Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Послетекстовая работа. Занятие 10. I. Предтекстовая работа. II. Работа с текстом. III. Чтение текста. Сокровищница народной речи




III. Послетекстовая работа

1. Ответьте на вопросы:

   1). Что такое язык? 2) Что сказал поэт П. Вяземский о языке? 3). В каком случае говорят о высокой языковой культуре? 4). Можно ли овладеть высотами культуры речи? А как?

 5). Почему М. Горький придает большое значение чистоте и смысловой точности языка?   

2. Составьте вопросы к данным ответам.

- …?

- С помощью языка человек осознает историю своего народа.

- …?

- Эти строчки принадлежат П. А. Вяземскому.

- …?

- Поэт В. Луговой призывает бережно, с любовью относиться к родному языку.

- …?

- Хорошее владение родным и русским языком зависит от самого человека,

от его желания.

                 

3. Найдите в тексте предложения со сказуемыми, выраженными:

а) разными частями речи;

б) глаголами разных наклонений.

Занятие 10

I. Предтекстовая работа.

1. Дайте полные ответы на вопросы.

       1) Что вы знаете о словарях? 2) Когда мы обращаемся к словарям? 3) Какие словари бывают? 4) Почему энциклопедии нельзя считать собственно словарями? Чем они отличаются от словарей? 5) В каких случаях речь идёт об одноязычных или двуязычных (многоязычных) словарях.

2. Сделайте вывод по состоявшейся беседе: такие словари должны быть у старшеклассников и первокурсников, чем они полезны.

3. Запишите данный микротекст. В простых предложениях подчеркните главные члены предложения.

       Большинству читателей знакомы, конечно, два вида словарей – энциклопедические и двуязычные. Словари, объясняющие предметы, явления, события, называются энциклопедическими. Словари, в которых объясняются слова, называются лингвистическими.

       Лингвистические словари бывают многоязычные и одноязычные. Существует несколько типов словарей русского языка.

II. Работа с текстом.

1. Составьте с данными словами словосочетания.

 истинный – подлинный, точный, действительный, несомненный

поистине – действительно, в самом деле

подлинный – самый настоящий, оригинальный, не скопированный

филолог – учёный, изучающий язык, культуру, литературное творчество народа 

эпитет – образное, красочное определение

этнография – 1) наука, изучающая материальную и духовную культуру народов;

                     2) особенности быта. нравов, культуры какой-либо народности.

2. Подберите синонимы к словам: напряжённый, ориентировочный, героический и составьте словосочетания.

III. Чтение текста.

Сокровищница народной речи

«Комната русского культурного человек – это стол, стул и Даль». Так порой говорили о тех, в ком хотели подчеркнуть истинную, подлинную интеллигентность.

Словарь Даля – явление исключительное. В. И. Даль составил его один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь Владимир Иванович Даль не был филологом, профессионалом. Он был офицером, врачом, писателем, крупным государственным чиновником.

Словарь и поныне не является непревзойдённым по количеству включённых в него слов. В нём собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений, что и сейчас заставляет обращаться к нему писателей и переводчиков.

Учёный при отборе языкового материала ориентировался на живую народную речь. Более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок собрано в «Толковом словаре живого великорусского языка».

Далев словарь – это поистине энциклопедия русской народной жизни середины ХIХ. Он содержит ценнейшие этнографические сведения. Читая его, узнаешь язык, быт и нравы русского народа.

III. Послетекстовая работа

1. Дайте полные ответы на вопросы.

   1) Почему Толковый словарь Даля считается исключительным явлением? 2) Первым большим увлечением и любимым занятием Даля была медицина. Что же заставило его так упорно на протяжении долгого времени заниматься составлением словаря? 3) Как в тексте характеризуется труд В. Даля? 4) Прочитав текст и узнав некоторые факты его биографии, выскажите своё мнение об авторе «Толкового словаря».

2. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте каждую часть.

3. Пользуясь содержанием текста, составьте предложения по конструкциям:

что это что, что является чем.

4. Запишите предложения, подчеркните сказуемые и устно задайте к ним вопросы.

     1) В. И. Даль учился в морском кадетском корпусе, а затем служил некоторое время на Черноморском флоте. 2) В. И. Даль был русским офицером, врачом, писателем крупным государственным чиновником. 3) Первым большим увлечением и любимым занятием Даля была медицина. 4) В. И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». 5) Словарь Даля содержит около 30 тысяч пословиц и поговорок. 6) После выхода в свет четырёх томов он был удостоен Ломоносовской премии.

Занятие 11

I. Предтекстовая работа.

1. Прочитайте следующие ситуации. Отчего они возникли?. Есть ли в диалогах фразеологизмы и что они обозначают?

      1. Валя (пяти лет) терпеть не может рано ложиться спать.           

Когда я была маленькая, - уговаривает её бабушка, - я ложилась спать с курами.                Интересно! – замечает Валя. - Как это ты, бабушка, могла спать на насесте?                       2. Маленькая девочка спрашивает маму: «Как пекут блины? » Присутствующий при этом отец говорит жене: «Да ты испеки блины на её глазах». Девочка заплакала.

2. Определите, какие из фразеологизмов употребляются в деловой речи.

       Режим дня; на воре шапка горит; заострить внимание; медведь на ухо наступал; принять во внимание; строить воздушные замки; на основании вышеизложенного; в этой связи; взять на заметку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...