Двойное имя и переименование
В традиционном обществе наречение имени играло большую роль. Имя включало ребенка в родовую организацию и могло определять его положение в ней. Нередко и в эпоху родовой общины, и в эпоху ее разложения ребенок, подросток получал по различным поводам несколько имен. «Многочисленные имена одного человека были своего рода координатами, позволяющими точно определить его место в семье, его положение в роде, в частности его связи с предками»63. Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII в. родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов. В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим, — все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена — Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т.п. — отталкивая этим злыхдухов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира. С этим представлением связан и се годняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество. Дикари считали, что имя соотносится с человеком, как тело с тенью, где тень — человек. То есть имя определяет судьбу. Но и сегодня многие люди верят либо убеждаются на своем жизненном опыте, что неудачное имя (или фамилия) влияет на служебную карьеру, положение в обществе, круг знакомств и судьбу человека в целом. Возможно, поэтому во многих обществах сегодня распространена такая культурная практика, как изменение имени и фамилии. В большинстве цивилизованных стран приняты законы, облегчающие и ускоряющие эту процедуру для рядовых граждан. В примитивных обществах никаких законов или постановлений не требовалось — человеку на протяжении его жизненного цикла давалось несколько имен.
В народности тетумов на острове Тимор64 считается, что некоторые свойства человека переходят на имя, что имя обязывает своего носителя к опре- 63 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242. 64 Тимор — один из крупных островов Восточной Индонезии, замыкающий цепочку Малого Зонд деленным видам деятельности. Например, хранить священное поле. Сын, которому после смерти отца надлежит это делать, должен сразу сменить имя на требуемое. У кемак новорожденному нарекают имя в первый же день: женщина из рода матери или отца ребенка кормит его грудью (родильница начнет его кормить со второго дня) и произносит ряд имен. Выбирают то из них, которое произносят, когда ребенок начинает сосать грудь. На Атауру имя дают на третий день после рождения и привязывают детям при этом белую нитку на правое запястье65. По мнению северных якутов, новорожденному в первые дни его жизни угрожали многочисленные злые духи. Для отпугивания их под подушку ребенка клали нож в ножнах, подвешивали над люлькой блестящие предметы: серебряные пластины, ложки, серьги. Новорожденному вместо имени давали какую-нибудь кличку, которая должна была обмануть злого духа. Чаще всего с этой целью пользовались собачьими кличками. Ребенка называли по имени только в возрасте трех лет. Во многих семьях, чтобы обмануть злого духа, старшие сестры и братья называли младших сестер — братьями, а братьев — сестрами. Иногда родители прокалывали мальчикам уши и вставляли серьги, чтобы черт подумал, что это девочка и оставил ребенка в покое. В первые дни жизни ребенка не показывали посторонним, боясь людей с «дурным глазом»66.
У народности конго в Африке имя могло указывать, что человек прошел через обряды посвящения в тайное общество кимпари. У йоруба одно имя человека отражало обстоятельства его рождения (иге — «появившийся ногами вперед»), другое — принадлежность к семье вождя или племенной знати (имена со словами олу — «вождь» ойе — «титул»), третье указывало на родовую принадлежность ребенка и т.д.67 У квакиютль первое имя, которое давали ребенку в возрасте четырех дней, не указывало на общественное положение. В возрасте одного года, когда ребенок начинал ходить, ему давали еще одно имя из набора имен, принадлежавших патриархальной семье, к которой относились его родители68. У других народностей Африки практиковалось два имени — публичное и личное. Одно известно всем, другое — только семье и родственникам. Произносить или «прикасаться» к публичному имени может каждый. Это не нанесет никакого вреда ребенку. Но личное имя держится в строжайшем секрете. Оно-то как раз и является истинным или основным именем. Второе имя, которое считается основным, получают на день наречения и его стараются скрыть от непосвященных. У бафутов в Камеруне личное имя хранится от посторонних в строгом секрете. В общении с иностранцами они предлагают называться себя французским или английским именами. Между тем у каждого из них существует и другое, употребляемое лишь в узком семейном кругу и ревностно уберегаемое от посторонних. 65 Соболева Е.С. Социализация детей на острове Тимор // Этнография детства. Традиционные мето
66 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 116-117. 67 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242-243. 68 Hodge W. The First Americans. N.Y., 1930. P. 417-418. Известно, что такая практика была зарегистрирована еще в Древнем Египте. Там у каждого человека было два имени: истинное, или большое, которое держалось в глубоком секрете, а также малое, которое было известно всем. Особенно строго оберегалось имя Рен, толковавшееся как душа — сущность человека, и хотя всего душ было пять, прознать и про одну было достаточно, чтобы вызвать большие неприятности. Желавший причинить кому-то зло всеми правдами и неправдами выведывал его Рен, после чего выводил это имя на клочке папируса и, радостно потирая руки, сжигал древний писчий материал. Последствия оказывались ужасными69. В частной жизни античные греки обходились одним именем. В официальных же документах их обозначали двумя или даже тремя именами. В списках граждан, в юридических и административных актах полагалось приводить также имя отца: Фемистокл, сын Неокла, Перикл, сын Ксантиппа, Аристид, сын Лисимаха, и т.п., а кроме того, если дело происходило в Афинах, указывать, к какой из городских фил принадлежит человек или, если он не был коренным жителем полиса, уроженцем какого города он является. В самых ранних литературных памятниках (особенно у Гомера) героев часто называли по именам их отцов или дедов, приводя помимо личного имени героя также его «отчество». Так, царей Агамемнона и Менелая Гомер называет Атридами, сыновьями Атрея, Ахилла — Пелидом, сыном Пелея. Дочерей царя Даная мы и сегодня знаем как Данаид. Прибавление к личному имени патронимикона, т.е. «отчества», было одним из отличительных признаков именно свободных граждан. Для обозначения рабов считалось достаточным одного имени, а еще чаще вместо имени употребляли этникон — прозвище, указывающее на происхождение раба: Сир — «сириец» — из Сирии, Лид — «лидиец» — из Лидии70. Два имени по сию пору дают новорожденным представители народности таленсе, живущей на севере Ганы. Первое — общественное, оно же публичное — присваивается по случаю какого-то события в жизни родителей или для увековечивания эмоционального настроя, в котором они пребывали. Второе — тайное — устанавливает глубокую личную зависимость младенца от предка-хранителя, который впредь будет оберегать его жизнь и благополучие, разумеется при соблюдении режима строжайшей секретности.
У тлинкитов из Африки человек мог также иметь два имени: с материнской и отцовской стороны. Первое имя давалось сразу после рождения матерью или родственниками по материнской линии. Мальчика нарекали именем кого-либо из умерших родственников, отличавшегося храбростью. Второе имя давалось значительно позднее во время больших поминок по какому-либо родственнику со стороны отца, хотя бы он ничем не был знаменит. Дети бедных людей, у которых не было средств устроить такие поминки, не имели второго имени, напротив, богатый (вождь) мог дать вто- 69 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42. 70 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. рое имя своему сыну сразу после рождения, но с обязательством устроить потом большие поминки71. Для богатых обряд наречения становится средством накопления имущества в интересах ребенка. У квакиютль, когда ребенку давалось первое имя, устраивали потлач. При этом ожидалось, что в течение года гости вернут ребенку удвоенную стоимость полученных ими подарков и это заложит основу его личного богатства72. Для сохранения имени в секрете в традиционном обществе придумывали множество ухищрений. Так, у зулусов и коса, если мужа зовут у-Мпака (животное из семейства кошачьих), то жена должна называть этого зверя другим именем. Кроме того, ей запрещено даже в мыслях произносить имена свекра и других родственников мужского пола по восходящей линии. Мужчины тоже не имеют права произносить всуе имена тещ, а они — их имена73. Тайное имя у таленсе выделяло его носителя из толпы, определяло его как индивидуальность, отличную от других членов рода и племени. Оно обеспечивало не только покровительство предков, но и определенный социальный вес, положение в обществе. Под этим именем человека знала лишь Судьба, да еще крайне узкий круг абсолютно доверенных лиц, обычно ближайших родственников. И оно оказывало существенное влияние на всю жизнь человека. Публичное имя для таленсе было маскирующим и могло время от времени меняться или дополняться. Личное же давалось одно на всю жизнь, но до определенного возраста не упоминалось. Детей из хитрости называли уклончиво: сын или дочь «такого- то». По истинному имени ребенка начинали называть лишь после того, как он мог сам принести воду для матери, т.е. становился человеком ответственным, способным постоять за себя и близких74.
Двойной стандарт в имянаречении существовал и в России. Согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого человека могло быть два имени: первое — крестильное, его давал священник в церкви; вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. По форме оно могло быть существительным или прилагательным. После XVII в. прозвища в России уже не сохранились. Появилась новая система именования. Она получалась путем добавления имени отца к крестильному имени75. 71 Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. III. С. 91. 72 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 274. 73 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42. 74 Там же. 75 Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989. В 1539 г. королевский ордонанс закрепил за каждым французом его семейное имя, кличку, прозвище, и под этим именем (и ни под каким другим) он и его потомки отныне и навеки должны были записываться в церковноприходских книгах. Менять его по своей прихоти запрещалось. Некоторые фамилии отражали деревенские сплетни или оценки характера и морального облика («ведьма», «стерва»). Встречаются «Колбаса с кровью», «Коровий навоз», «Недоделанный», «Мул», «Поросенок». Запрет на смену фамилии продержался 300 лет. Только при Наполеоне 1 апреля 1803 г. дозволили менять фамилии, и то в исключительных случаях. Настоящая свобода в перемене имен наступила только в XX в. Традиционно в англоговорящих странах ребенок при рождении получает два имени: личное имя {personal name, first name) и среднее имя {middle пате). Наиболее важным было именно первое, личное имя, официально закрепленное за ним при рождении. В начале XX в. анализом имен в русской транскрипции занимался ПА Флоренский, пришедший к выводу, что существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни. Имя — тончайшая плоть, посредством которой объявляет ся духовная сущность. Влияние удачного имени чрезвычайно велико и может определить как дальнейшую судьбу, так и место в социальном окружении. Человека с неблагозвучной фамилией вряд ли поставят в начальники, не сделают директором, а уж тем более президентом страны, ибо человек с высоким статусом представляет уже не только себя, но и других. И эти другие знают как относится к человеку с неприличной фамилией. Но и обладателю редкой фамилии тоже может не повести. К примеру, в далеком Сургуте есть человек по имени Индира Ганди. При регистрации ребенка русская мама заявила: для меня Индира Ганди — идеал политического лидера и пример для подражания. Ее не смущали предупреждения о том, что девочку будут дразнить детишки, что у нее может не сложиться судьба. Прошло много лет, и вот недавно в загс обратилась девушка Индира Ганди с просьбой поменять ей... фамилию: она решила взять девичью фамилию матери. Действительно, трудно себе представить директора школы или заведующую поликлиникой с подобной фамилией. Недавно в сургутский загс обратился 19-летний узбек Турдыбай. Может быть, в Узбекистане его имя воспринимается вполне нормально и соответствует традициям этой страны, но здесь оно осложняет ему общение со сверстниками. И он выбрал себе другое, легко произносимое. Другой юноша начитался книг по астрологии и выяснил, что по звездному коду имя Владимир ему не благоприятствует. Звезды будто бы будут благоволить ему только при условии, если он станет зваться Савелием. Он пришел в загс и потребовал изменить документы. Часто приходят романтические девушки с обычными, хотя и очень благозвучными именами — Ольга, Екатерина, Надежда и берут себе имена, соответствующие, как они сами объясняют, их неземной, неповторимой натуре — Изольда, Виолетта, Диана. Категорически нельзя девочкам давать мужские имена — у них складывается мужской характер. Многочисленные наблюдения показывают, что у женщин с мужскими именами (Александра, Антонина, Серафима, Валерия, Виктория, Феодора, Евгения, Клавдия, Яна, Валентина, Олеся) формируется мужской характер. Они настойчивы, упрямы и властны76. Не зря на Руси женщинам, уходившим в монастырь, давались, как правило, мужские имена. Изменение имени имеет социальные и юридические основания. В некоторых странах человеку предоставлена возможность официально поменять имя по своему выбору. Так, женщины, вступая в брак, могут либо принять фамилию мужа, либо сохранить свою девичью фамилию. В британской системе дворянских титулов человек, удостоенный титула, вправе выбрать имя по своему усмотрению. Аналогом имени являются прозвище, которое обычно присваивается в детстко-подростковой или криминальной среде, и литературный или актерский псевдоним, который выбирают в рекламных целях. В последние два-три столетия широко распространилась практика принятия сценических псевдонимов, когда Норма Джин Бейкер становится Мерилин Монро, а Джерри Дорси — Энгельбертом Хампердинком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|