Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. I. Предтекстовая работа. II. Работа с текстом. Дорога. III. Послетекстовая работа. 2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните свое написание.




Занятие 6

I. Предтекстовая работа.

1. Ответьте на вопросы:     

       Что такое предложение? Что такое предикат? С чем соотносится в предложении предикат? Какая связь при этом образуется? Что составляет грамматическую основу простого предложения? Какие типы простых предложений вы знаете?

2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните свое написание.

                                Наш … речь состо …т из слов, но речь не прост… сумма слов: чтобы выразить как… - либо мысль, нужно построить предложение. Слово и словосочетание только называ… т предмет, но ничего не сообща … т о нем, например: книга, новая книга.

3. Ответьте на вопросы. Укажите подлежащее (субъект) и сказуемое.

Какие предложения являются синонимичными?

      1. Что изучают студенты на первом курсе? Что изучается студентами -первокурсниками? 2. Что будут делать студенты к рубежному контролю? Что нужно сделать студентам к рубежному контролю? 3. Кто читает лекции? Кем читалась первая лекция?

4. Прочтите предложения. Найдите в них главные члены предложения. Обратите внимание на отношение субъекта и объекта к действию, на наличие в предложении подлежащего - субъекта и субъекта – не подлежащее. Запишите, распределив предложения на 2 группы.

     1. Студенты слушают лекцию. Лекция проводится с использованием видеозаписи. 2. Лекция читается профессором. Профессор начал читать лекцию.

3. Студента интересует история. История Казахстана изучается на 1 курсе. 4. Я должен был написать статью в срок. Тема статьи предлагалась на конференции. 5. Зимой студенты сдают три экзамена. Три экзамена должны быть сданы студентами зимой.

II. Работа с текстом

1. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

  • О чём говорится в стихотворении? Сколько значений имеет слово дорога?
  • Какие слова называются многозначными? Как возникают новые значения слова?
  • Какие примеры многозначности слова вы знаете?

Дорога

                          Подумать только, как много

                                      Значений у слова дорога.

                                      Дорогой зовут автостраду,

                                      И тропку, бегущую рядом.

И шлях, что лежит на равнине,

                                      И путь каравана в пустыне,

                                      И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

                          И след корабля над волнами,

                                                 И синие выси над нами …

                                      А вскоре пополнится новым

                          Значеньем привычное слово.

                                         Представьте: готова ракета

                          К прыжку на другую планету.

                                      Прощаясь с её экипажем,

                                      Стоящим у звёзд на пороге,

                          Мы просто и буднично скажем:

                          «До встречи! Счастливой дороги! »

                          Подумайте только, как много

                                           Значений у слова дорога.

В. Остен

III. Послетекстовая работа.

1. Ответьте на вопросы. На чём они основаны? Можно ли считать эти вопросы шуточными? Для ответа на вопрос достаточно одного слова — прилагательного.

       1) Какой болезнью никто на земле не болел? 2) Когда зрячий человек бывает слепым? 3) Каким гребнем волосы не расчешешь? 4) Какой год продолжается всего один день? 5) В какие ворота не забьёшь гол? 6) Из какой тарелки не пообедаешь? 7) Какие четыре моря носят название цвета? 8) На какое дерево садится ворона во время дождя? 9) Из какого крана нельзя напиться? 10) Из какого полотна не сошьёшь рубашки? 11) Какую воду и в решете можно носить? 12) В каких лесах не водится дичь? 13) Каким поясом не подпояшешься?

2. Скажите, схожи ли предметы и  явления:

Человек бежит – время бежит – вода бежит

Нос лодки — нос собаки

Золотая осень – золотые часы

3. Укажите основное и переносное значения многозначных слов. С некоторыми из них (на выбор) составьте предложения.

Тёплый: тёплое молоко—тёплая встреча—тёплая комната; расти: город растёт—дерево растёт—авторитет растёт; мягкиё: мягкий диван—мягкий знак—мягкий хлеб; холодный: холодна вода—холодное сердце—холодный приём.

Занятие 7

I. Предтекстовая работа.

1. Прочитайте данные ниже предложения и дайте им характеристику. Выделите из предложений пары слов, графически обозначьте связь слов, указывая вопросы.

     О б р а з е ц: Лектор говорил о современной медицине очень интересно.

                    

Лектор что делал? говорил.

 


Говорил о чем? о медицине.

 

     


О медицине какой? современной.  

     
 


Говорил ( как? ) очень интересно.

     1. С помощью слов человек выражает свои мысли. 2. Загрязнение языковой среды пагубно воздействует на речевую культуру народа. 3. Сегодня умение вести диалог характеризует личность в значительной степени.

2. Устно укажите способы выражения подлежащего.        

       1). Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. 2). Каждый из нас имеет право на свободный выбор языка общения, обучения и творчества. 3). Каждый должен овладеть государственным языком. 4). В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский. 5). Никто не имеет права ограничивать свободу выбора языка воспитания и обучения.

3. Объясните значение слов сфера фактор, консолидация, диаспора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...