Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двойное имя и переименование




В традиционном обществе наречение имени играло большую роль. Имя включало ребенка в родовую организацию и могло определять его положе­ние в ней. Нередко и в эпоху родовой общины, и в эпоху ее разложения ре­бенок, подросток получал по различным поводам несколько имен. «Мно­гочисленные имена одного человека были своего рода координатами, позво­ляющими точно определить его место в семье, его положение в роде, в частности его связи с предками»63.

Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII в. родители держали в секрете имя,

данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов. В Азер­байджане и Турции ребенку давали два имени — одно из них было ложным, вто­рое настоящим, — все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена — Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т.п. — от­талкивая этим злыхдухов. Обычай скры­вать свое имя историки и этнографы на­ходят почти у всех народов мира.

С этим представлением связан и се­ годняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, прини­мая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.

Дикари считали, что имя соотносится с человеком, как тело с тенью, где тень — человек. То есть имя определяет судьбу. Но и сегодня многие люди верят либо убеждаются на своем жизненном опыте, что неудачное имя (или фамилия) влияет на служебную карьеру, положение в обществе, круг зна­комств и судьбу человека в целом. Возможно, поэтому во многих обществах сегодня распространена такая культурная практика, как изменение имени и фамилии. В большинстве цивилизованных стран приняты законы, облегча­ющие и ускоряющие эту процедуру для рядовых граждан. В примитивных обществах никаких законов или постановлений не требовалось — человеку на протяжении его жизненного цикла давалось несколько имен.

В народности тетумов на острове Тимор64 считается, что некоторые свой­ства человека переходят на имя, что имя обязывает своего носителя к опре-

63 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242.

64 Тимор — один из крупных островов Восточной Индонезии, замыкающий цепочку Малого Зонд­
ского архипелага. Здесь проживает около 40 народов. 20 мая 2002 г. официально провозглашена
независимость Восточного Тимора — территории, состоявшей под управлением ООН, до этого
около четверти века находившейся под индонезийской оккупацией, а еще ранее — три века быв­
шей под колониальным управлением Португалии. Официальное название только что образовав­
шегося государства в Юго-Восточной Азии — Демократическая Республика Тимор Лоросае. На­
селение — 880 тыс. человек (преобладающий этнос — тетумы).

деленным видам деятельности. Например, хранить священное поле. Сын, которому после смерти отца надлежит это делать, должен сразу сменить имя на требуемое. У кемак новорожденному нарекают имя в первый же день: женщина из рода матери или отца ребенка кормит его грудью (родильница начнет его кормить со второго дня) и произносит ряд имен. Выбирают то из них, которое произносят, когда ребенок начинает сосать грудь. На Атауру имя дают на третий день после рождения и привязывают детям при этом белую нитку на правое запястье65.

По мнению северных якутов, новорожденному в первые дни его жизни угрожали многочисленные злые духи. Для отпугивания их под подушку ре­бенка клали нож в ножнах, подвешива­ли над люлькой блестящие предметы: серебряные пластины, ложки, серьги. Новорожденному вместо имени давали какую-нибудь кличку, которая должна была обмануть злого духа. Чаще всего с этой целью пользовались собачьи­ми кличками. Ребенка называли по имени только в возрасте трех лет. Во многих семьях, чтобы обмануть злого духа, старшие сестры и братья назы­вали младших сестер — братьями, а братьев — сестрами. Иногда родители прокалывали мальчикам уши и вставляли серьги, чтобы черт подумал, что это девочка и оставил ребенка в покое. В первые дни жизни ребенка не по­казывали посторонним, боясь людей с «дурным глазом»66.

У народности конго в Африке имя могло указывать, что человек прошел через обряды посвящения в тайное общество кимпари. У йоруба одно имя человека отражало обстоятельства его рождения (иге — «появившийся но­гами вперед»), другое — принадлежность к семье вождя или племенной зна­ти (имена со словами олу — «вождь» ойе — «титул»), третье указывало на родовую принадлежность ребенка и т.д.67 У квакиютль первое имя, которое давали ребенку в возрасте четырех дней, не указывало на общественное по­ложение. В возрасте одного года, когда ребенок начинал ходить, ему давали еще одно имя из набора имен, принадлежавших патриархальной семье, к которой относились его родители68.

У других народностей Африки практиковалось два имени — публичное и личное. Одно известно всем, другое — только семье и родственникам. Произносить или «прикасаться» к публичному имени может каждый. Это не нанесет никакого вреда ребенку. Но личное имя держится в строжайшем секрете. Оно-то как раз и является истинным или основным именем. Вто­рое имя, которое считается основным, получают на день наречения и его стараются скрыть от непосвященных. У бафутов в Камеруне личное имя хранится от посторонних в строгом секрете. В общении с иностранцами они предлагают называться себя французским или английским именами. Меж­ду тем у каждого из них существует и другое, употребляемое лишь в узком семейном кругу и ревностно уберегаемое от посторонних.

65 Соболева Е.С. Социализация детей на острове Тимор // Этнография детства. Традиционные мето­
ды воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 140-141.

66 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 116-117.

67 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 242-243.

68 Hodge W. The First Americans. N.Y., 1930. P. 417-418.

Известно, что такая практика была зарегистрирована еще в Древнем Египте. Там у каждого человека было два имени: истинное, или большое, которое держалось в глубоком секрете, а также малое, которое было извест­но всем. Особенно строго оберегалось имя Рен, толковавшееся как душа — сущность человека, и хотя всего душ было пять, прознать и про одну было достаточно, чтобы вызвать большие неприятности. Желавший причинить кому-то зло всеми правдами и неправдами выведывал его Рен, после чего выводил это имя на клочке папируса и, радостно потирая руки, сжигал древ­ний писчий материал. Последствия оказывались ужасными69.

В частной жизни античные греки обходились одним именем. В офици­альных же документах их обозначали двумя или даже тремя именами. В списках граждан, в юридических и ад­министративных актах полагалось приводить также имя отца: Фемистокл, сын Неокла, Перикл, сын Ксантиппа, Аристид, сын Лисимаха, и т.п., а кро­ме того, если дело происходило в Афи­нах, указывать, к какой из городских фил принадлежит человек или, если он не был коренным жителем полиса, уроженцем какого города он является. В самых ранних литературных памят­никах (особенно у Гомера) героев часто называли по именам их отцов или дедов, приводя помимо личного имени героя также его «отчество». Так, царей Агамемнона и Менелая Гомер называет Атридами, сыновьями Атрея, Ахилла — Пелидом, сыном Пелея. Дочерей царя Даная мы и сегодня знаем как Данаид. Прибавление к личному имени патронимикона, т.е. «отчества», было одним из отличительных признаков именно свободных граждан. Для обозначения рабов считалось достаточным одного имени, а еще чаще вмес­то имени употребляли этникон — прозвище, указывающее на происхожде­ние раба: Сир — «сириец» — из Сирии, Лид — «лидиец» — из Лидии70.

Два имени по сию пору дают новорожденным представители народности таленсе, живущей на севере Ганы. Первое — общественное, оно же публич­ное — присваивается по случаю какого-то события в жизни родителей или для увековечивания эмоционального настроя, в котором они пребывали. Второе — тайное — устанавливает глубокую личную зависимость младенца от предка-хранителя, который впредь будет оберегать его жизнь и благопо­лучие, разумеется при соблюдении режима строжайшей секретности.

У тлинкитов из Африки человек мог также иметь два имени: с материн­ской и отцовской стороны. Первое имя давалось сразу после рождения ма­терью или родственниками по материнской линии. Мальчика нарекали именем кого-либо из умерших родственников, отличавшегося храбростью. Второе имя давалось значительно позднее во время больших поминок по какому-либо родственнику со стороны отца, хотя бы он ничем не был зна­менит. Дети бедных людей, у которых не было средств устроить такие по­минки, не имели второго имени, напротив, богатый (вождь) мог дать вто-

69 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

70 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

рое имя своему сыну сразу после рождения, но с обязательством устроить потом большие поминки71. Для богатых обряд наречения становится сред­ством накопления имущества в интересах ребенка. У квакиютль, когда ре­бенку давалось первое имя, устраивали потлач. При этом ожидалось, что в течение года гости вернут ребенку удвоенную стоимость полученных ими по­дарков и это заложит основу его личного богатства72.

Для сохранения имени в секрете в традиционном обществе придумыва­ли множество ухищрений. Так, у зулусов и коса, если мужа зовут у-Мпака (животное из семейства кошачьих), то жена должна называть этого зверя другим именем. Кроме того, ей запрещено даже в мыслях произносить имена

свекра и других родственников муж­ского пола по восходящей линии. Муж­чины тоже не имеют права произносить всуе имена тещ, а они — их имена73.

Тайное имя у таленсе выделяло его носителя из толпы, определяло его как индивидуальность, отличную от других членов рода и племени. Оно обеспечива­ло не только покровительство предков, но и определенный социальный вес, по­ложение в обществе. Под этим именем человека знала лишь Судьба, да еще крайне узкий круг абсолютно доверен­ных лиц, обычно ближайших родствен­ников. И оно оказывало существенное влияние на всю жизнь человека. Публич­ное имя для таленсе было маскирующим и могло время от времени меняться или дополняться. Личное же давалось одно на всю жизнь, но до определенного возрас­та не упоминалось. Детей из хитрости на­зывали уклончиво: сын или дочь «такого- то». По истинному имени ребенка начи­нали называть лишь после того, как он мог сам принести воду для матери, т.е. становился человеком ответственным, спо­собным постоять за себя и близких74.

Двойной стандарт в имянаречении существовал и в России. Согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого че­ловека могло быть два имени: первое — крестильное, его давал священник в церкви; вторым именем могло стать прозвище, данное не только родите­лями, но и соседями или даже индивидом самому себе. По форме оно могло быть существительным или прилагательным. После XVII в. прозвища в Рос­сии уже не сохранились. Появилась новая система именования. Она полу­чалась путем добавления имени отца к крестильному имени75.

71 Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. III. С. 91.

72 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 274.

73 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

74 Там же.

75 Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989.

В 1539 г. королевский ордонанс закрепил за каждым французом его се­мейное имя, кличку, прозвище, и под этим именем (и ни под каким другим) он и его потомки отныне и навеки должны были записываться в церковно­приходских книгах. Менять его по своей прихоти запрещалось. Некоторые фамилии отражали деревенские сплетни или оценки характера и морального облика («ведьма», «стерва»). Встречаются «Колбаса с кровью», «Коровий навоз», «Недоделанный», «Мул», «Поросенок». Запрет на смену фамилии продержался 300 лет. Только при Наполеоне 1 апреля 1803 г. дозволили ме­нять фамилии, и то в исключительных случаях. Настоящая свобода в пере­мене имен наступила только в XX в.

Традиционно в англоговорящих странах ребенок при рождении получа­ет два имени: личное имя {personal name, first name) и среднее имя {middle пате). Наиболее важным было именно первое, личное имя, официально зак­репленное за ним при рождении.

В начале XX в. анализом имен в рус­ской транскрипции занимался ПА Фло­ренский, пришедший к выводу, что существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и со­бытиями его жизни. Имя — тончайшая плоть, посредством которой объявляет­ ся духовная сущность.

Влияние удачного имени чрезвы­чайно велико и может определить как дальнейшую судьбу, так и место в социальном окружении. Человека с неблагозвучной фамилией вряд ли поста­вят в начальники, не сделают директором, а уж тем более президентом стра­ны, ибо человек с высоким статусом представляет уже не только себя, но и других. И эти другие знают как относится к человеку с неприличной фами­лией. Но и обладателю редкой фамилии тоже может не повести. К примеру, в далеком Сургуте есть человек по имени Индира Ганди. При регистрации ребенка русская мама заявила: для меня Индира Ганди — идеал политичес­кого лидера и пример для подражания. Ее не смущали предупреждения о том, что девочку будут дразнить детишки, что у нее может не сложиться судь­ба. Прошло много лет, и вот недавно в загс обратилась девушка Индира Ганди с просьбой поменять ей... фамилию: она решила взять девичью фамилию матери. Действительно, трудно себе представить директора школы или за­ведующую поликлиникой с подобной фамилией.

Недавно в сургутский загс обратился 19-летний узбек Турдыбай. Может быть, в Узбекистане его имя воспринимается вполне нормально и соответству­ет традициям этой страны, но здесь оно осложняет ему общение со сверстни­ками. И он выбрал себе другое, легко произносимое. Другой юноша начитал­ся книг по астрологии и выяснил, что по звездному коду имя Владимир ему не благоприятствует. Звезды будто бы будут благоволить ему только при ус­ловии, если он станет зваться Савелием. Он пришел в загс и потребовал из­менить документы. Часто приходят романтические девушки с обычными, хотя и очень благозвучными именами — Ольга, Екатерина, Надежда и берут себе

имена, соответствующие, как они сами объясняют, их неземной, неповтори­мой натуре — Изольда, Виолетта, Диана.

Категорически нельзя девочкам давать мужские имена — у них складыва­ется мужской характер. Многочисленные наблюдения показывают, что у жен­щин с мужскими именами (Александра, Антонина, Серафима, Валерия, Вик­тория, Феодора, Евгения, Клавдия, Яна, Валентина, Олеся) формируется мужской характер. Они настойчивы, упрямы и властны76. Не зря на Руси жен­щинам, уходившим в монастырь, давались, как правило, мужские имена.

Изменение имени имеет социальные и юридические основания. В некото­рых странах человеку предоставлена возможность официально поменять имя

по своему выбору. Так, женщины, всту­пая в брак, могут либо принять фамилию мужа, либо сохранить свою девичью фа­милию. В британской системе дворян­ских титулов человек, удостоенный ти­тула, вправе выбрать имя по своему ус­мотрению. Аналогом имени являются прозвище, которое обычно присваивает­ся в детстко-подростковой или крими­нальной среде, и литературный или ак­терский псевдоним, который выбирают в рекламных целях. В последние два-три столетия широко распространилась практика принятия сценических псевдонимов, когда Норма Джин Бейкер ста­новится Мерилин Монро, а Джерри Дорси — Энгельбертом Хампердинком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...