человека распространяется не только на его поведение, но и на физи­ческое состояние. Имянаречение является наиболее важным механизмом включения новорожденного в культуру.

В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и перехо­дящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепри­нятого списка имен, из которого родители малыша могли бы выбрать одно для наречения им новорожденного. Так что имена детям давали совершен­но произвольно, часто придумывали новые, не встречавшиеся ранее, но связанные или с какими-либо обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при появлении на свет или же которую родители хотели в нем видеть впоследствии43. Часто мальчика называли просто в честь отца или деда, девочку — в честь матери

или бабки. Так, оратор Демосфен но­сил имя отца, и его звали Демосфен, сын Демосфена. Сын Перикла и Аспа-сии также получил имя отца, а дочь поэтессы Сафо — имя своей бабки. Софокл, Алкивиад, Аристид, Платон, Сократ — все это не имена, а фамилии. Антропологи, подробно изучившие социальный статус имени, выявили ряд удивительных особенностей. Изве­стны данные о примитивных племе­нах, где человек настолько сливался со своим именем, что боялся его поте­рять, в случае если его узнают недобро­желатели. Узнав подлинное имя, враг якобы может обрести власть над ним, а потому его следует держать в стро­жайшем секрете. В Нигерии и многих других районах континента исстари считается, что, услышав имя человека, колдуны могут наслать на него пор­чу. По этой причине африканцы крайне редко зовут друг друга по имени, очутившись в излюбленных, как считается, обиталищах духов: в сумрачных чащах, на болотах, реках или у водопадов. На произнесение имени больно­го обычно накладывается табу — это может его погубить.

Родители, как правило, очень серьезно подходят к выбору имени для сво­его ребенка. Особенно четко это обозначилось в последние годы, поскольку у нас во многих семьях ребенок только один. Естественно, ему отдается вся любовь, вся теплота, ласка и все это концентрируется в одном единственном слове — имени. Опрос молодых родителей показал, что они стремятся к тому, чтобы имя было красивым, современным, соответствующим духу эпохи.

Тем не менее с присвоением имени происходят самые разные, а порой и неожиданные ситуации. Некоторые пары во время регистрации новорож­денного так и не приходят к единому мнению: маме очень хочется назвать сына Денисом, а папа настаивает на Кирилле. Еще до рождения младенца в выборе ему имени могут участвовать папа, мама, бабушка, дедушка, а так­же многочисленные родственники и друзья. Довольно часто новорожден­ных называют в честь их бабушек и дедушек или в честь одного из родите­лей. Так появляются в доме два Николая или два Алексея. Во время транс-

43 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

ляции фильма «Дикая Роза» просто отбоя не было от желающих назвать своих дочерей Розами. Потом предлагались имена Марианна, Иден. А один папаша непременно хотел назвать свою дочь Изаурой. Родители стараются выбрать благозвучные и достойные имена своим детям, роднящие их с вы­дающейся личностью, семейством и даже целым народом.

Понятно, что многим родителям хочется дать ребенку красивое и благо­звучное имя, да чтоб не такое, как у всех, а редкое. Так, в этом году в Сургу­те появились новорожденные с именами Даяна, Аурика, Элизабет, Рубин, Алмаз, Анита, Марета, Павлина, Боян, Вафа, Хрусталина, Елисей, Кристи­ан, пять Виолетт, четыре Лианы и три Миланы. Самыми популярными нын­че именами являются Александр, Ана­стасия, Дмитрий, Даниил, Владислав, Иван, Кирилл.

На протяжении 900 лет по церков­ному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после рожде­ния — при крещении. В начале 1920-х гг. коммунисты, упразднив крестины и обрезание, ввели так называемые ок-тябрины, на которых новорожденным дают вместо христианских или библей­ских имен — имена, взятые от револю­ции, т.е. от фамилий вождей, названий местностей, связанных с революцией: «Это был гражданский обряд, посвя­щенный рождению ребенка и нарече­нию ему имени. Одни из первых октяб-рин состоялись в 1922 г. на Урале, в го­роде Надеждинске (ныне Серов), в семье рабочих. Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась де­вочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Крас­ным знаменем борьбы и труда, пробитым пулями, разорванным штыком... Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, раз­бей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество»44. Интимно-личному церковному обряду, на который допус­кался узкий круг родственников, советская власть противопоставила мас­совое агитационно-пропагандистское мероприятие, напоминавшее полити­ческий митинг. Проходил он примерно так. В переднем углу клуба отряд пионеров с алым стягом пел под негромкую дробь барабана: «Мы — моло­дая гвардия рабочих и крестьян». Потом к ребятам обращался председатель: «Товарищи пионеры, предлагаю вам отправиться за матерью и пригласить сюда». Пионеры с барабанным боем возвращались с матерью, которая не­сла на руках ребенка. Публика аплодировала, кричала «ура!». Когда все вхо­дили в клуб, мать заявляла: «Ребенок принадлежит мне только физически. Для духовного воспитания передаю его обществу». В ответ на ее слова раз­давались аплодисменты. Председатель брал ребенка на руки, пионеры раз-

44 Энциклопедия русских обычаев / Сост. Н.А. Юдина. М., 2000. С. 40-41.

вевали над ним полотнище знамени и говорили: «Мы, пионеры, даем клят­ву, что поможем новому члену пройти все три школы: пионерскую, комсо­мольскую и РКП — и стать честным гражданином. С честью мы принима­ем новорожденного в свой отряд».

Октябрины

Председатель зачитывал официальную грамоту, данную младенцу от жилищного товарищества, примерно такого содержания: «В день годовщи­ны Октября правление и трудящиеся дома торжественно принимают в чле­ны своего коллектива новорожденную и нарекают ее именем Майя в честь международного пролетарского праздника 1 Мая». Потом санячейка дома преподносила матери вторую грамоту о принятии шефства над ребенком45. В 1935 г. в одном из своих фельетонов И. Ильф и Е. Петров писали о том, что на октябрины новорожденному всегда дарили одно и то же — красное сати­новое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш: над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Взрослые тоскливо курили, оркестр часто играл туш. Коммуни­стические октябрины так и не стали массовым обрядом.

История имени

У славян процесс имянаречения символизировал переход из состояния детства во взрослую жизнь. Детское имя давалось ребенку родителями, и оно было призвано отогнать злых духов от него (таковы, например, имена Не­зван, Нежелан, Некрас) до того момента, как он станет взрослым и сможет сам защитить себя. В Древней Руси долгое время родители называли мла­денцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет. Так начинали жизнь на

45 Оленев М.Б. Магия имен (http://melfo.hl.ru).

земле Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Не­люба, Нечай, Забава, Пискун и т.д.

Все изменилось после крещения Руси в 988 г. Христианство изменило спо­соб именования русичей. Имена стали выбирать из церковных источников, привезенных из Византии. В начале своего княжения Владимир принес в жертву языческим богам двух христиан — Ивана и Федора. С принятием хри­стианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. По мере утвер­ждения христианства складывалась церковная ономастика (от греч. опо-mastikys — относящийся к наименованию) — набор имен, даваемых при кре­щении. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и

последователей, людей, принявших мучения за идеалы Христа. Они люби­мы и доныне — Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. С тех пор в православной церкви принято при крещении присваивать имена святых, прославленных в ней и внесенных в православный «Месяцеслов». Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день ангела, день святого, по имени которого назван.

В начале XVII в. в Московской епархии решили сделать пересмотр всех церковных книг, сличив греческие и церковнославянские тексты. Вместе с текстами подверглись реформе и канонические имена. Правда, изменения были незначительными, к примеру вместо старого Исакий предлагалось пи­сать новое Исаакий. С конца XVII в. началось увеличение числа календарных имен, продолжавшееся до конца XIX в. Расширение сказалось на качестве: новые имена нередко появлялись вследствие ошибок, недоразумения, опеча­ток и рукописных ошибок46. Так, в календари попали имена Пастор, Сенатор, Коллег, Демократ, Либерал, Тирон, Майор, Миллион, Океан, Фрукт, Мама и др. В некоторые календари вошли известные греческие и римские имена, не имеющие никакого отношения к православным святым: Плутарх, Ливии, Менелай. От мужских имен образовались женские формы — путем неправиль­ного осмысления или добавления к именам «женских» окончаний: -а, -ия. Так появились Иванна, Инна, Мина, Пинна, Римма и др. После пересмотра ка­лендаря в XIX в. исчезли имена, у которых не было своего святого. Было ос­тавлено чуть меньше 900 мужских и около 250 женских имен (табл. 24)47.

Таблица 24 Количественная динамика канонических имен

 

Vb. 181 мужское и 11 женских имен
XI—XIII вв. 328 мужских и 43 женских имен
XVII-XIX вв. 537 мужских и 105 женских имен
1891 г. 900 мужских и около 250 женских имен
1916 г. 863 мужских и 232 женских имен
1988 г. 885 мужских и 245 женских имен
2000-2003 г. Добавлены патриархи, новомученики и др. лица из истории Древней Руси и современной России

46 Иванов АЛ. Канонические имена (http://familia.hotbox.ru).

47 Там же.

Старые русские календари, будто в насмешку над феминистками, бога­ты на мужские имена, их там записано 900, а женских — всего лишь 250. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Только мужскими были и первые монастыри. Увеличение числа женских имен в России произошло только после 1917 г., когда были сняты церковные ограничения на состав имен.

В хитро устроенном церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз, Анна — 18, Мария — 12. Поэтому они довольно часто встречаются и сейчас. А вот имена Виктор и Виталий стали

популярны по другой причине. С древ­них времен они считались монашески­ми, в миру их было мало, и потому в XX в. они имели успех.

Разделение канонических имен на светские и церковные формы началось после церковной реформы XVII в., а продолжалось оно вплоть до Октябрьс­кой революции 1917 г. и календарной реформы 1918г., когда церковь была отделена от государства. Дополнитель­ным толчком к иностранным заимство­ваниям послужила проводимая при Петре I европеизация России. После 1917 г. появился новый календарь имен — революционный. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 г. рекомендовал та­кие имена: 7 февраля. Родился писа­тель-утопист Томас Мор. Предлагают­ся имена — Томас и Мора. 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 г. конференции I Интернационала девочек рекомендовали называть Ин­тернами. Были в этом календаре Луна-чары, Академы, Бланкины48. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» Шари­ков взял себе имя по новому календа­рю — Полиграф Полиграфович. Иностранные заимствования начались еще до Петра I. После христиани­зации потоком потекли к нам греческие и византийские имена, успевшие пройти канонизацию. Парадоксально, но до сих пор в церковном календа­ре очень мало славянских имен, сохранившихся от языческой Руси49. В итоге в каноне оказалось только 70 русских и славянских имен, да и то приведен­ных в греческой транскрипции. Другие русские и славянские богоугодные имена — Богумил, Богумир, Богуслав, Богухвал, Богуш, Божеслав, Божетех,

48 Басова Т. Имя твое — птица в руке // Вечерний клуб, 1996 (http://imena.org).

49 СуперанскаяА.В. Имена и раскол (Пересмотр русских имен в XVII веке) // Наука и жизнь. 1991. № 1.

Божибор, Божидар, Верослав, Молибог, Мстибог и другие — не вошли в церковный канон50.

Не повезло и англичанам. После норманнского завоевания древнеанг­лийские имена, употреблявшиеся на протяжении столетий, почти полнос­тью исчезают. В списке из 800 имен присяжных в графстве Кент в 1313— 1314 гг. было лишь пять носителей древнеанглийских имен51. Влияние нор­маннского завоевания на антропонимию проявилось также в ускорении тенденции перехода прозвищ в фамилии. Третьим следствием норманнского завоевания явилась концентрация именника: пять самых популярных имен составили уже свыше 60% всех отмеченных мужских личных имен.

Узок круг имен

В каждой культуре, а также в рамках одного религиозного ареала, скажем христианского, с давних времен существует стандартный и практически не расширяющийся перечень имен, из которого родители подбирают нужное имя по своему вкусу. Иван, Иоганн, Иоахим, Джон — эти имена носит бо­лее одного миллиарда христиан. Для каждой нации исторически сложился свой набор универсальных имен, пересекающийся с другими, культурно близкими, странами, принадлежащими к единому цивилизационному аре­алу, скажем России, Франции, Англии, Испании или Греции. Оказывается, что имен, находящихся в постоянном обращении, совсем немного — на каждую 1 тыс. новорожденных их приходится примерно 100. Около поло­вины младенцев получают 12 наиболее популярных имен. Еще 10—20 рас­пространены достаточно широко и вместе с вышеназванными 12-ю «обслу­живают» примерно семерых новорожденных из десяти52.

Появление новых имен — не такое уж частое событие. Всплеск «именно­го новостроя» отмечался в нашей стране в 1920—1930-е гг., когда советская власть, задумавшая построить невиданное на земле общество и воспитать но­вый тип совершенного человека, крои­ла и перекраивала всю культурную кар­ту страны. Исчезали буржуазные поэты и писатели из школьной программы, старые названия улиц и городов, сноси­лись тысячи доставшихся от царской России храмов, дворцов и памятников. Советские люди, выходцы из рабочих и крестьян, никак не связанные с много­вековой дворянской культурой, имею­щей строгие традиции и нравы, были ошарашены открывающимися перспек­тивами. Как дети в песочнице, они принялись возводить новые здания, пло­тины, прокладывать дороги и создавать культурные памятники. Тогда появились новые имена, в годы развернутого строительства социализма зву­чавшие неожиданно, а позже, в годы развернутого перехода к капитализму — просто нелепо, например Гертруда (героиня труда), Вилен (Владимир Ильич

50 Иванов А.А. Древнерусские и славянские имена в церковном каноне (http://familia.hotbox.ru).

51 Щетинин Л.М. Слова. Имена. Вещи. Ростов н/Д, 1966.

52 Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. М., 2000.

Ленин), Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Мэлор (Маркс, Энгельс, Октябрь­ская революция), Пятьвчет (пятилетку в четыре года), а также Желдора, Бе-белина, Коммунэлла. Самым необычным именем было, наверно, Оюшми-нальд — Отто Юльевич Шмидт на льдине.

Однажды чадолюбивый папаша назвал своего сына Аир, в честь Алексея Ивановича Рыкова. И очень тем гордился, пока у Рыкова дела шли хорошо. Но когда председателя Совнаркома расстреляли, именем Аир заинтересо­вались компетентные органы. Расстроенный папа нашел в поэме Алексея Толстого «Алеша Попович» упоминание египетской травы, которая назы­вается аир, и всем объяснял, что в честь нее-то и назвал сына53.

В городах Африки родители все чаще называют своих детей именами, образо­ванными от английских слов. Так по­явились банкир Санди (Воскресенье), таксист Гудлак (Удача), торговец Бизи (Занятый, Деловой). Встречаются Прог-ги (от слова «прогресс»), Демо («демок­ратия»). Есть варианты и вовсе анекдо­тичные. В Зимбабве мне попадались дети с более чем странными именами, скажем, Мануре («Навоз»), Ноумэ-тер («Не играет роли») или Эфрейд («Испуг»). «Подобно большинству жи­телей Зимбабве, — разводит руками католический священник Оскар Верг-нер, — я не берусь объяснить, почему сложилась столь нелепая традиция — брать далеко не всегда благозвучные иностранные слова и использовать их в качестве имен»54. Возможно, все дело в том, что многие родители просто не владеют английским, а посему любое понравившееся отцу или матери модное словцо выбирается для имени собственного чада.

Даже в 1960-е гг. верные идеалам коммунизма родители продолжали на­зывать детей сохранившимися с послереволюционных времен идеологичес­кими именами-аббревиатурами: Вилен, Владлен, Радий, Рем, Авелина, Вла­дилена, Лиана, Майя, Нинель. В школах за одной партой, учились Даздра-пермы и Владилены. За рубежом тоже были оригиналы. Во время холодной войны семья чернокожих американцев назвала своего сына Никитой Хру­щевым. А недавно в Интернете появилась информация, что в Барышском районе Ульяновской области родившемуся малышу дали имя Презипутин — в честь российского президента. В поисках сенсации в область начали на­званивать корреспонденты западных СМИ, недавно звонили из ВВС.

Словотворчество в этой сфере существовало всегда и будет бить через край в будущем. Кого-то называют в честь президентов чужой державы, а кого-то — в честь крупнейшего террориста планеты. Но это единичные случаи. Список имен для массового употребления остается достаточно стабильным.

На материале фольклорных текстов лирических песен XIX—XX вв. спе­циалисты проанализировали ряд тематических разрядов онимов: антропо­нимы — личные имена, патронимы (отчества, андронимы), фамилии, име­на исторических деятелей, прозвища, антропоморфные имена, этнонимы. Зафиксировано 484 словоупотребления мужских отчеств и 425 словоупот-

53 Гриднева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org).

54 Эхо планеты. 2001. № 42.

реблений женских отчеств. Оказалось, что самые частотные антропонимы — Иван, Авдотья, Марья. Составы наиболее употребительных мужских и жен­ских отчеств совпадают на 50%. Общими для всех являются отчества от имен Иван, Василий, Петр, Никита, Григорий. По частоте употребления как в составе женских отчеств, так и в составе мужских первые два места занима­ют отчества от имен Иван и Василий. В группу редких по употребительно­сти входят очень старые имена, забытые имена, имена иноязычные: Абро-сим, Азар, Ахрем, Бабрей, Гагамка, Засорин, Заждася, Пинай, Рюшка, Рожа, Салмонида, Хайка55.

Исторически сложилось так, что для наречения русских людей предла­гался определенный набор имен, из которых можно было выбрать. Пока имена регулярно печатались в календа­рях, весь их состав был более или менее обозрим, и каждый мог выбрать имя по своему вкусу. Но после 1930 г. публи­кация имен в календарях прекрати­лась, а то, что не попадает в поле наше­го зрения, естественно, забывается. Как следствие этого, с 1940-х гг. у нас началось ощутимое сужение круга имен. Остались имена, проверенные, знакомые, которыми звались родные и близкие. Часто это было связано с па­мятью о человеке, не вернувшемся с войны. В 1920—30-е гг. очень модным было имя Юрий, известное на Руси на протяжении тысячи лет. Но до революции активность этого имени сдержи­валась церковью. Дело в том, что русской народной форме Юрий соответ­ствует книжная форма Георгий. В результате до революции многих крести­ли Георгием, а в семье звали Юрием. Книжная форма Георгий в народных говорах дала еще два произносительных варианта: Егорий и Егор. В совре­менной юридической практике имена Юрий, Георгий, Егорий и Егор ока­зываются разными.

В течение всего XX столетия русские люди называли своих детей в честь дедушек и бабушек, и никакая революция не могла помешать этой тради­ции. Да и сегодня, судя по статистике, 95% россиян носят традиционные календарные русские имена56.

Если в период 1600—1800 гг. в англоговорящих странах каждый второй мужчина носил имя Джон, Томас, Вильям, Уолтер, Джеймс или Джозеф, а женщины — Мэри, Анна или Элизабет, то затем подобные имена потесни­лись, хотя ими и сейчас продолжают называть детей.

В Германии самые популярные имена — Мари и Александр. Как сообщает Общество немецкого языка на основе проведенной оценки данных город­ских служб записи актов гражданского состояния, именно эти имена наи-

55 Головина Р.В. Антропонимы в русской народной лирической песне // Фольклорная лексикогра­
фия. Вып. 5: Сб. науч. статей. Курск, 1996. С. 15-17; Она же. Фамилии в русской народной лири­
ческой песне XIX-XX вв. //Лингвофольклористика 3: Сб. науч. статей. Курск, 2000. С. 71-75.

56 Гриднева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org).

более часто давались новорожденным в 2002 г. За Мари следуют Софи, Ма­рия, Анна (Анне) и Лаура. Отмечается рост популярности Катарин (седьмая позиция). Как отмечают исследователи, немецкие родители имеют слабость к именам, начинающимся с буквы «Л». В перечне 15 наиболее популярных — Лаура, Леа, Лиза, Лена, Лара и Леони, а также мужские — Леон, Лукас и Лука. К тому же все более часто встречаются имена, заканчивающиеся на «ас» — Лукас, Йонас и Никлас. Определенным шиком считается называть детей односложно — Тим, Ян, Том и Макс57.

Имена массовые наряду с редкими и редчайшими существовали во все эпохи. Менялся лишь их состав. Часто употребляющиеся имена входят в по­словицы, поговорки, присловья, драз­нилки: Иванушка-дурачок, но и Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Ивашка-белая Рубашка и т.д. Пробле­ма дразнилок беспокоит многих мате­рей. Они стараются выбрать для ребен­ка такое имя, к которому трудно было бы подобрать присловье. В результате одно и то же имя дается тысячам детей. Почему на Руси так много Иванов? Обряд крещения включал и наречение имени из строго определенного спис­ка «святых», помещенного в святцах, или месяцесловах — церковном кален­даре. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена свя­тых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом креще­ния предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается чаще всего — 170 раз, а Вера — только 2 раза.

Мода на имена

Мода на имена — скорее всего продукт индустриального и постиндуст­риального обществ, которые в социологии принято именовать еще массо­вым обществом. Там, где много народу, там много повторений, в том числе в именах и фамилиях. Ведь список имен ограничен. Правда, и в небольшом племени, если там не больше одного-двух десятков имен, повторы неизбеж­ны. Но в массовом обществе они принимают совсем иные масштабы. По­думать только, сколько миллионов Джонов и Иванов, Сергеев и Серджей одновременно ходит по планете! Если имя диктует характер и судьбу чело­века, то следует предполагать, что у миллионов Михаилов и Майклов, в ка­кой бы стране они ни жили, судьбы тоже должны быть схожими. В массо­вом обществе все стандартное, да еще в огромном числе дублей.

Увлечение диковинной одеждой или нового покроя пиджачком мы при­выкли называть модой. Массовое поветрие на все новое и свежее касается всего, в том числе имен (с фамилиями труднее — они передаются по на­следству).

57 Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 5 апр.

В языческую пору было принято давать имена природные: Малинка, Иголка, Паук, Рябушка. Потом родители стали называть младенцев по осо­бым приметам или по обстоятельствам, при которых они появились на свет. Так получили путевку в жизнь Беляй, Чернуха, Лобан, Миляй, Неждан, За­бава, Пискун. Причем считалось: чем негативнее имя, тем лучше, потому что, кроме официального, было у язычников тайное, настоящее имя. Так наши предки обманывали злых духов.

После Крещения Руси имена стали давать по святцам. В честь святого, в день памяти которого ребенок родился или крещен. В церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз. Пото­му и все наши сказки — про Ивана58.

В советские времена модным было называть детей в честь политических деятелей, великих полководцев и лет­чиков, генеральных секретарей и кос­монавтов. В московских загсах живет предание: был человек, который менял имена каждый раз в связи с новым ген­секом. Впрочем, так случалось и рань­ше. В годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя. Известны курьезные случаи, когда люди об­ращались к властям с прошением о смене имени на новое — в честь вступив­шего на престол императора.

В 1930-е гг. очень модным было имя Валерий. Его давали в честь В.П. Чка­лова. После выхода книги «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара многие родители бросились называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. В 1937 г. на экраны страны вышел фильм Якова Протазанова «Бес­приданница», и на протяжении 15 лет после появления картины родители называли Ларисами ежегодно не меньше 22 девочек на 1 тыс. новорожден­ных. В довоенный период дружба с Германией подкрепленная идеями меж­дународной солидарности трудящихся, пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы.

Великая Отечественная война возродила интерес ко всему исконно рус­скому. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1 тыс. новорожденных. «Приливы» и «отливы» модных имен легко читаются в загсовских архи­вах. Специалистов не удивляет обилие Юриев и Валентин среди родивших­ся в 1960-х: орбитальный полет Юрия Гагарина стал началом моды на «кос­мические» имена. Детей называли как именами космонавтов, так и поэти­ческими, «небесными»: Зорина, Зоряна и т.п. А еще чуть позже, когда властителями умов интеллигенции стали исторические романы, загсы на­крыла волна древнерусских имен: Владимиры и Светланы, Всеволоды и Игори, Ольги и Олеги держали первенство «от Москвы до самых до окра­ин». В конце 1960-х гг. вдруг пошла мода называть новорожденных мальчи­ков Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан. Девочек — Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна. Специалисты пыта­лись объяснить такое обновление интернационализацией: участились бра­ки с иностранцами, в русский язык начала проникать иноязычная лексика.

58 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47.

Но иностранными именами больше увлеклись жители села и люди с невы­соким образовательным уровнем. А среди интеллигенции в это время нача­лась мода на все глубоко национальное, и возродились из небытия древне­русские имена Добрыня, Ждан, Любава59.

Мода на имена — продукт индустриального и постиндустриального общества, отражающий события реальной жизни

Другую половину новорожденных мальчиков в СССР в те годы родите­ли, как сговорившись, называли Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек — Еленами, Иринами, Мари­нами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые рус­ские имена. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется.

Филологи начали выпускать пособия по именам в помощь загсам и ро­дителям. С 1960-х гг. начали выходить пособия по личным именам — спра­вочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. Благодарные россияне за 20 лет увеличили количество общеупотребитель­ных имен: у девочек — с 25 до 40, у мальчиков — с 31 до 4260.

Мода на имена зарождалась в городах и с некоторым отставанием про­никала в деревню. Пик популярности имени Иван пришелся на 1940-е гг. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше. К 1970-м гг. имя переходит в разряд редких — так зовут лишь четырех мальчиков на 10061.

В середине 1970-х из роддомов в массовом порядке начали выходить Олеси — белорусский уменьшительный вариант имени Александра (как раз тогда про Олесю нездешними голосами заливались «Песняры»). В 1980-е детей стало модно называть старинными именами, непопулярными в годы

днева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org).

ловаА.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991.

еранская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1984.

советской власти: народилась тьма тьмущая Марф, Евдокий, Василис, Ана­стасий, Максимов, Денисов, Никит и Данил62.

В 1990-х гг. широко распространенными именами (20—50 на тысячу че­ловек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек — Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продол­жалась. Кстати сказать, в Польше имя Кароль стало повально модным имен­но после избрания Папой Римским поляка Кароля Войтылы (Папа Римский

Иоанн Павел Второй).

В последние годы, когда мы стре­мимся к возвращению былых традиций и устоев, детей называют старинными именами, непопулярными в годы совет­ской власти. Так, много стало у нас Марф, Евдокий, Никит, Данил.

На исходе XX в. специалисты по­считали, что у каждого имени есть свой срок жизни. Например, имя Иван уже никогда не станет массовым. В XXI в., по мнению Б.Ю. Хигира, будут по­пулярны имена, которые могут противостоять алкоголю и наркомании. Мальчиков будут называть Ермаками, Илларионами, Вениаминами, Верос-лавами, Аристархами. А девочек — Владами, Джеммами, Зарами, Иветтами, Иолантами, Ладами, Лолитами, Мирославами и Юннами.

Сегодня в США растет число родителей, дающих своим детям имена из­вестных фирм и товаров. Новорожденные граждане США получают такие имена как Лореаль, Шевроле и Армани. Недавно родившихся двоих мальчи­ков — одного в Мичигане, другого в Техасе — назвали ESPN в честь спортив­ного телеканала. Эту тенденцию зафиксировал профессор К. Эванс, который исследовал документы системы социального обеспечения в стране за 2000 г. Эванс изучает детские имена американцев вот уже 25 лет. По его мнению, одним из основных источников вдохновения для родителей являются марки автомобилей: сейчас в США живут 22 девочки по имени Инфинити, пять Селик, а также 55 мальчиков, которые откликаются на Шеви.

Семь мальчиков зарегистрированы как Дельмонте в честь производителя пищевых продуктов Del Monte и 49 — как Кэнон. Не забывают американцы и о производителях одежды: в США имеются около 300 девочек Армани, 6 маль­чиков Тимберлэнд и 7 — Деним. Французский коньяк также удостоился чес­ти быть «крестным отцом» для шестерых мальчиков, названных Курвуазье. Однако самыми популярными именами в 2002 г. были Джекоб и Эмили.

Родители, которые называют своих новорожденных в честь известных брэндов, по мнению профессора Эванса, хотят, чтобы их дети чем-то отли­чались от других. Этот феномен также отражает надежды родителей на то, что дети, названные Армани или Шанель, станут богатыми и знаменитыми. Сегодняшние американские папы и мамы не отличаются от тех американ­цев XIX в., которые утирали носы и меняли пеленки своим отпрыскам по имени Рубин или Опал.

62 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...