Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список условных сокращений. Тупа оратория, косноязычна поэзия,. Необосновательна философия, неприятная история,. Сомнительна юриспруденция без грамматики.




СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

А. Г. – Гайдар А. П.

А. Н. Т. – Толстой А. Н.

Аст. – Астафьев В.

Ахм. – Ахматова А.

Бонд. – Бондарев

Буб. – Бубеннов М. С.

Булг. – Булгаков М. А.

Бун. – Бунин И. А.

в. – век

вв. – века

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

вопрос. – вопросительное

газ. – газета

Горб. – Горбатов Б. Л.

Гран. – Гранин Д. А.

грамм. – грамматический

греч. – греч. язык

Евт. – Евтушенко Е.

Ес. – Есенин С.

ед. – единственное число

ж. р. – женский род

знач. – значение

и др. – и другие

Каз. – Казакевич Э. Г.

Кат. – Катаев В. П.

Купр. – Куприн А. И.

какой-л. – какой-либо

книжн. – книжное

косв. (п. ) – косвенный падеж

л. – лицо

-л. – либо

Л. Н. Т. – Толстой Л. Н.

Ман. – Мандельштам О.

мед. – медицинский

м. (р. ) – мужской род.

междом. – междометие

мест. – местоимение

мн. (ч. ) – множественное число

муз. – музыкальный термин

-н. –нибудь

напр. – например

нар. – народный

наст. – настоящее время

Обр. – Обручев В. А.

Ог. – Огарёв Н. П.

офиц. – официальное

перен. – переносное

Пан. – Панова В.

Песк. – Песков

пог. – поговорка

П. – Пушкин А. С.

посл. – пословица

поряд. – порядковое числительное

поэтич. (поэт) – поэтическое

пр. – прочее

предл. – предложный падеж

прил. – имя прилагат

Приш. – Пришвин М. М.

прош. – прошедшее время

разг. – разговорное

рус. – русский язык

сущ. – имя существительное

тв. – творительный падеж

Тург. – Тургенев И. С.

употр. – употребляется

числ. – имя числительное

Фед. –  Федин К.

фольк. – фольклорное

худож. – художественный

Шол. – Шолохов М. А.

Шукш. – Шукшин

шуточн. – шуточное

экспресс. – экспрессивный

 

Тупа оратория, косноязычна поэзия,

необосновательна философия, неприятная история,

сомнительна юриспруденция без грамматики.

М. В. Ломоносов

Тема № 1. «Язык и общество. Предложение. Словосочетание»

Занятие 1

 

 I. Предтекстовая работа.

1. Диалог на тему «Знакомство. Представление».

а) Кто лучше запомнил имена своих новых друзей из студенческой группы?

б) Кто лучше запомнил имена своих преподавателей?

1) Дополните диалог необходимыми репликами.

− Здравствуйте! Я ваш новый преподаватель русского языка. Меня зовут … А как вас зовут?

− Азамат Садыков.

− Вы из Актау?

− Да, я из Актау?

−  Актау—красивый город. Спасибо, Азамат.

− А как вас зовут?

− Динара Есмуханова.

− Вы наверное, из Уральска?

− Да / Нет. Я из ….

 

2)   Прочитайте диалог, дополняя своими репликами.

− Здравствуйте! Я ваш преподаватель русского языка. Меня зовут (имя, отчество).

− Давайте познакомимся. Как вас зовут?

− ….

− Очень приятно. Из какого вы города? (Из какой области? )

− я из …

− А как вас зовут?

− Меня зовут … (имя). (Ф. И. )  Я из …. .

 

2. С данными словами составить словосочетание «по схеме сущ. + сущ. в косвенном падеже».

Зависимые слова поставить в нужном падеже (с предлогом или без предлога)

               Язык, мысль, диалект, постижение, сопутствовать, умение.

 

3. Записать следующие предложения, сделать синтаксический разбор.

         В мире существует от 2500 до 5000 языков. Язык, несомненно, явление общенародное. Язык и речь существуют в единстве. Главное в нашей речи – слово. Русский язык – правда о русском человеке.

 

4. Найдите в данных примерах фразеологизмы и дайте им толкование.

     

    С языка срываться, изучать язык, язык сломаешь.

5. Составьте диалог-расспрос на материале прочитанного текста с использованием

  слов речевого этикета:

     

 Будьте добры!   Будьте любезны! Скажите, пожалуйста! Спасибо! Извините!

II. Чтение текста.

   Язык и общество

Язык – явление общенародное. Язык создается и развивается обществом, потребность общения постоянно сопутствуют труду и всей жизни людей. В жизни коллективов и отдельных людей роль языка очень велика. Он активно влияет на развитие и состояние науки, образования, художественной литературы. Язык применяется людьми для построения речи.

Общее число языков мира от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно ввиду условности между разными языками и диалектами одного языка). С помощью языка люди достигают взаимопонимания в труде и быту, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения.

Изучить язык русского народа – значит изучать диалектику постижения мира, отраженную в языке этого народа. Изучайте язык народа с познания самого народа, его территориальной, этнической, исторической и социальной определенности: язык Державина, Жуковского, Пушкина и других выразителей и создателей национальной культуры в слове; язык современного русского народа, говорящего о земле, о хлебе, о смысле жизни, о родине, о милосердии. Русский язык – правда о русском человеке.

Это язык сердца, создавший русские песни, язык мысли, создавший русские поговорки и пословицы.

Изучайте, слушая, собирая, наблюдая и сравнивая, пытаясь приблизиться к правде души русского человека.

Научитесь погружаться, внимая языку, в чужую мысль, в непостижимую науку о человеке через его язык.

 

III. Послетекстовая  работа.

 1. Ответьте на вопросы:

1. Какова роль языка в жизни общества?

  1. Что применяется людьми для построения речи?

3. Сколько языков существует в мире?

4. Что значит изучать русский язык?

2. Укажите устойчивое выражение в тексте.

3. Как вы понимаете выражение «Язык сердца».

4. Найдите в тексте рекомендации (пожелание, совет), которые помогают изучать язык.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...